Рис. 1.2 Диаграмма процентных показателей уровня проявления личностных качеств студентов в профессиональной деятельности
Данная диаграмма показала, что 13 процентов опрошенных студентов оценили свои личностные качества на 9-10 баллов, что говорит об оптимальном уровне наличия таких личностных характеристик, как гуманистическая направленность, позитивная мотивация к профессии, коммуникативные способности и перцептивные способности, рефлексивно-аналитические качества и др. 87 процентов опрошенных обладают допустимым уровнем наличия личностных качеств, что означает, что данные качества присутствуют, но не в достаточной степени.
Среднее значение данного параметра по всем опрошенным студентам--8.2 балла по 10-балльной шкале, что говорит о высоком уровне проявления личностных характеристик.
Рис. 1.3 Диаграмма процентных показателей уровня владения студентами теоретическими профессиональными знаниями
Данная диаграмма показывает, что 83 процента опрошенных оценили свои теоретические знания от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне владения такими знаниями, как знание общей теории воспитания, основ социальной педагогики, педагогической и социальной психологии, знание основ социальной политики государства, правовых актов, закона «Об образовании» и др. 17 процентов опрошенных студентов оценили свои знания от 4 до 5 баллов, что свидетельствует о том, что знания используются слабо, имеются пробелы в знаниях, что может вызывать проблемы в профессиональной деятельности.
Среднее значение параметра «Теоретическая готовность» по всем опрошенным--6,8 баллов, что говорит о достаточном уровне владения студентами теоретическими профессиональными знаниями.
Рис. 1.4 Диаграмма процентных показателей уровня операционно-деятельностной (технологической) готовности студентов к профессиональной деятельности
Диаграмма показывает, что 77 процентов студентов оценивают свои умения от 6 до 8 баллов, что говорит о допустимом уровне операционно-деятельностной готовности студентов к профессиональной деятельности. Остальные 23 процента опрошенных оценивают свой уровень обладания умениями как критический, что свидетельствует о том, что многие умения еще недостаточно сформированы и нуждаются в развитии.
Среднее значение параметра «Операционно-деятельностной готовности» по всем опрошенным студентам--6,6 баллов, что говорит о достаточном уровне сформированности умений, хотя умения и не проявляются в достаточной степени.
Рис. 1.5 Диаграмма процентных показателей уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Исследование показало, что 90 процентов студентов обладают допустимым уровнем общей готовности к будущей профессиональной деятельности. Это говорит о том, что они владеют социально-педагогическими технологиями на основе знания и в основном на основе заимствованного опыта и готовы внедрять их в профессиональную деятельность, обладают допустимым уровнем личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. 10 процентов опрошенных студентов обладают критическим уровнем общей готовности к профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты владеют знаниями, но затрудняются воплотить их в действительность, владеют социально-педагогическими технологиями, но в недостаточном объеме.
Среднее значение уровня общей готовности студентов к профессиональной деятельности по всем опрошенным--6,9 баллов, что говорит о допустимом уровне общей готовности к будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Управление профессиональным развитием социального педагога
Управление профессиональным развитием со-циального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
1.Формирование личностных качеств уровня базовых соци-альных установок (нравственно-психологическая плоскость). Это предполагает определенную центрацию педагога на личности клиента, его проблемах, стремлениях, мыслях и переживаниях, т.е. клиентоцентрированный подход, который отражает гуманистическую центрацию специалиста. В то же время существенны сосре-доточенность на содержании и способах собственной профессио-нальной деятельности, творческий подход к делу, при котором достигаются высокие результаты.
2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (тео-ретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ соци-альной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.
3.Технологическая подготовка (операционно-деятельностная плоскость). Умение проводить социологические исследования, выбирать и реализовывать технологии индивидуальной и группо-вой работы, организовывать практико-ориентированную деятель-ность детей и взрослых.
Можно выделить следующие направления деятельности по со-вершенствованию профессионализма социальных педагогов:
1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифи-цированных специалистов, обладающих как теоретической и тех-нологической готовностью к социально-педагогической деятель-ности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую ха-рактеризуют следующие показатели:
--осознанный выбор профессии;
внутренняя предрасположенность к социально-педагоги-ческой деятельности; --высокий уровень коммуникативной культуры и профессио-нальной компетентности.
2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квали-фикации, совершенствование социально-педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:
-- аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
-- прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
-- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
-- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
-- коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42].
Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования социально-пе-дагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повы-шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение лич-ного педагогического опыта специалиста применительно к ре-ализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме-дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе-дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком-петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес-кого применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специа-листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз-можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен-ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об-щения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической под-готовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее ак-тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специ-алистов социальной работы, активно реализующих на практи-ке свою педагогическую подготовку.
Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивос-ти самого социального работника в педагогическом и профес-сиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль-турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна-вательной потребности личности специалиста, связанной с про-явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се-бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специа-листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз-витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап-тации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль-ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован-ной роли самого специалиста они могут действительно способ-ствовать решению проблемы повышения его социально-педа-гогической культуры[1,243-244].
Приложение 1
Анкета
Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Уважаемые сотоварищи!
Ваша готовность к социально-педагогичес-кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества напишите цифру от 0 до 10.
9--10 -- наличие качества, умения, знания в большой степени;
6--8 --обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени.
4--5 -- качества проявляются слабо
0--3 -- отсутствие качества, умения, знания, вы не считаете необходи-мым их развивать.
I. Параметр «Личностная готовность» -- Л («хочу» и «имею для этого способности»):
Л1 Гуманистическая направленность
Л2 Уровень общей культуры, эрудиция
Л3. Потребность работать с деть-ми, позитивная мотивация к профессии
Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность
Л5. Креативность
Л6. Коммуникатив-ные способности и качества
Л7. Перцептивные способности
Л8. Рефлексивно-аналитические качества
Л9. Организаторские способ-ности и качества
Л10. Состояние психического и физического здо-ровья
Л11. Эстетический вкус
II. Параметр «Теоретическая готовность» -- Т («знаю»):
Т1 Зна-ние основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологий исследования
Т2. Владение системой знаний о чело-веке как совокупности биологического,
социального, духовно-нрав-ственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека
Т3. Знание общей теории воспитания, современных кон-цепций воспитания
Т4. Знание основ социальной педагогики, кон-цепции социального воспитания
Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности
Т6. Знание педагогической и соци-альной психологии
Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного про-граммно-целевого управления)
Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических тех-нологий
Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними
Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением
Т11 Знание основ социальной политики госу-дарства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несо-вершеннолетних, инвалидов
Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов
III. Параметр «Операционно-деятельностная {технологическая) готовность» -- Д {«умею»):
Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции
Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции
Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции
Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции
Д5. Владение технологиями реализа-ции коррекционной функции
Д6. Владение технологиями реали-зации охранно-защитной функции
Д7. Умение реализовать коор-динационную функцию
Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции
Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию
Д10. Умение организовать взаимо-действие с родителями школьников
Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия
Д12. Умение прово-дить исследовательскую работу
Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управля-ющей программам)
Д14. Владение механизмами перевода социаль-ной ситуации развития ребенка в педагогическую
Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с це-лью формирования потребности в образе жизни, достойном че-ловека.
Большое спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Таблица № 1.2
Результаты измерения параметров личностной, операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Испытуемые | Параметр "Личностная готовность" | Параметр "Теоретическая готовность" | Параметр "Операционно-деятельностная готовность | Общая готовность | |
1 | 7,5 | 7,2 | 7,8 | 7,5 | |
2 | 8,1 | 7,5 | 6,3 | 7,0 | |
3 | 9,7 | 8 | 8,6 | 8,6 | |
4 | 6,8 | 4,6 | 5,9 | 5,6 | |
5 | 7,6 | 7,3 | 7,3 | 7,3 | |
6 | 6,8 | 5,6 | 5,2 | 5,6 | |
7 | 7,9 | 6,6 | 5,9 | 6,5 | |
8 | 8,5 | 6,8 | 6,3 | 6,8 | |
9 | 8,4 | 7,4 | 6,9 | 7,3 | |
10 | 8,1 | 6,3 | 6,5 | 6,7 | |
11 | 8,6 | 6,6 | 6,6 | 6,9 | |
12 | 8,5 | 6,5 | 6,7 | 6,9 | |
13 | 8,2 | 6,8 | 5,6 | 6,4 | |
14 | 8,1 | 6,8 | 6,5 | 6,9 | |
15 | 9 | 7,3 | 6,8 | 7,3 | |
16 | 8,5 | 6,9 | 6,7 | 7,1 | |
17 | 8,5 | 6,5 | 6,9 | 7,0 | |
18 | 8,3 | 7,5 | 7 | 7,3 | |
19 | 8,4 | 7 | 7,6 | 7,5 | |
20 | 7,9 | 7,6 | 6,6 | 7,2 | |
21 | 7,3 | 5,9 | 5,7 | 6,0 | |
22 | 8,3 | 7,3 | 7,3 | 7,5 | |
23 | 7,5 | 4,5 | 5 | 5,3 | |
24 | 7,7 | 6,9 | 5,2 | 6,2 | |
25 | 8,2 | 7,5 | 6,3 | 7,0 | |
26 | 7,6 | 5,8 | 6 | 6,2 | |
27 | 8,4 | 7,1 | 6,9 | 7,2 | |
28 | 9 | 7,3 | 7,2 | 7,5 | |
29 | 8,5 | 7,6 | 7,6 | 7,8 | |
30 | 9,2 | 7,3 | 6,6 | 7,3 | |
Всего | 6,9 |
Список литературы:
1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000.
2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.--с. 53-54.
3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002.
4. Калачева И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000.
5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина--М., 1994.
6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах этнопсихологических исследований\ Психология.--1996.--№ 4.--с. 43-44.
7. Клемантович И. Новая профессия--социальный педагог\ Школа.--1998.--№3.--с. 14.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996.
9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.--М., 1990.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.--М., 1992.
11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.--1996.--№1.--с. 31-35.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.--М., 1996.
13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.--с. 65-70.
14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992.
15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.--Пенза, 1994.-- 180 с.
16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.--Мн., 2001.
17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.--М., 1989.
18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.--Москва--Тула, 1993.
20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.--М., 1987.
21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.--М., 1998.
21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.--М., 2001.
Используемая литература
4. Блинов Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с. 58-61.
5. Блинов Л.В. Синергетический аспект профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86.
9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70.
10. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1.
Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1