Пятимерный план Гэллапа по совершенствованию методики КСИ общественного мнения
p align="left">1.3 Изучение и анализ общественного мнения

Для проведения процедур измерения общественного мнения важно определить его основные характеристики. Направленность - это преобладающее установившееся мнение «за» или «против» по отношению к определённому событию, решению, или другому общеизвестному социальному явлению. Интенсивность характеризует силу и твёрдость выражения общественного мнения /11, с.249/. Интеграция показывает, как высказываемое общественное мнение связано с общей системой традиций, культурой общества. По степени интеграции общественного мнения можно судить о появлении в общественном мнении контркультурных образцов, ориентаций на коренные изменения в обществе, предвидеть отход от традиций.

Основой изучения общественного мнения является его методико-методологическая база, в частности, составления опросника /11, с249/. Особое значение здесь имеет создание программы КСИ общественного мнения по какой-либо проблеме. Программа социологического исследования общественного мнения содержит обоснование методологических подходов и методических приемов его изучения. Методологическая часть программы включает в себя анализ проблемы и формулировку проблемной ситуации, выделение и предварительный анализ объекта и предмета исследования, постановку цели и задач, разработку систем гипотез, интерпретацию и операционализацию основных понятий. Все это входит в логический анализ проблемы, который делится на структурный (изучение структуры явления) и факторный (анализ влияния факторов на явление). Определяющим в программе является этап интерпретации и операционализации предмета исследования. Интерпретация - это объяснение, теоретическая трактовка понятия. Операционализация же представляет собой совокупность операций, с помощью которых понятия расчленяются на составляющие элементы /6, с.30-32/.

Также здесь разрабатываются шкалы, которые будут использоваться в опроснике. Шкала - это алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие число, называемое шкальным значением объекта /соц., словарь, с. 878/. Именно шкала помогает измерить общественное мнение и его интенсивность количественно. Однако шкалирование применяется только в количественных исследованиях.

Большое значение в изучении общественного мнения играет определение типа и объема выборки. Важным условием при этом является репрезентативность выборочной совокупности, т.е. ее соответствие по основным параметрам генеральной совокупности.

Если выборка была сформулирована правильно, то отклонения общественного мнения по исследованиям выборки от общественного мнения всего общества должна быть не более 3-4%». /11, с.250/. По этой причине исследование общественного мнения должны проводить профессионалы высокого класса. В России такими являются Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) и служба «VP», за рубежом из наиболее известных можно назвать американскую службу Гэллапа.

Существует три основных класса методов сбора информации: наблюдение; анализ документов (например, газетных статей); опросы, которые делятся интервью и анкетный опрос.

Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение подчинено ясной исследовательской цели, планируется по заранее обдуманной процедуре, все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе, а информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется: по степени формализованности на стандартизованное и нестандартизованное; в зависимости от положения наблюдателя на соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным. Поэтому, наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.

Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. Пример: Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением.

Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Этот метод предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказываются для них общими.

Следующая стадия КСИ общественного мнения - это стадия обработки и анализа собранных данных. При этом следует учесть методику сбора информации, которая может быть качественной или количественной. Информацию, собранную в результате КСИ, необходимо упорядочить и формализовать. Это можно сделать при помощи математико-статистичестких методов, к которым относятся подсчет описательных характеристик, коэффициентов корреляции и т.д. Качественные данные обрабатываются как документальный источник. При этом проводятся процедуры: описания, в которой необходимо, во-первых, упорядочить и, во-вторых, сжать информацию; описательного анализа, который включает группировку, типологизацию, кластерный и факторный анализ. Следующее, что необходимо сделать - это проинтерпретировать данные, т.е. придать эмпирическим данным определенное значения. Далее следует процедура объяснения - включения эмпирических знаний об объекте в социальный контекст.

Конечным этапом проведения КСИ общественного мнения является прогнозирование вероятного поведения опрошенных в рамках темы исследования, написание отчета, в котором должны быть указаны рекомендации для организаций, управленческих учреждений по выработке наиболее оптимальных путей развития или реформирования с учетом общественного мнения /6, с.68/.

Критика методов организации опроса общественного мнения. Вероятность ошибки существует на всех стадиях обследования общественного мнения. Составление выборки, отбор вопросов и их формулировка, собеседование по вопросам с возможным неправильным толкованием, кодирование и интерпретация ответов требуют опытных, квалифицированных и честных опрашивающих.

Считается, что широкая организация опросов общественного мнения оказывают давление на предварительные исполнительные и законодательные решения; возможная неблаговидная причастность политических партий к прогнозам результатов выборов; допускаемые методологические ошибки; неограниченное стремление предпочтительно видеть неопределенную, необъяснимую общественную интеллектуальную жизнь вместо попытки достичь ясности и точности Некоторые ошибки проводящих опрос общественного мнения в прогнозах результатов выборов ободряли кое-каких политических теоретиков, которые были разочарованы иными их выводами кроме достоверности (например, многочисленные обследования общественного мнения могут способствовать народной, а не представительной демократии) ; выступают сторонники политических деятелей, которые боятся влияния общественного мнения на избирателей; представляется благоприятная возможность некоторым социологам критиковать методы проведения обследований общественного мнения; и доставляют многим эстетам, комикам и конкурирующим предсказателям. Возмущение вызывают проводимые опросы общественного мнения и тем, служат угрозой уединенности лиц, находящимся в возрасте, когда вмешательство тяжко оскорбляет.

Таким образом, необходимо совершенствовать методику проведения опросов общественного мнения, для повышения качества получаемой информации и ее достоверности. Наиболее эффективным способом повышения репрезентативности таких опросов является методика, разработанная Джорджем Гэллапом.

2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КСИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Широкое распространение выборных исследований общественного мнения неразрывно связано с именем американского исследователя Дж. Гэллапа (1901 - 1984). Иногда вообще обследования общественного мнения с помощью выборочного метода называются «опросами Гэллапа». Особенно глубоко он разработал методы точного измерения электоральных симпатий, политических мнений. Сам Гэллап считал, что именно эти исследования позволили существенно повысить «демократическую чуткость» правительств и политических партий в США. По сей день активно действует институт Гэллапа - признанный центр по изучению мнений различных слоев общества практически по всем вопросам социальной жизни. Его отделения работают во многих странах, в т.ч. и в России. /9, с. 20-21/

2.1 Становление и развития методики опросов общественного мнения в США

Гэллап является одним из крупнейших социологов 20 века, ему принадлежит заслуга в соединении европейских и американских социологических и социально-психологических традиций изучения сознания с индустриальной организацией процесса сбора и анализа эмпирических данных. Фактически, он сразу предложил, а позже развил технологию мониторинга общественного мнения, к чему во многих странах перешли значительно позже. Он же является одним из тех, кто принципиально изменил роль социологической информации в обществе; ему явно было недостаточно традиционных академических изданий, и с американской напористостью он распространял результаты своих опросов через средства массовой информации. Опросы общественного мнения рассматривались им и в концептуальном, и в организационном плане как элемент массовой информационной политики демократического общества.

Более полувека Гэллап осуществлял мониторинг сознания американцев и, скептически относясь к гипотезе культурной однородности общества, он своими зондажами обрисовал очень широкую сферу социальной рефлексии и поведения. И потому не только сегодняшнее поколение американских социальных исследователей, но и все последующие когорты социологов имеют возможность для многоаспектного анализа социальных изменений. /4, с.87/

Выполняя заказы газет Des Moines Register & Tribune, The Cleveland Plain Dealer, and St. Louis Post-Dispatch, ему удалось разработать эффективные приемы изучения читательских интересов и применения полученных результатов. В одном из биографических материалов сказано, что именно Гэллапу принадлежит идея беседы с респондентом об отношении к газете, предварительно вручив ему ее экземпляр. Наконец, в своем докторском исследовании «Об объективном методе определения читательского интереса к содержанию газет» Гэллап наметил два основных и неразрывно связанных направления его научных поисков. Первое - это изучение политических, социальных и экономических установок, и второе - анализ и совершенствование социологических эмпирических методов.

Гэллап тесно увязывал развитие американской демократии с обладанием обществом качественной информацией о состоянии и динамике общественного мнения. Он видел, что простым американцам нравится то, что их мнения кому-то интересны и нужны. Таким образом, основным для Джорджа Гэллапа стало совершенствование технологии измерения общественного мнения и доведение результатов опросов до общества. Созданная им система организации опросов и анализа информации уже более пятидесяти лет работает без серьезных сбоев. После 1948 года американцы 12 раз избирали президента страны, и 12 раз прогнозы Института Гэллапа были верными.

Джордж Гэллап первым создал эффективно работающую систему измерения общественного мнения сбора и определил ее место в структуре американской демократии. Через полвека после грустного замечания лорда Брюса, Гэллап мог бы ему ответить, что прибор для измерения жизненного тонуса общества изобретен: это - опрос общественного мнения. Те, кто пришел позже Гэллапа, создали новые аналитические империи - в частности, Лу Харрис и Дэниел Янкелович - не внесли в конструкцию этого прибора принципиальных новшеств /12, с.124/.

Ранее социологи могли опираться в своих построениях лишь на динамические ряды экономической и демографической статистики и на материалы сравнительных исторических наблюдений и обобщений. Гэллап приступил к проведению мониторинга социокультурных аспектов жизни общества и, тем самым, открыл эпоху накопления и анализа статистки трендов массового сознания. Конечно, вследствие этого, социология стала более «жесткой», оборвались некоторые нити, связывавшие ее с социальной философией, культурной антропологией и историей. Но, во-первых, каждая наука тем сильнее, чем четче очерчена ее собственная территория. Во вторых, здание социологии еще лишь создается, и в новом веке будут построены новые мосты между социологией и другими общественными науками.

В 1941 году при активной поддержке Гэллапа, Кроссли и Ропера, а также специалистов ряда ведущих научных центров Америки Г. Филд создал Национальный Центр Изучения Общественного Мнения (NORC) - некоммерческую научно-исследовательскую организацию, важнейшей целью которой было улучшение практики проведения опросов. Соответственно, назывались и пути достижения цели - изучение опросных методов, совершенствование технологии, развитие и улучшение рабочих характеристик опросного инструментария и поддержка эффективных программ анализа данных. При создании NORC и позже в нем работали выдающиеся специалисты, с именами которых связано развитие опросных методов и современной социологии в целом. Именно под эгидой NORC началось систематическое изучение всех звеньев измерительной цепи, начинающейся на стадии разработки опросных документов и завершающейся интерпретацией полученных результатов. Таким образом, Джордж Гэллап стоял в основании создания методологии тотального анализа качества социологического измерения.

Потребности создания мониторинга массового сознания и практика конструирования новых методических приемов измерения общественного мнения вылились в новое видение роли измерительного прибора в социальном познании. По сути, для Гэллапа социологический инструментарий был и объектом направленного изучения и непрерывного совершенствования.

Когда говорят о Джордже Гэллапе как статистике, в первую очередь имеют в виду его вклад в разработку выборок, репрезентирующих население Америки, и процедур практической реализации теоретических выборочных схем.

Математические формулы показывают количество респондентов, которое следует опросить при использовании той или иной схемы выборки, для достижения априори выбранного уровня точности. Но математика не способна указать - это не ее функция - какая же точность измерений действительно необходима обществу; эту задачу должно решить само общество. Вместе с тем, даже если оно фиксирует существование этой проблемы, оно не способно сформулировать свои «пожелания» в количественной форме. Возникает замкнутый круг, выход из которого может быть найден лишь на практике.

Джордж Гэллап своей многолетней исследовательской практикой зондирования электоральных установок показал - здесь не подходит слово доказал - что точность, достигаемая при опросе корректно отобранных 1000-3000 человек, является достаточной для того, чтобы делать правильные прогнозы электорального поведения населения огромной страны. Еще и в наши дни сохраняется недоверие к малым выборкам, используемым при опросах общественного мнения, но в 30-х - 50-х поллстерам приходилось затрачивать множество сил, чтобы отстоять свою опросную технологию.

Отсутствие другой области социальных отношений (в известной степени, может быть, лишь маркетинг), где можно было бы проверить верность социологических измерений, превращает электоральные опросы в своего рода лабораторию для проверки свойств социологических измерительных приборов и процедур. Гэллап раньше многих других осознал этот общенаучный метрологический факт и приложил немало усилий для того, чтобы сделать электоральные опросы полигоном для совершенствования опросной технологии. Понимание существования некоторых универсалий в цепи социологического измерения порождало его уверенность в том, что инструментальные и технологические решения, найденные в электоральных опросах, могут быть использованы и при изучении более широкого спектра социокультурных показателей. Поэтому в частности, очень серьезное внимание уделялось постэлекторальным опросам, позволяющим оценить качество многих элементов измерительного процесса.

С самого начала проведения опросов общественного мнения получаемые Гэллапом результаты были открыты для средств массовой информации и исследователей. Понимая то, насколько важным для целей науки и образования является систематическое и грамотное накопление и сохранение материалов опросов, Гэллап и Ропер создали в 1946 году Роперовский центр - являющийся в наши дни крупнейшей в мире коллекцией опросов общественного мнения. Центр содержит полные файлы более чем 10000 опросов, проведенных с середины 1930-х годов, и тысячи отчетов по другим обследованиям.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты