Работа социального работника с неблагополучной семьей

Работа социального работника с неблагополучной семьей

29

Аннотация

Защита семейных прав, институт семьи, неблагополучные семьи, социальная ситуация, социальные проблемы, социальная работа, социальная защита населения, государственная семейная политика, социальные пособия, социальное обслуживание, типология семейных структур, теория социальной работы,

Курсовая работа посвящена актуальной теме научного и прикладного значения - изучению теоретических основ преодоления проблем, возникающих в институте семь и брака в связи с их неблагополучием. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни обостряют сферу социальных проблем, влекущих за собой большой процент неблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Социальная работа берет на себя обязанность дилера между государством и членами семьи, исполняя медико-социальную, образовательную, правовую и подобные социальные роли. Социальная работа проводится с гражданами, нуждающимися в материальной, морально-психологической, юридической или иной социальной помощи. В данной работе раскрывается сущность некоторых социальных проблем неблагополучной семьи и указывается путь их разрешения, апеллируя к социологическим, психологическим, правовым и социальным знаниям и умениям.

Содержание

  • Аннотация
  • Определения, обозначения, сокращения
  • Введение
  • 1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы
  • 1.1 Определение феномена семейного неблагополучия
  • 1.2 Классификация неблагополучных семей
  • 1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью
  • 1.2.2 Конфликтные семьи
  • 1.2.3 "Недоверчивая" семья
  • 1.2.4 "Легкомысленная" семья
  • 1.2.5 "Хитрая" семья
  • 1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка
  • 1.2.7 Псевдовзаимные и псевдораждебные семьи
  • 1.2.8 Семьи с десоциализирующим влиянием
  • 2. Социальные проблемы семьи
  • 2.1 Немного статистики социальных проблем семьи
  • 2.2 Сущность социальных проблем современных семей
  • 3. Социальная работа с неблагополучными семьями
  • 3.1 Социальная защита семьи
  • 3.2 Социальные службы семьи
  • 3.3 Социальное обслуживание семьи
  • 3.4 Социальная помощь в виде социальных пособий
  • 3.4.1 Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
  • 3.4.2 Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
  • Заключение
  • Библиографический список
Определения, обозначения, сокращения

ОСР - Объект социальной работы

СЗ - Социальная защита

СЗН - Социальная защита населения

СО - Социальное обслуживание

СП - Социальное пособие

СПр - Социальная проблема

СР - Социальная работа

СС - Социальная ситуация

Введение

Сегодня, при переходе общества на статус демократического, а государства - на статус социального, необходима прежде всего уделять максимум влияния на то, что большой процент семей в России являет собой неблагополучные семьи. Ответственность за неблагополучие семей лежит как на государстве, социальных институтах, так и на обществе в целом, потому что социальное государство предусматривает собой грамотное в правовом аспекте, неравнодушное к общественным болезням и обладающее средствами исцеления общество, где все-таки личное начало доминирует над коллективным.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой сложную систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей. Семья, по определению А.Г. Харчева, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.

Темой данной работы является характеристика неблагополучных семей, описание данной категории семьи как объекта социальной работы, их классификация и теоретическое изложение СР по решению проблемы семейного неблагополучия.

1. Неблагополучные семьи как объект социальной работы

Принимая неблагополучную семью в качестве ОСР и видя ее сложной социальной системой, при контакте с ней необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование и историю развития. Генеративная функция неблагополучной семьи обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.

1.1 Определение феномена семейного неблагополучия

Мы определим семью как основанную на браке или кровном родстве малую социальную группу, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Здесь под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая порождает взаимные обязательства и ответственность по отношению к детям.

В данной работе под неблагополучной будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явняе или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются "трудные дети".

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление. А последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи можно отнести к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Исследователи, занимающиеся феноменом неблагополучия семей, выделяют в качестве распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них благополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. А первый взгляд, это - главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.д. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, где является нормой выяснение - кто в семье главный при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты в семье - это норма.

Мнимое сотрудничество - такая форма семейного неблагополучия тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном уровне "прикрыта" кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет в разрез его личным интересам.

Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейного неблагополучия является изоляция. относительно простой вариант подобной трудности в семье - психологическая изолированность кого-то в одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется им, его мнением и т.д. к нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант изоляции двух или более членов семьи.

Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п. в такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоциональной, психологической, а под час и психологической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает, что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.

Перечисленные формы не исчерпывают разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых были им навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной мере негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Кроме того, семейное неблагополучие - явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

1.2 Классификация неблагополучных семей

Кратко выделим виды неблагополучных семей. Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма, наркомании, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков - семейное заболевание, семейная проблема.

1.2.1 Семьи с алкогольной зависимостью

Взрослые
в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в "алкогольную субкультуру", что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами термином - созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

1.2.2 Конфликтные семьи

В
таких семьях дети десоциализируются, влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Конфликтными союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт - хроническое состояние такой семьи.

Независимо от того, является ли такая семья шумной, скандальной или тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение между ее членами общения. Как правило, за затяжными ссорами и неразрешенными конфликтами скрывается неумение общаться.

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к "трудным детям" и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в "группу риска", позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семье зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеский, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит ласки, любви и внимания из-за служебной или личной занятости супругов.

Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

1.2.3 "Недоверчивая" семья

Характерная
черта - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье - враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.

Дети их подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха.

1.2.4 "Легкомысленная" семья

Отличается
беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, не определены. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

1.2.5 "Хитрая" семья

В
ней прежде всего ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом, члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы членами таких семей нарушаются при каждом удобном случае. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого "воспитания" формируется установка: главное - не попадаться.

1.2.6 Семьи, ориентированные на успех ребенка

Возможная
разновидность внутренне неблагополучной семьи - кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии постоянного повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут "справедливые" упреки, назидания, а то и более того - серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты