Представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков
p align="left">Пятая функция -- организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с подростком, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

Шестая функция -- коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция -- предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности специалист по социальной работе выступает в трех основных ролях:

-- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

-- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешен проблемных жизненных ситуаций, по вопросам воспитан детей в семье;

-- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружение

В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности специалиста по социальной работе: помощь в обучении и воспитание. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Деятельность специалиста по социальной работе предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

- педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

- значение личного примера и авторитета родителей к воспитанию будущих детей;

- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

- взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

- воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

- социально-психологические проблемы воспитания;

- сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

- поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

- организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье.

Одним из методов специалиста по социальной работе - консультирование, цель которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В ходе консультирования специалист стремится установить контакт со взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и подростков. Также специалиста по социальной работе может оказывать индивидуальную помощь подростку, находящемуся в семье алкоголиков. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование психологом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому подростку .

Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую очередь с родителями, путем их консультирования, а также с подростками посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. При работе социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы.

Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Вторую группу составляют методы педагогического и психологического воздействия педагога на личность подростка в целях коррекции его сознания и поведения.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, является сфера родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного влияния на подростков. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и подростков в дружный коллектив на основе совместной деятельности. Если в семье деформирована данная сфера, то социальному педагогу необходимо возбудить интерес у подростков, начиная с выполнения домашних обязанностей и проявления заинтересованности в бытовой работе до совместного семейного интереса.

2. Следующий вид помощи - психологическая составляющая социально-педагогической помощи - включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса. Наиболее эффективной работа будет в том случае, когда помощь семье оказывается комплексно: специалист по социальной работе определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение подростка в семье, отношения семьи с обществом. Специалист по социальной работе должен сделать так, чтобы взаимодействия были более конструктивными.

3. Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании.

Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии.

Специалист по социальной работе призван обеспечить социально-педагогическую защиту детей в семье и повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Его цель - наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой.

В работе с подростками внимание направлено на повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т.д.

Специалист по социальной работе должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное регулирование подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

Специалист по социальной работе сотрудничает с различными социальными службами, организациями, учреждениями:

- со службой социальной помощи населению; ведет работу по выявлению семей алкоголиков и оказанию им содействия и поддержки, участвует в организации семейных консультаций, семейного просвещения и самообразования;

- со службой социально-бытовой помощи;

- со службой семейного досуга;

- со службой социальной профилактики отклоняющегося поведения.

Знание "проблемного поля" в семье позволяет в дальнейшем лучше понять причины тех или иных поступков подростка, объективно оценить его состояние, вовремя оказать коррекционную помощь и поддержку.

Таким образом, специалист по социальной работе основной акцент работы делает следующие направления деятельности как профилактика причин и последствий алкоголизма, организация свободного времени подростков, антиалкогольное воспитание и посредническая деятельность специалиста.

2. Эмпирическое исследование по изучению представлений учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков

2.1 Организация исследования

Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи:

1). Изучить отношение подростков к спиртным напиткам;

2). Провести обработку результатов и проанализировать их с помощью методов математической статистики

4). Проанализировать и интерпретировать результаты исследования.

Этапы исследования:

1.Подготовительный: подбор выборки исследования, подбор диагностического инструментария.

2.Основной: осуществление исследования

3.Заключительный: обработка результатов исследования, написание выводов и разработка рекомендаций.

Выборка исследования: учащиеся 8 и 10 классов МОУ "Тотемская средняя общеобразовательная школа №1" в количестве 36 человек и студенты первого курса специальности "Преподавание в начальных классах" ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж" в количестве 20 человек.

База исследования: МОУ "Тотемская средняя общеобразовательная школа №1" и ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж"

Диагностический инструментарий: анкетирование.

Анкета- перечень специально подготовленных вопросов, подлежащих самостоятельному заполнению.

Анкетирование- вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету).

Анкетный метод- способ сбора данных, информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

2.2 Анализ результатов и выводы

Для изучения мнения об употреблении спиртных напитков школьников и студентов педагогического колледжа мы использовали анкетирование (Приложение 1). Анкета содержит 17 вопросов, которые можно разделить на три блока:

1.Общие вопросы об спиртных напитках (вопросы 1, 2, 3, 12,13);

2.Выбор спиртных напитков ( вопросы 4, 5, 6, 7, 15);

3.Отношение к спиртным напиткам (вопросы 8, 9, 10, 11, 14 );

В опросе участвовало 56 человек. Возрастной состав выборки выглядит так: 12-14 лет -- 17 человек, 15-17 лет -- 39 человек.

Анализ обработанных нами анкет мы представим в сравнении и сделаем выводы.

Рис. 1 Спиртное- это…

Из полученных нами данных мы видим, что респонденты в основном считают, что спиртные напитки - это плохо, значит и употребляют его неохотно.

Рис. 2 Вы употребляете спиртные напитки?

Отвечая на предложенный вопрос, ответы респондентов распределились следующим образом: 75% возрастной группы 12- 14 лет не употребляют алкоголь, 65% студентов колледжа употребляют алкогольную продукцию - иногда, и 20% возрастной группы 15-17 лет ( 10 класс и колледж) - употребляют.

Рис. 3 Для чего вы употребляете спиртные напитки?

Респонденты возрастных групп 15-17 лет в качестве мотива употребления спиртных напитков выделяют поднять настроение. Можно предположить, что это связано с пассивным отдыхом и накопившимися конфликтами.

Рис. 4 Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

В возрастной группе 12-14 лет (8 класс) 80% - спиртных напитков не употребляют. А респонденты 10 класса и колледжа предпочтение отдают пиву(30% и 55%). Очевидно, это связано с тем, что пиво является самым распространенным напитком среди молодежи, доступным при покупке и цена на данный вид продукции дешевле, чем на другие более крепкие напитки.

Рис. 5 На что вы ориентируетесь при выборе спиртных напитков?

Исследование позволило выявить, на что ориентируются подростки при выборе спиртных напитков. 65% респондентов колледжа при выборе алкогольной продукции ориентируются на вкус, а 25% - при покупке делают акцент на градусы.

Рис. 6 Где это обычно происходит?

Из полученных нами данных мы видим, что возрастная группа, студенты первого курса, употребляют спиртные напитки в кругу друзей - 85%, учащиеся 10 класса - 30%.

Рис. 7 Принято ли дома у вас употреблять спиртные напитки?

На вопрос "Принято ли дома у вас употреблять спиртные напитки?" результаты по возрастным группам распределились следующим образом:

8 класс - 45% - иногда, 30% - нет, 25% - да;

10 класс - 60% - нет, 40% - иногда;

Студенты колледжа - 60% - иногда, 30% - нет, 10% - да.

Можно предположить, что родители допускаю распитие спиртных напитков в праздники.

Рис. 8 Оцените свое отношение к алкоголизму.

Отношение к алкоголизму подростки оценивают отрицательно, о чем свидетельствуют показатели: 65%, 65%, 60%. Предполагаем, что подростки осознают влияние алкоголя на здоровье человека.

Рис. 9 Как вы относитесь к идее введению сухого закона?

Исследование позволило выявить положительное отношение подростков к идее введения сухого закона.

Рис. 10 Что, по вашему мнению, относится к алкогольным напиткам?

Из полученных нами данных мы видим, что к алкогольной продукции подростки относят водку 100%, вино -95%, пиво- 95%, джин тоник - 90% - 95%, а энергетические напитки относят к спиртным напиткам лишь часть респондентов.

По вопросу "Во сколько лет вы попробовали спиртные напитки?" результаты получились следующие: первая проба алкоголя происходит более чем у 50% подростков в возрасте 14-16 лет, у 10% - в 17-19 лет. До 14 лет впервые пробуют алкоголь более30% подростков, причем до 7 лет - почти 4%.

Проведенное исследование позволило придти к следующим выводам:

1. Положительное отношение подростков к спиртным напиткам является актуальной, социальной проблемой.

2. Доступность спиртных напитков. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности;

3. Родители допускают распитие спиртных напитков.

4. Респонденты основным мотивом для употребления спиртных напитков считают поднятие настроения.

5. Респондентов при выборе алкогольной продукции ориентируются на вкус, что показало исследование 65%.

6. Мы выявили, что подростки употребляют спиртные напитки, но отношение к алкоголизму отрицательное.

7. Респонденты предпочтение отдают такому спиртному напитку, как пиво, так как оно является самым распространенным напитком среди молодежи.

8. 85% респондентов употребляют спиртные напитки в кругу друзей.

2.3 Рекомендации специалиста по социальной работе семье, социальным педагогам, педагогам

Выводы, к которым мы пришли, позволяют сделать следующие рекомендации:

Необходимо помнить, что каждый "проблемный" подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.

Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма.

Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.

4. Необходимо организовать деятельность по профилактике алкоголизма, включающую противоалкогольное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя и

деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между членами;

5.Социально-культурная помощь, которая может быть реализована по следующим направлениям:

а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.

б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).

в) Организация курсов по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета.

г). Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.

д) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в семье:

- нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

- трудовое воспитание в семье;

- проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

6. Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По теоретической части можно сделать выводы, что подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым и стремится приобрести качества взрослости, поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу. Подростковый алкоголизм характеризуется быстрым привыканием к спиртным напиткам, злокачественным течением болезни, быстрым развитием запойного пьянства и низкой эффективностью лечения. Подростковый возраст также известен как возраст усиления протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к алкоголю, подростки одной из форм протеста выбирают именно употребление алкоголя.

Специалист по социальной работе должен активно взаимодействовать со школой, разрабатывать для подростков коллективные групповые формы досуга (групповые дискуссии на темы, связанные с алкоголизмом, проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников, диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде алкоголизма и многое другое.). Также специалист по социальной работе должен находиться в тесных взаимоотношениях с семьей и социально-педагогическая деятельность будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии.

Проведенное нами исследование позволило придти к следующим выводам, что большая часть респондентов спиртные напитки не употребляет, но родители допускают распитие спиртного. Несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя подросткам до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности. Подростки предпочтение отдают такому спиртному напитку, как пиво, так как оно является самым распространенным напитком среди молодежи, и употребляют в кругу друзей.

Среди моделей употребления алкогольных напитков, присущих преимущественно девушкам, характерно употребление небольшого количества вина по праздникам, а также и употребление различных алкогольных напитков -- умеренно в будние дни, и в выходные, праздничные дни, дни выплат -- в большом количестве. Для юношей характерна множественность моделей употребления, в виде употребления различных спиртных напитков, в различных дозах, как в будние, так и выходные, и праздничные дни, в том числе -- и употребление алкоголя в зависимости от эмоционального состояния и ситуации. В последнее время исследователи и специалисты всё чаще говорят о наблюдающейся тенденции ранней алкоголизации подростков, показателем которой стал постоянно снижающийся средний возраст начала употребления спиртных напитков. Современные подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков очень рано и, более того, образ жизни многих из них связан с достаточно частым употреблением определенных видов спиртных напитков, в частности, пива. Это привело к появлению новой формы алкогольной зависимости, получившей название "пивная зависимость" или "баночная зависимость". В отличие от традиционного алкоголизма, который формируется за счет употребления крепких алкогольных напитков (прежде всего водки и вина), пивной или баночный алкоголизм - следствие потребления слабоалкогольных напитков - пива, коктейлей и джин-тоников. Особую опасность этой новой разновидности алкоголизма медики видят в том, что она формируется незаметно, поскольку большинство считает, что слабоалкогольные напитки безвредны для человеческого организма. Однако процесс протекания пивного алкоголизма проходит тяжелее обычного, а его последствия для здоровья и психосоциального развития человека более разрушительны, особенного в детском и подростковом возрасте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А.С., Ширинская В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып. 1. -М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. - С. 40.

2. Брутусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, Клиника и профилактика раннего алкоголизма. -М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра: Кн. Для учителей и родителей. -М.: Просвещение, 1988. -С.234

4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособия для студ. пед. вузов и колледжей. -М.: Издат. центр "Академия", 1999. -С. 289.

5. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? -М.: Профиздат, 1992. -С. 272.

6. Выгодский Л. С. История культурного развития нормального и ненормального ребенка // Психология личности. -М.: Тексты, 1989. -С. 386.

7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -М., 1990. -С. 432.

8. Кевля Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семьи и детей группы риска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1998. -С. 46.

9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. -М.: Просвещение, 1989. -С. 340.

10. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. -2-е изд. -М.: Педагогика, 1984.

11. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие. -М.: Академический Проект, 2000. -С.496.

12. Титаренко В. И. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987. -С. 176.

13. Торохтий В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1996. -№ 3.

14. Турбовской Я. С. Парадоксы воспитания / Педагогический факультет. -М.: Знание, 1984. -№ 12.

15. Фирсов М. В., Студенива Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. Центр "Владос", 2000. -С. 432.

16. Харчева В. Г. Основы социологии: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. -М.: Логос, 1997. -С. 365.

17. Шершнева А. И. Безопасность человека. -М., 1994.

18. Шульга Т. И., Олифенко Л. Я. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьей: Метод. рекомендации специалистов. -М.: Благотворительный фонд "Слово" -ООО "Симс", 1999. -С. 20.

19. Шульга Т. И., Олифенко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей: Из опыта учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. -М.: Благотворительный фонд "Слово" -ООО "Симс", 1999. -С. 35.

20. Ягодинский В. Н. Убереч от дурмана: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. -С.96.

21. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. М. А. Галагузовой -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -С. 166.

22. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты