Состояние семейной политики в современной России

Состояние семейной политики в современной России

Федеральное Агентство по Образованию

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Тульский Государственный Университет

Кафедра Социологии и Политологии

Курсовая работа

по дисциплине: Теория и практика социальной работы

на тему: Состояние семейной политики в современной России

Тула 2010

Введение

Тема курсовой работы представляет особую важность для профессиональной подготовки будущего социолога, так как регулирование динамики населения, процесса его воспроизводства является проблемой не только социологии семьи и, например, демографии, но и всех общественных наук в целом, это касается всего мира. Особенно это актуально в тех странах, где демографическая ситуация не вполне безоблачна. Например, в Китае, а также в нашей стране, где проблема численности населения становится все острее и острее. В качестве объекта данной курсовой работы рассматривается семейная политика, в качестве предмета - основные направления современной семейной политики в России.

Целью работы является рассмотрение современной семейной политики в России.

С этой целью выделим ряд задач.

1. Рассмотреть семью как объект семейной политики РФ:

a. Проанализировать основные тенденции изменения института семьи в современном российском обществе;

b. Рассмотреть понятие семейной политики;

c. Изучить основные цели и принципы семейной политики.

2. Проанализировать процесс формирования государственной семейной политики:

a. Изучить основные проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ;

b. Рассмотреть формы реализации семейной политики в РФ на различных уровнях управления;

c. Рассмотреть как осуществляется семейная политика в Тульской области.

3. Разработать программу социологического исследования

Глава 1. Сущность семейной политики РФ

1.1 Понятие семейной политики

С позиций государственных интересов значимыми функциями семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитания и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Государство заинтересованно в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении состояния здоровья населения и качества трудовых ресурсов, в эффективной социализации детей, что позволяет создать фундамент для его экономической, политической, военной безопасности и дальнейшего эволюционного продвижения Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 20.. В логике этой константы наиболее широко разрабатываются направления и адекватные им меры государственной семейной политики, связанные с рождением и социализации детей.

С позиций интересов семьи и семейных ценностей важнейшими постулатами создания и сохранения семьи являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в росте благосостояния, укрепления и поддержании здоровья своих членов, повышения их профессионального и социального статуса.

1. Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:

o непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека;

o понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса;

o признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества;

o учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях Основные направления семейной государственной политики [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.semya2008.ru/documents/20080325/55182550.html.

2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

3. Объектом государственной семейной политики является семья.

4. Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

5. Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений.

6. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.

Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально-экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

7. Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

1.2 Семья - объект семейной политики. Основные тенденции изменения института семьи

Демографическая ситуация в Российской Федерации в целом остается неблагоприятной. С 1992 года происходит абсолютное сокращение численности населения Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 16.. Его возрастная структура и параметры воспроизводства поколений в течение ближайших 10-15 лет буду определять тенденцию дальнейшего сокращения численности страны. Структура семьи характеризуется дальнейшим уменьшением числа детей - возрастает доля бездетных и однодетных семей, снижается доля семей с двумя и более детьми. Количество неполных семей увеличивается вследствие роста числа разводов и внебрачных рождений. Тревожна тенденция к расширению масштабов как социального, так и биологического сиротства. Увеличение числа биологических сирот обусловлено повышением уровня смертности населения, особенно мужчин среднего возраста.

Число разводов приблизилось к числу браков. Неуверенность в прочности отношений, страх перед неблагоприятными последствиями развода приводят к тому, что люди предпочитают сожительство, отказываясь от официальной регистрации брака, а часто и от рождения детей. Количество незарегистрированных браков неуклонно растет.

Незначительное повышение рождаемости, подтвержденное статистическими

Углубляется поляризация жизненного уровня граждан страны, что обусловлен несколькими факторами:

1. Выдвижением на первый план в экономической и социальной сферах рыночной субъектов;

2. Значительными различиями в денежных доходах, вызванными структурной перестройкой экономики: между наемным трудом и предпринимательской деятельностью, основной массой работников и руководителями предприятий, между регионами, отраслями, предприятиями различных форм собственности;

3. диспропорцией объемов частной собственности, которая может служить источником получения доходов;

4. безработицей в явной и скрытой формах;

5. множественной занятостью;

6. задержкой и невыплатой заработной платы, социальных трансфертов;

7. теневыми доходами и натуральной оплатой труда;

8. различиями (психологическими, физиологическими, образовательными, культурно-профессиональными) в личностных ресурсах людей, которые по-разному адаптировались к новым условиям жизни.

Размеры оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере, величина установленных социальных выплат, несмотря на их повышение, пок Ане обеспечивают необходимого уровня доходов российских семей. В особо сложных условиях оказались семьи с двумя детьми.

На воспитательный потенциал российской семьи оказывают неблагоприятное воздействие противоречивость социально-экономического развития, значительные масштабы социального расслоения, утрата многих нравственных ориентиров и ценностей. Он претерпевает серьезную трансформацию, изменяются и заявляют о себе новые, нередко имеющие пока латентный характер факторы, оказывающее на него влияние, но семья сохраняет свое значение как ведущий социальный институт формирования и развития личности, утверждения социально-значимых ценностей и установок, социализация подрастающих поколений.

Острота и масштабы проблем семьи и детства по-прежнему создаст серьезную угрозу будущему страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, превышая аналогичные европейские показатели; только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми Сабитова, Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы [Текст]/ Г.В. Сабитова // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 18.. Значительная часть семей находится за чертою бедности. Вследствие ослабления института семьи и его воздействия на воспитание подрастающих поколений растет численность безнадзорных и беспризорных, больных наркоманией детей; увеличивается количество правонарушений среди несовершеннолетних.

На протяжении последнего десятилетия в стране продолжался процесс развития и оформления государственной семейной политики: разработка ее методологических основ, создание нормативно-правовой базы, соответствующей современным условиям, постоянное усовершенствование наиболее перспективных механизмов реализации семейной политики на основе взаимодействия государства, общества, бизнеса, религиозных конфессий, общественных организаций, благотворительных фондов, волонтерских объединений.

1.3 Цели и принципы семейной политики

Традиционно семейная политика была подчинена экономическим целям и ресурсно ее реализация обеспечивалась по остаточному принципу, как и вся социальная сфера. Согласно идеологии ООН "политика и соответствующее законодательство, содействующее укреплению семьи, должны стать приоритетными направлениями деятельности национальных правительств и межправительственных организаций". Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие "благополучие", которое в отличие от понятия "благосостояние" выражает не только "материальную обеспеченность", "имущественное благополучие", но и "счастливую жизнь". Следует отметить, что при определении цели семейной политики нередко допускается отождествление цели со средствами ее достижения. В Концепции государственной семейной политики цели семейной политики сформулированы следующим образом: 1. Обеспечение необходимых условий для выполнения семьей

экономической, репродуктивной, воспитательной, психологической,

жизнеохранительной и сексуальной функций. 2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами самого человека. 3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства. Имеются следующие замечания в связи с цитируемым положением. Во-первых, все три предполагаемые цели сводятся к одной, сформулированной в пункте 1. Это аргументируется тем, что позиция совмещения трудовых и семейных обязанностей (2), а также "рождения и воспитания здоровых детей"(3) предусматриваются в пункте 1 в части обеспечения необходимых условий для выполнения семьей соответствующих функций. Во-вторых, "обеспечение необходимых условий" для выполнения семьей ее функций является не целью семейной политики, а ее средством. Исходя из общего понимания цели семейной политики, ее интегральными задачами являются: -- обеспечение социальной безопасности семьи на основе фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений, прежде всего федеральных и региональных программ, с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи; -- создание необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: репродуктивной, экономической, социокультурной, жизнеохранительной и др.; -- содействие адаптации семей различных типов к происходящим социально-экономическим переменам, создание необходимых условий для саморазвития семей, стимулирования их жизненного потенциала, экономической самостоятельности; -- формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на оказание семьям широкого спектра помощи в процессе их функционирования; -- решение проблем укрепления и развития института российской семьи, связанных с возрождением ее исконных традиций и устоев; -- предоставление гарантии защищенности тем семьям, которые в силу не зависящих от них причин не могут самостоятельно выйти на общественно приемлемый уровень достатка и социального благополучия. Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.

В соответствии с основными функциями семьи и сферами ее жизнедеятельности выделяются следующие направления государственной семейной политики:

1. развитие законодательной базы государственной семейной политики;

2. демографическая политика в отношении семьи;

3. экономическая политика государства в отношении семьи в условиях

4. перехода к рыночным отношениям;

5. социокультурная политика в отношении семьи;

6. развитие социального обслуживания семьи;

7. государственная поддержка семей, находящихся в особых обстоятельствах;

8. региональная семейная политика;

9. взаимодействие государства и неправительственных организаций -- субъектов семейной политики;

10. разработка механизмов реализации социальной политики в отношении семьи

11. на среднесрочный период.

Глава 2. Процесс формирования государственной семейной политики

2.1 Проблемы и особенности формирования семейной политики в РФ

О необходимости разработки концепции семейной политики в России речь шла 21 апреля на выездном заседании научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации РФ на тему "Укрепление института семьи как направление совершенствования демографической политики" Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_389030.html . Заседание прошло в государственном образовательном учреждении "Детский дом № 19". Директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Сергей Дармодехин сообщил, что понятие "семья" есть только в законе "О прожиточном минимуме в РФ". Семья не рассматривается в российском законодательстве как социальная единица, а права семьи заменяются индивидуальными правами каждого из членов семьи. Так, Семейный кодекс определяет имущественный и иные отношения "лиц", а не семьи как общности. По сути, в России отсутствует стратегия семейной политики, считает ученый. По его мнению, государственная семейная политика не носит системного характера.

По мнению Сергея Дармодехина, семейная политика должна помогать выявлять проблемы семьи и определять пути их решения. Она должна стать самостоятельным направлением. Семья должна рассматриваться как целостная структура, необходимо утвердить общность правоотношений членов семьи.

"Требуется модернизация семейного законодательства", - считает Сергей Дармодехин. По его мнению, Семейный кодекс регулирует только внутрисемейные отношения. Не хватает второй части кодекса, регулирующего отношения между семьей и государством, семьей и государственными институтами, семьей и системами здравоохранения, образования и другими.

"По сути, семья находится на нелегальном положении в стране", - считает ученый. Необходимо расширить правоспособность семьи. Директор института семьи и воспитания заявил о необходимости разработки концепции семейной политики, системы государственных документов и формирования органов власти по работе с семьями.

2.2 Реализация семейной политики на различных уровнях управления

По данным директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольги Шараповой, реформы, проводимые в стране, привели к улучшению демографической ситуации в России. Так, младенческая смертность сократилась в 2007 году на 8% по сравнению с 2006 годом, а за 2 месяца 2008 года сократилась еще на 2,4%. В то же время в 2007 году родилось на 122 тыс. 750 детей больше, чем в 2006 году, а за 2 месяца 2008 года на 31 тыс. 115 детей больше, чем за 2 месяца 2007 года. Вместе с тем представитель министерства отметила, что с 2000 года доля детей, рожденных вне брака, держится не ниже 28%. По-прежнему остается "модно жить в гражданском браке".

По словам Ольги Шараповой, расходы федерального бюджета на материнство и детство в 2007 году составили 144 млрд. 466 млн. рублей. Размер детских пособий был увеличен в 15 раз Концепция семейной политики поможет решить демографическую проблему в России [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_389030.html. Однако, по ее мнению, для роста рождаемости необходимо дальнейшее увеличение детских пособий. Необходима также доступность медицинской помощи женщинам и детям, а также бесплатное обеспечение лекарствами детей в возрасте до 3 лет. По словам директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, для лекарственного обеспечения детей до трех лет и детей-инвалидов в бюджет 2009 года необходимо заложить около 5 млрд. рублей.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты