Социализация детей-сирот
p align="left">У детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладает очень высокая тревожность и враждебность по отношению к взрослым. Примерно такой же уровень тревожности и враждебности у детей по отношению друг к другу. Это подтверждает и наши наблюдения за поведением детей. Дети не стесняются проявлять агрессивное поведение по отношению друг к другу, обзывают друг друга, часто ссорятся, применяют физическую силу, т.е. испытывали трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Для выявления знаний и отношения детей к игре, их понимания ее значения в жизни человека, количественного и качественного состава игр, применяемых детьми, умения организовать игру проведен опрос. Он показал, что большинство детей обеих групп называли обычные игры: прятки, "бегать", футбол, но правила игры сформулировать смогли лишь единицы. 20% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы называли игры "игрушками", а 10% не смогли назвать ни одну игры. Устойчивый интерес дети проявляют к сюжетно-ролевым играм, хотя игровая деятельность занимает 1-2 часа в день. Игры детей отличались однообразием и недостаточным использованием предметных средств. Дети привыкли руководствоваться в игре непосредственными указаниями взрослого. Полученные результаты легли в основу модели социализации детей-сирот в процессе игровой деятельности, сутью которой является непосредственное участие детей-сирот в совместной игровой деятельности.

2.2 Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами

Как указывалось выше, исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность по разработанной автором модели, в другой же группе (контрольной) игровая деятельность проводилась традиционно. Эксперимент длился 6 месяцев (октябрь 2007 - март 2008 годы).

В качестве ведущего средства социализации игра была выбрана потому, что именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов - сформировать у детей навыки и умения необходимые им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Д.Б.Эльконин считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми [49, с.139].

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра - это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается С.А.Шмаковым как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций [47, 48].

Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе.

В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму - осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты: 1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет; 2. Активный творческий характер этой деятельности; 3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями (20, с.59-61).

В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры - обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра - это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней - наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей [20, 21, 26].

Характеризуя игру, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет - сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры - это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

С точки зрения А.В.Запорожца, игровая деятельность состоит из трех компонентов.

1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект [21].

Существуют разные подходы к классификации игр. Одну из них представим на рис.1

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации.

Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.

4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.

Рассматривая социализированность как сложное структурное образование, интегрирующее информационный, мотивационный и деятельностный компоненты, в ходе эксперимента последовательно сменялись группы игр.

Таблица 2.2Последовательность усложнения игровой деятельности

Компоненты

Цель

Игры

Результат

Информационный

Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях

Сюжетно-ролевые игры ("Пациент и врач", "Пожарники", "Брейн - ринг", "Роли", "Парикмахерская", "Загадочный калейдоскоп" и др.)

Вхождение в информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации

Мотивационный

Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного

Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия ("Спасательный круг", "Вперед, романтики", "За спиной", "Идеальный другой", "Догнать мяч", "Страна Олимпиадия" и др.)

Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения

Деятельностный

Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям

Режиссерские игры ("Пойми меня", "Утренняя звезда", "Летние забавы", "Лунный маскарад", "Белое и черное", "Праздник - безобразник", "Земля-матушка", "В мире животных", "Мы и природа" и др.)

Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации

Каждый предшествующий блок игровой программы являлся подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные умения детей служили основой для развития новых компонентов социализированности детей-сирот. Модель социализации личности ребенка в учреждениях закрытого типа в процессе игровой деятельности представлена в таблице 2.2.

На начальном этапе экспериментальной работы дети экспериментальной группы осваивали жизненные ситуаций посредством социоориентированных игр, влияющих на информационный компонент социализированности. Основой этих игр является совокупность социальных знаний ребенка и его способность к передаче социальной информации. Это такие игры как "Пациент и врач", "Пожарники", "Парикмахерская" и др.

Задачей следующего этапа педагогического обеспечения социально-развивающего общения детей-сирот посредством игровой деятельности, было освоение социальных ролей, потому, что дети - сироты, живущие в интернате не умеют поставить себя на место другого, у них затруднено переживание чувств. Дети анализировали социальные роли своих героев, вживались в какой-либо образ, что позволяло им прочувствовать все это изнутри, а также приобрести умение переносить приобретенные в играх знания, навыки и умения на другие ситуации. Этому способствовали игры "Какой я хороший", "Пойми меня", "Скульптор", "Сиамские близнецы".

Освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме происходило на следующем этапе через игры "Вопрос соседу", "Кто Я", "Пресс-конференция" и др.

Применение социоориентированных игр, изложенных в комплексной программе, позволило обеспечить позитивную динамику социальных знаний детей-сирот о себе, о многообразии социальных ролей и статусов, специфики действий в соответствии с социальными нормами и правилами; об основных социальных институтах, различных способах организации социоориентированных игр; о значимости передачи социальной информации; о новых приемах и способах самореализации.

В результате работы произошло изменение интереса детей-сирот к познанию социальных норм, своих прав и обязательств в социуме. Дети стали проявлять устойчивый интерес к событиям общественной жизни в Украине, городе, своим правам и обязанностям, традициям интерната, в котором они воспитываются.

2.3 Результаты экспериментальной работы

Применение игровых технологий в социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, проживающими в условиях школы-интерната, позволили повысить уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют показатели таблицы 2.3. В нее внесены результаты, полученные с помощью "Карты наблюдения" Д.Скота после окончания формирующего эксперимента.

Таблица 2.3. Уровень социальной адаптации детей после проведения эксперимента

Симптомокомплексы

До эксперимента

После эксперимента

ЭГ (серьезные нарушения)

КГ (серьезные нарушения)

ЭГ (серьезные нарушения)

КГ (серьезные нарушения)

1.

Недоверие к новым людям

80%

75%

30%

75%

2.

Депрессия

65%

65%

45%

60%

3.

Уход в себя

55%

60%

45%

60%

4.

Тревожность по отношению к взрослым

100%

95%

75%

90%

5.

Враждебность по отношению к взрослым

75%

80%

25%

70%

6.

Тревога по отношению к детям

75%

70%

55%

75%

7.

Ассоциальность

65%

50%

25%

50%

8.

Враждебность к детям

85%

85%

55%

85%

9.

Неугомонность

25%

30%

25%

30%

10.

Эмоциональное напряжение

60%

50%

30%

55%

11.

Невротические симптомы

40%

45%

20%

40%

12.

Неблагоприятные условия среды

25%

25%

20%

25%

13.

Сексуальное развитие

10%

10%

10%

10%

14.

Умственная отсталость

15%

5%

15%

5%

15.

Болезни и органические нарушения

25%

30%

25%

30%

16.

Физические дефекты

15%

20%:

15%

20%:

Результаты диагностики детей-сирот в начале и конце экспериментальной работы показали позитивную динамику по многим симптомокомплексам. Так, у детей экспериментальной группы значительно снизились показатели по шкалам "недоверие к новым людям", "тревожность по отношению к взрослым", "враждебность к детям", "эмоциональное напряжение" и "ассоциальность". Возросло количество детей с более высоким уровнем социальной адаптации, что наглядно видно на рис.2.1

Рис. 2.1. Динамика изменений у детей контрольной группы незначительная по многим показателям, что видно на рис.2.2.

Рис.2.2.

В условиях социализирующей игровой среды дети-сироты в достаточной мере обобщили разнообразные представления о действительности, старались активно преобразовывать окружающий мир. Расширялся запас социальных знаний, навыков и умений, повысилась активность и актуализация собственного опыта, то есть позитивно изменились фундаментальные основания социализации детей-сирот. Это свидетельствует об эффективности использования игровых технологий при социализации детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения.

Выводы

1. Социализация детей-сирот протекает как процесс установления ребенком взаимоотношений с обществом на основе реализации индивидуальной стратегии поведения, самопознания и самореализации личности. Социально-педагогическая поддержка социализации детей-сирот в игровой деятельности способствует накоплению и осмыслению знаний о социальной действительности, формированию социально ориентированных мотивов и овладению многими социальными ролями, обогащающим социальный опыт ребенка.

2. Основные критерии, определяющие эффективность протекания процесса социализации в ходе игровой деятельности соответствуют ее структурным компонентам: информационный (совокупность социальных знаний и способность к их передаче); мотивационный (интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме); деятельностный (интенсивность участия в игровой деятельности; социально адекватная нормативность поведения).

3. Подобранный комплекс игр и использованный в ходе игровой деятельности включает в себя следующие последовательно взаимосвязанные этапы: социальное обучение, самопознания, самореализации, что обеспечивает закономерность формирования у детей социально значимых качеств.

4. Эффективность социализации детей-сирот в ходе игровой деятельности подтверждается позитивной динамикой. Так, в экспериментальной группе возросло количество детей с более высоким уровнем социальной адаптации, по сравнению с контрольной группой.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования нашла свое полное подтверждение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты