Социальная адаптация в современных условиях
тап выработки адаптационных навыков и способностей, облегчающих впоследствие социальную адаптацию. Этот период во многом зависит от тех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, если таковая имеется.

Приспособительный этап, когда освобожденный решает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Хотя этот этап должен быть кратким, но он очень важен для дальнейшей реализации планов и установок индивида: стремления трудиться, наладить внутрисемейные, дружеские отношения в социальной среде и т.д.

Этап усвоения социально полезных ролей. Он наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного. Происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания. Профилактическое значение этого этапа состоит в том, чтобы не допускать влияния неблагоприятного социального окружения и других факторов, обусловливающих асоциальное поведение.

Этап правовой адаптации, когда в сознании утверждаются и закрепляются социально значимые установки и цели исправления судимого лица.

Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации:

первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

третья стадия - приспособления, "аккомодации" - связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

четвертая стадия - полной адаптации, "ассимиляции", когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Специфические моменты технологии социальной адаптации:

только человеку свойственно создавать специальные "приспособления", определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

процесс "принятия" или "неприятия" индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств. №

ГЛАВА 2.

Технологии социальной адаптации личности к военной службе

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав ив проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждении. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках "дедовской" и "земляческой" статусных систем.

К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить эти уродливые явления - требуется изменить морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенности, предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять попытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов.

Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топлива и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами.

Разумеется, в период вооруженный конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания. Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:

малообеспеченность;

проблемы с образованием и воспитанием детей;

проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

проблемы с жильем;

проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего.

Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба - это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенности их социальных проблем. Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, - социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки. Определенный вклад в улучшение положения-военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи.

Специфическим и задачами социального работника в Вооруженных Силах являются обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориентация и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному изменению образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

2.1. Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас

По данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992-2004 гг. было уволено в запас более двух миллионов офицеров, пр
апорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35-50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т.д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время. Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программы социальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались две Программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.

Концепцию Программы адаптации военнослужащих существовавших в то время разрабатывали специалисты Института педагогики Российской академии образования. При этом были использованы результаты социологических исследований 1996 года по итогам реализации Программы конверсии для российских офицеров, анализ Организации экономического сотрудничества и исследования 1997 года "Занятость и профессиональная переподготовка кадровых военнослужащих запаса, живущих в Москве, и их использование в народном хозяйстве", проведенных Центром региональных проблем и Институтом проблем занятости РАН. Большое внимание было уделено изучению опыта работы существующих на тот момент в России различных центров социальной адаптации бывших военных. Они существовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии, Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран Европейского сообщества (TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовке увольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами, получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в больших городах Европейской зоны России. № Их главной задачей была профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной и психологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малого предпринимательства они не решали. Благодаря частной инициативе самих уволенных военнослужащих в различных районах страны стали образовываться ассоциации военнослужащих, уволенных в запас, как общественные негосударственные организации, которые во взаимодействии с региональными органами власти пытались реализовать соответствующие программы. Их деятельность строилась на основе самофинансирования, большинство из них работали в содружестве со Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), фокусируя свою деятельность в основном на переобучении. В тот период времени региональными администрациями были реализованы несколько проектов, направленных на социальную и психологическую адаптацию бывших военнослужащих. В результате этой инициативы были организованы региональные центры социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. №

В Тверской, Тамбовской, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Смоленской областях и Подмосковье военнослужащие могли получить социальную, юридическую, психологическую помощь и информационную поддержку. Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптации военнослужащих. Первый подход - организация на базе высших учебных заведений региональных центров по профессиональной переподготовке с объемом не менее 520 часов и выдачей дипломов государственного образца. Второй подход - создание Центров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений социальной защиты населения субъектов Федерации.

Третий подход - создание иных организационных форм, ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансового обеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих. Четвертый подход - деятельность неправительственных общественных организаций или объединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту их жительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты