Реформа пенсионного обеспечения современной России
p align="left">Так, в возрастах до 25 лет в классе «другие» находится 31,4% респондентов, а среди «застрахованных» -- 10,6% или в три раза меньше. При этом данная группа более весома в сельских населенных пунктах по сравнению с городскими, 28,1% работает за плату или получает доходы от собственной деятельности, 29% -- безработные, домашние хозяйки и занятые в ЛПХ -- 20,6%, 17,3% -- учащиеся, 1,8% -- женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком, 1,5% -- длительно или постоянно нетрудоспособные (см. приложение - Табл. 4). Статистические данные о развитии пенсионного страхования //Официальный сайт ПФ РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru Принципиально важным здесь является тот факт, что значительная часть представителей этой группы (чуть менее трети) имеет заработки и тем самым могла бы участвовать в пенсионной системе, однако, как уже отмечалось выше, их занятость имеет неформальный характер и не фиксируется системой персонифицированного учета.

Необходимо отметить, что новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили бы усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни. Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов.

В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в 2002-2004 гг. пенсионной системе удалось придать страховой характер, когда доля страховой пенсии составляла более 60% от общего размера и имела тенденцию к росту. Однако события 2005 г. коренным образом изменили это соотношение. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии.

Страховая пенсия сократила свою основную долю и, соответственно, утратила свою функцию в пенсионной системе.

 План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 38-р О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы): распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 № 38-р // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006.- №5.- Ст. 589. показал, что необходимо определить механизмы, стимулирующие добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, и регламентирование порядка вступления в такие правоотношения.

В апреле 2008 года такой закон принят, он определяет порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и устанавливает порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон РФ от 30.04.2008 № 56-ФЗ (полностью вступает в силу с 1 января 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №18. - Ст.1943.

Цель настоящего Закона - стимулировать формирование пенсионных накоплений и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.

Встала необходимость совершенствования государственного контроля и надзора в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений, уточнение прав и обязанностей субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также предоставление возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, не гарантированные Российской Федерацией.

В рамках ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ: федер. закон РФ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ (в ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006.- №5.- Ст. 589. необходимо взять направление на реализацию прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования на получение накопительной части трудовой пенсии, формируемой в негосударственных пенсионных фондах.

2.3. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 года № 442 -1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране. Об образовании Пенсионного Фонда Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 декабря 1990 г. № 442-1 // Текущий архив нормативных документов ГУ - УПФ в Ханты-Мансийском автономном округе. 2007.- С.1.

В 2001 году в России была предпринята попытка не только создать в стране понятную и эффективную пенсионную систему, которая впоследствии давала бы определенный инвестиционный ресурс в экономику, но и прежде всего решить главную задачу - увеличить доходы Пенсионного фонда и направить их на повышение пенсий.

При принятии законов, посвященных пенсионной реформе, был определен статус Пенсионного фонда как страховщика по обязательному пенсионному страхованию. При этом Пенсионный фонд является государственным учреждением, средства, находящиеся в его управлении, являются федеральной собственностью.

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

- сбор и аккумуляция страховых взносов от страхователей в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке;

- финансирование выплаты пенсий;

- контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его средств;

- международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

-проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет:

- начисление и сбор штрафов и пени при несвоевременной и неполной уплате страховых взносов страхователями;

- представляет интересы застрахованных лиц перед страхователями;

- подготовку проекта бюджета пенсионной системы, который независим от федерального бюджета, контроль за его использованием и составление отчета об исполнении бюджета пенсионной системы.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

- выплату государственных и трудовых пенсий;

- выплату ежемесячных денежных выплат (ЕДВ);

- оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- обеспечение деятельности ПФР.

В силу сложившихся объективных причин развития и размещения производства, природно-климатических условий концентрация пенсионеров различна: от 15 до 20% к трудоспособному населению на Севере, до 50- 60% в центральных и южных районах России. Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.pfrf.ru В связи с этим Пенсионный фонд осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между регионами.

Первоочередной задачей Пенсионного фонда России является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров.

Выплата пенсий осуществляется путем их доставки в форме наличности или путем перевода денежных средств на счета пенсионеров в банках России. Доставкой пенсий занимаются органы федеральной почтовой связи Минсвязи России, отделения Сбербанка России и другие банковские учреждения.

В настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации выделяют два типа пенсий, которые можно различать по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип пенсий, считающийся основным, - трудовые пенсии. Указанные пенсии получают большинство пенсионеров в нашей стране. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет страховых взносов.

Данные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 20 декабря 2001г. №173-ФЗ. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247. Пятая статья данного закона определяет виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Рассмотрим основные понятия данных видов пенсий.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

П= БЧ+СЧ+НЧ, где

П- размер трудовой пенсии по старости;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по старости;

СЧ- страховая часть;

НЧ- накопительная часть.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле: П= БЧ+СЧ+НЧ, где

П- размер трудовой пенсии по инвалидности;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;

СЧ- страховая часть;

НЧ- накопительная часть.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, данный вид пенсии назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле: П=БЧ+СЧ, где

П- размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

БЧ- базовая часть трудовой пенсии по СПК;

СЧ- страховая часть.

Второй тип пенсий - пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению представляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не от того, что в период работы или другой деятельности специально на цели пенсионного обеспечения за соответствующего гражданина отчислялись обязательные страховые взносы (единый социальный взнос), а в силу других обстоятельств, определенных в Федеральном законе «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ// Российская газета.- 2001.- 20декабря.- №247.

Руководство ПФ РФ осуществляется правлением ПФ РФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В состав правления ПФ РФ входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФ РФ, а также управляющие отделений ПФ РФ.

В состав правления ПФ РФ могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФ РФ:

- несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФ РФ;

- определяет перспективные и текущие задачи ПФ РФ;

- утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФ РФ и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФ РФ и руководителей его отделений;

- утверждает положение об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФ РФ;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФ РФ;

- решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФ РФ.

Для обеспечения работ по пенсионному обслуживанию в структуре ПФ РФ предусмотрены следующие отделы, рассмотрим на примере территориального управления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра:

- отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц;

- группа персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

- финансово-экономическая группа.

Отдел назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц обеспечивает работу по пенсионному обслуживанию населения, связанную с назначением выплатой пенсий и оценкой пенсионных прав гражданам имеющим право на досрочное назначение пенсии. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами, предприятиями, отделениями Ханты-Мансийского банка, органами федеральной почтовой связи Минсвязи России, а также с другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Функции данного отдела определяются в соответствии с положением отдела, утверждённым начальником управления. В функции отдела входит следующее:

1. Назначение, перерасчет и выплата трудовой и государственной пенсии, ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), дополнительной ежемесячной денежной выплаты (ДЕМО) отдельным категориям граждан, определенных Федеральным законом.

2. Проведение среди населения разъяснительной работы, входящей в компетенцию отдела.

3. Рассмотрение в установленные сроки письменных и устных обращений граждан, подготовка анализа обращений.

4. Осуществление массовых перерасчетов гражданам на основании специальных законов.

5. Учет выявленных сумм переплат, их анализ и осуществление контроля восстановлением.

6. Осуществление контроля за качеством и сроками оформления выплатных документов. Организация контроля за своевременной выборкой и отработкой сведений из ЗАГСа об умерших пенсионерах.

7. Осуществление контроля за качеством и сроками обработки документов принятых от граждан для назначения и перерасчета пенсии.

8. Подготовка и выдача справок по вопросам входящим в компетенцию отдела.

9. Работа с выплатными документами, отчетными и другими вспомогательными контрольными документами и их проверка.

10. Обработка и ввод неполученных сумм.

11. Осуществление контроля за правильностью и обоснованностью выплаты пенсий через Ханты-Мансийский банк.

12. Осуществление контроля за своевременностью и качеством производимых удержаний из пенсии.

13. Подготовка пакета документов и выдача недополученных выплат.

14. Оформление документов для выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

15. Подготовка документов и проведение массового перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам с 1 июля каждого года.

16. Осуществляет мероприятия по реализации принимаемых Федеральных законов и других нормативных актов по пенсионному обеспечению.

17. Ведёт «наблюдательные» дела по предприятиям, имеющим рабочие места, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан.

18. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью предоставления работодателями «перечней рабочих мест», наименований профессий и должностей, работники которых заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий, поименных списков лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, списков лиц, приобретающих право на пенсию в ближайшие 2 года.

19. Выборочно проверяет соответствие индивидуальных сведений, предоставленных работодателями с перечнем и поименными списками.

20. При назначении досрочных пенсий (статьи 27-28, 28(1) Федерального закона № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 20 декабря 2001г. № 173-ФЗ // Российская газета.- 2001.- №247.

) категориям граждан на основании данных персонифицированного учета сверяет правильность «Выписок из индивидуального лицевого счета» с материалами наблюдательного дела.

21. Проверяет обоснованность включения в специальный трудовой стаж периоды работы, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий, до принятия решения о назначении пенсии, в том числе за периоды до введения персонифицированного учета.

22. Оказывает консультативную помощь работодателям по вопросам пенсионного обеспечения, организует с ними семинары-совещания.

23. Организует и осуществляет прием граждан и работодателей по вопросам оценки застрахованных лиц.

24. Ведет справочно-кодификационную работу по законодательству, дающему право на досрочное назначение трудовых пенсий.

25. Подготавливает соответствующее заключение о возможности (невозможности) использования при назначении пенсий данных о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовых пенсий по результатам их правовой оценки.

26. Выявляют и обобщают факты нарушений на предприятиях, влекущих ущемление пенсионных прав граждан, разрабатывает мероприятия, направленные на их предупреждение.

27. Проводит работу по оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации (преобразования) в расчетный капитал одновременно с назначением им трудовой пенсии.

28. Осуществляет конвертацию пенсионных прав застрахованных лиц. Положение об отделе назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра // Текущий архив ГУ - УПФ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра. - 2007.- С.5.

Финансово-экономическим отделом осуществляется финансово-экономическая деятельность ПФ РФ. В обязанности финансового отдела входит ведение бухгалтерского учета, составление экономических отчетов, соблюдение лимитов выделенных средств по кодам экономической классификации расходов, обработка документации по пенсиям, отчеты по пенсионному обеспечению, работа с дебиторами, кредиторами. Важное место в работе отводится контролю над своевременной выплатой пенсии, составлению отчетов и заявок по бюджетным средствам. Положение об финансово - экономическом отделе ГУ - УПФ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра// Текущий архив ГУ - УПФ в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.- 2007.- С.10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты