Реформа пенсионного обеспечения современной России

Реформа пенсионного обеспечения современной России

4

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………….3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………………………….……..8

1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы……………….……..8

1.2. Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России………….16

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ……….24

2.1. Пенсионная реформа России 1990-х гг……………………………………24

2.2. Современный этап реализации пенсионной реформы…………….……..38

2.3. Место пенсионного фонда Российской Федерации в пенсионной системе……………………………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….69

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….78

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВП - внутренний валовый продукт

ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

ГУК - государственная управляющая компания

ЕСН - единый социальный налог

ЛПХ - личные подсобные хозяйства

МВД - Министерство внутренних дел

МОТ - международная организация труда

НПФ - негосударственный пенсионный фонд

ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации

СПУ - система персонифицированного учета

УК - управляющая компания

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика создает систему социальной защиты населения, одним из важных аспектов которой является пенсионное обеспечение. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.

Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Актуальность рассматриваемой в данной дипломной работе проблемы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является пенсионное страхование. На данном этапе развития и реформирования нашего социально-экономического пространства, общество оказалось неготовым к осмыслению изменений в области пенсионного страхования в условиях развития экономики. В связи с этим важно изучить теоретические основы пенсионного страхования.

В мае - июне 2001 года Президентом Российской Федерации был внесен пакет из пяти законопроектов - «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации налогах и сборах». О проекте Федерального закона № 110825-3 «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации»: постановление ГД ФС РФ от 25.10.2001 N 2020-III ГД // Ведомости ФС РФ. - 2001. - N 32. - ст. 1655; О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (в ред. от 09.04.2007 № 43-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20декабря.- №247.; О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федер. закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 № 312-ФЗ) // Российская газета.- 2001.- 20 декабря.- №247; Об обязательном пенсионном страховании: федер. закон РФ от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. от 02.11.2006 № 492-О) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.- №51.- Ст. 4832. Эти законопроекты летом - осенью 2001г. были рассмотрены Государственной Думой и Советом Федерации. Была проведена значительная работа по учету многочисленных замечаний и предложений. К концу 2001г. законодательная база пенсионной реформы в виде нового пенсионного законодательства была сформирована.

Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства. Данная проблема имеет много «белых пятен» в научных разработках и научном анализе эволюции развития пенсионной системы в нашей стране.

Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система пенсионного обеспечения.

Предметом исследования является состояние и перспективы реализации российской пенсионной реформы.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ направлений и перспектив реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать определение пенсионной системе, определить её место и роль в системе социальной защиты населения;

- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионной системы в России;

- проанализировать причины пенсионного реформирования;

- дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;

- охарактеризовать место Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении населения;

- определить роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного законодательства.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме: Ю. Голицина, В.С. Городецкого, Г.П. Дегтярева, М.Ю. Зурабова, Т.М. Малевой, М. Рашид, В.Д.Роика, О.В. Синявской, Э. Тучковой. См.: Голицин Ю. Пенсионная система России до революции. Экскурс в историю [Электронный ресурс] / Режим доступа: http // www/Vsluh.ru; Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru; Дегтярев Г.П. Пенсионная реформа в России: 1991-1999 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.ilpp.ru; Зурабов М.Ю. О задачах нового этапа пенсионной реформы / М.Ю. Зурабов // Пенсия .- 2004.- №1.- С.46-48.; Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы / Т.М. Малеева, О.В. Синявская / Аналитический доклад // Независимый институт социальной политики. -- М.: Поматур, 2005. - 76 с.; Рашид М. Реформа системы пенсионного обеспечения в России: структура и реализация / Мансура Рашид, Лоуренс Томпсон, Херманн фон Герсдорф, Елена Зотова; Пер. с англ. -- М.: Издательство «Весь Мир», 2003. -- 120 с.; Роик В. Д. Пенсионная реформа: результаты и перспектива / В. Д. Роик // Пенсионные фонды и инвестиции.- 2003.- №2.- С.23-26.; Тучкова Э. Объективные предпосылки пенсионной реформы в России и их учет на первом этапе осуществления / Э.Тучкова // Пенсионная реформа в России: оценка специалистов. Под ред. В.Н. Баскакова, А.С. Орлова. - М.: Редакция журнала «Пенсия», 1999.

В ходе работы над темой использовался анализ:

- нормативных актов федерального значения, регламентирующих функционирование пенсионной системы;

- статистических данных и научных публикаций;

- внутренних положений, отчётов территориальных органов Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов;

- ресурсы сети Интернета о пенсионной системе.

Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением и приложениями. В первой главе раскрывается сущность пенсионного обеспечения, история пенсионного страхования в России. Во второй главе рассматриваются общие положения концепции пенсионной реформы, предпосылки реформирования и тенденции развития пенсионной системы, охарактеризована роль Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов в условиях проведения пенсионной реформы, раскрываются особенности работы государственного Пенсионного фонда, его сущность и структура, а также основы функционирования негосударственных фондов.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований по проблемам пенсионного страхования.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

1.1. Сущность пенсионного обеспечения, его принципы

Социальное обеспечение представляет собой один из блоков социальной защиты населения и имеет более узкие параметры действия. Оно сложилось как система защиты граждан от наступления жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода либо повышенные расходы, малообеспеченность или бедность. Волгин Н.А. Социальная политика / Н.А. Волгин. - М.: Экзамен, 2004. - С.15. Эти последствия имеют место тогда, когда наступают жизненные случаи (риски):

а) биологического характера (болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, смерть);

б) производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);

в) экономического характера (безработица, инфляция);

г) социального характера (наличие детей в семье, многодетность, неполнота семьи, одиночество, сиротство).

Субъектами данных отношений выступают инвалиды, лица пожилого возраста, семьи с детьми, больные, малообеспеченные и другие граждане. Им предоставляются пенсии, пособия, медицинские услуги, льготы и т.д.

Для достижения целей социального обеспечения создаются специальные фонды, выделяются средства из бюджетов всех уровней, доходов организаций. Деятельность по социальному обеспечению осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации.

С учетом изложенного можно дать следующее определение понятия социального обеспечения. Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность. Попова Г.В. Социальная защита населения в регионе / Г.В. Попова. - Екатеринбург: УРАГС, 1999. - С.57.

Общепризнано, что теория и практика социального обеспечения связаны с проблемами, которые затрудняют жизнедеятельность человека или групп людей, всего общества, и способами их разрешения. Старшинова А.В. Идеология социальной работы как предмет социального исследования / А.В. Старшинова // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XX веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.- М.: Альфа-М, 2003.- Т.3- С. 256 Но многообразие общественной практики, обозначаемой термином «социальное обеспечение», и не меньшее многообразие теоретических подходов, стремящихся осмыслить данную практику, порождает множество дефиниций социального обеспечения, нюансы которых подчеркивают его сложность как феномена современного общества.

Условно можно выделить несколько наиболее характерных трактовок в рамках некоторых дискуссий. Подавляющее число определений социального обеспечения исходит из так называемого деятельностного подхода. Стремясь прояснить сущность данного вида деятельности, многие из них обращаются к исследованию его функций. Часть ученых акцентирует внимание на его профессиональном характере, другие, развивая системные представления о его функционировании, рассматривают его в качестве социального института.

Так, например, авторский коллектив под редакцией доктора социологических наук Попова Г.В. социальное обеспечение определяет как исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества. Попова Г.В. Социальная защита населения в регионе / Г.В. Попова. - Екатеринбург: УРАГС, 1999. - С.57.

Существующие сегодня в отечественных исследованиях подходы к пониманию сущности и характера социального обеспечения не раскрывают до конца специфики механизма его функционирования. Для его устойчивого и динамичного развития необходима определенная ценностная система, которая включает нравственные ценности, но не ограничивается ими. К ним можно отнести всё то, что обозначается идеологией социального обеспечения: и господствующие в обществе социально-философские представления о месте человека в общественной системе, социально-политические, правовые и экономические воззрения, влияющие на решение проблемы благосостояния общества и отдельного человека, социальные концепции, определяющие социальную политику государства, представления о социальной справедливости и социальной солидарности, культурные и духовные традиции. Старшинова А.В. Идеология социальной работы как предмет социального исследования / А.В. Старшинова // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XX веке: социальные вызовы и альтернативы». В 3 т.- М.: Альфа-М, 2003.- Т.3- С. 257.

Пенсионное обеспечение, можно выделить в самостоятельный институт из института социального обеспечения в связи с необходимостью формирования правил и принципов пенсионирования, частотой возникновения рисковых ситуаций, влекущих назначение пенсий.

Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О.В. Локшина // Трудовое право.- 2003. - №4. - С.15. Пенсионное обеспечение осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу всех уровней.

Мировой опыт свидетельствует о том, что система пенсионного обеспечения - основной институт страхования в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случаях болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Размеры получаемых средств, зависящие от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов) и от степени утраты трудоспособности, регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счёт других лиц), применительно к программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Базовые характеристики института пенсионного обеспечения, выгодно отличающие его от других институтов социального страхования, таковы:

- во-первых, - законодательно вмененная обязательность для страхователей - работников и работодателей - внесение страховых взносов; личное же страхование, как правило, носит добровольный характер и не является столь массовым по охвату (по числу застрахованных);

- во-вторых, - публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность (по закону) участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля их исполнения) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных (личное страхование носит частный характер гражданско-правовых взаимоотношений);

- в-третьих, - безусловное (по закону) право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды выплат, услуги и их размеры тоже определены законодательно), в том числе и в судебном порядке;

- в-четвертых, высокая надежность сохранности страховых средств, обеспечиваемая финансированием «с колес» и не позволяющая им обесцениться. Этот параметр достигается посредством солидарности поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;

- в-пятых, - относительная «дешевизна» для населения страны (по сравнению с личным страхованием), гарантируемая массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы (личное же страхование является в своей основе коммерческим, и его организаторы занимаются главным образом «выгодными» клиентами);

- в-шестых, - самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования, ключевая роль в решении соответствующих вопросов самими наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников). Роик В.Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область/ В.Д. Роик // Российский экономический журнал. 2000.- №5.- С.96.

Демократический характер функционирования системы социального страхования позволяет достигать максимальной прозрачности и целевого использования финансовых ресурсов, «договариваться» по всему кругу и по объему социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков. В итоге это укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения в обществе социального согласия, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения. По мнению западногерманских специалистов по социальной политике, «государственная власть поступает правильно, когда концентрирует свои усилия на выполнение задач, которые не может никому перепоручить. Все другие задачи следовало бы вывести из сферы компетенции государства. Это предохраняет механизм государства от перегрузок и облегчает достижение консенсуса». Роик В.Д. Социальный налог и социальное страхование: борьба идеологий переходит в практическую область/ В.Д. Роик // Российский экономический журнал. 2000.- №5.- С.100.

Пенсионная система как правовое понятие - комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа - это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. Вторая группа - отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения - пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них - назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты