Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации
p align="left">В соответствии с поставленной целью и прогнозируемыми изменениями во внешней среде главными стратегическими целями социальной политики области в среднесрочной перспективе будут:

1. Создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

2. Улучшение состояния здоровья населения на основе здорового образа жизни, реально доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества лечебных услуг, развития массовой физической культуры и спорта.

3. Развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия, обеспечение единства культурного пространства и доступности культурных ценностей широким слоям населения.

4. Создание эффективного цивилизованного рынка труда и системы регулирования трудовых отношений.

5. Введение адресной системы социальной поддержки населения, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств.

6. Развитие системы государственного и негосударственного пенсионного обеспечения, повышение реального размера пенсий за счет внедрения элементов накопительного финансирования пенсий.

7. Создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.

8. Развитие институтов гражданского общества, обеспечивающих эффективное участие граждан в общественных делах, их возможность влиять на принятие решений по конкретным вопросам.

Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие основные задачи:

1. Обеспечить всеобщую доступность, общественно приемлемые качество и установленные объемы базовых социальных благ, к числу которых относятся прежде всего медицинское обслуживание и общее образование.

2. Обеспечить полную доступность населению социальных услуг (платных и бесплатных) по перечню, стоимости и порядку предоставления. Решение последней проблемы наиболее значимо для малообеспеченных слоев населения.

3. Обеспечить эффективную защиту социально уязвимых слоев населения, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем (в силу чего объективно нуждающихся в государственной поддержке). Главные показатели - более высокий уровень соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума по сравнению с соседними областями, более равномерно распределенный уровень средних доходов.

4. Снизить уровень общей безработицы, предоставив населению возможности для трудоустройства. Повысить занятость до среднего уровня по Западно-сибирскому региону. Средствами достижения цели должны стать:

· повышение профессиональной квалификации и территориальной мобильности населения;

· рационализация и дальнейшее развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки с учетом требований и конъюнктуры рынка;

· разработка и реализация эффективных программ содействия занятости по отдельным территориям, отраслям экономики.

5. Создать для трудоспособного населения экономические условия, позволяющие гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.

Проведение активной социальной политики будет сопровождаться совершенствованием механизмов финансирования социальной сферы и оптимизацией бюджетных расходов. В этом плане базовыми посылками программы являются:

1. Прозрачность всех финансовых потоков, направляемых из бюджетов всех уровней.

2. Оптимизация бюджетных расходов, включающая:

· определение приоритетных направлений бюджетного финансирования,

· оценку эффективности бюджетного финансирования,

· оптимизацию сети учреждений социальной сферы,

· оптимизацию расходов бюджетных организаций социальной сферы,

· формирование системы закупа социальных услуг в частном секторе;

2. Внедрение многоканальной системы финансирования бюджетных учреждений, в первую очередь за счет привлечения внебюджетных источников и увеличения их удельного веса.

3. Расширение комплекса предоставляемых платных услуг по отдельным отраслям социальной сферы.

Достижение поставленных целей возможно только в результате модернизации экономики, что позволит обеспечить экономический рост и создать базу для повышения уровня жизни граждан. В целом социальная политика области на этапе стабилизации и перехода к экономическому росту существенно будет зависеть от политики, проводимой Правительством Российской Федерации в соответствии с общим ходом экономических реформ.

3.2 Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни населения России

Анализ показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее время связаны с адаптацией населения к новым социально-экономическим условиям. Причем они неодинаковы для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан основные проблемы связаны с соблюдением социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для тех групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается возможность получения социальной помощи. Для населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы жизнеобеспечения.

В целом же ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как сложную. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность социально-экономической стабильности и согласию в обществе.

Многочисленные проблемы и негативные явления в социально-трудовой сфере в зависимости от степени остроты, настоятельности решения и их причин могут быть представлены следующим образом:

1) бедность значительной части населения;

2) длительное сохранение низкого уровня трудовых доходов населения. Хотя в структуре доходов ведущее место по-прежнему занимает заработная плата, отмечается устойчивая тенденция к снижению ее удельного веса в совокупных доходах. Несмотря на рост заработной платы в абсолютном выражении, ее покупательная способность падает;

3) глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;

4) ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения, увеличении смертности, ухудшении здоровья и снижении продолжительности жизни;

5) несоблюдение социальных гарантий в сфере труда, выражающееся в длительных задержках выплаты заработной платы из-за взаимных неплатежей и несвоевременного финансирования организаций бюджетных отраслей;

6) снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;

7) низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Это ведет к вымыванию наиболее активной и дееспособной части высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;

8) аварийное состояние все растущего количества предприятий социальной сферы. Ветшает материально-техническая база отраслей социальной сферы: в аварийном состоянии находятся многие здания учреждений образования, больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют объекты теплоснабжения, электрические сети и другое инженерное оборудование;

9) миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой.

Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно, на наш взгляд, включать решение нескольких ключевых задач, а именно:

1) повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;

2) обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;

3) усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев;

4) обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства;

5) развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и повышение уровня и качества жизни населения России. Рассмотрим перспективные планы правительства более подробно.

3.2.1 Модернизация образования

Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием, путем совершенствования образовательных программ и стандартов, большей ориентации на потребности рынка труда, четкого определения границ обязательств государства в области образования на разных его уровнях.

Основные усилия Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе будут направлены на реализацию приоритетного национального проекта в сфере образования.

Предусматривается осуществление следующих мероприятий:

- стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- информатизация образования;

- расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву;

- формирование 2 национальных университетов и 2 бизнес-школ;

- дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, в том числе учителей начальных классов;

- ежегодное поощрение лучших учителей.

Кроме того, первоочередными мерами являются:

- оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет;

- переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса;

- оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов.

Задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и приоритетных направлениях развития образовательной системы. Применительно к предстоящему среднесрочному периоду эти задачи могут быть решены путем осуществления следующих мер:

а) обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования;

б) осуществление перехода на уровневую систему высшего профессионального образования, создание организационных и правовых механизмов интеграции программ начального и среднего профессионального образования, включения их в систему непрерывного профессионального образования.

Будут разработаны новые образовательные стандарты профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, будет обеспечено участие работодателей в разработке указанных стандартов, учебных планов и программ, а также в итоговой государственной аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования.

в) значительное повышение эффективности системы образования детей предшкольного возраста с обеспечением максимального охвата программами предшкольного обучения детей 5 - 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей, с тем чтобы предоставить им равные стартовые возможности в получении школьного образования.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в получении знаний в течение всего периода обучения в общеобразовательной школе им будут предоставляться услуги дополнительного образования;

г) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования путем:

- преобразования образовательных учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы по результатам своей деятельности;

- повышения качества кадрового состава системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы системы оплаты труда педагогических работников, ориентированных на повышение качества и эффективности работы.

- создания условий для развития общественных институтов в управлении образованием. Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как попечительские и наблюдательные советы, позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу;

- обеспечения прозрачности процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

- внедрения новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативно-подушевого и программного принципов, разработки и апробации механизмов государственной поддержки образовательного кредитования.

Реализация указанных мер позволит обеспечить более эффективное включение образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

3.2.2 Модернизация здравоохранения

Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению.

Гарантируемые объемы оказания медицинской помощи конкретизируются на основе стандартизации медицинских технологий, в том числе профилактики заболеваний. Для каждого вида заболеваний на федеральном уровне разрабатываются и утверждаются стандарты оказания медицинской помощи, включающие перечни медицинских услуг и лекарственных средств, а также алгоритмы выполнения медицинских услуг, единые для всей страны.

б) модернизация системы обязательного медицинского страхования, предполагающая:

- упорядочение положения субъектов правоотношений по обязательному медицинскому страхованию;

- завершение перевода системы обязательного медицинского страхования и в целом отрасли здравоохранения на страховые принципы;

- перенесение части финансовой ответственности в негосударственный сектор.

- укрепление финансовой основы системы обязательного медицинского страхования путем реализации территориальных программ и более жестких обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. Страховые взносы субъекта Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения должны устанавливаться в размере не меньшем, чем размер, обеспечивающий сбалансированность суммы средств из всех источников, предназначенных для финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования, и ее стоимости;

в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе:

- обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик.

- повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей. Число граждан, которым за счет средств федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в 4 раза.

- перемещение части объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи;

- преобразование значительной части медицинских учреждений в новые организационно-правовые формы государственных (муниципальных) автономных учреждений, обладающих большей самостоятельностью в использовании ресурсов и получающих эти ресурсы за результаты своей деятельности;

- обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов оказания медицинской помощи;

- переход к новым методам оплаты труда медицинских работников.

Эти меры будут способствовать позитивным преобразованиям в системе здравоохранения, формированию ответственности граждан за состояние собственного здоровья, улучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступности медицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности;

г) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам, формирование комплексной программы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Для обеспечения населения эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами будут решены следующие задачи:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты