Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат")
другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д - и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. [24, c.33]. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализование.

Наконец, комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации [14, c.66]. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида.

Таким образом, основные барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность: физический, барьер трудоустройства, финансовый, пространственно-средовый, информационный, эмоциональный, коммуникативный.

1.2 Общая характеристика законодательной базы в отношении инвалидов

Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой неуклонно возрастает. Так, в Российской Федерации рост граждан с ограниченными возможностями составляет порядка 8 % ежегодно [18, с.16].

Принятый в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Установил систему социальной защиты населения, состоящую из двух основных блоков:

1. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов и реабилитация инвалидов, направленных на восстановление или развитие компенсации нарушенных функций с целью уменьшения ограничений жизнедеятельности и социальной дезадаптации;

2. Обеспечение психологической и социальной поддержки, создание условий для реализации инвалидами потребностей в достижении независимой жизни [15, c.128].

Федеральный Закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных органов) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2005 года в значительной степени изменил идеологию Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [19, с.17].

Основная масса натуральных льгот, предоставляемых инвалидам, для обеспечения жизнедеятельности, суть которых заключалась в усилении мер и мероприятий реабилитационного характера, устанавливаемых государством в целях активной интеграции инвалидов в общество, заменена денежной выплатой, размер которой колеблется в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности от 500 рублей до 1400 рублей в месяц.

Основной целью создания новой системы социальной защиты был переход от принятия полной государственной ответственности за социально-экономическое обеспечение инвалидов к признанию лиц с ограниченными возможностями полноценными гражданами страны.

Инвалиды из объекта должны были превратиться в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации, позволяющего достигнуть и поддерживать оптимальный физический, интеллектуальный, психический и социальный уровень, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости [2, c.45].

Вместе с тем, анализ состояния и проблем реализации законных прав и интересов инвалидов в условиях новой системы социальной защиты выявил множество недостатков, а именно:

1. Полярные изменения, образующиеся в уровне социальной обеспеченности инвалидов в различных субъектах Российской Федерации.

Состояние экономики и позиция администраций субъектов Российской Федерации к проблемам инвалидов не позволяют предоставлять равные возможности инвалидам для их участия в жизни общества, что не отвечает конституционным принципам Российской Федерации, декларирующим равенство прав и свобод гражданина на всей территории Российской Федерации.

2. Отход от социальной модели инвалидности.

Социальная модель инвалидности понимается как совокупность многих факторов, приводящих к ограничению жизнедеятельности инвалидов. Взамен этого при определении материальных выплат, необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, в принятом Федеральном законе № 122-ФЗ, по существу было предложено использовать только один фактор - ограничение способности к трудовой деятельности, что привело к нарушению прав и законных интересов некоторых категорий инвалидов [8, c.66].

Так, к 1 января 2006 года более тысячи инвалидам по зрению I группы органы медико-социальной экспертизы установили II степень ограничения способности к трудовой деятельности. Вследствие этого инвалиды I группы по зрению, в том числе тотально слепые, лишились права на получение второй путевки (для сопровождающего) на санаторно-курортное лечение, права на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего его лица.

Кроме того, установление II степени ограничения способности к трудовой деятельности предполагает, что инвалид при этом должен быть обеспечен возможностью трудиться в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц. На практике же органы МСЭ устанавливают инвалидам по зрению II степень ограничения способности к трудовой деятельности без учета реальной возможности их трудоустройства. Особенно это касается инвалидов, проживающих в сельской местности.

3. Снижение возможности в области реальной реабилитации.

Установленные инвалидам ежемесячные денежные выплаты взамен ряда льгот не компенсируют в полной мере затрат инвалидов (особенно с тяжелыми заболеваниями) на необходимую медицинскую и социальную реабилитацию (лекарственные средства, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно). Более того, в силу различных причин получаемые инвалидами вместо льгот ежемесячные денежные выплаты тратятся не на реабилитационные цели, а на повседневные нужды. В связи с чем, растет вероятность утяжеления групп инвалидности [8, c.67; 10, c.89].

Наряду с этим значительно изменены нормы, предусматривающие обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Так, федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р носит ограничительный характер. Исключение права определенных категорий инвалидов на предоставление специального автотранспортного средства, при отсутствии альтернативных средств передвижения (социальное такси, специальные приспособления в общественном транспорте) фактически лишило их возможности на реальную реабилитацию. Ряд позиций указанного распоряжения носит общий характер и нуждается в дополнительном толковании, без которого возникают определенные трудности при его применении.

4. Отсутствие координации деятельности различных служб и учреждений в области реабилитации инвалидов.

Из Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» исключена статья 12, определявшая не только понятие, но и систему Государственной службы реабилитации инвалидов, роль и место в этой системе реабилитационных учреждений, что нарушает сущность организации управления в области реабилитации инвалидов, как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В этой связи возникает вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона «О реабилитации инвалидов», который позволит объединить обширный правовой материал о реабилитации инвалидов, привести его в соответствие с новым этапом развития общества, повысить качество правового регулирования, завершить процесс формирования новых видов и форм реабилитации инвалидов, установить основы управления системы реабилитации инвалидов, закрепить ведущую роль реабилитационных учреждений в практике интеграции инвалидов в общество [38, c.80].

5. Снижение возможностей инвалидов в области трудоустройства.

Увеличена численность работников организаций, для которых устанавливаются квоты с 30 до 100 человек, исключена норма, предусматривающая внесение работодателями ежемесячной обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в случае невыполнения установленной квоты (размер обязательной платы и порядок ее внесения определялся субъектами Российской Федерации) [19, с.82].

Принятые изменения обуславливают сокращение имеющихся рабочих мест для инвалидов, рост безработицы среди данной категории граждан, невозможность создания в субъектах Российской Федерации новых рабочих мест для их трудоустройства, в том числе специальных.

6. Отсутствие четко установленных критериев ограничения способности к трудовой деятельности. Поскольку установление ограничения способности к трудовой деятельности имеет особое значение в связи с определением размера пенсионного и иных видов материального обеспечения (в том числе единовременных денежных выплат), а также других видов социальной поддержки инвалидов, требуется разработка и утверждение специального раздела, устанавливающего подробные медико-социальные критерии определения степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Существующие на сегодняшний день критерии ограничения способности к трудовой деятельности, предусмотренные разделом IV приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» обуславливают ряд ошибок в экспертно-реабилитационной работе, способствуют неверному трактованию в значимых законодательных и подзаконных документах федерального и регионального уровня, порождая организационные проблемы и нарушение законных прав инвалидов [17, c.20; 20, c.90].

Так, правовая ошибка, связанная с определением способности к трудовой деятельности, допущена в Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Статьей 6.2 названного закона установлено право граждан, в том числе инвалидов, на получение набора социальных услуг. При этом абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 указанной статьи установлено право отдельных категории инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности) на бесплатный проезд и получение второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего. Необходимость сопровождения инвалида возникает при ограничении его способности к передвижению и самообслуживанию III степени, что не связано с ограничением способности к трудовой деятельности. Таким образом, реализация указанной формулировки закона ухудшает положение инвалидов, исключая из круга лиц, имеющих возможность получить поддержку, граждан действительно нуждающихся в сопровождении.

Резюмируя, можно отметить следующее. Изменения, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ, коснулись практически всех сфер жизнедеятельности инвалидов. В новой системе социальной защиты граждан с ограниченными возможностями четко прослеживается тенденция утраты государством перспективы полноценной реабилитации данной категории населения. Положение, сложившееся на сегодняшний день в Российской Федерации, на фоне общей негативной демографической ситуации в значительной мере снижает возможность включения в активную экономическую деятельность значительного количества трудоспособных инвалидов, сокращается возможность увеличения доходной части бюджетов всех уровней [34, с.88; 39, c.140].

В связи с этим, необходима коррекция действующего законодательства с учетом внедрения на практике принципа включенности инвалидов в социальные структуры, предназначенные для здоровых граждан и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.

Вывод по главе:

1. Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2. Статус инвалида определяется правовыми и ведомственными документами, такими как Декларация ООН « О правах инвалидов» и другими документами.

3. В работе с инвалидами можно выделить следующие направления: медико-социальная помощь; медико-социальная экспертиза; медико-социальные услуги, оказываемые специальными отделениями помощи на дому и ЦСО; услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи; социально-бытовая, медицинская, психологическая консультация и др.

Глава II Организация психосоциальной работы с инвалидами, имеющими психические заболевания хронического протекания

2.1 Основные принципы, цели и задачи, содержательные проблемы психосоциальной работы с инвалидами

Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах:

- соблюдение прав человека и гражданина;

- предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

- обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- преемственность всех видов социального обслуживания;

- ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

- приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

- ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания [28, c.67; 30, c.90].

Государство гарантирует человеку возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания, имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) к передвижению [16, c.50].

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

· уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

· выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

· информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

· согласие на социальное обслуживание;

· отказ от социального обслуживания;

· конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

· защиту своих прав, в том числе в судебном порядке [22, c.167; 23, c.89].

В соответствии с указанным Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» определяются следующие формы социального обслуживания:

1) социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

5) социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Данная форма ориентирована на психологическую поддержку, активизацию усилий пожилых людей и инвалидов в решении собственных проблем. В качестве одной из мер предусмотрена помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов [25, c.145; 32, c.70].

Данный Федеральный закон регламентирует порядок оплаты надомного, полустационарного и стационарного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях социального Обслуживания. В ст. 36 Закона перечислены права социальных работников и льготы для специалистов сферы социального обслуживания.

К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания инвалидов относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, и подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

Другое учреждение данного типа - психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В психоневрологический интернат принимаются лица с умственной отсталостью в степени выраженной дебильности, имбецильности и идиотии, а также лица, страдающие затяжными формами психических заболеваний, состояние которых характеризуется отсутствием острой психической симптоматики, наличием слабоумия или грубых проявлений психического дефекта [12, c.34; 26, c.12].

В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20 июля 1993 г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает наличие различных подразделений социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др.

Основными задачами центра социального обслуживания, действующего совместно с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.), являются:

- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;

- предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;

- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;

- привлечение различных государственных и негосударственных структур к оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся и координация их деятельности [4, c.48; 11, c.140].

Отделение социальной помощи на дому создаётся для осуществления постоянного или временного (до 6 месяцев) социально-бытового обслуживания в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию; отделение дневного пребывания предназначено для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни; служба срочной социальной помощи оказывает неотложную помощь разового характера, направленную на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в этом. К основным направлениям деятельности службы наряду с предоставлением бесплатного горячего питания или продуктовых наборов, одежды, обуви и других предметов первой необходимости относится также предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи, содействие в получении временного жилья и оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия».

Вместе с тем вся эта система не в состоянии в настоящее время компенсировать и преодолеть трудности, с которыми сталкивается инвалид, особенно на первых этапах адаптации к новым условиям существования и жизнеобеспечения. Как правило, для большинства из них инвалидность связана с ухудшением материального положения, утратой прежних социальных связей и статуса; это положение усугубляется ощущением оторванности от внешнего мира, психологической подавленности и одиночества. Психологические проблемы при этом испытывают не только инвалиды, но и их близкие, родственники [3, c.67; 7, c.3] .

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям; общественный транспорт практически не приспособлен для инвалидов - все это еще в большей степени способствует возникновению у них ощущения оторванности от мира. Инвалид как бы обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживание.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.

2.2 Психосоциальные проблемы реабилитации инвалидов с хроническими психическими заболеваниями

Психосоциальная реабилитация - это процесс, который открывает людям, страдающим психическими расстройствами возможность достичь своего оптимального уровня самостоятельного функционирования в сообществе [1, c.18; 9, c.33].

В соответствии с современными подходами к проблеме лечения хронических психических заболеваний именно реабилитация должна стать тем звеном в общей структуре психиатрической помощи, которое необходимо для реализации комплексного вмешательства. В отличие от узконаправленной (только лекарственной или только социальной) помощи, комплексный подход имеет ряд преимуществ, так как затрагивает сразу все стороны жизнедеятельности пациентов и их ближайшего окружения. Это крайне важно, так как позволяет задействовать сохранные стороны личности больных и создать на этой основе достаточно высокий уровень мотивации к позитивным изменениям, сформировать сознательное отношение к лечению и ответственность за свое поведение [2, c.33]. Практически психосоциальная реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех, пор пока не будет восстановлен его социальный и профессиональный статус [15, c.112]. Подобный подход оправдывает себя в различных странах и является экономически более выгодным по сравнению с чисто медицинской моделью оказания психиатрической помощи.

В прошлом акцент делался на трудовой терапии и реабилитации. Действовали лечебно-трудовые мастерские, в которых работало значительное количество больных, была развита внутриотделенческая трудотерапия. Изменение экономической ситуации в стране привело к практически полному разрушению системы трудовой терапии. С другой стороны, современная действительность ставит очень высокие запросы к способности пациентов жить независимо. Крайне усложнились процедуры получения документов, расчета и выплаты пенсий и пособий, изменилась система взимания коммунальных платежей, возникли совершенно новые проблемы с оформлением права собственности на жильё, другие юридические проблемы. В таких условиях и человеку, не имеющему психиатрических проблем нелегко адаптироваться, что говорить о психически больном человеке.

В связи с этими изменениями, в российской психиатрии, начиная с 90-х годов, произошел переход от чисто медицинской модели оказания помощи к биопсихосоциальной модели, на которой и базируется современная реабилитация.

Биопсихосоциальная модель включает следующие этапы:

· Медико-психиатрический (биологический).

· Психотерапевтический (психологический) [29, c.78].

Социальный:

1. Медико-психиатрический (биологический) этап включает в себя психофармакотерапию, направленную на стабилизацию состояния больных, купирование выраженных поведенческих нарушений, назначение препарата длительной терапии [29, c.79]. А также при необходимости биологические методы воздействия (ЭСТ, инсулинотерапия и пр.).

Обращает на себя внимание, что сочетание терапии атипичными нейролептиками с когнитивно-поведенческой психотерапией, семейной психотерапией и психосоциальной терапией более эффективно, чем терапия классическими нейролептиками в комбинации с рациональной психотерапией, так как в первом случае выраженность негативных расстройств достоверно ниже, что повышает социальную адаптацию и трудоспособность пациентов [35, c.71].

2. Психотерапевтический (психологический) этап биопсихосоциальной модели. Его основными задачами являются: предотвратить раннюю инвалидизацию, распад семьи, разрыв социальных связей, сохранить социальное функционирование пациента, помощь в преодолении чувства вины, безнадежности, неприязни. Психотерапия может потенцировать антипсихотическое действие биологических метолов лечения.

В условиях перехода к оказанию помощи с опорой на сообщество особенно важно активизировать родственников пациентов, добиться их участия в лечении и реабилитации, поскольку именно на ближайшее окружение пациентов выпадает наибольшая нагрузка по лечению и уходу. Психообразовательные программы для родственников душевнобольных повышают компетентность участников программ в вопросах лечения и ухода за пациентами, способствует появлению неформальных объединений «бывших» участников программ.

Для психотерапии больных шизофренией используются следующие подходы: долговременная индивидуальная психоаналитическая терапия, семейная терапия, кратковременное периодическое кризисное вмешательство, длительная коммуникативно-корригирующая групповая терапия [11, c.28]. Различные формы могут применяться последовательно, одновременно или избирательно, что определяется всей совокупностью клинических, психологических и социальных представлений о больном и болезни [13, c.56].

Групповая психотерапия позволяет сфокусировать лечебное воздействие на одной из самых болезненных сторон существования психически больного человека - нарушение межличностного общения. Стимулирование эмоциональности, социальная активизация и налаживание коммуникаций осуществляется с помощью различных вербальных и невербальных групп творческой активности (арт-терапия, музыкотерапия, театротерапия, психогимнастика, пантомима, активирующая психотерапия с использованием свободной импровизации диалогов и игровых моментов) [5, c.30]. Коммуникативно-корригирующая психоаналитически ориентированная психотерапия успешно используется для хронических больных.

Чаще всего лечение больных шизофренией осуществляется в терапевтических группах, в которых участвуют больные, страдающие другими психозами и пограничными состояниями (включая больных неврозами), что позволяет использовать стимулирующую роль непсихотических пациентов. Следовательно, группы не однородны по нозологическому составу, а также возрасту, полу, образованию, продолжительности болезни и психотерапевтическому опыту.

Кратковременное периодическое кризисное вмешательство, ставящее перед собой «реалистические и скромные цели» разъяснения пациенту причин и механизмов ухудшения его состояния и оказания помощи в приобретении нового опыта, который позволит ему лучше справиться с кризисной ситуацией и максимально сокращает время пребывания пациента в клинике [13, c.56].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты