-- педагогическое мышление -- это способность социаль-ного работника осознанно использовать психолого-педагоги-ческие знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их реше-ния;
-- педагогическое воображение -- это способность специали-ста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему оп-ределять наиболее целесообразное поведение и выбирать спо-соб решения социальной проблемы клиента.
Педагогическое мышление и воображение развиваются в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педа-гогических задач, накопления опыта наиболее целесообразно-го разрешения педагогических ситуаций по отношению к раз-личным категориям клиентов.
Эмоциональные качества личности характеризуют пережи-вания специалиста, которые он испытывает при встрече с со-циальными проблемами человека в процессе социальной рабо-ты и оказывающие существенное влияние на его профессио-нальную деятельность. К ним относятся:
-- эмоциональная устойчивость -- самообладание, способ-ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла-деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель-ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво-им состоянием в различных условиях профессиональной дея-тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен-ные решения, добиваться достижения цели;
-- эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо-действия, общения. Социальный работник работает с челове-ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе-реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от-носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи-мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей-ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Практика работы специалистов социальной сферы показы-вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой-чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко-мендуется:
-- проводить профессиональный отбор специалистов, реко-мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра-ботать люди, чуждые эмпатии, -- и в то же время в зависимос-ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ-ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо-бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
-- сопереживания специалиста в работе с клиентом долж-ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси-мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи-вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ-ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль-ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци-альных проблем;
-- активно учиться управлять своими чувствами и при воз-растании переживания уметь переключаться, снимать возрас-тающее эмоциональное напряжение;
-- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности -- это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:
а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де-ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио-нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене-ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;
в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра-боте с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци-ального работника через:
-- реализацию педагогических технологий, методов и мето-дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго-гическая подготовка способствует наиболее полному проявле-нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су-щественное влияние на ее результативность;
-- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал
д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы
е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.
Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.
Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.
В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные
положения:
· Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
· Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.
· Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию
способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие
жизненные проблемы.
· Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить
личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность
во взаимоотношениях.
· Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль-но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест-ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу-ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан-ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.
Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].
Глава II. Профессиональное становление социального педагога
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования
Профессиональная культура -- сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос-мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль-но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме-тодов и методик.
Деятельность социального педагога на-правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото-рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.
Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо-ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре-зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы-ков, опыта, авторитета.
Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношени-ях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.
На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог--высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенст-вующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции[16, 130].
1.1. Непрерывное образование социального педагога
На протяжении всей деятельности социального педагога, соци-ального работника должна осуществляться его личностная и про-изводственная многоканальная самоподстройка и саморегуляция с учетом возможных изменений социальной среды в направлении утверждения гуманистических принципов и культурных ценностей, развития социально-психолого-педагогической науки -практики.
Социальный педагог должен постоянно рефлексировать соответственные профессиональные знания и умения с позиций соответствия-несоответствия требованиям реальной социо- культурной среды, накапливать, апробировать, закреплять, селекционировать новый опыт, стараясь постоянно удерживать себя на" поле" профессиональных инноваций.
По выражению Н Рубакина, "всякое настоящее образование добывается путем самообразования...все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, --это залезает в голову всего крепче". Известный философ Гельвеций по этому поводу писал:" Я продолжаю учиться, мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
Авторитет мировой педагогики и социальной педагогики А. Дистервег выразился не менее убедительно: "Развитие и образование человека не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью ,собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность--средство и одновременно результат образования...».
В декларации регионального собрания в Гаванне (ноябрь,1996), принятой в связи с подготовкой Всемирной конференции по высшему образованию в XXI веке, проводившейся под эгидой ЮНЕСКО, говорится:«Сама природа современных знаний, находящихся в процессе постоянного обновления и самого неожиданного и бурного роста, полностью согласуется с существующим ныне понятием непрерывного образования... Непрерывное образование должно давать возможность всем, вне зависимости от воз-раста, вернуться в классные комнаты, чтобы вновь получить воз-можность учиться или подняться на новый уровень профессио-нальной подготовки» (58).
На аналогичной региональной подготовительной конференции в Токио (июнь 1997 г.) в пункте 5 Декларации записано: «Новая политика и новые парадигмы высшего образования должны, таким образом, найти свою концептуальную основу в образовании в те-чение всей жизни человека» (58).
Интерпретируя приводимые высказывания с наших реальных позиций, можно выделить два основных направления осуществления непрерывного образования.
Во-первых, работа высших учеб-ных заведений должна быть построена таким образом, чтобы лю-бой человек мог самостоятельно управлять своей подготовкой не-зависимо от ее степени и в различные периоды своего профессио-нального становления и социокультурного роста. Во-вторых, сам специалист должен располагать уровнем культуры, предполагающим достаточную мотивацию для самообразования и профессио-нального самосовершенствования. При всей важности первого, понятно, что без должной выраженности второго оно немного будет значить.
Непрерывность образования в целом С. Расчетина представляет в виде поэтапного процесса.
На первом, довузовском этапе, профессионального вы-бора происходит достижение уровня социальной зрелости, доста-точного для решения проблем морально-профессионального само-определения и выбора образовательного маршрута в области «че-ловек--человек».
Результатом второго, вузовского этапа, является достижение уровня профессиональной зрелости, достаточного для реализации потенциала собственной личности в области социальной педагоги-ки, социальной работы.
Третий этап предполагает достижение специалистом уровня профессиональной зрелости, достаточной для реализации потен-циала своей личности в разных сферах социально-педагогической работы и избранной специализации (215).
Непрерывному профессиональному образованию в значительной мере содействует систематическая курсовая переподготовка специалистов.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, со- вершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику.
Система общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, прогнозирования, проектирования, посредничества, консультирования, социального обеспечения, социального страхования, опеки, попечительства и др., требует глубокого аналитического осмысления, достаточно продолжительного времени и постоянного «прокатывания» их на протяжении всего периода профессиональной деятельности.
Каждая из всевозможных частных методик также тре-бует постоянного подкрепления практикой. Таким образом, высо-кая профессиональная культура социального педагога невозможна без повседневной социально-педагогической практики[13, 132-135]
2. Профессиональное становление социального педа-гога и его этапы
Каждый из этапов профессионального становления спе-циалиста имеет свои задачи и цели, и независимо оттого, кто включается в него -- педагог, психолог, социальный пе-дагог или куратор, они будут одинаковы, отличаются лишь методы, техники, способы их реализации:
1. формирование профессиональных намерений и со-знательный выбор профессии;
2. продуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений и взаимодействие обучающего и обуча-ющихся в процессе воспитания;