Проблемы повышения уровня и качества жизни населения Российской Федерации
p align="left">Итак, органами власти Томской области определено, что главная цель Программы - устойчивое повышение уровня и качества жизни населения и борьба с бедностью. Ее достижение предполагает решение следующих задач:

1. Создание экономических, организационных и правовых условий, при которых каждый человек сможет самостоятельно заработать на достойную жизнь.

2. Поддержание занятости на территории области путем содействия экономическому росту, структурной перестройке экономики и реализации областных программ занятости.

3. Адресная социальная поддержка беднейших слоев населения, в первую очередь, нетрудоспособной его части.

4. Повышение уровня доходов домохозяйств и семей путем реализации областной программы борьбы с бедностью.

5. Повышение уровня здоровья населения, распространение ценностей здорового образа жизни.

6. Совершенствование системы предоставления бюджетных услуг, развитие альтернативного рынка в сфере социальных услуг (образование, здравоохранение, социальная помощь).

7. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства области, формирование рыночных отношений в ЖКХ.

8. Создание условий и механизмов для экономического и социального развития муниципальных образований.

9. Поддержка трудовой, профессиональной, территориальной мобильности населения.

Анализ социально-экономической ситуации Томской области и различных сценариев ее развития показал, что главной задачей предстоящего периода является закрепление положительных тенденций, сложившихся в экономике и социальной сфере области, на основе использования сильных сторон и конкурентных преимуществ области. В этот период должны быть заложены основы устойчивого развития Томской области как субъекта федерации на долгосрочную перспективу. Необходимыми условиями ее решения являются:

1. Сохранение темпов экономического роста (обеспечивает доходы и занятость населения).

2. Увеличение поступлений в консолидированный бюджет области (обеспечивает реализацию социальных программ).

3. Структурная перестройка экономики (обеспечивает устойчивость экономической системы области).

4. Реформирование бюджетной сферы (сокращает неэффективные бюджетные расходы, обеспечивает доступность и качество социальных услуг).

В соответствии с указанными приоритетами главными стратегическими задачами социально-экономической политики Томской области в среднесрочной перспективе являются:

Ё обеспечение равных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и территориальной принадлежности;

Ё развитие инвестиционной привлекательности региона, интенсивное привлечение средств и ресурсов из внешних источников;

Ё переход к экономическому росту на интенсивной основе: за счет структурной перестройки и диверсификации экономики, модернизации промышленного производства и перехода к отраслям, дающим большую добавочную стоимость;

Ё ускоренное развитие инновационного сектора экономики, отраслей "новой экономики", сферы услуг - то есть, тех отраслей, которые способны обеспечить переход от использования сырьевых ресурсов к использованию ресурсов интеллектуальных;

Ё создание условий для экономического и социального развития муниципальных образований (изменение в налогово-бюджетной политике, системе межбюджетных отношений, реализация программ развития муниципальных образований);

Ё введения в действие механизмов сглаживания межтерриториальных и межотраслевых диспропорций по показателям бюджетной обеспеченности, уровню занятости и уровню доходов населения;

Ё развитие инфраструктуры и системы внешних связей области, ликвидация последствий ее транспортной изолированности;

Ё реформирование жилищно-коммунального хозяйства области и системы его финансирования;

Ё реформирование системы предоставления бюджетных услуг: обеспечение равнодоступности бюджетных услуг для населения, обеспечение их качества, развитие альтернативной сферы социальных услуг;

Ё эффективное регулирование миграционных процессов, оптимизация размещения производительных сил и трудовых ресурсов.

Отраслевыми приоритетами экономического развития Томской являются:

Ё Топливно-энергетический комплекс (обеспечивает приток финансовых ресурсов на территорию).

Ё Научно-образовательный комплекс (высокий, но недостаточно используемый инновационный, кадровый и демографический потенциал комплекса).

Ё Малое предпринимательство, прежде всего инновационное (решает проблему занятости и доходов населения).

Тенденции социально-экономического развития Томской области в целом повторяют общероссийскую.Рассмотрим основные социально-экономические показатели Томской области за 2005 год.

3.1.1 Заработная плата

По оценке, среднемесячная начисленная заработная плата по предприятиям и организациям области, включая малое предпринимательство, за январь-декабрь 2005 года составила 9639,6 рублей и в номинальном выражении увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 19,1%, реально (с учетом индекса потребительских цен) величина этого показателя возросла на 6,1%.

Среднемесячная заработная плата в декабре 2005 года составила 12623,0 рублей, увеличившись по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 20,5%.

В январе 2006 года номинальные денежные доходы в среднем на душу населения сложились в размере 6369,8 руб. Рост данного показателя по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 122,3%. Реальные денежные доходы в среднем на душу населения по сравнению с январем 2005 года составили 111,6 %.

Суммарная просроченная задолженность по заработной плате на 1 февраля 2006 года составила 66,3 млн. рублей и возросла по отношению к 1 января 2006 года - в 2,0 раза.

Заработная плата по видам экономической деятельности представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Заработная плата по видам экономической деятельности

Раздел

Уровень заработной платы, руб.

Выше средне-

областного

значения

Ниже средне-

областного

значения

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3903,2

Добыча полезных ископаемых

32508,4

Обрабатывающие производства

11452,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

13087,9

Строительство

10180,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8098,3

Гостиницы и рестораны

9199,2

Транспорт и связь

18439,0

Финансовая деятельность

19771,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

19137,1

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

19828,8

Образование

8212,1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

7297,1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

10742,5

Задолженность по заработной плате из-за отсутствия бюджетного финансирования составила 734,0 тыс. рублей, или 1,1% от общей задолженности.

Задолженность из федерального и областного бюджета полностью отсутствует, поэтому все 100,0% бюджетного недофинансирования приходится на местные бюджеты.

Средний размер назначенной месячной пенсии на 31 декабря 2005 года составил 2781,6 руб., в реальном выражении увеличившись на 112,9% в сравнении с аналогичным периодом 2005 года.

Прожиточный минимум в IV квартале 2005 года составил 3212 рублей, средние душевые денежные доходы в январе 2006 года превышают данный показатель в 2 раза.

В целях повышения уровня жизни, роста благосостояния населения области региональными и муниципальными органами власти проводятся следующие мероприятия:

· В Томской области утверждена "Стратегия социально- экономического развития Томской области до 2020 года", целью которой является повышение качества жизни на основе роста региональной конкурентоспособности;

· В рамках реализации Стратегии Администрацией Томской области разработан проект Программы социально- экономического развития Томской области на период 2006- 2010 гг.;

· Разработана Стратегия сокращения бедности, в настоящее время проходит процедуру согласования план первоочередных мероприятий по сокращению бедности на территории Томской области на 2006 год;

· В рамках Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций области и объединениями работодателей ведутся переговоры со стороной работодателей по установлению в организациях внебюджетной сферы области минимальной заработной платы не ниже 2600 рублей (без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера);

· Ежемесячно осуществляется мониторинг просроченной задолженности по заработной плате как в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований, так и в разрезе организаций. Результаты мониторинга направляются в прокуратуру Томской области, Государственную инспекцию труда в Томской области, Федерацию профсоюзных организаций для принятия мер к руководителям организаций- должников;

· Создана рабочая группа по осуществлению контроля за уровнем, условиями и своевременностью выплаты заработной платы и принят план согласованных мероприятий исполнительных органов государственной власти, муниципальных органов, органов надзора и контроля, объединений работодателей, профсоюзных органов;

· Во всех районах главами муниципальных образований созданы рабочие группы для рассмотрения конкретных фактов и причин задолженности;

· В Управлении социально - трудовых отношений Администрации Томской области работает "телефон доверия" по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы. Сведения, поступающие от граждан по "телефону доверия", обобщаются, на их основании организуются проверки соблюдения трудового законодательства в организациях области;

· Государственной инспекцией труда в Томской области совместно с прокуратурой Томской области проводятся проверки по случаям задержки выплаты заработной платы с привлечением руководителей организаций к административной ответственности и наложению штрафов;

· Работает областная межведомственная комиссия по разработке и реализации мер по повышению доходов населения на территории Томской области, утвержденная Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) области от 10.03.2004 года N146-р. Решением комиссии создана рабочая группа по осуществлению контроля за уровнем, условиями и своевременностью выплаты заработной платы, проводятся проверки соблюдения трудового законодательства в части оплаты труда.

3.1.2 Демография

Численность постоянного населения Томской области на 1.01.2006 года составила 1034,1 тыс. человек и снизилась за 2005 год, по двум составляющим естественного (-3935 человек) и миграционного (+1505 человек) движения, на 2430 человек.

Демографическая ситуация в 2005 году в Томской области характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, обусловленным превышением числа умерших (15073 человек) над числом родившихся (11138 человек).

В 2005 году по отношению к 2004 году рождаемость населения снизилась на 4,1% (477 человек), смертность и естественная убыль возросли соответственно на 3,3% (483 человека) и 32,3% (960 человек). В 2005 году в целом по области на 100 человек родившихся приходилось 135 умерших (в 2004 году - 126).

В 2005 году по сравнению с 2004 годом младенческая смертность в целом по области снизилась на 5,7%. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период (от 28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка) и врожденные аномалии, т.е. заболевания, тесно связанные со здоровьем матери.

В январе-декабре 2005 года в области число прибывших превысило число выбывших и миграционный прирост составил 1505 человек.

Положительное сальдо миграции в январе-декабре 2005 года наблюдалось за счет притока населения из стран СНГ и Балтии, при этом наиболее значительным он был из Казахстана (1008 человек), Киргизии (197 человек) и Узбекистана (174 человека).

В 2005 году в результате миграции в страны дальнего зарубежья из области выехало 332 человека. Наибольшая миграционная убыль населения среди стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2005 года пришлась на Германию - 276 человек.

С целью проведения всестороннего анализа и обеспечения межведомственного взаимодействия по проведению мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области создана областная межведомственная комиссия по демографической ситуации на территории Томской области.

3.1.3 Рынок труда

За 2005 год за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости населения Томской области обратилось 64,7 тыс. человек, что на 7,3% больше, чем за 2004 год. Численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, на 1 января 2006 года составила 23,2 тыс. человек (на 1 января 2005 года - 23,7 тыс. человек). Сохранение высокой численности официально зарегистрированных безработных граждан вызвано рядом основных причин:

· сохранением на рынке труда структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы;

· продолжением процесса реорганизации отдельных нерентабельных производств, в основном предприятий промышленности, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, органов управления;

· увеличением обращений в службу занятости граждан в связи с получением справки о наличии статуса безработного, необходимой для оформления льгот на оплату коммунальных услуг.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2006 года составил 4,36% от экономически активного населения (на 1 января 2005 года - 4,35%).

За 2005 год в областном банке вакансий было 68,9 тыс. свободных рабочих мест, включая вакансии как постоянного, так и временного характера (за 2004 год - 65,1 тыс. вакансий).

На 1 января 2006 года потребность в работниках составляла 3,8 тыс. человек, из них по рабочим специальностям - 2,8 тыс. человек, или 72,5%. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда (численность граждан, состоящих на учете в органах службы занятости в качестве ищущих работу, в расчете на одну заявленную вакансию) составил 6,1 человека (на 01.01.2005 года - 7,7 человека).

В 2005 году органы службы занятости в рамках областной целевой Программы "Содействие занятости населения Томской области на 2001-2005 годы" продолжили реализацию мероприятий активной политики занятости, направленной на снижение напряженности на рынке труда. Итоги реализации мероприятий определялись в основном объемами финансовых средств, выделенных из федерального бюджета.

При посредничестве органов службы занятости в рассматриваемом периоде были трудоустроены 35,3 тыс. человек, как на вакантные рабочие места по заявкам работодателей, так и на временные места, организованные в рамках реализации активных мероприятий по содействию занятости населения.

В общественных работах, позволяющих безработным гражданам получить материальную поддержку и сохранить мотивацию к труду на период поиска постоянного места работы, приняли участие 5886 человек. По договорам, на условиях поддержки доходов безработных граждан, из средств федерального бюджета были временно трудоустроены 800 человек, особо нуждающихся в социальной защите (одинокие и многодетные родители, инвалиды, лица предпенсионного возраста и др.).

На временную работу были трудоустроены 317 безработных граждан в возрасте от 17 до 23 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые (с привлечением средств федерального и областного бюджетов).

В работе клубов социальной адаптации ("Клуб ищущих работу" и "Новый старт), ориентированной на формирование активного и самостоятельного поиска работы, приняли участие 1742 человек.

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест способствует расширению условий для трудоустройства граждан. За 2005 год проведена 321 ярмарка, в которых приняли участие 20,0 тыс. человек.

В целях развития самозанятости и предпринимательства органы службы занятости оказали 543 безработным гражданам комплекс информационных, консультационных и образовательных услуг, включая помощь при подготовке документов, составлении бизнес-планов, оплате государственной пошлины за регистрацию малого предприятия.

За 2005 год 9876 школьников в возрасте 14-17 лет были трудоустроены на условиях временной занятости в свободное от учебы время.

В течение отчетного периода услуги по профессиональной ориентации (консультирование, информирование, профессиональный отбор и психологическую поддержку) получили 66,7 тыс. человек.

Для повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда на профессиональное обучение и переобучение были направлены 3219 безработных граждан, завершили обучение 3978 человек.

Основной целью социальной политики Томской области на долгосрочную перспективу является стабилизация и дальнейший подъем уровня жизни и доходов населения, рост его профессионального, квалификационного и общеобразовательного уровня, повышение содержательности труда, снижение социального неравенства, сохранение и преумножение культурных ценностей. В основу социальной политики области заложены принципы обеспечения всеобщей доступности объема и качества базовых социальных услуг на основе установленных социальных стандартов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты