Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет государственного и муниципального образования
Специальность 080504 «Государственное и муниципальное
управление»
Кафедра государственного управления
Курсовой проект
по дисциплине: «Социология управления»
на тему:
«Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в
запас и членов их семей»
студент 2 курса_____________________
группа 121 взЧ «_____»_______________ 2006 г.
Научный руководитель:
к.с.н., доцент _______________________
«_____»_______________ 2006 г.
Оглавление
- Введение 3
- 1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей 5
- 2. Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас 11
- 3. Проблемы профессиональной адаптации (по результатам социологических исследований) 13
- 3.1. Социально-профессиональный статус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей 14
- 3.2. Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей 16
- 4. Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей 21
- Заключение 31
- Список используемой литературы 32
- Приложение 1. Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 33
- Приложение 2. Ресурсное обеспечение Программы 34
- Приложение 3. Единая классификация военных и гражданских профессий (по сходству требований к специалисту). 37
- Приложение 4. Анкета военнослужащего. 41
ВведениеРадикальные экономические, политические и социальные преобразования, осуществляющиеся сегодня в России, не могли не затронуть такую важную государственную структуру, как Вооруженные Силы РФ. Новые условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Происходит сокращение вооруженных сил. За 2001-2004 годы с военной службы уволены свыше 170 тыс. офицеров (среди них около половины без права на пенсию), в 2005 году - 74,5 тыс. офицеров (среди них 27,7 тыс. без права на пенсию). По данным Министерства обороны, с 1993 по 1997 годы были уволены более 400 тыс. офицеров. В течение 1998-2000 годов уволено около 500 тыс. человек, из них до 40 % без права на пенсию. Более 85 % увольняемых офицеров - лица в возрасте до 45 лет. Абсолютное большинство из них имеют высшее образование, богатый опыт управленческой деятельности, воспитательной работы с личным составом. Немалую роль при этом играет знание современной техники и технологий. Однако следует учесть, что в условиях высокого уровня безработицы знания и опыт бывших кадровых военнослужащих зачастую остаются невостребованными.Уволенные в запас военнослужащие и их семьи оказываются в сложном положении. Социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочего места, необходимость перемены места жительства, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, острая жилищная проблема - все это делает положение уволенных в запас военнослужащих очень серьезным.Перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них можно отметить следующие:несоответствие полученной в военном ВУЗе профессии потребностям современного рынка труда. В результате этого - трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск случайных заработков;проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом;обеспечение жильем. Эта проблема особенно остро стоит для военнослужащих, прослуживших менее десяти лет, и становится почти неразрешимой. (По данным Министерства обороны РФ, на конец 2005 года не получили квартиры 34 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы.);очень часто увольнение с военной службы является психологическим ударом. Это происходит в связи с тем, что служба в армии являлась для человека фактором социальной защиты.после увольнения из армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходит ухудшение здоровья и физического состояния.Перечисленные обстоятельства приводят к созданию целого блока проблем, связанных с увольнением человека из рядов вооруженных сил. 1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семейКак показывает опыт работы, наиболее острой является проблема обеспечения занятости военнослужащих, уволенных в запас. Этой категории граждан, несмотря на высокий уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и в настоящее время на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Для смягчения сложившейся ситуации Правительством РФ разработан ряд законодательных актов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 «Государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей"на 2002-2005 годы» Минтрудом России, федеральными органами исполнительной власти разработана Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002-2005 годы. В ходе реализации программы предусматривается осуществить переподготовку по гражданским специальностям около 150 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и до 30 тыс. членов их семей, завершить создание сети региональных учебных центров, способных эффективно и в полном объеме решать задачи профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих в условиях массового увольнения. Программа призвана обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства данной категории населения в период проведения военной реформы, способствовать снижению социальной напряженности в армейской среде. Программа является внебюджетной. Ее реализация позволит переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. уволенных с военной службы и членов их семей, что составит около 20 % от числа нуждающихся в переподготовке.Основными целями программы являются:снижение социальной напряженности в местах компактного проживания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем регулирования процесса их адаптации к гражданской жизни с учетом особенностей проживания в отдаленных и обособленных военных городках;создание условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала бывших военных специалистов в интересах продвижения и углубления социально-экономических реформ.Основные задачи программы:организация с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, подбору подходящей гражданской специальности с учетом имеющейся у них квалификации, опыта и личных качеств;переподготовка военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по гражданским специальностям с гарантированным трудоустройством или по специальностям, ориентированным на предпринимательскую деятельность, с использованием всех доступных форм и методов обучения, в том числе дистанционного;организация сотрудничества с региональными и федеральными административными, банковскими, предпринимательскими и общественными структурами по вопросам переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.Программа призвана обеспечить социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую жизнь, а также для наиболее полного использования интеллектуальных возможностей этой категории граждан.Программа определяет порядок организации комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, выбору подходящей специальности бывшим военнослужащим с учетом имеющейся квалификации, опыта и потребностей рынка труда, по проведению переобучения военнослужащих на новую специальность и содействию их трудоустройству. Постановление, в частности, регламентирует профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, планируется проводить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными проектом федеральной программы Переподготовка и обеспечение занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002-2005 годы. Реализация программы предусматривает оказание содействия службы занятости каждому гражданину, уволенному с военной службы, и членам его семьи. Приоритет отдается военнослужащим, не имеющим жилья, а также лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи.В этих целях планируется:организовать нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение работ по переподготовке и трудоустройству;обеспечить переподготовку данной категории граждан органами занятости в соответствии с действующим законодательством (200 человек);создать постоянно действующие организационные структуры, обеспечивающие согласованную деятельность в сфере переподготовки и трудоустройства данной категории людей.Работу по обеспечению занятости граждан, уволенных с военной службы, необходимо вести по трем направлениям:профессиональная ориентация военнослужащих, готовящихся к увольнению в запас, и граждан, уволенных с военной службы;подготовка и переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей;оказание практического содействия в подборе подходящей работы и трудоустройстве уволенным с военной службы гражданам и членам их семей.При этом в консультировании и профориентировании нуждаются 100 процентов увольняемых офицеров, прапорщиков и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов и старшин:(тыс. человек)
Федеральные органы исполнительной власти | Всего | В том числе | |||
офицеры | прапорщики | контрактники | |||
Минобороны России | 203 | 150 | 45 | 8 | |
МВД России | 35,8 | 8,32 | 10,48 | 17 | |
ФПС России | 15 | 3,45 | 2,95 | 8,6 | |
ФСЖВ России | 3,2 | 1,36 | 1,04 | 0,8 | |
МЧС России | 9,025 | 5,432 | 1,111 | 2,482 | |
ФАПСИ | 3,2 | 1,92 | 0,8 | 0,48 | |
Другие | 20 | 10 | 6 | 4 | |
Итого | 289,225 | 180,482 | 67,381 | 41,362 |
Федеральные органы исполнительной власти | Всего | В том числе | |||
офицеры | прапорщики | контрактники | |||
Минобороны России | 101,5 | 75 | 22,5 | 4 | |
МВД России | 17,9 | 4,16 | 5,24 | 8,5 | |
ФПС России | 7,5 | 1,725 | 1,475 | 4,3 | |
ФСЖВ России | 1,6 | 0,68 | 0,52 | 0,4 | |
МЧС России | 4,513 | 2,716 | 0,556 | 1,241 | |
ФАПСИ | 1,6 | 0,96 | 0,4 | 0,24 | |
Другие | 10 | 5 | 6 | 2 | |
Итого | 144,613 | 90,241 | 33,691 | 20,681 |