Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат")

Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат")

Дипломная работа

Тема: Психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания (в условиях ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат»)

Содержание

  • Введение
  • Глава I Теоретические аспекты психосоциальной работы с инвалидами
    • 1.1 Понятие инвалидности и ее виды
    • 1.2 Общая характеристика законодательной базы в отношении инвалидов
  • Глава II Организация психосоциальной работы с инвалидами, имеющими психические заболевания хронического протекания
    • 2.1 Основные принципы, цели и задачи, содержательные проблемы психосоциальной работы с инвалидами
    • 2.2 Психосоциальные проблемы реабилитации инвалидов с хроническими психическими заболеваниями
  • Глава III Экспериментальное изучение особенностей психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания
    • 3.1 Цель и задачи эксперимента
    • 3.2 Организация эксперимента
    • 3.3 Описание полученных данных
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
Введение

В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические расстройства поражают более 25% всех людей в определенные периоды их жизни. По частоте инвалидизации психическая патология вышла на 3-е место после легочных и сердечно-сосудистых заболеваний и составила 9,5 % от общего числа инвалидов.

Основными причинами роста заболеваемости психической патологией являются неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране, социальная незащищенность, безработица, межнациональные и этнические конфликты, вынужденная внутренняя и внешняя миграция и другие факторы, которые способствуют развитию стрессовых и непсихотических состояний. Сюда же следует отнести имеющуюся на сегодняшний день несогласованность действий и решений органов исполнительной власти федерального и регионального уровней в области психопрофилактики и психогигиены.

Психические болезни - это результат сложных и разнообразных нарушений деятельности различных систем организма человека с преимущественным поражением головного мозга, особенно его высших отделов.

Психическая болезнь рассматривается как дисгармония, энтропия, качественные изменения психических процессов, которые искажают привычный ансамбль психосоциального функционирования, самовыражения и коммуникации личности, грозят опасностью регресса, спада или утраты общей продуктивности и иных жизненно важных способностей.

Ряд психических заболеваний развивается быстро и заканчивается полным выздоровлением. Это - некоторые алкогольные психозы (белая горячка), острые психозы при общих инфекционных заболеваниях, острые реактивные состояния.

Другие заболевания характеризуются длительным течением, причем многие из них отличаются постепенным появлением и нарастанием психических нарушений. По терминологии ст. 21 УК РФ это так называемые хронические психические расстройства.

В течении хронических психических заболеваний различают несколько стадий. Стадия предвестников характеризуется симптомами, общими для самых разнообразных болезней в этом периоде: головными болями, раздражительностью, тревожностью, снижением умственной работоспособности, ощущением недомогания, нарушением сна и т. п. В дальнейшем появляются симптомы, которые характерны для данного заболевания. Это начальная стадия, или дебют болезни. Начальная стадия может развиваться постепенно или быстро, остро и характеризуется такими симптомами, как бредовые идеи, галлюцинации, рече-двигательное возбуждение и т. п. В дальнейшем наблюдается развернутая картина болезни, которая также характеризуется определенными закономерностями течения. Темп нарастания болезненных симптомов может быть быстрым, тогда говорят о злокачественном течении болезни, или медленным, длительным, с постепенным расширением болезненных проявлений при прогрессирующих заболеваниях, приводящих к психическому дефекту (шизофрения, эпилепсия и др.).

Хронические психические заболевания могут протекать непрерывно с постепенным нарастанием психического дефекта и появлением специфического слабоумия и в виде приступов, которые перемежаются состояниями улучшения (ремиссии) с большей или меньшей сохранностью психических функций в эти периоды. Обычно после повторных приступов болезни появляются все более заметные признаки дефекта и психической инвалидизации. Прогрессирующие психические болезни не всегда приводят к слабоумию. В некоторых случаях возникают изменения личности и характера человека. Трудоспособность и достаточно правильное поведение больного сохраняются. Благодаря лечению при хронических психических болезнях могут развиваться периоды улучшения и даже наступить практическое выздоровление.

Периоды улучшения (ремиссии) бывают различными по продолжительности - от нескольких недель до нескольких лет. Различаются они и по своему качеству. Современные методы терапии уменьшают число тяжелых исходов болезни. При некоторых периодически повторяющихся психозах не отмечается каких-либо признаков психического дефекта.

Повышение внимания к психологическим и социальным аспектам психических расстройств делает необходимым создание условий для активного вовлечения в процесс лечебно-реабилитационной деятельности наряду с психиатрами, психотерапевтами и медицинскими психологами также специалистов по социальной работе, на вооружении которых имеются специфические технологии социальной адаптации отдельных лиц, семей и социальных групп. Их участие необходимо для устранения социальных факторов, влияющих на возникновение и развитие заболевания, создания социальных условий с целью более эффективного лечения, включая обеспечение материальных потребностей пациента и его семьи, оптимизацию сотрудничества и социального взаимодействия специалистов разного профиля в оказании социальной помощи.

Современная социально-экономическая ситуация в России, децентрализация государственной системы социальной защиты населения, повышение роли регионов в планировании и организации ее деятельности, изменение потоков финансирования обусловили необходимость проведения коренных реформ в организации, управлении и деятельности государственных специализированных стационарных учреждений социального обслуживания (далее - Учреждения, Учреждения психоневрологического профиля).

За последние 15-20 лет значительная часть пациентов с хронически протекающими психическими болезнями переместились из отделений психиатрических больниц в учреждения психоневрологического профиля.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, утвержденный 24 ноября 1995 г. за № М 181-93, определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты этих граждан.

Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является индивидуальная программа реабилитации инвалида. Социальная реабилитация инвалидов в этой программе выступает как система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно - бытовой деятельности.

В научной литературе опубликованы единичные работы, посвященные вопросам организации социально-медицинской помощи больным, находящимся в этих Учреждениях (Шахматов Н.Ф. с соавт.; Дементьева Н.Ф. с соавт. 1982-2005; Зозуля Т.В.,1998; Акопов Л.М.,2001; Свистунов Е.А., 2005). Опыт работы учреждений изучен недостаточно. Отсутствуют методические подходы по оценке качества реабилитационных мероприятий, проводимых данному контингенту.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Например, Дементьева Н.Ф. и Холостова Е. И. работали над раскрытием теоретических аспектов социальной реабилитации, её сущности и содержания. К.К. Платонов занимался вопросами социальной реабилитации военнослужащих.

Для систематизации мер социальной реабилитации, обеспечение контроля над ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. необходима индивидуальная комплексная программа реабилитации. В ней должны быть отражены основные аспекты (звенья) реабилитации, задачи каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы реабилитаций. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся физиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.

Необходимость изучения особенностей психосоциальной работы с инвалидами с целью повышения эффективности медицинской, социальной и трудовой реабилитации больных психическими заболеваниями в условиях учреждений системы социальной защиты населения, обусловило актуальность настоящего исследования.

Объектом исследования являются инвалиды, имеющие хронически протекающие психические заболевания.

Предмет исследования - психосоциальная работа с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания.

Цель исследования: изучить особенности психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания.

Задачи исследования:

1. Исследовать теоретические аспекты проблемы

2. Проанализировать особенности организации психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания.

3. Экспериментально изучить специфику организации психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что комплексное изучение эффективности психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические расстройства, позволит выделить оптимальные пути и факторы, влияющие на процесс реабилитации пациентов.

Глава I Теоретические аспекты психосоциальной работы с инвалидами

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Рассмотрим социальные аспекты проблемы инвалидности. Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный».

В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [6, с.26].

Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.

После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [37, c.88].

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности [6, с.28].

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного человеками даже не части общества, а всего общества в целом [33, c.87].

Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.

«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» [5, с.30].

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам [13, с.132].

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д. [40, c.12].

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок, такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами.

Для того чтобы выяснить содержание процесса реабилитации, нужно проанализировать сущность социальных ограничений, рассмотреть те барьеры, которые воздвигает перед человеком инвалидность.

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве [36, c.110]. С другой стороны, факторы внешней среды могут усугубить либо, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о безбарьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации [27, с.34].

Второй барьер - это трудовая сегрегация или изоляция инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях «дикой» рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная [1, c.8; 19, c.78].

Поэтому естественно, что третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченностъ, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Важным и труднопреодолимым барьером для инвалидов является лространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средство передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды, транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней [31, с.38].

Для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) [21, c.156].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты