Представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков

Представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО "ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ

Выпускная квалификационная работа

по социальной работе с семьей и детьми

специальность 040101 Социальная работа

Тотьма 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Концепции социальных представлений

1.2 Особенности подросткового алкоголизма

1.3 Основные направления в работе с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ СПИРТНЫХ

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов и выводы

2.3 Рекомендации специалиста по социальной работе семье, социальным педагогам, педагогам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, и для принятия эффективных мер ее преодоления необходимо знать историю этой проблемы.

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбуказисом Коза этилового спирта -- продукта брожения различных растительных веществ -- повлекло за собой распространение и употребление этого вещества.

На Руси употребление спиртных напитков началось с момента создания Киевского государства и было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 2000 г. по сравнению с 1970 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета "домашних вин", самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков. Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм -- это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм -- форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Начальная стадия развития алкоголизма, отличающаяся особым болезненным состоянием человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков, называется пьянством.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм отклоняющегося поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Цель исследования: изучение представлений учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков.

Задачи:

1. Рассмотреть концепции социальных представлений;

2. Проанализировать особенности подросткового алкоголизма;

3. Изучить представления учащихся и студентов первого курса об употреблении спиртных напитков.

Объект: представления учащихся и студентов

Предмет: представления учащихся и студентов об употреблении спиртных напитков

Гипотеза: если мы изучим представления об употреблении спиртных напитков учащимися и студентами, то сможем выявить существующие проблемы в подростковой среде и разработать рекомендации по совершенствованию профилактической работы с данной категорией

Методы исследования:

- теоретический (изучение литературы по представленной теме,);

- эмпирический (анкетирование, обработка и анализ данных).

Данная работа может быть использована специалистом по работе с семьей и детьми, социальным педагогом, инспектором по делам несовершеннолетних.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Концепции социальных представлений

В психологическом словаре, выпущенном под редакцией В.П. Зинченко представление понимается как наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или воображении [9, с. 243].

Поскольку представления возникают в отсутствие относящихся к ним объектов, они обычно менее ярки и детальны, чем восприятие, но в то же время более схематизированы и обобщены. В них отражаются наиболее характерные наглядные особенности, свойственные целому классу сходных объектов [21, с. 244].

Поскольку представления - это наглядный образ, целесообразным будет раскрыть понятие образ.

Образ - это чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Образ - важнейший компонент действий субъекта. Ориентирует его в конкретной ситуации, направляет не достижение поставленной цели и разворачивает действия в пространстве и времени [21, с. 213].

Конева Е.В. рассматривает представление как процесс оперирования вторичными образами, т.е. образами предметов и явлений без наглядной основы. Уровень развития представлений оказывает значительное влияние на характер профессионализации человека. Это объясняется тем, что эталоны правильности выполнения действий, критерии точности операций и другие характеристики профессиональной деятельности хранятся, в основном, на уровне вторичных образов, т.е. представлений [18, с. 114].

Следуя взглядам Коневой Е.В., возможно сделать вывод о том, что профессионализм проявляется в связи с уровнем сформированности эталонов эффективности и качества деятельности, которые хранятся в виде представлений и в процессе освоения деятельности образы представлений совершенствуются, помогают субъекту труда настроиться на результат, предвидеть его показатели.

Мы рассматриваем представление как инструмент анализа элементов социального мира, в частности, профессионально-важных качеств. Исходя из этого, необходимо раскрыть понятие "социальное представление" и основные концепции социальных представлений в современной психологии.

Существует ряд теорий "социальных представлений". Наиболее разработанной является теория "социальных представлений" С. Московиси. Данная теория была принята большинством исследователей французской школы (Ж.П. Кодол, Д. Жоделе и др.).

Сущность теории "социальных представлений" выражена, прежде всего, в ее общей направленности. Поэтому первая задача теории "социальных представлений" - установить взаимосвязь между когнитивными процесса человека и социальными макропроцессами [1, с. 207].

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия "социальное представление" является трактовка данного феномена как специфической формы познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены. Согласно С. Московиси, социальные представления - это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московиси, открывают доступ к фиксации социальных представлений. Р. Харре считает, что социальные представления есть версия теорий, являющихся составной частью убеждений и практик, разделяемых индивидами. Таким образом, можно говорить, что данные теории (социальные представления) упорядочиваются вокруг одной темы, имеют схему классификации, описания, объяснения и действия. Кроме того, как отмечает А. В. Овруцкий, можно предположить, что эти теории содержат серии примеров, предназначенных для их иллюстрации, ценности, соответствующие им модели поведения, а также клише, служащие для припоминания этой теории, распознавания ее истоков и дифференциации от других [18, с. 89].

Классическое определение социального представления дано самим Московиси. Он понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации.

Для Московиси социальные представления есть осмысленные знания, они являются эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования. Особенно значимо подчеркивание той мысли, что социальные представления - это форма познания социальной действительности.

Развивая высказанные в этих определениях мысли, можно отметить, что социальные представления дают объяснение смысловых связей человека с миром, они рождаются в обыденном, повседневном мышлении с целью осмыслить, понять окружающий человека социальный мир, осмыслить и интерпретировать окружающую человека социальную реальность.

С. Московиси указывает на то, что социальные (обыденные) представления черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой стороны, социальные представления оказывают существенное слияние и на научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных изысканий [19, с. 76].

По мнению автора концепции, для человека всегда есть возможность встречи с чем-то "странным и незнакомым", такая встреча таит в себе опасность разрушить привычный ход вещей. С. Московиси считает, что при помощи социальных представлений, странное и незнакомое становится со временем понятным и знакомым.

Человек живет в социальном окружении, принадлежит к социальным группам, поэтому социальное представление можно рассматривать как продукт именно группы, поскольку в ней получаемые обрывки знаний обрастает определенной смысловой нагрузкой. Под социальным представлением в этом случае понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, норм. С точки зрения С. Московиси социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений групп познается их психологический облик. [3, с. 157]. Данный аспект интересует нас с той позиции, которая позволяет сделать анализ представлений ПВК у таких групп, как студенты и специалисты по социальной работе.

Связь социального представления и группы осуществляется в 2-х направлениях:

влияние группы на социальное представление - группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие - отвержение той или иной информации, влияет на частоту использования социального представления.

влияние социального представления на группу - при помощи социального представления группа может варьировать способы манипуляции фактами общественной жизни или их интерпретации в пользу интересов группы; социальные представления способствуют формированию социальной (групповой) идентичности.

Человеку, чтобы понять смысл окружающего его мира, чтобы облегчить процесс коммуникации с другими людьми по поводу различных событий, для того, чтобы построить для себя относительно непротиворечивую картину мира необходимо пользоваться социальными представлениями. При этом совершается трансформации одних понятий и категорий в другие "понятные". Факты окружающего мира подвергаются трансформации и оценке, по мере введения нового, непривычного, непонятного в сферу обычного представления наполняются реальным смыслом, окрашиваются реальным социальным опытом индивида [1, с. 242].

Другой представитель французской школы Д. Жоделе, трактует социальное представление как "общее видение реальности, присущее данной группе, который может не совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы".

Структура социальных представлений складывается из 3-х компонентов: информация (проникает в "щели" обыденного сознания через различные источники); поле представления (в группе определяется общая смысловая рамка, в которой помещается новая информация, а так же диапазон ее возможных толкований); установка (интериоризация того, что почерпнуто из полученной информации, от "поля", из собственного опыта)

[1, с. 243].

Большое значение в концепции социальных представлений уделяется выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то, что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира [9, с. 87]. С. Московиси говорит о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а "сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений" [22, с. 87].

Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека.

Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во-вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным ключом к социализации [12, с. 65].

Реализация функций обеспечивает механизм возникновения социального представления, состоящего из 3-х этапов:

"зацепление" - всякий новый объект нужно как-то "зацепить", сконцентрировать на нем внимание, зафиксировать в нем что-то такое, что позволит его вписать в ранее существующую рамку понятий;

"объектификация" незнакомое и абстрактное трансформируется в нечто конкретное, знакомое здравому смыслу. Может осуществляться в формах персонализации (попытка привязать понятие к какой-нибудь личности, более или менее "знакомой"), фигурации (содержание незнакомого понятия привязывается не просто к имени кого-либо, а к некоторой формуле, связанной с этим именем);

"натурализация" - принятие полученного "знания" как некоторой объективной реальности.

В рамках концепции социальных представлений сложились следующие направления анализа социальных представлений:

1) на уровне индивидуальной картины мира социальное представление рассматривается как феномен, разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых "моделей закрепления" и превращающий необычное в банальное;

2) на уровне малой группы социальное представление выступает в концепции социальных представлений как феномен рефлексивной активности во внутригрупповом взаимодействии, выражающегося в конструировании субъектом представления о себе как о человеке, более соответствующем требованиям ситуации, чем другие люди;

3) в плане межгрупповых отношений социальное представление понимается как элемент рефлексивных отношений между группами, детерминированный, с одной стороны, общесоциальными факторами, с другой - частноситуативными особенностями взаимодействия;

4) на уровне больших социальных групп создан подход к изучению элементов обыденного сознания [11, с. 44].

Подводя итог по поводу значения концепции социальных представлений в психологии можно отметить, что социальные представления не только расширяют спектр тех социальных явлений, построение образа который отдельным индивидом можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального сознания к массовому сознанию. Классическое определение социального представления дано С. Московиси. Он понимает под социальным представлением сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации.

Анализ литературы показал, что социальные представления - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку представление вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. Поскольку мы рассматриваем представления о профессионально-важных качествах, следует перейти к характеристике понятия профессионально-важные качества в психолого-педагогической литературе.

1.2 Особенности подросткового алкоголизма

О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

Подростничество -- это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,-- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты