Работа социального работника с неблагополучной семьей
b>1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи

Для
описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких взаимоотношений - псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные - отвергать.

1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием

Есть
значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминогенными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жесткое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В данной работе не будем подробно останавливаться на этом, охарактеризуем лишь семьи с прямым и косвенным десоциализирующим поведением.

Семьи с прямым десоциализирующим поведением демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически-несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Можно также отметить криминально-аморальные, асоциально-аморальные и т.п. семьи, несущие обществу фактор неблагополучия.

2. Социальные проблемы семьи

Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно бытовых отношений и повышение риска поврежденности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Также огромное влияние на неблагополучие семей трудные материальные условия существования в переходных экономических условиях.

2.1 Немного статистики социальных проблем семьи

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 1993 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. В 1993 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн. Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 1994 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей. Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. СР ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы - все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные СПр клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Преобладающий тип семьи в стране - это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с детьми или без них (67% семей). Семьи этого типа делятся примерно поровну на три части: без детей (молодые семьи, еще не имевшие детей, и старые, где взрослые дети живут отдельно); с одним ребенком; с двумя детьми. Еще 12% супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками.

Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей. Значительную долю составляют неполные семьи - 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка.

Данная типология семей используется при разработке материалов переписи населения. В ее основу положены такие критерии, как брачное состояние, родственные связи и наличие детей.

Для целей государственной семейной политики типы семей выделяются по иному основанию - объективному риску социальной уязвимости, а значит, нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Поскольку в семье один кормилец, в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. Их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями - это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время около 2 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Проведение контртеррористической операции в Чечне в 1999-2000 гг. значительно увеличило количество таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, - это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей. Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. От 2 до 4 млн беспризорных детей заняты попрошайничеством и нищенствованием.

2.2 Сущность социальных проблем современных семей

Нестабильность семейной жизни появляется в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рождаемостью зачастую прибегают к нелегальным, архаическим способам, более рискованным и вредным для здоровья женщины. На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей - сегодня родители почти каждого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений.

Еще один признак нестабильности семейного образа жизни - убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни. В настоящее время появляется (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственное развлечение большие суммы денег, чем люди, имеющие семью.

Причиной возникновения СПр в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно - реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования на наиболее слабых и беззащитных. Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций.

3. Социальная работа с неблагополучными семьями

3.1 Социальная защита семьи

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами СЗ являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы СЗ к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации СЗ на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами СР с семьей являются:

приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

обоснованное использование власти и контроля;

учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций", "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров", "О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц", "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и др.

Для решения конкретных задач СЗ семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа "Дети России", в которую входят шесть целевых программ: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Дети Чернобыля", "Дети Севера", "Развитие индустрии детского питания", "Планирование семьи".

Вместе с тем жизнь показала, что необходимо как можно быстрее ввести в действие новые государственные стандарты социального обслуживания семьи и детей, потому что многие федеральные программы не выполняются.

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

3.2 Социальные службы семьи

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение - Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи - один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми.

Наиболее целенаправленно сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развивается в Московской, Орловской, Ленинградской, Ростовской, Самарской, Челябинской, Тюменской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в ряде других территорий.

В Республике Тыва действует 15 центров социальной помощи семье и детям, из них 2 центра социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков в городах Кызыле и Ак-Довураке. Главная их задача заключается в стимулировании экономического потенциала семьи, ее саморазвития, в обеспечении адресной социальной поддержки. На базе Научно-технического центра традиционной и нетрадиционной медицины действует психологическая служба "Телефон доверия". Для обеспечения координации действий центров, служб социальной помощи на дому и срочной социальной помощи действует Управление проблем семьи, женщин и детей со структурными подразделениями в низовом звене в виде отделов и секторов.

В Юго-Восточном административном округе (ЮВАО) г. Москвы из фонда правительства Москвы ежемесячно осуществляются выплаты многодетным семьям (на детей до 3 лет и имеющим 3 и более детей), студенческим семьям.

Основные направления реализации семейной политики в Краснодарском крае включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно-просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб. Организационные меры включают следующие мероприятия:

принятие специальных законодательных и иных правовых актов края, решений местных органов власти и управления;

внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам семейной политики;

разработку и осуществление краевых программ комплексного и целевого характера по отдельным направлениям семейной политики;

формирование системы территориальных органов социальной защиты, а также специальных служб различного профиля и направленности по оказанию социальной, социально-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям и др.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, - все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

3.3 Социальное обслуживание семьи

СО семьи - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Система СО имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров. СО осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ.

Виды СО: - социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;

СО в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;

организация дневного пребывания в учреждениях СО с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

консультативная помощь гражданам и семьям в социально - экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.

3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий

СП - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" предусмотрено, что впредь размеры пособий и других обязательных социальных выплат устанавливаются в твердых суммах. Размеры этих выплат в соответствии с законом устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по стране. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие их размеры за счет средств соответствующих бюджетов.

Закон от 7 августа 2000 г. также установил, что с 1 января 2001 г. размеры социальных выплат определяются исходя из базовой суммы 100 руб. В связи с этим во все иные законы и подзаконные акты были внесены изменения.

3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством

Конституция
РФ предусматривает, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п.2. ст.7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.1. ст.38).

Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т.д.

Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой СП, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры СЗ многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г., дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

Одной из наиболее действенных форм СЗ семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "0 государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России. Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г. Установлено несколько общих правил, касающихся всех государственных пособий гражданам, имеющим детей. Получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать соответствующие органы, назначающие и выплачивающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплаты.

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Цель
такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:

подлежат государственному социальному страхованию, т.е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);

обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;

проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Заключение

Семья реализует естественные (витальные) потребности своих членов; создает условия для непосредственных контактов; не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали; социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом.

Выполняет ли сегодня семья эти и подобные ресоциализирующие функции в обществе или нет, видно из большого процента беспризорников, сирот, бомжей, преступности, переполненности тюрем и лагерей. Заметен также низкий рост материальной обеспеченности средней семьи в целом, слабая защита и защищенность неблагополучных семей. На сегодняшний день институт социальной работы особенно актуален, в связи с вышеперечисленными проблемами и неумением самого общества их решать. Неумение и отчасти - нежелание стремиться к благополучию как личному, так и общему. Разочарование гражданина в своем государстве, исходившее из непрестанных тенденций манипулирования сознанием людей с целью достижений политических целей, часто повторяющиеся экономические кризисы, инфляционный рост, идущий на пользу разве что биржевым игрокам и другие многочисленные проблемы, отбивающие руки человека, стремящегося к созиданию общего благосостояния страны непрестанно сравнивают активно настроенное сознание с бездеятельностью и безответственностью массы.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Большого внимания требует разрешение проблемы воспитания нашего будущего поколения. Социальные работники должны ясно видеть и понимать, какие члены семьи представляют угрозу для ребенка, уметь раскрывать творческий потенциал самого ребенка и взращивать силу и сопротивляемость социальным проблемам. Важно иметь в виду благополучие детей в длительной перспективе, а не только в ситуации жестокого обращения и единовременного вмешательства социальных служб. Это требует особой внимательности как к потребностям детей, так и к оказанию помощи родителям в надзоре и присмотре за детьми - либо через организацию доступа к таким услугам, либо через конкретные формы помощи и поддержки. Оказание помощи детям в развитии у них способности самозащиты важно для их ближайшей и будущей безопасности.

Семья - это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом, поэтому институт социальной работы сегодня просто обязан изучать социальные проблемы неблагополучных семей и активно их решать. В то же время, социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

2. Глэддинг С. Г52 Психологическое консультирование.4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК, 2002. - 560 с.

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М" 2001. - 160 с.

6. М.В. Ромм, Т.А. Ромм. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

7. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов/В.М. Кроль. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Высш. шк., 2003. - 325 с.; ил.

8. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

11. Райгородский Д.Я. Психология семьи. (Серия "Психология семейных отношений"). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М". 2002. - 752 с.

12 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.

13 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 736 с.

14 Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д. и. н., проф. Холостова, д. и. н., проф. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 427 с.

15 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / С69Под ред.В.А. Никитина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

16 Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 192 с. ISBN 5-7695-0833-7

17 Теория социальной работы. Учебник / Под ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1999. - 334 с.

18 Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.Ч. II. - 112 с.

19 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты