Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел (на примере УВД по Амурской области)
p align="left">Для создания условий эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел в многочисленных нормативных актах, действующих на территории Российской Федерации, устанавливаются для них отдельные социальные льготы, привилегии и компенсации, которые касаются:

а) подоходного налога, денежного довольствия и других выплат в связи со службой в органах внутренних дел;

б) продолжительности службы (выслуги лет);

в) обязательное личного страхования « Россгосстрах»;

г) обеспечения жилой площадью УУМ;

д) оплаты жилищно-коммунальных услуг (участникам боевых действий);

ж) отпусков;

з) продолжительности рабочего дня во вредных условиях;

и) санаторно-курортного обслуживания;

к) приобретения (льготного) билетов на все виды транспорта (командировка, отпуск, новое место службы);

л) увольнения из органов внутренних дел;

м) медицинского обслуживания;

н) использования личного автотранспорта в служебных целях;

о) содержания детей в дошкольных учреждениях;

п) отдельных категорий сотрудников (награждение особыми знаками, работающих в отдельных подразделениях и службах, беременных женщин и матерей и др.);

р) семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, а также сотрудников, получивших увечья и телесные повреждения в результате участия в боевых действиях, вооруженных конфликтах, мероприятиях по ликвидации последствий катастроф и др. [11, с. 25 - 26].

Одной из наиболее значимых гарантий социальной защиты является обеспечение денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел. Денежное довольствие включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, процентную надбавку за ученую степень, стоимость продовольственного пайка, другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации [24].

Материальная помощь сотрудникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и представившим подтверждающие документы, выплачивается в размере до двух окладов денежного содержания в год.

Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию, устанавливается в зависимости от стажа службы в ОВД ежемесячная доплата от 25 % до 50 % суммы пенсии, которая могла быть им назначена.

Представления (рапорт) о предоставлении материальной помощи либо об установлении доплаты вносится руководителем соответствующего отдела (подразделения) милиции на имя руководителя органа внутренних дел [5].

Гарантией социальной защиты сотрудников правоохранительных органов является также предоставление компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни, за работу в ночное время; предоставление льгот сотрудникам, имеющим квалификационные звания "Специалист 1 класса", "Специалист 1 класса - наставник" и др.; возмещение ущерба, причиненного уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего сотруднику органов внутренних дел или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью; выплата компенсаций в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения им службы, после увольнения (ухода в отставку), вследствие нанесения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его профессиональной деятельностью; другие меры материального стимулирования или компенсации (возмещения) нанесенного ущерба [6, 7].

Таким образом, в Российской Федерации государством (государственными органами) предусмотрен целый комплекс мер по обеспечению социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, предусматривающих оказание правовой, материальной, финансовой, социально-бытовой и иной помощи и защиты.

3. Социальная защита сотрудников ОВД в УВД по Амурской области

3.1 Анализ мероприятий по социальной защите сотрудников в УВД

Амурской области

Смысл и назначение социальной защиты личного состава состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять защиту и поддержку объективно нуждающихся в этом сотрудников и членов их семей.

Социальная защита в системе органов внутренних дел призвана обеспечивать минимум условий, необходимых для процесса успешной профессиональной деятельности и социального функционирования сотрудников и членов их семей.

Если проанализировать работу по обеспечению социальной защиты личного состава и членов семей сотрудников, осуществляемую в Управлении внутренних дел Амурской области, то можно сказать, что руководство Управления внутренних дел делает все возможное для того, чтобы облегчить положение нуждающихся в социальной помощи сотрудников:

малообеспеченных работников (оказание материальной помощи и поддержки, предоставление временного жилья, земельного участка, др.);

побывавших в так называемых "горячих точках" (материальное стимулирование, оказание психологической помощи не только самим работникам, но и их родственникам);

членам семей погибших сотрудников (оказание помощи при погребении, материальная помощь, решение жилищного вопроса, трудоустройство неработающих членов семьи, мероприятия по оздоровлению детей и вдов, помощь в решении бытовых проблем, увековечивание памяти погибших и др.);

сотрудникам, имеющим проблемы в общении с коллегами (психологическое консультирование, организация вечеров-встреч и др.);

ветеранам и пенсионерам (помощь в протезно-ортопедической реабилитации инвалидов ВОВ, материальная помощь к памятным датам), а также иным категориям сотрудников.

В частности, были подготовлены и проведены следующие акции помощи. Семьям сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей в Северо-Кавказском регионе, были выделены благоустроенные квартиры. Всем семьям погибших выплачены единовременные пособия, страховые суммы по утрате кормильца. Вдовам путевки в дома отдыха, а дети погибших сотрудников ежегодно обеспечиваются бесплатными путевками в оздоровительный лагерь УВД. Ветеранам органов внутренних дел в канун Нового года, 9 мая, Дня милиции обеспечиваются подарками и небольшими денежными премиями, ко Дню милиции совместно с редакцией "Комсомольской правды" в Приамурье" организован конкурс среди детей "Мой папа милиционер" ("Моя мама милиционер") [19, с.17]. Лучшие сочинения детей о своих родителях, работающих в органах внутренних дел, были опубликованы страницах газеты.

Важное место в работе с сотрудниками отводится деятельности по увековечиванию памяти погибших при исполнении служебных обязанностей. Устанавливаются надгробные памятники, памятные стелы Героям России Волошину А.В. и Бондареву С.С., имена погибших заносятся на мемориальную доску Управления внутренних дел Амурской области.

В совокупности все вышеперечисленные меры по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников должны обеспечивать их социальную защищенность.

В качестве критериев социальной защищенности используют ряд показателей:

1) показатели демографического развития, здоровья (продолжительность жизни, уровень рождаемости, смертности);

2) показатели уровня жизни (динамика реальных доходов, дифференциация населения по уровню доходов, удельный вес расходов на питание и др.);

3) показатели структуры занятости;

4) показатели развития социальной инфраструктуры (показатели развития здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, отраслей активного отдыха и т.п.);

5) размер оплаты труда, реальные доходы, объем потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, др.

В пункте 1.3 настоящей дипломной работы приведены данные о состоянии социального самочувствия сотрудников органов внутренних дел, полученные в ходе проведенного автором исследования. Социальная защищенность является одним из показателей социального самочувствия и предполагает отсутствие острых социальных проблем у респондентов. Выявленные в ходе исследования социальные проблемы, существующие у милиционеров г. Благовещенска, позволяют говорить о недостаточно успешной социальной защите сотрудников в системе органов внутренних дел Амурской области, особенно по таким направлениям, как оказание финансовой и материально-бытовой помощи и реализация принципов всеобщности и комплексности социальной поддержки.

И это при том, что Управление внутренних дел Амурской области входит в число сорока лучших в Российской Федерации по результативности работы.

Опрос сотрудников Управления внутренних дел Амурской области (Приложение В, Г), занимающихся непосредственно социальной защитой личного состава, позволил выявить следующие причины недостаточно успешной социальной защиты сотрудников в системе УВД Амурской области.

В первую очередь, недостаточное материальное обеспечение сотрудников ОВД. Финансирование органов внутренних дел за последние несколько лет довольно существенно сократилось. Кроме этого, в конце 2002 года правоохранителей лишили еще и части социальных льгот (например, права на компенсацию по оплате коммунальных услуг, за пользование электроэнергией, телефоном, газом).

Еще одна причина малоэффективной или недостаточно успешной социальной защиты в системе органов внутренних дел - слабое материально-техническое и информационное обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Также одной из причин недостаточно эффективно осуществляемой социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, по мнению многих опрошенных специалистов УВД Амурской области, является ресурсная необеспеченность (малообеспеченность) федеральных законов и подзаконных актов, касающихся мер по улучшению социальной защищенности сотрудников ОВД, так как они (нормативно-правовые акты различного авторства) не предусматривают источников финансирования запланированных мероприятий или же к моменту реализации этих мер заранее оговоренные источники ресурсов оказываются истощены, использованы на другие цели. Поэтому ситуация оказывается такова, что многие из существующих в настоящее время законов, указов, постановлений, регламентирующих социально-правовое положение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, носят сугубо декларативный характер или же морально устарели; в результате, и те и другие не применяются на практике.

Что касается финансирования программ социальной защиты личного состава и семей сотрудников органов внутренних дел, то оно преимущественно осуществляется через систему Министерства органов внутренних дел, а также Министерства труда и социального развития, - то есть из бюджета. Выделяемых средств явно не хватает для оказания реальной помощи всем нуждающимся, а потому сотрудникам Управления внутренних дел, отвечающим за это направление работы, приходится заниматься фандрайзингом - поиском других, внебюджетных источников финансирования социальных программ. В качестве спонсоров выступают частные предприниматели города Благовещенска и Амурской области, общественные организации (например, Фонд ветеранов силовых структур, Амурское отделение Всероссийского общества Красного Креста, Фонд согласия и примирения и др.).

Следующей причиной является нехватка квалифицированных специалистов, которые могли бы оказывать необходимую социальную помощь. В системе органов внутренних дел вплоть до последнего времени не введена ставка специалиста по социальной работе (социального работника), и до сих пор деятельностью по организации и осуществлению социальной защиты личного состава и членов семей сотрудников занимаются специалисты отдела кадров, отделов по воспитательной работе (как это делается, например, в УВД Амурской области) и тому подобных структурных подразделений. Сотрудники этих отделов и подразделений милиции совмещают работу по социальной защите со своими непосредственными служебными обязанностями. Правда, в последние годы в органах внутренних дел стали активно создаваться специализированные структуры, которые занимаются решением различных аспектов проблемы обеспечения социальной защищенности своих сотрудников (в том числе уволенных по состоянию здоровья или ушедших на пенсию) и членов их семей (например, при Управлениях внутренних дел могут действовать психологические службы, центры социологических исследований и тому подобное). Однако, такой работы явно не достаточно:

во-первых, потому что данные структуры создаются не во всех Управлениях внутренних дел Российской Федерации, а только в самых прогрессивных (и расположенных преимущественно в центральных регионах страны);

во-вторых, несмотря на богатый эмпирический опыт сотрудников, осуществляющих социальную защиту личного состава, в силу вверенной им обязанности проводить данную работу, они не знакомы с теми необходимыми теоретическими разработками, социальными технологиями и методиками, которые должен знать и уметь применять на практике специалист по социальной работе.

Существуют и другие причины недостаточно эффективной защиты сотрудников органов внутренних дел, носящие как объективный (к примеру, отсутствие каналов международного обмена опытом работы по осуществлению социальной защиты личного состава, закрытость системы МВД, специфика профессиональной деятельности в органах внутренних дел и другое), так и субъективный характер (например, субъективизм, бездушие и формализм в работе с нуждающимися в помощи и поддержке сотрудниками органов внутренних дел, нежелание руководства ОВД тратить материально-технические ресурсы на оказание социальной помощи сотрудникам и тому подобное), но вышеперечисленные являются основными.

Таким образом, в работе по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников ОВД существуют различные проблемы, носящие преимущественно организационный характер и снижающие качество работы по социальной защите. Наличие названных, а также других причин объективного и субъективного характера в Управлении органов внутренних дел Амурской области подтверждается специалистами отдела по воспитательной работе, занимающихся в том числе и осуществлением мер по социальной защите личного состава и членов семей сотрудников ОВД, проживающих на территории городов и районов Амурской области. Работа по устранению существующих недочетов в социальной защите, а также минимизация воздействия негативных факторов на социальное самочувствие сотрудников требует отдельного рассмотрения с точки зрения современной теории и практики социальной работы среди единой профессиональной общности, представители которой и являются работающие в органах внутренних дел.

3.2 Рекомендации по организации и осуществлению социальной

защиты сотрудников и членов их семей в УВД Амурской области

Анализ реализации гарантированных государством мер по социальной защите личного состава в территориальных органах внутренних дел показал, что несмотря на существующие трудности и проблемы, в большинстве из них не прекращается работа по обеспечению предусмотренных установленных законодательством прав и льгот различным категориям сотрудников ОВД, нуждающихся в социальной помощи, поддержке и защите.

Труднее обстоят дела с разработкой и реализацией собственных программ и проектов работы с сотрудниками и членами их семей в рамках намеченных государством направлений социальной защиты.

Таким образом, обеспечение социальной защищенности личного состава и членов семей сотрудников в ОВД должно предполагать выполнение следующих блоков работы:

1) материальное обеспечение (создание условий для обеспечения основным минимумом гарантированных государством льгот и пособий, благотворительная помощь);

2) решение бытовых проблем (решение жилищного вопроса и проблем благоустройства, обеспечение земельным участком, трудоустройство неработающих членов семьи, предоставление мест в ведомственных детских учреждениях);

3) медико-социальная работа (медико-социальный патронаж семьи, направление на санаторно-курортное лечение , обеспечение медикаментами, спортивно оздоровительные мероприятия);

4) социально-психологическая помощь (регулярное социально-психологическое обследование сотрудников и или членов их семей, психологическая реабилитация и реадаптация);

5) социокультурная и информационная работа (организация и проведение встреч, в том числе консультативного характера, проведение концертов и поздравлений, увековечивание памяти погибших сотрудников, организационно-пропагандистские мероприятия, экскурсии).

В Управлении внутренних дел функция социальной защиты возложена на работников отдела по кадровой и воспитательной работе (блоки 1, 5 и частично 2), медицинского отдела (блок 3), центра психологической помощи (блок 4), Совета ветеранов при УВД Амурской области, финансово-экономического отдела. В реализации 5 блока работ участвует также отдел информации УВД Амурской области.

Сотрудники первого из перечисленных подразделений УВД, кроме прочего, занимаются разработкой и реализацией мер по социальной защите в виде программ и проектов, подготавливают списки нуждающихся в социальной помощи (в том числе экстренной) и проекты приказов, осуществляют координацию всей социальной работы с сотрудниками ОВД на территории области. [1, 4].

Для того чтобы повысить результативность деятельности по социальной защите в УВД Амурской области, представляется необходимым комплексное использование различных форм и видов социальной помощи и поддержки сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Автором предлагается Проект программы социальной защиты сотрудников и членов их семей в УВД Амурской области, реализация которой рассчитана на пять лет.

В Программу включены различные блоки работ по социальной защите таких категорий сотрудников и членов их семей, как:

а) категории сотрудников:

- сотрудники, пострадавшие при исполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. побывавшие в «горячих точках» (в России или на территории других государств), получившие травму или ранение, понесшие моральный (например, оскорбление чести и достоинства) или материальный (порча имущества) ущерб;

- молодые сотрудники (недавно поступившие на службу или прослужившие в ОВД небольшой срок);

- ветераны и пенсионеры из числа сотрудников УВД (работающих и бывших);

- погибшие (умершие) сотрудники (в том числе ветераны и пенсионеры ОВД);

б) категории членов семей:

- члены семей сотрудников, погибших при исполнении своих служебных обязанностей (родители, вдовы [ вдовцы, сироты, другие родственники);

- родственники, чей социальный статус характеризуется наличием ограничений жизнедеятельности (инвалиды, больные, безработные, др.);

- дети сотрудников.

Допустимы ситуации, когда сами сотрудники или члены их семей в силу своего положения или возникших проблем могут быть отнесены к различным целевым группам; тогда специалист, осуществляющий социальную защиту данного лица или членов его семьи:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты