Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей
вольняемые в запас военнослужащие - как правило, трудоспособные люди, обладающие высокой профессиональной подготовкой и деловыми качествами. Они могут эффективно трудиться и внести значительный вклад в процесс реформирования российской экономики. Вместе с тем опыт реализации программ социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, показывает, что наиболее острой является проблема обеспечения их занятости. Данной категории населения, несмотря на уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и сегодня на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Эти обстоятельства вызывают необходимость комплексного подхода к проблеме социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Такой подход должен предусматривать:

во-первых, организацию подготовки по гражданским специальностям, в том числе методом дистанционного обучения;

во-вторых, содействие развитию предпринимательской деятельности и созданию новых рабочих мест;

в-третьих, повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах социальной адаптации указанных лиц, приближение обучения непосредственно к потребностям региональных рынков труда.

3. Проблемы профессиональной адаптации (по результатам социологических исследований)

В 2005 году на территории России проводились социологические исследования среди военнослужащих, обратившихся за помощью в трудоустройстве в службу занятости. Целью проводимых социологических исследований является изучение проблемы потребности в профессиональном обучении, профориентации и вопросах занятости военнослужащих, уволенных в запас и желающих работать.

Исследовались факторы, определяющие конкурентоспособность военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей на рынке труда, в том числе уровень их образования, наличие гражданской специальности, предпочтительная сфера деятельности, потребность в профессиональной переподготовке, уровень профессиональной переподготовки, привлекательность предпринимательской деятельности, степень информированности о ситуации на рынке труда, потребность в профессиональных консультациях специалистов службы занятости и психологической помощи.

Предварительный анализ материалов посвящен проблемам занятости военнослужащих и членов их семей. Он позволяет выдвинуть гипотезу, что основными проблемами данной категории людей являются отсутствие гражданской специальности, а также невозможность ее получения из-за удаленности воинских частей от учебных центров.

Социологическое исследование проводилось с помощью анкеты, которая состоит из следующих блоков.

1. Социальный статус респондента. Данный блок выясняет образовательный, профессиональный статус опрашиваемого, наличие гражданской профессии. Здесь определяется имеющееся образование, информированность респондента о трудоустройстве и предпочитаемая сфера деятельности на данный момент, а также профессия, которую респондент желал бы получить в результате переподготовки, тип предприятия, на котором он хотел бы работать, отношение респондента к предпринимательской деятельности.

2. Социальный статус членов семьи военнослужащих. Этот блок определяет количество трудоспособных членов семьи, их профессиональный уровень, потребности членов семьи в трудоустройстве и профессиональной переподготовке.

3. Информированность респондентов о ситуации на рынке труда, перспективах трудоустройства; возможности переобучения и трудоустройства. Изучает самооценку психологического состояния военнослужащих, потребность в консультациях специалистов по вопросам занятости.

4. Демографический блок выясняет: а) пол; б) возраст; в) образование; г) звание, должность, выслуга; д) наличие жилой площади и место планируемого проживания после увольнения из армии.

3.1. Социально-профессиональный статус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей

По результатам социологических исследований можно отметить, что в условиях современного рынка труда военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей можно выделить как обособленную группу, нуждающуюся в помощи при трудоустройстве и профессиональной переподготовке. В анкетировании, проводимом в июне - июле, респондентами стали военные, служившие в звании старшин и сержантов (38 %), старших офицеров (37 %), младших офицеров (14 %) и прапорщиков (11 %). В проведении второго опроса принимали участие: высший командный состав частей (заместитель командира части по технике и вооружению, начальники служб, начальник штаба), средний командный состав (начальники групп, старшие офицеры, старшие летчики, заместители командиров взвода), а также рядовые офицеры (механики, радиомеханики, летчики, фельдшеры, преподаватели). Были опрошены мужчины в возрасте от 35 до 55 лет (93,1 %) и женщины от 25 до 40 лет (6,1 %). Подавляющее большинство имеют высшее военное образование (78,3 %) и среднее специальное (11,7 %). Респонденты имеют различные воинские звания: подполковник (24,4 %), майор (28 %), капитан (26,8 %), старший лейтенант (11 %). Многие прослужили от 20 (13,7 %) до 25 лет (32,8 %). Планируемый регион для проживания после увольнения из армии - Центральная России (62 %), Западная Сибирь (25 %) и Дальний Восток (13 %). Имеют жилую площадь для дальнейшего проживания в указанных регионах 82,6 % военнослужащих, имеют отдельную квартиру или дом 56 %, жилую площадь у родственников - 22 %, комнату в общежитии - 13 %. При этом 35 % бывших военнослужащих готовы ради получения квартиры поменять место жительства.

Главными причинами увольнения для респондентов по результатам первого опроса было сокращение штатов (65 %) и окончание срока контракта (20 %). В настоящее время пенсию не получают 80 % уволенных в запас. Для бывших военнослужащих, участвовавших во втором опросе, доминирующей причиной увольнения является сокращение (74 %), а у членов семей военнослужащих их две: сокращение и смена места жительства (соответственно 38 % и 33 %).

Военнослужащие имеют наряду с военной и гражданские специальности: первый опрос - ИТР, специалисты (35 %), делопроизводители (32 %), специалисты в сфере промышленности (16 %) и сфере обслуживания (12 %); второй опрос - инженеры-электроники (10,3 %), инженеры-экономисты (5 %), водители (6,4 %), инженеры (6,4 %), техники (6,4 %). Но в среднем 32 % военнослужащих не имеют гражданской специальности. Имеющие гражданскую специальность военнослужащие не испытывают уверенности в трудоустройстве, при этом надо учитывать, что оценка своих перспектив трудоустройства является одним из факторов, формирующих желание освоить новую профессию. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что немаловажное значение имеет дополнительная профессиональная подготовка по уже имеющейся специальности для повышения конкурентоспособности на рынке труда.

Оценивая свои возможности овладеть специальностью без специальной подготовки, военнослужащие отмечают следующие специальности: охранник и водитель (23,5 %), инспектор по кадрам (11,8 %), экономист (5,9 %), электрик (7,8 %), руководитель (4 %), снабженец (9,8 %), менеджер (4 %) - по данным второго опроса. Уровень своей информированности о перспективах трудовой деятельности военнослужащие оценивают следующим образом: имею некоторое представление (65,9 %); знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости (21,6 %); достаточно низкий, что делать не знаю (12,5 %). Из приведенных данных можно заключить, что уровень информированности военнослужащих по вопросам трудоустройства находится на довольно низком уровне. При этом военнослужащие достаточно четко представляют сферу производства, где они хотели бы работать после увольнения из армии. По результатам первого опроса характерна ориентация на такие сферы, как госслужба и управление (24 %), армия и милиция (по 17 %), транспорт и связь (11 %). Во втором опросе ответы респондентов распределились следующим образом: на государственных предприятиях хотели бы работать 17 %, в коммерческих структурах 19,3 %, в сфере транспорта и связи 9,1 %, в структурах МВД, прокуратуры, таможни, налоговой инспекции 15,9 %. Не привлекает военнослужащих работа в строительстве, в сфере образования, в сельском хозяйстве (не было дано ни одного положительного ответа). В то же время нужно отметить, что в опросе, проводимом в июне - июле, довольно высок процент ответов не могу сказать точно, что доказывает необходимость профориентационной работы с этой группой бывших военнослужащих.

3.2. Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей

При организации переподготовки возникает целый спектр проблем. Одна из самых главных заключается в том, что переобучаются взрослые люди, имеющие жизненный опыт, семью, определенный социальный и профессиональный статус, индивидуальные профессиональные предпочтения. Все это накладывает свой отпечаток на отношение человека, вынужденного пройти профессиональное переобучение, к учебе: срокам, методам, условиям.

Для бывших военнослужащих характерно стремление пройти переподготовку (68,6 %). При выборе специальности, по которой они хотели бы пройти переподготовку, респонденты отмечают такие признаки, как надежность, гарантия трудоустройства (76 %), высокий заработок (65,3 %), сохранение социального статуса (16 %), легкость и быстрота освоения (10,7 %).

Наиболее привлекательны для переподготовки специальности:

первый опрос

второй опрос

менеджеры (31 %),

офисные работники и квалифицированные рабочие (по17%)

менеджеры (19,1 %),

экономисты (12,5 %),

финансисты (14,3 %),

инженеры-программисты (4 %),

организаторы производства (4 %)

охранники (5 %)

Также интересны для военнослужащих специальности: оператор ЭBM, налоговый инспектор, электрик, инженер, юрист, кадровик, адвокат, специалист по оптовой торговле. При этом предпочтение отдается учебным центрам службы занятости (40 %), учебным центрам на базе вузов (28,3 %), а для 25 % респондентов организация, осуществляющая переподготовку, не имеет значения. Уровень переобучения для военнослужащих имеет также немаловажное значение. Для подавляющего большинства важно получение диплома о втором высшем образовании (41,9 %), повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности (13,5 %), первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности (25,7 %). Учитывая привлекательность специальностей менеджера, экономиста, финансиста, при выборе требований по переподготовке военнослужащие указывают: изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности - 23,3 %; практические навыки - 30 %; дополнительные знания и навыки (иностранные языки, экономика, право, психология) - 21,7 %.

Военнослужащие отдают предпочтение вечерней (30,8 %) и заочной (26,9 %) форме обучения. Учебное заведение, расположенное близко к дому, хотели бы иметь 53,3 % респондентов, а для 43,3 % месторасположение учебного заведения не имеет значения. Предпочтительными сроками обучения для респондентов являются: до шести месяцев - 36 %, до трех месяцев - 35,1 %, до одного года - 25 %. Для 53,2 % респондентов оплата переобучения является неприемлемой, 35,1 % военнослужащих согласны на частичную оплату услуг и всего 11,7 % могли бы оплачивать обучение самостоятельно.

В данный период наиболее благоприятной трудовой нишей для военнослужащих, увольняемых в запас, является предпринимательская деятельность. Но опрос, проведенный в июне - июле, показал, что только у 25 % бывших военнослужащих были мысли о создании своего дела в сфере торгово-посреднической деятельности. Второй опрос показал, что для 30 % респондентов предпринимательская деятельность является привлекательной, 31,1 % готовы заняться предпринимательством, а для 38,9 % это неприемлемо. Для желающих заниматься предпринимательством препятствиями являются: отсутствие личных средств (42,6 %), отсутствие специальной подготовки (34,4 %), отсутствие экономических условий (23 %). Наиболее привлекательной для респондентов является работа в качестве владельца или руководителя коммерческой организации (52,2 %) и в качестве специалиста коммерческой организации (47,8 %).

Немаловажным фактором для военнослужащих, увольняемых в запас, в настоящее время является доступность информации о ситуации на рынке труда, о перспективах трудоустройства по имеющейся у военнослужащих специальности, о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности, о возможности самозанятости. Считают недостаточной свою информированность от 35,2 % до 64,8 % респондентов.

Несмотря на нестабильное положение в армии и общую обстановку в стране, а также принимая во внимание неясность личных перспектив в дальнейшей жизни, психологическое состояние респонденты характеризуют как оптимизм, активность (37,7 %). Но в то же время 30,4 % военнослужащих, увольняемых в запас, отмечают тревожность и неуверенность, 13 % затрудняются с ответом.

Необходимость консультаций специалистов по вопросам занятости признается подавляющим числом респондентов (45,6 %). Существование сильной потребности отмечают 25 %, а 22 % считают, что такая потребность существует в той или иной мере. Основные направления работы органов занятости, названные респондентами, - это подбор постоянной, временной или подходящей работы (56,2 %); приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения (17,5 %); информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда (3,7 %).

Респонденты не дали ни одного положительного ответа на вопрос о потребности проведения психологической диагностики, выявлении социально-психологических и психофизиологических особенностей человека, что может говорить о неадекватной оценке военнослужащими, увольняемыми в запас, своих перспектив на рынке труда. По их мнению, чтобы добиться успеха в жизни, необходимы: протекция и знакомство (44,8 %), деньги (41,7 %), способности и талант (25,4 %), дружеские связи (26,4 %), предприимчивость (16,4 %), хорошее образование (14,9 %), меньше всего военнослужащие надеются на помощь государства (4,4 %). Необходимо отметить, что на данный вопрос респондентам было разрешено дать несколько ответов, поэтому суммарный процент больше 100 %.

Блок вопросов, посвященный потребностям в переподготовке членов семей, не нашел должного отклика среди респондентов. До половины анкетируемых оставили их без ответа, из чего можно заключить, что в период перехода от военной жизни к “гражданке” военнослужащие, увольняемые в запас, рассчитывают только на собственные силы, не надеясь на финансовую поддержку со стороны членов своей семьи. Средняя численность семьи ответивших на данный блок респондентов три-четыре человека (соответственно 35 % и 47 %), из которых 58,9 % в настоящее время не работают. Имеют специальность (бухгалтер, экономист, медсестра, воспитатель детского сада, секретарь-машинистка, менеджер, инженер-строитель), по которой могли бы работать, 48,7 % членов семьи. Но тем не менее 50 % испытывают потребность в повышении квалификации по имеющейся специальности, первичной подготовке или переподготовке на новую специальность (38,6 %). При этом предпочтительной для членов своей семьи респонденты считают заочную (26,5 %), вечернюю (23,5 %) или дневную (26,5 %) формы обучения, для остальных форма обучения значения не имеет (23,5 %).

Таким образом, можно нарисовать социальный портрет среднего военнослужащего, увольняемого в запас. Это человек от 35 до 45 лет с высшим военным образованием, в звании капитана или майора, отслуживший от 20 лет и больше, не имеющий гражданской специальности, не уверенный в своем быстром трудоустройстве после увольнения из армии, желающий переобучаться и получить новую специальность, считающий, что мог бы заниматься предпринимательской деятельностью. У этого человека четко выражено стремление найти высокооплачиваемую работу. Интересен тот факт, что подавляющее большинство военнослужащих, уволенных в запас, желают пройти переобучение, что приводит к мысли о необходимости опережающего образования, в частности заочного или дистанционного обучения, которое можно проводить заблаговременно, параллельно с прохождением военной службы, для смягчения психологических последствий увольнения из армии. Наряду с проблемами военнослужащих, увольняемых в запас, большие проблемы с трудоустройством возникают у членов их семей. Жизнь в закрытых городках, отсутствие работы по специальности или отсутствие самой специальности приводят к дисквалификации, а это в свою очередь - к невостребованности трудоспособных членов семьи военнослужащих в новых экономических условиях, что также выдвигает проблему серьезного рассмотрения вопроса о профессиональной ориентации, профессиональном обучении или переобучении и трудоустройстве данной категории населения.

4. Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей

Военнослужащие, уволенные в запас, крайне неохотно обращаются за помощью в органы службы занятости. Это можно объяснить следующими причинами:

недостаточная информированность военнослужащих запаса о наличии вакансий и возможностях службы занятости;

отсутствие необходимого количества вакансий, которые удовлетворяли бы потребности офицерского состава как по форме работы, так и по ее содержанию и оплате труда;

определенное психологическое состояние лиц офицерского состава, которое нередко является сдерживающим фактором их обращения в службу занятости и проявлением стремления решать свою судьбу самостоятельно;

усиление конкурентной борьбы за рабочие места вследствие несоответствия спроса и предложения рабочей силы;

неумение отдельных специалистов службы занятости работать с данной категорией граждан, а в ряде случаев - формализм в работе и незнание законодательства по вопросам социальной защиты военнослужащих;

более высокий возрастной показатель офицеров запаса и наличие у большинства из них пенсионного обеспечения.

Проведение мероприятий по снижению социальной напряженности среди военнослужащих, увольняемых с военной службы, и членов их семей нужно начинать как можно раньше. В местах компактного проживания военнослужащих необходимо создавать модельные кабинеты, которые могли бы оказывать психологическую, профконсультационную помощь, а также дающие возможность получить новую специальность методом дистанционного обучения. Это наиболее актуально для частей, расположенных обособленно, вдали от учебных центров.

Немаловажную роль в работе с военнослужащими, уволенными в запас, играет профессиональная ориентация. Профориентационную работу необходимо развивать как по традиционным направлениям, так и по новым, стимулирующим военнослужащих к активным поискам вариантов трудоустройства. Поэтому необходима работа с человеком по выработке у него мотивации к трудовой деятельности после увольнения из армии, психологической готовности к предлагаемым вариантам переобучения и дальнейшего трудоустройства.

Рынку необходимы специалисты высокого класса, а полученное военное образование подразумевает наличие этого качества, поэтому в процессе переподготовки необходимо как можно более полноценно пользоваться имеющимися знаниями, дополняя их новыми полезными навыками.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты