Социализация детей-сирот

Социализация детей-сирот

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ РЫНКА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Кафедра социальной работы

Допустить к защите

Зав. кафедрою кан. псих. наук

____________Жуковская Л.В.

"___ "______________2009 р.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РОБОТА

Социализация детей- сирот

Донецк, 2009

АННОТАЦИЯ

Работа посвящена
социализации детей-сирот младшего школьного возраста в условиях школы-интерната.

В работе проведен теоретический анализ проблемы сиротства как социального явления. Социализация рассматривается как динамический процесс, как сложное структурное образование, интегрирующее информационный, мотивационный и деятельностный компоненты.

Общий объем работы - 82 страницы. Она состоит из двух разделов, выводов, списка использованной литературы (50 источников). Содержит 3 таблицы и 2 диаграммы.

Содержание

Введение

Раздел I Теоретические аспекты исследования сущности процесса социализации детей - сирот

1.1 Сиротство как социальное явление

1.2 Социальная защита детей-сирот как направление социальной политики

1.3 Социально психологические особенности детей сирот

1.3.1 Социально-психологические особенности детей сирот младенческого возраста

1.3.2 Социально- психологические особенности детей-сирот раннего возраста

1.3.3 Социально-психологические особенности детей-сирот дошкольного возраста

1.3.4 Социально-психологические особенности детей-сирот младшего школьного возраста

Раздел II Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната

2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате

2.2 Использование комплекса игр в работе с детьми-сиротами

2.3 Результаты экспериментальной работы

Выводы

Литература

Приложение

Введение

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в Украине привела к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях нередкими явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество "социальных сирот", детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Конфликты, природные и социальные катастрофы - причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. Число детей-сирот в Украине за годы независимости увеличилось в два раза, превысив 100 тысяч человек. Каждый 160-й ребенок в стране не имеет своего дома и семьи [http://www.podrobnosti.ua/society/

2007/06/01/428697.html]. Такую информацию обнародовала в международный День защиты детей председатель комитета по вопросам охраны здоровья, материнства и детства Верховной рады Татьяна Бахтеева.

По ее словам, почти 60 тысяч из 9,7 миллиона украинских детей живут в государственных интернатах, при этом число усыновленных, начиная с 2000 года, уменьшилось почти в 2 раза [там же].

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Социальная и правовая защита должна стать одним из приоритетных направлений государственной политики Украины. Правовой базой защиты детства выступает как международное законодательство по защите детства, представленное Хартией детства, Декларацией прав ребенка (1959 г.), Конвенцией о правах ребенка (1989 г.), так и законодательство Украины: Законы "Об охране детства", "О социальной работе с детьми и молодежью".

Важной основой защиты детства выступает организация и совершенствование системы образования в интересах социализации детей.

Так, В статье 14. Закона "О социальной работе с детьми и молодежью указано, что заданиями субъектов социальной работы с детьми и молодежью является: разработка и осуществление системы мероприятий по созданию условий достаточных для жизнедеятельности и социализации разных категорий детей и молодежи.

Первичная социализация, закладывающая основу последующего формирования человека, происходит в семье (И.С.Кон, М.И.Рожкова, А.В.Мудрик, Р.С.Немов), которая во многом определяет круг социального воздействия на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Выпадение одного из главных институтов социализации - семьи - оказывает существенное негативное влияние на процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушения в сфере общения ребенка - сироты искажают его представления о себе как о личности.

Проблема социальной помощи детям-сиротам в условиях учреждений закрытого типа всегда была актуальной, но стала еще более острой в связи с резким увеличением количества социальных сирот вследствие разрушения нравственных устоев семьи и других негативных явлений, вызванных социально-экономическим кризисом 90-х годов в стране.

Реализация и решение задач социализации личности ребенка в условиях детских домов и домов-интернатов сдерживается недостаточной изученностью ряда закономерностей социального и психологического развития ребенка в условиях семейной депривации (З. И. Матейчик, В.С. Мухина и др.).

Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности. Ребенок включается в мир культуры вследствие его подверженности социальной модификации в результате определенной деятельности.

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин, О.С.Газман, А.С.Спиваковская, С.А.Шмаков, А.И.Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности игры, данный вид деятельности рассматривается как дополнительное, а не основное средство воспитания.

Анализ теоретических подходов и реальной ситуации педагогической деятельности позволил выявить противоречия, требующие разрешения:

- между потребностью социума в социализации подрастающего поколения в учреждениях закрытого типа и инертностью педагогической системы, не обеспечивающей социально-личностное становление детей-сирот;

- между высоким уровнем разработанности общей теории социализации личности и низким уровнем разработанности теории социализации детей-сирот в системе образования посредством игровой деятельности.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении организационных педагогических условий, обеспечивающих эффективность протекания процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе игровой деятельности.

Объект исследования: процесс социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях деятельности школы-интерната.

Предмет исследования: организация игровой деятельности как формы социализации детей-сирот.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить игровую модель социализации детей-сирот в процессе игровой деятельности в учреждениях закрытого типа.

Гипотеза исследования. Предполагается, что создание социализирующей игровой среды, способствующей формированию социального опыта детей- сирот в учреждениях закрытого типа.

Задачи исследования:

Раскрыть особенности социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявить особенности организации игровой деятельности, обеспечивающих социализацию детей-сирот.

Разработать модель социализации личности ребенка в учреждениях закрытого типа в процессе игровой деятельности и выявить ее эффективность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы, изучение и обобщение положительного опыта по социализации детей-сирот, моделирование процесса социализации детей-сирот в игровой деятельности, эксперимент, наблюдение, беседа, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что обоснована модель социализации детей в условиях школы-интерната в процессе игровой деятельности, в ходе реализации которой происходит позитивная динамика, отражающаяся в повышении уровня социально значимых качеств, необходимых детям младшего школьного возраста. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации работников сферы образования, для социальных работников, работающих с детьми-сиротами.

Раздел I. Теоретические аспекты исследования сущности процесса социализации детей - сирот

1.1 Сиротство как социальное явление

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство - почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В последние годы Украина пережила несколько социальных потрясений, которые вызывали резкое обострение проблем сиротства. Массовое сиротство стало реальным фактом нашей жизни. Сиротство в нашей стране определяется набором социальных характеристик, часть из которых типична для этого социального явления, а часть - является особенными. Рассмотрим эти характеристики.

Прежде всего, следует отметить количественный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно быстро этот процесс шел в 1990-е гг. Так, в 2000 г. в стране было выявлено более 400 тысяч таких детей, что на 37,4 тысячи больше, чем в 1995 г. (прирост составил …%)\ Такое положение дел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. По данным Минздрава, среди детей- сирот, и детей, лишенных попечения родителей, 21% были нежеланными, из них 10% - дети от несовершеннолетних матерей, 35--40% - от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% -- от находящихся в местах лишения свободы. Появились дети (от 2 до 3,5%) от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных; около 15% - дети, от которых отказались родители из-за состояния здоровья. Число детей из семей, отданных на воспитание в дом ребенка временно, сократилось в 2 раза. Причина помещения их в интернатные учреждения: неудовлетворительные жилищные условия (62%), многодетность (15%), тяжелая болезнь отца, матери или детей и др. В последние годы резко обострилась проблема так называемого "социального" сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, только с 2000 г. по 2006 г. возросло в стране в 3 раза. На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. Каждое десятое из 140 тыс. дел на родителей, рассмотренных в 2006 г. региональными комиссиями по делам несовершеннолетних,- о лишении родительских прав. Социальное сиротство стало устойчивым социальным явлением.

Следует заметить, что, несмотря на принимаемые меры, с середины XX столетия социальное сиротство стало принимать поистине угрожающие масштабы во всех странах мира, в том числе - экономически развитых. В Украине социальные сироты составляют, как уже отмечалось выше, абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей. Их у нас около полумиллиона. Почти 200 тысяч детей воспитываются в государственных интернатных учреждениях, остальные находятся на усыновлении или под опекой. Среди воспитанников интернатных учреждений доля настоящих сирот -около 5%; остальные дети имеют родителей, лишенных родительских прав.

В то же время следует отметить и увеличение числа круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей. Так, по данным социологических исследований, еще в 2006 году этот показатель в некоторых регионах достиг до -30%.

В настоящее время отмечено также и "скрытое сиротство", которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет число беспризорных детей. К сожалению, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числа беспризорных детей, точное их количество указать вряд ли возможно. Социальное сиротство приобрело в настоящее время острейшее социально-экономическое и нравственное значение. Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о взаимодействии социальных, психологических и патологических факторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения родителей и, прежде всего, женщины-матери. Среди причин, объясняющих аномальное поведение родителей, отмечаются следующие: стремительная урбанизация современного общества, миграция, социальные потрясения, семейные конфликты. Согласно данным обследования семей, отказавшихся от воспитания ребенка или лишенных родительских прав, причинами аномального поведения родителей выступают высокая нестабильность в обществе, низкие доходы большинства семей, ухудшение качества питания и т.п., - то есть те явления, которые характеризуют "смутные времена".

В результате реформирования украинского общества произошли радикальные изменения условий жизни населения, и это не могло не повлиять на физическое и психологическое состояние людей, их поведение и качество человеческого потенциала. Причем это влияние нельзя назвать позитивным. Численность бедных Госкомстат определяет в размере 25% Изменения уровня и качества жизни населения трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них: катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной части населения; высокая доля бедных при чрезвычайно заниженных официальных критериях определения уровня бедности; поляризация условий жизни; значительные масштабы безработицы и невыплата заработной платы; деградация социального обеспечения и фактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание.

Сегодня граница бедности оказалась на уровне 325 грн. (2008 г.), или 64,3 долл. в месяц (2 долл. в день), что, с точки зрения нормативов ООН, соответствует лишь уровню развивающихся стран. Распределение доходов населения показывает, что доля бедных достигает у нас 25% (11 млн. человек); половина граждан страны имеет доходы меньше 4 долл. в день; десятая часть не обеспечена даже продуктовой корзиной; половина детей живет в состоянии бедности. Наиболее тяжелые последствия реформ связаны с чрезвычайным ростом социальной поляризации.

Данная проблема проявляется как в рамках всего общества, так и на уровне отдельных регионов. Так, при изучении социально-экономического положения семей г. Луганска [электронный ресурс], было выявлен невысокий уровень жизни и качества семей. На вопрос "Как Вы оцениваете уровень жизни Вашей семьи?" были получены следующие ответы:

- "высокий" - 1% респондентов; - "средний" - 36% опрошенных; - "ниже среднего" - 56%; - "за чертой бедности" 7%.

Как показало данное исследование, больше половины респондентов испытывает неудовлетворенность своим материальным положением [Электронный ресурс: http://gpu.ua/index.php/]. Отечественные исследователи довольно аргументировано обозначают сложившееся в ходе реформ расслоение общества. Так, о высоком уровне дифференциации доходов свидетельствует то, что в современной Украине на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится чуть более 5% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных - около 50%. Поляризация доходов влечет за собой дезинтеграцию общества, вызывает агрессию со стороны определенных групп населения, особенно молодежи, приводит к социально-политической нестабильности и массовому девиантному поведению.

Заметим, что интерес к проблематике социального неравенства меняется с течением времени. Так, в обществе с патерналистской идеологией чувства неудовлетворенности, как это не парадоксально, проявляются острее, поскольку ожидания равномерного распределения этих благ никогда не сбываются из-за фактически неравного доступа к ним. При этом неравенство в получении образования и пользовании общественными услугами переносится гораздо хуже, чем неравенство доступа к платным услугам (подобный анализ правомерен и в отношении иных сфер общественной жизни). Однако, говоря о роли "материального фактора" в обострении проблем сиротства, следует отметить, что, находясь в стесненных условиях, большая часть родителей не бросает детей. Поэтому считать проблему отказа от детей только порождением низкого уровня материального благосостояния общества было бы абсолютно неверным. Самые распространённые причины отказа от ребёнка - его тяжёлая болезнь. Но нужно отметить, что в случаях отказа от детей по причине аномалий развития, скрытой основой является всё то же социальное неблагополучие. Родители считают аномалию развития- неизлечимой болезнью, а на содержание такого ребёнка и тем более его лечение у них нет средств. Поэтому возникает необходимость устройства больного ребёнка на полное государственное попечение.

Основными причинами, способствующими широком распространению социального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей. Одной из причин социального сиротства выступает нехватка нормальных жилищных условий.

А.С. Аркин и другие известные педагоги уделяли самое серьёзное внимание проблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественную основу формирования психического и нравственного склада личности, развития творческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.

Но в последние несколько лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой, нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем время семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты