Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел (на примере УВД по Амурской области)
оциальные показатели ущерба - это показатели смертности либо последствий, вызывающих ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам. Экономические показатели ущерба - это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском.

Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей, а экономические - позволяют сопоставить уровни и значимость социального риска, возможности минимизации ущерба от него.

Все факторы социального риска для сотрудников органов внутренних дел можно определить, используя следующие индикаторы (показатели).

1. Семейное положение сотрудника и характер внутрисемейных отношений. Семья сотрудника - это "своеобразный тыл, обеспечивающий его работу". Специфика и содержание работы, как правило, в известной степени отрывает сотрудника от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья, недостаточное материальное и финансовое обеспечение и т.п. - в совокупности это может привести к нежелательному конфликту в семье, ее распаду.

2. Жилищно-бытовые условия жизни сотрудника. Качество жилищно-бытовых условий жизни, а также наличие постоянного жилья косвенно влияет на успешность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей. Между тем, по данным МВД, в очередь на улучшение жилищных условий стоит от 30 до 40 % сотрудников органов внутренних дел. В большинстве своем - это молодые специалисты, окончившие учебные заведения или отслужившие в армии, и проживающие в настоящий момент в общежитиях, съемных квартирах (комнатах). Примерно 10 % сотрудников проживает в домах аварийных или подлежащих сносу.

3. Финансовое положение сотрудников (семьи сотрудника). В течение 1990-х годов резко снизилась покупательская способность денежного довольствия и пенсий сотрудников органов внутренних дел. Тенденция к снижению доходов работников милиции наблюдается и в последние годы: средняя зарплата рядового милиционера составляет 10 000 - 12 000 рублей, офицера спец. подразделения в звании старшего лейтенанта - порядка 20 000 рублей, начальника спец. подразделения в звании подполковника - 25 000 рублей. Пенсии и зарплаты сотрудников органов внутренних дел при 5-10- кратном увеличении цен по стране увеличились лишь в 2 раза. При существующих нагрузках на органы внутренних дел такие доходы считаются мизерными.

4. Условия труда. Сотрудники органов внутренних дел вынуждены выполнять свои профессиональные обязанности без необходимого количества специальной техники и средств индивидуальной защиты, работая в неприспособленных тесных помещениях. Материально-техническое обеспечение командировок сотрудников милиции в "горячие точки" находится на самом низком уровне, практически все необходимое - продукты питания, питьевую воду, постельные принадлежности и т.д. и т.п. - приходится вести с собой.

5. Интенсивность труда. Значительное увеличение интенсивности труда сотрудников может оказать отрицательное влияние на морально-психологическое состояние сотрудников и результативность их профессиональной деятельности. Так, за последние годы нагрузка на работников уголовного розыска увеличилась в 2 и более раза, заметно осложнилась работа сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Аналогичное положение складывается в ППС, ГИБДД и других подразделениях криминальной милиции и милиции общественной безопасности. В дополнение к другим своим обязанностям, сотрудники милиции все чаще стали привлекаться к охране общественного порядка (в том числе в выходные и праздничные дни). В случае отъезда ряда сотрудников в республики Северного Кавказа, другие "горячие точки" для охраны конституционного строя и сохранения территориальной целостности России, увеличивается нагрузка на оставшихся работников отделов и подразделений органов внутренних дел.

6. Уровень физической подготовки и состояние здоровья сотрудников. Одним из требований к сотрудникам органов внутренних дел является обязательное медицинское освидетельствование, а также прохождение ежегодных мед. осмотров. При обнаружении отклонений в состоянии здоровья сотрудники милиции переводятся на работы с меньшими нагрузками или подлежат увольнению. Уровень физической подготовки личного состава также проверяется в ходе плановых смотров. Поэтому у подавляющего большинства сотрудников милиции отсутствуют серьезные хронические заболевания или физические увечья, а состояние здоровья и физической подготовки может быть признано удовлетворительным и соответствующим требованиям к службе в органах внутренних дел. В случаях получения увечья или травмы при выполнении служебных обязанностей, созывается военно-врачебная комиссия, которая определяет сроки, характер лечения и решает вопрос о годности к службе в органах внутренних дел и выплате страховки.

7. Стрессогенность профессиональной деятельности. Повышенная стрессовая опасность деятельности сотрудников органов внутренних дел вызвана, во-первых, характером объекта деятельности - особой категории населения, склонного к преступной (противоправной) деятельности; во-вторых, риском для личной безопасности сотрудника (и[или членов его семьи, родных и близких), вызванной характером профессиональной деятельности и вероятностью применения оружия со стороны правонарушителей; в-третьих, ненормированный рабочий день (неделя), сверхурочные работ, усталость, действие "синдрома эмоционального сгорания" приводит к нарушению межличностных связей, конфликтности и разводам среди сотрудников правоохранительных органов.

8. Правовая защищенность, включающая соблюдение законных прав и свобод сотрудников. Правовые гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел, закрепленные в российском законодательстве, в настоящее время не получают должного материально-финансового подкрепления, а потому носят преимущественно декларативный характер или реализуются на локальном уровне. [7 - 9]

Названные индикаторы социального риска были использованы автором для изучения социального самочувствия сотрудников органов внутренних дел г. Благовещенска (Приложение А, Б), то есть "ощущения человеком удовлетворенности его состоянием здоровья, материальным положением, социальным статусом, профессиональной деятельностью, правовой защищенностью, обустроенностью семьи и быта, межличностными отношениями, а также другими факторами" [5].

В ходе проведения исследования было опрошено 142 сотрудника органов внутренних дел, работающих в г. Благовещенске.

Проведенное исследование показало, что социальное самочувствие сотрудников благовещенской милиции удовлетворительное - есть проблемы финансового, материально-технического, организационного характера, но в целом работа по их решению в Управлении внутренних дел Амурской области проводится.

Так, большинство сотрудников органов внутренних дел г. Благовещенска в целом удовлетворены состоянием своего здоровья (одним из требований профпригодности является соответствие службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья).

Среди опрошенных сотрудников 85 % (120 человек) удовлетворены межличностными отношениями с коллегами (выполнение профессиональных обязанностей в органах внутренних дел предполагает формирование единой профессиональной общности со сложившимися социальными связями и отношениями).

Существующий уровень правовой защищенности также полностью устраивает большинство опрошенных сотрудников (поскольку в последние 5-10 лет принято и дополнено большое число законов и иных подзаконных актов, касающихся различных аспектов организации работы правоохранительных органов, а также мер по улучшению правового положения сотрудников органов внутренних дел).

Между тем почти 60 % (85 человек) сотрудников, принявших участие в исследовании, отмечают неудовлетворенность существующей практикой исполнения положений законодательных актов о социальной защите сотрудников органов внутренних дел (из-за недостатка выделяемых финансовых средств или по иным причинам помощь не может быть оказана всем нуждающимся в ней).

Что касается материального положения работников милиции, то все опрошенные сотрудники (независимо от пола, возраста, стажа работы и занимаемой должности) оказались им неудовлетворенны. Выдаваемое денежное довольствие, как и средний размер заработной платы по области, ниже или не намного больше установленного размера прожиточного минимума.

Более 50 % (72 человека) опрошенных сотрудников милиции недовольны обустроенностью своего быта (невысокие доходы не позволяют улучшить жилищные условия, приобрести необходимые вещи и бытовую технику).

Среди опрошенных работников благовещенской милиции почти 58 % (82 человека) указывают на увеличение интенсивности их труда как один из неблагоприятных факторов работы в органах внутренних дел (растут нагрузки и профессиональные риски, стремительно расширяется круг профессиональных обязанностей отдельных сотрудников).

Также более 75 % (106 человек) сотрудников неудовлетворенны отношением общественности к деятельности правоохранительных органов и самим сотрудникам милиции (в силу традиционного негативного отношения россиян к представителям "силовых" структур).

Наиболее актуальными социальными проблемами, существующими у сотрудников органов внутренних дел, по мнению опрошенных, являются материальные (низкие доходы и неудовлетворительные бытовые условия) и социально-психологические (возрастание нагрузки, стрессы на рабочем месте, конфликты в семье).

Можно сделать вывод, что проведенное исследование социального самочувствия сотрудников подтвердило тезис о том, что профессиональная деятельность в органах внутренних дел, сопряженная со множеством рисков, характеризуется также наличием у сотрудников социальных проблем различного характера и степени тяжести.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о следующих группах факторов социального риска в деятельности сотрудников органов внутренних дел:

1) юридические - несовершенство законодательства (в том числе уголовно-процессуального и социального), нечеткая урегулированность оперативной работы, отсутствие четких юридических гарантий, ограничивающих сотрудников органов внутренних дел от противозаконных приказов и указаний начальников;

2) экономические - отсутствие четких экономических стимулов, уравниловка в оплате труда, неэффективность "потолочных" званий, возможность извлечения побочной материальной и иной выгоды в повседневной работе, недостаточная техническая оснащенность и отсутствие совершенной материально-технической базы;

3) организационные - слабый подбор персонала и расстановка кадров, слабый контроль со стороны руководства, специфичность работы органов внутренних дел, плохая организация внутреннего учета и контроля (в том числе неверные критерии оценки работы), недостаточные меры по повышению профессиональной квалификации сотрудников, некомпетентное вмешательство руководства в работу;

4) интеллектуальные - низкий уровень профессиональных знаний, недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры, недостатки воспитания и самовоспитания сотрудников;

5) социально-психологические - грубость и неуравновешенность руководителей, социальная, групповая, национальная нетерпимость, излишняя самоуверенность, тщеславие и карьеризм, низкий самоконтроль и другое [10].

Принято думать, что "воздействие негативных факторов в профессиональной деятельности (физические и эмоциональные нагрузки, стрессы, наблюдение факторов преступного, аморального поведения и так далее) является неотъемлемой, а потому объективно необходимой стороной работы сотрудников органов внутренних дел" [3].

Однако считать факторы социального (и в том числе профессионального) риска вследствие этого неустранимой причиной низкого социального самочувствия сотрудников - значит делать уступку фатализму и непрофессионализму, а потому необходимо предпринимать меры по минимизации неблагоприятного воздействия или полного устранения названых факторов социального риска, и сделать это возможно в ходе организации и осуществления социальной защиты сотрудников и членов их семей в органах внутренних дел.

Таким образом, в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел имеется множество факторов социального риска (экономических, юридических, интеллектуальных, социально-психологических), которые, в свою очередь, влекут за собой существование различных социальных проблем. Причины этого лежат в специфике деятельности органов внутренних дел, заключающейся в повышенной опасности для физического, психологического и материального благополучия сотрудников милиции, их родных и близких. Индикаторами социального риска в работе сотрудников органов внутренних дел могут быть различные показатели объективного и субъективного характера. Игнорирование социальных рисков, а также факторов, их вызывающих, может привести не только к ухудшению социального самочувствия сотрудников органов внутренних дел, но и, - как следствие, - усугублению криминальной ситуации в нашей стране.

2. Организация социальной защиты сотрудников в системе ОВД

2.1 Теоретические аспекты организации социальной защиты

сотрудников ОВД

В последние годы при рассмотрении содержания понятия «социальная защита различных категорий населения» мнения различных ученых и практиков [35, с. 289 - 290] все чаще склоняется к следующему определению: «Социальная защита - это защита от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства или негосударственных органов в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека» [35, с. 289].

Социальная защита и связанные с нею проблемы раскрываются посредством ряда понятий и показателей, которые были подробно рассмотрены в п. 1.3 настоящей дипломной работы. Имеются ввиду такие понятия, как «социальные риски», «интенсивность социальных рисков», а также различные - социальные и экономические - показатели социального риска.

Кроме определения основных понятий, другая трудность, сопутствующая теоретической работе по анализу социального положения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, а следовательно, - по планированию их социальной защиты, заключается в том, что невозможно однозначно определить само понятие объекта социальной защиты в системе органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел представляют собой некую абстрактно рассматриваемую совокупность людей, профессиональную общность, характеризующуюся "единостью (общностью) жизненных условий, ценностей и норм, отношением субъектов и осознанием своей профессиональной идентичности" [1, с. 121], "общим признаком, более или менее прочными социальными связями, общим типом поведения, умонастроения, умозрения и целеполагания" [36, с. 15] и отличающиеся "более или менее одинаковыми чертами образа жизни и массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм и интересов" [37, с. 184]. Данная общность характеризуется общностью социально-правового и профессионального статуса, а также наличием общих социальных проблем, обусловленных особенностями профессиональной деятельности (см. главу 1 настоящей дипломной работы).

Существует несколько социально-психологических подходов, которые можно использовать применительно к проблеме организации и осуществлению социальной защиты личного состава ОВД. Так, согласно одному из них - социально-групповому - профессиональную общность сотрудников органов внутренних дел можно трактовать как "объединение людей с общими интересами по профессиональному признаку: они (эти люди) испытывают чувство взаимосвязанности, взаимной принадлежности, основанное на разделяемых большинством интересах, целях, потребностях, ценностях или общей деятельности; это чувство единения создает единый коллектив" [42, т. 3, с. 456]. Согласно положениям личностно-ориентированных теорий профессиональная общность представляет собой "группу людей, осознаваемую каждым отдельным ее членом с позиций отношения к другим членам как дружественному или враждебному, безопасному или нестабильному окружению" [42, т. 3, с. 457] и т.д. Этот подход представляет собой одно из направлений так называемой экологической психологии, или психологии окружающей среды.

Если руководствоваться социально-психологическими теориями и психолого-ориентированными моделями социальной работы, то основной задачей специалистов по социальной работе в системе органов внутренних дел должна стать выработка единой стратегии социального развития коллектива, целиком и полностью обусловленного содержанием и характером профессиональной деятельности (в первом случае), а также деятельность по улучшению социально-психологического климата в коллективе сотрудников ОВД и формирования отношений в первую очередь по принципу "свой - чужой", "плохой - хороший", "нравится - не нравится" и т.п., независимо от профессиональной необходимости (во втором случае).

Еще одним возможным подходом к организации и осуществлению социальной защиты личного состава в системе органов внутренних дел может выступать деятельностный подход с точки зрения процессов деятельности, который предполагает изучение различных видов коллективных действий и развития коллективной общности, а не общих ее структур и процессов. Согласно этой логике, необходимо отдельно разрабатывать меры по социальной защите, например, следователей, участковых, сотрудники ППС и ГИБДД, работников кадровой службы и других категорий сотрудников органов внутренних дел, каждый из которых выполняет возложенные на него должностные обязанности.

Сторонники структурного подхода считают, что всякая деятельность нацелена на сохранение и защиту системы, а источником социальных проблем и конфликтов является распределение ресурсов и контроль над ними, контроль над людьми, над процессом принятия решений и т.п. Структурный (системный) подход к рассмотрению профессиональной общности сотрудников ОВД, а также к организации их социальной защиты в самой системе органов внутренних дел предполагает в качестве одной из обязательных мер рассмотрение политико-правового, пространственно-географического и т.п. показателей данной общности, ее социальное деление на категории (подкатегории) и структуры власти. Применительно к правоохранительным органам такой подход может быть использован, в частности, для анализа таких феноменов, как "социальный статус сотрудников органов внутренних дел", "социальное самочувствие сотрудников органов внутренних дел" и т.д.

Проанализировав вышеперечисленные подходы к определению профессиональной общности сотрудников ОВД, а также предлагаемые сторонниками данных подходов и теорий меры по решению социальных проблем и улучшению социального самочувствия сотрудников [40, с. 78], автор дипломной работы пришел к выводу, что наиболее рациональным представляется использование функциональной теории (функционального подхода) при анализе современной государственной социальной защиты сотрудников ОВД и разработке предложений по организации и осуществлению социальной защиты личного состава в самой системе ОВД.

Одним из первых разработчиков функционального подхода является М. Росс, который в 1967 г. предложил следующее определение функциональной общности: это "группа людей, которые имеют общие интересы или функции, такие, как социальное обслуживание, сельское хозяйство, образование, религия" [42, т. 3, с. 458], а также охрана и поддержание правопорядка.

С конца 1970-х годов функциональный подход рассматривается как "метод социального обслуживания клиентов социальными агентствами с целью улучшения их индивидуального и социального благосостояния" [40, с. 83]. Функциональный метод социальной работы - это метод, при котором "положительный опыт, получаемый клиентом в результате оказываемых ему услуг, может быть для него психологически и социально конструктивен и использован в процессе самопомощи" [40, с. 83].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты