Профессиональные экспектации современной российской молодежи

Профессиональные экспектации современной российской молодежи

68

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена осознанием кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения.

Профессиональное самоопределение столкнулось с рядом проблем как внешнего, так и внутреннего порядка, требующих научного осмысления и практического решения. Повышается необходимость углубления понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

Необходимость анализа положения молодежи на рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют значительную часть трудоспособного населения, во-вторых, что самое главное, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.

Проблемы занятости молодёжи справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития человечества. Для современного мира характерна массовая безработица молодёжи, которая способствует социальной дезинтеграции и деформации.

По данным нового исследования Международного бюро труда, за последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи резко возрос и достиг рекордного уровня в 88 миллионов человек, причем люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют половину из общего числа безработных в мире. Новое исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2004 году» показало, что на долю молодых людей, составляющих 25% трудоспособного населения, в 2003 году приходилось 47% из 186 миллионов безработных во всем мире.

Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения.

Повышается необходимость углубления понятия об основных закономерностях профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом.

В разное время профессия, как социокультурный феномен, наделялась разными смыслами. Какими? Ответ на этот вопрос может дать сравнительно-исторический анализ, связанный с проблемой социокультурного материала. Необходимо рассмотреть профессионалиацию как явление культуры, следовательно, анализу подлежит генезис места и роли профессии в обществе, становление, исчезновение одних и появление других качеств и свойств, динамика ценностных ориентаций.

В свою очередь, смысловая ценностная интерпретация профессии как социокультурного феномена в названном аспекте может раскрыть особенности согласования культурного, социального, индивидуального миров на разных этапах исторического социокультурного развития общества. Более того, такой анализ позволил бы осветить особенности коллективных представлений современных россиян о роли профессии в социализации.

Гипотеза исследования. Суть гипотезы моего исследования состоит в предположении факта рассогласования профессиональных экспектаций современных россиян с объективными требованиями экономики, вызванного социокультурными особенности транзитивного российского общества.

Степень разработанности проблемы. В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир и других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.

К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Сьюпера, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.

Среди широкого круга задач, решаемых исторической наукой, в частности, той ее ветвью, которая называется социальной историей, есть и анализ тенденций развития профессиональной занятости населения. Эта сфера, как и многие другие, характеризуется сегодня комплексным подходом, связанным с переплетением интересов разных наук. Сложилась даже соответствующая область знаний - профессиография, трактуемая как свод знаний обо всем, что касается профессий, либо как технология изучения предъявляемых профессией требований. В любом случае это особая междисциплинарная область, включающая и исторические знания.

Динамика, структура, специфика российской безработицы раскрыты в работах Р.И. Капелюшникова, Н.Т. Вишневской, В.В. Герасименко и др. Особенности региональных молодежного рынка труда отражены в статьях И.К. Золотовой, С.Н. Апенько, Л.А. Еловикова, В.С. Половинко. Вопросам профессиональной ориентации посвящены статьи А.К. Осницкого, П.М. Скрябина и др. Однако изучение данной проблемы требует постоянного исследования, так как процессы, происходящие на рынке труда, находятся в постоянной динамике, изменяются и усложняются.

Объектом исследования выступает профессия в контексте социокультурного развития социума.

Предметом исследования являются коллективные представления, нормы и ценности, определяющие содержание, направленность и состояние профессиональных экспектаций россиян.

Главная цель работы состоит в сущностном субъектном анализе содержания профессиональных экспектаций современной российской молодежи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– выявить концептуальные парадигмы, методологические основы, адекватные такому предмету исследования, как социокультурное содержание профессии;

– провести анализ молодежной социально-демографической группы как субъекта трудовой деятельности;

– изучить традиции и генезис профессионального самопределения на разных этапах социокультурного развития общества;

– проанализировать коллективные представления молодых россиян о роли и месте профессии в жизни общества и отдельного индивида;

– исследовать профессиональное самоопределение с позиций теории рационального выбора;

– рассмотреть ценности, возможности и ограничения рационального выбора;

– выявить роль образования и профессионального самоопределения в трудоустройстве молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили репрезентативные прикладные социологические исследования лонгитюдного и разового характера, выполненные отечественными социологами в процессе массовых опросов населения России. Эмпирическая база включает в себя использование как вторичной информации из уже опубликованных источников, так и результатов социологических исследований, проведенных авторами.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на принципе мультипарадигмальности социологической науки при изучении явлений и процессов общественной жизни. В социологии наблюдается одновременное существование сразу нескольких научных парадигм, что свидетельствует о том, что социология - мультипарадигмальная наука. Идею о мультипарадигмальности как нормальном состоянии социологии впервые обосновал в 1970_х годах американский социолог Джордж Ритцер. Мультипарадигмальность означает, что с появлением новой парадигмы ранее созданные не исчезают, растущее концептуальное разнообразие позволяет описывать и объяснять различные аспекты таких сложных явлений и процессов, каковыми являются социальные феномены.

Методологической основой исследования данной проблемы является материалистическое понимание истории, в частности принципы объективности, историзма, детерминации явлений социальной жизни, взаимосвязи объективного и субъективного в процессе формирования ценностного сознания людей. В ходе работы мы использовали культурологический подход, достижения современной теоретической социологии и философской герменевтики для истолкования текстов письменных интервью.

Применение принципа историзма в данной работе позволило провести анализ традиций и генезиса и выявить некоторые устойчивые коллективные представления населения России в отношении изучаемого предмета.

В работе в зависимости от возникающих в ходе исследования задач использовались принципы системного анализа социальных явлений, сравнительного анализа, стратификационный и институциональный социологические подходы.

Были использованы методологические подходы социологии жизни, сферой изучения которой выступают ценности и явления жизни, а также коллективные социальные представления. Вышеназванное, несомненно, является «социальной реальностью», которая, по мнению А. Шюца, включает «всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения».

В качестве методологической базы исследования выступают также подходы зарубежных исследователей: понимающая социология М. Вебера, учение о коллективных представлениях Э. Дюркгейма. Уникальность объекта социологии заключается в том, что он сам способен давать информацию о себе, как это может происходить при проведении опросов. Поэтому понимание мотивов, смысла, придаваемого людьми своим действиям и событиям, - социологический способ научного объяснения. То, что в социологии объяснение должно быть понимающим объяснением, доказал М. Вебер еще в начале ХХ века.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные научные результаты обосновывают необходимость осуществления корректирующих шагов в реализации профориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи.

Работа может быть использована в научно-педагогической работе для чтения учебных курсов по социологии, социологии культуры, социальной инновации, профориентологии, а также при проведении профориентационной и воспитательной работы.

1. Социокультурная обусловленность профессиональных устремлений

1.1 Культурно-историческая экспозиция проблемы

Профессия в историческом, социокультурном контексте
представляет собой ценность. Это ценность многоуровневая и многозначная: ее содержание в разное время, в различных «эшелонах» общества неодинаково. Ценностное наполнение зависит не только от социокультурного, политико-экономического состояния общества, но и от особенностей носителя-актора.

Поэтому ценность профессии и совокупна, и дифференцированна в одно и то же время. Мы имеем в виду дифференциацию не только в классово-экономическом смысле слова, но в социокультурном: по ценностям, потребностям и, конечно же, по типу жизни, хозяйствования. В этом ракурсе профессию можно рассматривать как один из смыслообразующих моментов в развитии культуры.

Профессия относится к таким явлениям, которые возникли задолго до того, как их стали изучать, поэтому его исследование обязательно должно включать и рефлексию относительно его генезиса.

Исследование памятников Среднего царства позволило выявить социальный слой основных производителей материальных благ, обозначаемых самими египтянами обобщающим термином «царские хемуу». Этим термином охватывалось практически все трудящееся население страны.

Царские хемуу, основной обязанностью которых была работа в рамках определенной профессии, эксплуатировались как в царском и храмовых хозяйствах, так и в хозяйствах частных лиц - людей, занимавших различные должности в центральной, номовой и храмовой администрации. Связь каждого царского хемуу с определенной профессией была характерной особенностью всего данного социального слоя.

Царские хемуу назначались на работы в юности, причем права выбора профессии они были лишены. Каждый год от имени царской администрации в номах проводились специальные смотры, основное назначение которых состояло в распределении юношей из трудового населения страны, достигших совершеннолетия. На эти смотры привлекались все дети царских хемуу. Прежде всего, на смотрах происходил отбор наиболее сильных и выносливых юношей в войско; назначались дети царских хемуу и в низшее жречество. При определении в ремесленное производство, естественно, учитывались профессиональные навыки, передаваемые по наследству, поэтому сын ремесленника обычно становился тоже ремесленником. Большая часть юношей становилась земледельцами или распределялась на другие основные профессии в зависимости от производственной потребности египетского хозяйства. Назначенная принудительно, профессия являлась для большинства участников смотра пожизненной.

Источники Нового царства заставляют предполагать, что этот слой трудящегося населения страны со всеми его основными отличительными чертами продолжал существовать и на протяжении всего новоегипетского этапа истории страны, правда, под новым обобщающим наименованием - семдет, что значит «профессии», т.е. люди, распределенные на профессии.

Ремесло играло видную роль в экономике позднеримского Египта, а ремесленники представляли собой многочисленный слой производительного населения страны.

Будучи юридически свободными, ремесленники государственных мастерских на деле были лишены свободы выбора профессии, свободы передвижения и т.д., и своим бесправным положением в известной мере напоминали рабов.

Однако основным ядром египетских ремесленников в позднеримское время были ремесленники, работавшие самостоятельно, и наемные работники. И в этой среде, так же как и у работников государственных мастерских, наследственность профессии была обычным явлением, но в данном случае она не носила, как полагали до недавнего времени, принудительного характера. Поскольку наследственность профессии вызывалась не государственным принуждением, а традицией и экономическими условиями, можно утверждать, что у детей подавляющего большинства ремесленников не была отнята свобода выбора профессии.

Отсутствие принудительной наследственности ремесла не означает, однако, что ремесленники были полностью свободны в сфере своей профессиональной деятельности. Лицо, освоившее ремесленную профессию, заносилось в список ремесленников данной специальности. Составлением списка преследовались, по всей вероятности, в первую очередь фискальные цели. Переквалификация, изучение другой специальности и переход на работу по новой специальности не разрешались. Если иногда переквалификация и осуществлялась, то только с разрешения администрации. Профессиональное прикрепление ремесленника к своей специальности неизбежно сопровождалось и его территориальным прикреплением, ибо только в таком случае деятельность ремесленника могла находиться под постоянным контролем, и обеспечивались фискальные интересы государства. Известную заинтересованность должна была проявлять и корпорация, в состав которой входил ремесленник, так как ей было невыгодно потерять носителя части общего налогового бремени.

В древнеирландском обществе ремесленники передавали свою профессию по наследству, притом как по мужской, так и по женской линии, и обеспечивали себе пропитание исключительно своим ремеслом.

Социальные нормы, господствовавшие в обществе, где велико влияние религии, заставляют людей интерпретировать профессиональную структуру в соответствии с религиозной идеологией.

В обществе, где велико влияние науки и технологии, господствуют иные социальные нормы. То, что видит человек, зависит не только от природы явления и характера аппарата восприятия и мышления, но и от типа общества, от того, какие социальные нормы определяют приемлемый способ видения, интерпретации явлений.

Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX века. До этого времени свободного выбора профессии не было. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых профессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.

Изменившаяся историческая ситуация коренным образом расширила мир профессий. Новые орудия и средства труда потребовали квалифицированных работников, способных качественно и производительно выполнять трудовые функции в течение многих лет.

Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека, что выражается в переходе к новой системе ценностей.

Ценности и привычки, связанные с принадлежностью к профессиональной общности, обусловливают выбор профессии, который в представлении людей соответствует социальному статусу.

Профессиональная карьера становится важнейшим каналом социальной мобильности. По утверждению П. Сорокина, «многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоев, достигших еще более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных Х. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшихся до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу. Около 16,8% из числа наиболее известных людей Германии родились в рабочих семьях и достигли высокого положения посредством профессиональной лестницы. Во Франции среди самых известных литераторов 13% были из рабочей среды, 4% наиболее известных ученых России, достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Если так обстоит дело в кругу наиболее именитых, то менее успешные профессионалы тоже улучшили свое социальное положение при помощи этого «лифта».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты