Проблема детства в Кабардино-Балкарской Республике
p align="left">При выпуске каждому ребенку данной категории выделяются денежные средства в размере 7000 руб.

Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за-числяются в ВУЗы и ССузы республики вне конкурса. Так, в 2004 году 22 выпускника школ-интернатов для детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, 81 ребенок, воспитывавшийся в семьях опекунов, поступили в ВУЗы, ССузы, учреждения среднего профессионального образования республики.

В соответствии с постановлением Правительства КБР от 13 ап-реля 2002 года № 156 «О порядке предоставления жилья совершен-нолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди-телей, в Кабардино-Балкарской Республике» проводится работа по закреплению, сохранению, а так же обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей создан респуб-ликанский банк данных этой категории граждан.

С 2002 года в очереди на получение жилья в местных админист-рациях районов и городов республики в очередь на получение жи-лья поставлено 104 гражданина из числа детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетнего возраста.

В 2004 году закреплено жилье за 30 детьми, отдельное жилье выделено 7 гражданам данной категории (в Зольском районе 2 чел, в Майском районе 5 чел.)

Не смотря на предпринимаемые в республике меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей, остается сложной ситуация с организацией питания, обеспече-нием одеждой, обувью, мягким инвентарем детей-сирот, содержа-щихся в школах-интернатах.

Несвоевременно и не в полном объеме производится выплата денежных средств на содержание опекаемых детей, что сдерживает определение ребенка-сироту под опеку в семью. Остро стоит проблема обеспечения жильем выпускников школ-интернатов для детей-сирот.

2.2.Социальная поддержка детей- инвалидов.

На начало 2005 года в органах социальной защиты населения со-стояло на учете 4728 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, полу-чающих социальную пенсию.

В структуре причин детской инвалидности преобладают врож-денные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (24 %), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (21 %), болезни нервной системы (19,5 %).

В 2004 году в Бюро медико-социальной экспертизы обратились первично и освидетельствованы 722 ребенка-инвалида, из них для оп-ределения инвалидности - 652 чел., признано инвалидами 611 детей (2003 год - 856 чел.). Повторное освидетельствование прошли всего 2487 детей, в том числе для определения инвалидности - 2446 чел., признаны инвалидами 2229 ребенка (2003 год - 2143 чел.). Составлены и выданы индивидуальные программы реабилитации для 202 детей-инвалидов (2003 год - 323 чел.).

С целью предупреждения инвалидизации детей в республике продолжается проведение неонатальных скринингов на выявление тугоухости, фенолкетонурии, врожденного гипотериоза и монито-ринга врожденных пороков развития. Охват скринингом составил 98 %.[3;38]

Особое внимание уделяется предоставлению в полном объеме льгот и гарантий, предусмотренных федеральным и республикан-ским законодательством, вопросам формирования условий эффек-тивной профилактики детской инвалидности, медицинской и соци-альной реабилитации этих детей, их успешной интеграции в обще-стве.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики детям-инвалидам и их семьям предоставляются льготы по оплате жилищно-ком-мунальных услуг, на бесплатный проезд к месту лечения. Дети-инвалиды обеспечиваются бесплатными лекарственными препара-тами, бесплатными санаторно-курортными путевками, кресло-коля-сками, автотранспортом, индивидуальными техническими средст-вами реабилитации.

В соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» на каждого новорожденного ребенка открыва-ется именной денежный вклад, ежемесячно предоставляется посо-бие родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до 18 лет в размере 200 руб.

В 2004 году по линии Министерства труда и социального разви-тия КБР за счет средств республиканского бюджета детям-инвалидам выдано 10 кресло-колясок. Протезно-ортопедическими предприятиями республики для детей-инвалидов изготовлено бо-лее 1750 пар протезно-ортопедической обуви, 1150 протезно-орто-педических изделий. Ежегодно в рамках федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» дети-инвалиды по слуху обеспечиваются бесплатными высококачественными слуховыми аппаратами. В 2004 году детям-инвалидам выдано 74 слуховых аппарата.[5;40]

Реализуются дополнительные меры социально-экономической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Малоимущим семьям, воспитывающим детей-инвалидов предос-тавлялась адресная социальная поддержка, оказывалась единовре-менная материальная помощь на приобретение дорогостоящих ме-дикаментов, лечение детей-инвалидов за пределами республики.

Пристальное внимание уделялось проведению медико-социаль-ной реабилитации детей-инвалидов. Базовый республиканский дет-ский реабилитационный центр «Радуга» предоставлял реабилита-ционные услуги матерям с детьми, страдающими детским цереб-ральным параличом, детям-инвалидам с сахарным диабетом, нару-шением опорно-двигательного аппарата, зрения. В истекшем году на базе Центра прошли реабилитацию 436 детей-инвалидов (2003 год -538 чел.). Всего отдыхом-оздоровлением в 2004 году было охвачено 606 детей-инвалидов.

В 2004 году в системе Министерства труда и социального разви-тия КБР функционировало 2 детских дома-интерната, в т.ч. ГУ «Нальчикский детский дом-интернат для умственно отсталых де-тей», расположенный по адресу г. Нальчик, ул. Калмыкова, 244, общей мощностью 125 койко-мест и ГУ «Прохладненский детский дом-интернат», рассчитанный на 105 койко-мест. Интернаты пол-ностью укомплектованы специалистами с высшим и средним спе-циальным образованием в соответствии со штатным расписанием.

По состоянию на 01.01.2005 г. в Нальчикском детском доме-интернате проживало 73 чел., в Прохладненском детском доме-интернате - 92 чел.

Воспитанники проживают в группах с учетом возраста, пола и характера заболевания. В интернатах открыты взрослые отделения для опекаемых от 18 до 40 лет.

Все опекаемые дважды в год проходят углубленный медицин-ский осмотр узкими специалистами. Проведен ряд оздоровительных мероприятий, проводятся все назначения специалистов, ежеднев-ные занятия с трудинструкторами.

На особом учете находятся дети, страдающие эпилепсией и шизофренией, которые постоянно получают противосудорожные ле-карственные препараты и нейролептики. При необходимости про-водится лечение в условиях республиканского психоневрологиче-ского диспансера. В медицинском блоке имеются все предусмот-ренные помещения и оборудование, медицинский инвентарь.

Медикаментами интернаты обеспечиваются в достаточном ко-личестве. Опекаемые, нуждающиеся во вспомогательных средствах по уходу и передвижению: инвалидными колясками, ходунками, стульчиками для ванн и др., обеспечены ими полностью.

Расход медикаментов на 1 чел. в день по результатам расходова-ния лекарственных средств за 2004 год составляет 5-7 руб. Расход по питанию на 1 человека в день составляет 47-55 руб. Продукты питания подбираются по нормам с учетом рекомендуемых средне-суточных продуктовых наборов и подсчет калорийности.

Строго соблюдаются сроки переосвидетельствования комиссией медико-социальной экспертизы. Принимаются все меры по соблю-дению противоэпидемического режима и по предотвращению же-лудочно-кишечных заболеваний. Проводится обход интернатов с целью контроля медико-санитарного состояния и противопожарной безопасности.

В рамках Федеральной программы «Дети России» в Прохлад-ненский детский дом-интернат поступило стоматологическое обо-рудование на сумму 126 тыс. руб., а также дидактические, игровые и вестибулярные тренажеры на общую сумму 51 тыс. руб. Кроме того, из Резервного фонда Президента РФ были выделены денеж-ные средства в размере 295 тыс. руб. для приобретения стоматоло-гического и прачечного оборудования и установки мини-пекарни на базе интерната.[4;76]

Численность детей, в возрасте от 0 до 18 лет, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении 3127 человек. В том числе по категориям: с недостатками в умственном и физическом разви-тии, обучающихся в специальных коррекционных общеобразова-тельных школах-интернатах - 389 чел., глухих и слабослышащих учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях - 90 чел., обучающихся на дому - 579 чел., из них инвалидов - 373 чел., обу-чающихся за пределами КБР - 27 чел., обучающихся в образова-тельных учреждениях и школах-интернатах - 257 чел.

В КБР функционируют 4 специальных (коррекционных) образовательных учреждения: специальная коррекционная общеобразова-тельная школа-интернат VII-VIII видов в с. Заюково, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида в г. Прохладном, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат I вида в ст. Приближная Прохладненского района, специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат III-IV видов в г. Нальчике. При общеобразовательных школах рес-публики функционируют 39 коррекционно-развивающих классов, 25 речевых групп в дошкольных образовательных учреждениях. Планируется создание 4 специальных начальных школ-детских са-дов в г. Нальчике, открытие класса для слабослышащих детей в ст. Приближная в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате, улучшение условий размещения школы для сле-пых и слабовидящих детей, укрепление материально-технической базы и оснащение современным оборудованием в специальной об-щеобразовательной школы-интерната I вида ст. Приближной, соз-дание условий для эффективного функционирования и развития Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи.[3;41]

Ежегодно обеспечивается обучение детей, с различными откло-нениями в развитии, за пределами КБР, разрабатывается комплекс мер по развитию системы специального (коррекционного) образо-вания, предусматривающий подготовку и переподготовку дефекто-логов различных специализаций: психологов, логопедов, сурдопе-дагогов, тифлопедагогов и др. специалистов, развитие различных видов сопровождения детей, обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями для получения образования преимущественно в общеобразовательных учреждени-ях, а при наличии медицинских показателей - в специальных шко-лах и школах-интернатах, укрепление материально-технической ба-зы специальных (коррекционных) учреждений, создание Програм-мы развития специального (коррекционного) образования в респуб-лике.

Вопросы физического и трудового воспитания детей занимают одно из центральных мест в работе с воспитанниками интернатов. Детей приучают к физкультуре, проводят закаливающие мероприя-тия. Особое внимание в интернатах уделяется привлечению воспи-танников к посильным видам трудовой деятельности, в частности, к сельскохозяйственному труду.

Для более качественного проведения реабилитационных меро-приятий в интернатах имеются швейные мастерские, где проводит-ся обучение швейному делу, вязанию, вышиванию. В интернатах проживают дети с диагнозом выраженная и умеренная умственная отсталость, не подлежащие обучению. С ними проводятся занятия по элементарным навыкам общения, самообслуживания, элементам творчества и др.[6;35]

Наряду с налаженной организационной работой детских домов-интернатов существуют и нерешенные проблемы. В первую оче-редь это связано с их недостаточным финансированием. Так, ут-вержденные сметой доходов и расходов учреждений, суммы, в раз-мере 8,4 млн руб., для Нальчикского детского дома-интерната и 5,7 млн руб. - для Прохладненского детского дома-интерната про-финансированы на 73 % и 81 % соответственно.

Остро стоит вопрос по финансированию питания. По итогам 2004 года кредиторская задолженность по данной статье составила около 200 тыс. руб. в Прохладненском детском доме-интернате. В Нальчикском детском доме-интернате питание профинансирова-но на 53 %. Кроме того, в детских домах-интернатах необходим капиталь-ный ремонт.[3;41]

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов необходимо:

- улучшить материально-техническую базу учреждений для де-тей-сирот и детей-инвалидов, коррекционных учреждений для де-тей-инвалидов;

- обеспечивать финансирование программ, направленных на улучшение положения детей-сирот, на обеспечение жильем, трудо-вой занятостью;

- обеспечить своевременную выплату пособий на детей-сирот, находящихся под опекой и детей-инвалидов;

- развивать различные формы семейного устройства детей, ос-тавшихся без попечения родителей;

- совершенствовать формы профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи на ранних стадиях их социального неблагополучия в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопро-вождения семьи и ребенка;

- расширить сеть специализированных реабилитационных учре-ждений для детей-инвалидов;

- продолжить работу по ранней диагностике детей с физически-ми и психическими отклонениями;

- продолжить профориентационную и профподготовку детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях для успеш-ной интеграции их в общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение вопросов детства является приоритетным в деятельно-сти государственных и неправительственных органов и обществен-ных организаций республики.

В качестве главных направлений по реализации политики в ин-тересах детей определены:

-обеспечение охраны здоровья и повышение качества медицин-ского обслуживания детей;

- развитие образования и воспитания детей;

- улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

- повышение эффективности системы поддержки детей, нахо-дящихся в особо сложных обстоятельствах;

- отдых и оздоровление детей;

- решение проблем неблагополучия детей, в том числе детской безнадзорности и беспризорности.

Дальнейшее развитие получила нормативная база, направленная на совершенствование деятельности по обеспечению прав и закон-ных интересов детей, решение актуальных проблем детства (При-ложение № 1).

Благодаря осуществлению последовательных мер, стабильному финансированию социальной сферы и мероприятий, проводимых в интересах детей, удалось добиться определенных положительных результатов в этой области. В 2004 году во многом сохранились па-раметры и тенденции положения детей республики, что явилось следствием последовательных усилий органов власти всех уровней в решении проблем детства.

В рамках республиканской целевой программы «Дети Кабарди-но-Балкарии на 2002--2006 гг.», в республике реализовывались ме-роприятия по улучшению и укреплению здоровья матери и ребенка, укреплению материально-технической базы детских лечебных и са-наторно-курортных учреждений, проведению просветительской ра-боты по охране здоровья подрастающего поколения. В результате принятых мер, в 2004 году снизились показатели младенческой смертности, заболеваемости детей инфекционными заболеваниями, профилактика которых основана на вакцинации, заболеваемости детей социально-обусловленными болезнями.

Для решения актуальных проблем детства усилия министерств и ведомств, общественных организаций республики необходимо на-править на:

- активизацию законотворческой работы по защите прав и инте-ресов детей;

- обеспечение на всех уровнях реализации и финансирования в полном объеме мероприятий республиканской программы «Дети Кабардино-Балкарии»;

- обеспечение приемлемого уровня жизни населения, в том чис-ле семей с детьми, снижение безработицы, принятие комплекса мер по повышению размеров оплаты труда, пенсий, пособий, обеспече-ние своевременности их выплаты;

- улучшение положения детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, ликвидацию задолженности по выплате пособий на опекаемых детей, развитие форм семейного устройства детей-сирот, решение жилищного вопроса выпускников школ-интернатов;

- повышение профилактической работы по предупреждению детской инвалидности, обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации, укрепление материально-технической базы учреждений для детей с ограниченными возможностями;

- активизацию общепрофилактических мер по уменьшению масштабов детской безнадзорности и правонарушений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ ДЕТСТВА, ПРИНЯТЫХ В 2004 ГОДУ

1.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 9 апреля 2004 года № 6-РЗ «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье».

2.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 года № 34-РЗ «О внесении изменений и дополнений в программу содействия занятости населения КБР на 2002-2006 годы».

3.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 4 ноября 2004 года № 41-РЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 18, 34 и 49 зако-на КБР «Об образовании».

4.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 5 ноября 2004 года № 43-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

5.Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года № 56-РЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства».

6.Постановление Правительства КБР от 30 апреля 2004 года № 133-ПП «О создании государственного учреждения «Республиканский центр кон-троля качества образования».

7.Постановление Правительства КБР от 28 мая 2004 года № 169-ПП/25-1Р «Об итогах организации оздоровления и отдыха детей и подростков в 2003 го-ду и задачах по проведению этой работы в 2004 году».

8.Постановление Правительства КБР от 9 июля 2004 года № 211-ПП «О проведении общереспубликанского субботника в поддержку детства».

9.Постановление Правительства КБР от 15 июля 2004 года № 224-ПП «Об участии системы образования КБР в эксперименте по введению еди-ного государственного экзамена в 2005 году».

10.Постановление Правительства КБР от 23 июля 2004 года № 233-ПП «Об именных денежных вкладах новорожденным».

11.Постановление Правительства КБР от 6 августа 2004 года № 250-ПП «О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезин-секционных и дератизационных мероприятий на объектах КБР».

12.Постановление Правительства КБР от 3 сентября 2004 года № 261-1111 «О внесении дополнений в комплекс мер по реализации в 2004 году респуб-ликанских целевых программ, принятых на среднесрочную и долгосрочную перспективы, утвержденных постановлением Правительства КБР от 2 апреля 2004 года № 87-ПП».

13.Постановление Правительства КБР от 6 сентября 2004 года № 272-ПП «Об обеспечении охраны объектов особой важности, жизнеобеспечения, по-вышенной опасности, а также с массовым пребыванием граждан в КБР».

14.Постановление Правительства КБР от 3 декабря 2004 года № 341 -ПП/29-4Р «О проведении республиканской новогодней елки».

15.Постановление Правительства КБР от 25 декабря 2004 года № 362-ПП «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии на предоставление го-сударственного (республиканского) социального заказа общественными и коммерческими организациями по реализации закона КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в части открытия именного денежного вклада новорожденным, утвержденный постановлением Правительства КБР от 6 сентября 2003 года № 254-ПП».

16.Распоряжение Правительства КБР от 19 марта 2004 года № 118-РП «О проведении недели детской книги».

17.Распоряжение Правительства КБР от 19 мая 2004 года № 206-РП «О мероприятиях, связанных с 70-летием системы (внешкольного) допол-нительного образования».

18.Распоряжение Правительства КБР от 19 мая 2004 года № 222-РП «О подготовке и проведении в 2004 году мероприятий, посвященных 10-й годовщине Международного года семьи».

19.Распоряжение Правительства КБР от 24 мая 2004 года № 225-РП «О декаде «Пусть будут счастливы дети!», посвященной Международному дню защиты детей».

20.Распоряжение Правительства КБР от 1 ноября 2004 года № 565-РП «Об образовании республиканской комиссии по организации санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан».

21.Распоряжение Правительства КБР от 15 ноября 2004 года № 587-РП «О проведении декады «Матери Кабардино-Балкарии», посвященной Все-российскому дню матери».

22.Распоряжение Правительства КБР от 27 ноября 2004 года № 607-РП «О мерах по профилактике пищевых отравлений и острых инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях, социальных и лечебно-профилактических учреждениях республики».

23.Распоряжение Правительства КБР от 27 декабря 2004 года № 694-РП «О повышении профилактики безнадзорности и правонарушений среди несо-вершеннолетних» .

Использованная литература.

1.Алексеева Л.С. «Социальный патронаж семьи в системе социального обслуживания» М.-1998г.

2.Бреева Е.Б. «Программа социальной работы с многодетными семьями» М-1992г.

3«Доклад о положении детей в КБР» Нальчик 2005

4.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи»М - 2003

5. Зумакулов Б.М. «Государственная социальная политика и региональные особенности ее реализации в условиях трансформации общества» Нальчик 1998

6.Королев Ю.А. «Российская семья; правовые проблемы» Жур. Семья в России 1996г. №1

7. «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ» справочник М- 1998

8. « Основы социальной работы» под\ред Басова И.П. М-2004

9.«Положение детей в РФ в 1993г»Государственный ежегодный журнал.

10. «Социальная работа с семьей» М-Т-1996

11. «Теория социальной работы» под\ред Е.И. Холостова М-2001

12.«Технология социальной работы» под\ред Е.И. Холостова М- ИНФРА -М - 2001.

13. «Теория и методика социальной работы» Учебное пособие М:Союз 1994

14. Холостова. Е.Г. «Социальная работа с семьей»М- 2004

15. Макаренко А.С. "О воспитании" М-1900

16. Прихожан А. М. "Дети без семьи" М-1900

17. Шульга Т.И. "Работа с неблагополучной семьей" М-2005

18. Хубиев Б.Б. "Семья как объект социально философского исследования" Н-2003

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты