Профилактика наркомании
p align="left">Полинаркомания - это заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя или более лекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам. З.В. Коробкина, В.А. Попова Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: М.: 2002. - с.66.

Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов (одновременно или путем последовательного их чередования) при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам.

Психологи и врачи - наркологи отмечают обстоятельства, которые способствуют приобщения к наркотикам и повышают риск заболевания наркоманией. Возникновению наркомании способствуют следующие факторы:

Социальные факторы, Верминенко и Келасьев отмечают, что в цикличности уровня потребления наркотических веществ можно отметить определенную закономерность. Ползучее, а затем и взрывное распространение наркомании всегда происходило в пространственно-хронологической связи с масштабными социально - экономическими процессами, разрушением традиционных социально-культурных стереотипов. Ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, не представляет в этом отношении исключения: переход к рыночной экономике, технизация всех сторон жизни, экологические катастрофы, перенаселенность городов, информационные перегрузки, деформация живого человеческого общения, которое становится все более формализованным, «электронно-опосредованным», расширяющаяся экспансия массовой культуры, навязывающей людям стереотипное поведение. Эти девиации макросоциального уровня определяют микросоциальные процессы, например дисгармонию семейных отношений, являющуюся одним из социальных факторов формирования аддиктивного поведения подростков. В дисгармоничных семьях формируются две полюсно-противоположные стратегии в отношении детей: безнадзорность, с одной стороны, гиперопека - с другой, но оба приводят к одному результату - отчуждению детей от семьи с последующим включением их в среду контркультуры, одним из атрибутов которой является потребление наркотиков. Верминенко Ю.В., Келасьев В.Н. Профилактика наркомании в подростковой среде. СПб., 2001. - с.8-9.

К социальным факторам развития наркомании можно отнести также воспитание детей только одним из родителей (т.е. в неполной семье), постоянную занятость родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.п.) или когда ребенок (наркоман) - единственный ребенок в семье. В таких семьях воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер, следствием чего бывает формирование социальнопассивной, социально-безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего. Такая личность подвержена соблазнам испытать новые, приятные ощущения, стимулировать воображение, что - особенно в подростковом возрасте - способствует развитию аддиктивного поведения регулярному применению наркотиков в дальнейшем, а ранее (до 12-15 лет) - началу злоупотребления алкоголем или употребления токсических веществ.

Алкоголизм, наркомания, психические заболевания у кого-либо близких родственников подростков относятся как к биологическим так и к социальным факторам, которые действуют комбинированно: во-первых, обычно их наличие сопровождается нарушением функционирования головного мозга - аналогично тому, как это бывает после травм головы; во-вторых, сказываются дефекты формирования личности, вызванные нездоровым окружением.

К психологическим факторам, приводящим подростка к наркомании, относятся:

Привлекательность возникающих ощущений, выработка гeдoнистической установки, любопытство;

Распространенность в подростковой среде мифов о наркотиках как уделе творческих личностёй, свидетельстве «крутизны», источнике более яркого и интересного восприятия жизни, способе избавления от проблем;

Низкий уровень толерантности подростка и связанное с ним стремление уйти от конфликта, смягчить эмоциональный дискомфорт;

Неудовлетворенность социальных потребностей, вызванная условиями жизнедеятельности людей с соответствующими нравственнопсихическими свойствами и особенностями личности;

Стремление к успеху и острое желание избежать неудач в структуре потребности к достижению социального признания, статуса;

Потребность в поиске впечатлений.

Среди биологических факторов можно выделить патологию беременности (т.е. выраженные токсикозы и перенесенные во время беременности матерью инфекционные или тяжелые хронические заболевания), осложненные роды (затяжные, с родовой травмой или с гипоксией новорожденного), тяжело протекавшие или хронические заболевания детского возраста (не исключая простудных, воспаления легких, частых ангин), сотрясения головного мозга, особенно многократные. По мнению С.Б. Белогурова, биологические факторы непосредственно влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, причем не только и не столько в интеллектуальной, сколько в эмоциональной сфере. Люди, находящиеся под воздействием биологических факторов, становятся очень травмируемыми в эмоционально-напряженной ситуации. Причем, как правило, они на подсознательном уровне постоянно ищут средство, которое могло бы помочь им, пусть и на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее. Наркотики поначалу выполняют функцию психологической регуляции, увеличивая способность человека переносить эмоциональные нагрузки. Поэтому для человека, считает ученый, имеющего в анамнезе биологические факторы, случайный, или «экспериментальный», прием наркотиков может стать фатальным. Не зная, чем грозит регулярное их употребление, он «заработает» псиxичecкyю и физическую зависимость раньше, чем заметит опасность. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках., 1997 - с.63.

Под влиянием социальных факторов так или иначе происходит деформация личности, формируется неадекватная система ценностей, снижается уровень притязаний, появляется опустошенность, приводящая к отверженности. Под влиянием биологических факторов ослабленный организм часто не в состоянии противостоять негативным воздействием среды, находить силы для преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Под влиянием социальных и биологических факторов формируется психологический, который окончательно завершает адикцию характера подростка. Он пытается найти свой способ от решения проблем, что поначалу и позволяет сделать наркотик.

Глава 2. Теоретические основы по профилактики наркомании

2.1 Характеристика профилактики наркомании

Профилактика (от греческого prophulaktikos - предохранительный) это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Профилактика зависимости от наркотиков - одно из важнейших и эффективных направлений профилактики неинфекционной патологии.

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика - это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчевых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения. Хажилина И.М. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - с.25.

Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а)развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует; б)направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды; в)усиление адаптационных факторов, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни; г)воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения; д)развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием); е)развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию детей, подростков и молодых людей.

В результате первичной профилактики предполагается достичь полного избегания патологических исходов, редуцирование числа лиц, у которых может быть начат патологический процесс, что определяет ее наибольшую эффективность. Она влияет прежде всего на формирование здоровья путем замены одних развивающихся процессов на другие. Сформировав активный, функциональный, адаптивный жизненный стиль человека, можно укрепить его здоровье и предупредить развитие болезни. Данный вид профилактики способен охватить наибольшее число людей, влиять на население в целом, иметь наиболее эффективные результаты.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

· воздействие средств массовой информации;

· антинаркотическое обучение;

· использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

· создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

· проведение антинаркотических мотивационных акций;

· организация деятельности социальных работников волонтеров;

· деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

· развитие личностных ресурсов;

· формирование социальной и персональной компетентности;

· развитие адаптивных стратегий поведения;

· формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.81.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяется вторичной профилактикой.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или предиспозиции личностных, поведенчиских и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.

При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды, является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида - как фактор риска наркомании.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

· формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

· формирование мотивации на изменение поведения;

· развитие проблем - преодолевающего поведения;

· формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.

Психологические технологии:

· преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

· осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

· развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

· анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролей взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведение третичной профилактики.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - осознание ценностей личности. Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально - поддеривающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии. Социальная и педагогическая технологии:

· формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

· формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

· развитие социальной компетентности, преодоление искушения наркотизации;

· формирование социально-поддеоживающего стратегии поиска социальной поддержки поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

· осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

· осознание личных целей и путей их достижения;

· осознание влечения и зависимости;

· изменение жизненного стиля в целом;

· развитие коммуникативной и социальной компетентности;

· развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

· развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

профилактика в организованных общественных группах населения;

профилактика с помощью средств массовой информации;

профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

мотивационная профилактическая работа;

профилактика рецидивов;

терапия социальной средой;

профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с.84.

Можно сделать вывод, что социальный педагог обязан проводить первичную профилактику употребления наркотиков, используя различные методы, чтобы предотвратить возникновение нарушения и болезни у молодежи, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида.

2.2 Методы работы социального педагога по профилактике наркомании

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика, в которой применяются следующие методы: беседа, дискуссия, лекция, ролевая игра, психогимнастика, тренинг поведения и психодрама, методы опроса, интервью, анкетирование.

1. Беседа - один из основных методов психологии и педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в виде собеседования.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты