Проблема детства в Кабардино-Балкарской Республике

Проблема детства в Кабардино-Балкарской Республике

- 28 -

Содержание.

Введение

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В КБР.

1.1 Меры социальной поддержки семей с детьми

1.2 Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей

ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1 Основные направления социальной работы с детьми -сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2.2 Социальная поддержка детей - инвалидов

Заключение

Приложение

Литература

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В КБР.

1.1 Меры социальной поддержки семей с детьми.

Постепенное улучшение экономической ситуации в Российской Федерации повлияло на рост основных показателей социального развития и уровня жизни населения и в Кабардино-Балкарской Рес-публике.

Средняя номинальная начисленная заработная плата в 2004 году составила 3560,2 руб. (2003 г. - 2881,3 руб.) и выросла по сравне-нию с 2003 годом на 25,2 %. Размер реальной среднемесячной за-работной платы (начисленной) увеличился на 13,6 %.

Благодаря проведению конкретных мер по повышению заработ-ной платы, пенсий и пособий, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2004 году выросли по сравнению с 2003 годом.

Среднедушевой денежный доход в 2004 году по сравнению с прошлым годом увеличился на 9 % и составил 3195,6 руб. (2003 год -2881,3 руб.).

Одним из источников формирования располагаемых ресурсов являются дотации и льготы, получаемые населением. В 2004 году 35,2 тыс. семей предоставлены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (2003 год - 22 тыс. семей). Среднеме-сячный размер субсидий на одну семью составил 461,5 руб. (2003 год-331,3 руб.).

Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставлялись инвалидам, многодетным семьям с несовершеннолетними детьми, семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Общая сумма затрат по предоставлению 17715 семьям (86703 чел.) вышеперечисленных льгот составила 16925,0 тыс. руб. Среднемесячный размер льготы на одного пользователя составил в среднем в год по республике 195,2 руб. (2003 год - 76,9 руб.). [3;10]

Реализовывалась программа «Обеспечение жильем молодых се-мей». В 2004 году 45 молодых семей с детьми смогли приобрести жилье или улучшить жилищные условия. Наиболее распространенной формой государственной поддерж-ки семей с детьми являются государственные пособия семьям, имеющим детей.

В 2004 году в республике не было задолженности по выплате пособий на детей: они предоставлялись в срок и в полном объеме. На конец 2004 года в республике ежемесячное пособие на ребен-ка назначено и выплачивалось на 167013 детей. В соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» предоставлялись пособия не работающим ро-дителям: по уходу за ребенком до 3-х лет на 17866 детей в размере 230 руб., по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет на 493 ребенка в размере 200 руб. Также, продолжена работа по открытию имен-ных денежных вкладов новорожденным гражданам республики. В 2004 году открыты именные денежные вклады на 8963 детей республики. Первоначальный размер вклада - 2 тыс. рублей на ка-ждого новорожденного ребенка.[5;10]

Реализовывалась программа адресной социальной помощи. Так, в 2004 году системой адресной социальной поддержки в целом бы-ло охвачено более 177 тыс. малоимущих граждан, им оказана по-мощь на сумму 26,5 млн руб. Размер помощи на 1 человека соста-вил 150 рублей в месяц. Ежегодно в канун нового учебного года проводится общерес-публиканский субботник в поддержку детства. В 2004 году удалось собрать более 7,3 млн руб. и направить эти средства для поддержки 7149 детей школьного возраста из многодетных и малообеспечен-ных семей.[3;10]

Повсеместно организовывались и проводились мероприятия, по-священные Международным дням: семьи, защиты детей, инвали-дов, Всероссийскому дню матери. Особое внимание уделялось ока-занию материальной помощи малообеспеченным и многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам. Несмотря на предпринимаемые меры по повышению уровня жизни семей с детьми, одним из актуальных вопросов остается вы-сокий уровень безработицы, оказывающий негативное влияние на положение семей с детьми в республике. В 2004 году отмечалось снижение численности занятого эконо-мической деятельностью (с 295,1 тыс. чел. в 2003 году до 286,6 тыс. чел. в 2004 году), что негативно сказывается на материальном по-ложении семьи.

Уровень регистрируемой безработицы в 2004 году составил 8,9 % от экономически активного населения (2003 год - 6,1 %). На начало 2005 года в органах государственной службы занято-сти состояло на учете 35,8 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 34,5 тыс. чел. имели статус безработного (на начало 2004 года- 19,7 тыс. чел.).[5;11]

За 2003 год в органы государственной службы занятости за со-действием в трудоустройстве обратилось 56,2 тыс. неработающих граждан (2003 год - 37,4 тыс. чел.), из них женщины составили 35,8 тыс. чел. (2003 год - 24,3 тыс.), молодежь в возрасте 16-29 лет -19,5 тыс. чел. (2003 год - 12,6 тыс.), инвалиды - 632 чел. (2003 год -0,4 тыс. чел.) Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 21 чел. против 14,4 чел. в 2003 году.[3;11]

Существующая система государственных минимальных соци-альных гарантий, в т.ч. в сфере государственной поддержки семей с детьми, не обеспечивает равных возможностей для семей, имею-щих детей.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднеду-шевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения.

Для повышения уровня жизни населения, в т.ч. семей с детьми, требуется принятие комплекса мер, направленных на:

- восстановление уровня жизни населения, достигнутого на ру-беже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, со-ответствующего целям социальной рыночной экономики;

- повышение размера оплаты труда с целью повышения трудо-вых доходов до уровня, позволяющих содержать иждивенцев;

- содействие занятости и активизации защитной политики на рынке труда в интересах трудящихся с несовершеннолетними детьми;

- повышение размера ежемесячного пособия на ребенка;

- сохранение жизнеобеспечивающих льгот;

- совершенствование налоговой политики в интересах семей с детьми.

1.2.Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Значительное место в профилактике детского и семейного не-благополучия в республике отводится системе социального обслу-живания семьи и детей, формированию оптимальной сети учрежде-ний социального обслуживания, предоставляющих разнообразные услуги детям, семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

На 1 января 2005 года в ведении органов труда и социального развития республики функционировали: Базовый республиканский детский реабилитационный центр «Радуга», Территориальный центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, Рес-публиканский социально-реабилитационный центр для несовершен-нолетних.[5;24]

Базовый Республиканский детский реабилитационный центр «Радуга» реализует мероприятия, направленные на медицинскую и социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, детей с ослабленным здоровьем, социально-бытовую адаптацию ребенка. Данная работа ведется не только с детьми, но и с их роди-телями. Проводится обучение родителей приемам организации иг-ровой и учебной деятельности с детьми, а также занятия по психо-коррекции и приемам лечебной физкультуры с целью дальнейшего применения в домашних условиях.

2004 году в Базовом Республиканском детском реабилитацион-ном центре «Радуга» проводилось круглогодичное оздоровление детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Меди-ко-социальную реабилитацию прошли 3756 детей, нуждающихся в особой заботе государства (в том числе: 1856 детей из малообеспеченных семей: 436 детей инвалидов; 384 ребенка из неполных семей 148 детей-сирот; 117 детей из многодетных семей) и 280 матерей, по линии Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КБР - 250 детей.

Центр оснащен современным диагностическим, реабилитацион-ным оборудованием, тренажерами, новым мягким инвентарем. На содержание Центра в 2004 году из республиканского бюджета было выделено 19,5 млн. рублей.

С 1996 года действует Республиканский Территориальный центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, получив-ший в 2002 году статус базового экспериментального учреждения Министерства здравоохранения и социального развития РФ.[3;12]

Деятельность Центра направлена на проведение социальной и психолого-педагогической коррекции ребенка, восстановление его связей с семьей, защиту прав ребенка до определения его дальней-шего жизнеустройства на территории всей республики

Для оказания помощи семье, профилактики деструктивных взаи-моотношений членов семьи, разводов, безнадзорности при Центре функционирует клуб «Гармония». Работает «Телефон доверия».

Значительное внимание сотрудниками Центра уделяется выяв-лению и социальному патронажу семей и детей «группы риска», профилактике безнадзорности несовершеннолетних, оказанию им медицинской, психологической, правовой и материальной помощи.

Как и в предыдущие годы на базе Территориального центра со-циальной помощи семье и детям в период летних каникул был ор-ганизован летний профильный оздоровительный лагерь «Дружба» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отдыхом и оздоровлением было охвачено 400 несовершеннолетних детей из 266 семей.[5;27]

Свою работу Центр проводит во взаимодействии с комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, обра-зования, здравоохранения, внутренних дел и другими структурами.

На содержание Центра в 2004 году из местного (районного) бюджета было выделено 2,019 млн рублей.

Работу по предупреждению детской безнадзорности, семейного и детского неблагополучия проводил Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, открытый в де-кабре 2002 года. Центр обеспечен квалифицированными кадрами, оснащен всем необходимым технологическим, реабилитационным и медицинским оборудованием, мягким инвентарем, созданы усло-вия, приближенные к домашним. В Центре проводится медико-социальная, психолого-педагогическая реабилитация детей.

В 2004 году на базе Центра прошли реабилитацию более 124 ре-бенка из неблагополучных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, из них: повторно поступили в центр - 21 ребенок, воз-вращены в семьи из приемного отделения - 22 ребенка, 80 детей направлены в отделение социальной реабилитации Центра.

На его содержание из республиканского бюджета в 2004 году было направлено 9,099 млн рублей. В I полугодии 2004 года в рам-ках федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних» Центр получил медицинское оборудование на сумму 82,0 тыс. руб., комплект компьютерного оборудования и инфор-мационно-просветительные обучающие мультимедийные про-граммы для детей, общей стоимостью 184,7 тыс. рублей.

Учитывая роль учреждений социального обслуживания семьи и детей в предупреждении социального неблагополучия, в решении вопросов детской беспризорности и безнадзорности, в республике прорабатываются вопросы создания центров социальной помощи семье и детям в каждом районе.[8;45]

В 2004 году практически решены вопросы открытия территори-ального центра социальной помощи семье и детям в Эльбрусском районе, а также социально-реабилитационных центров для несо-вершеннолетних в Баксанском и Черекском районах.

Привлечение внимания к данной теме обусловлено тем, что рас-пространение масштабов насилия создает угрозу интересам обще-ства, интересам семьи.

Новые социальные технологии, применяемые в работе учрежде-ний социального обслуживания семьи, женщин и детей, направле-ны на улучшение положения семьи в целом, укрепление статуса се-мьи, на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, дет-ской инвалидности, насилия, снижение напряженности в семье.

В целях повышения эффективной деятельности учреждений со-циального обслуживания семьи и детей необходимо:

- продолжить работу по созданию сети учреждений социального обслуживания семьи и детей во всех районах и городах республики;

- обеспечить межведомственное взаимодействие органов испол-нительной власти, негосударственных, общественных организаций в сфере социального обслуживания семьи и детей;

- в полном объеме производить укрепление материально-техни-ческой базы имеющихся и вновь создающихся учреждений соци-ального обслуживания семьи и детей;

- продолжать работу по увеличению видов предоставляемых уч-реждениями социального обслуживания семьи и детей услуг и по-вышению их качества;

- совершенствовать подготовку и переподготовку кадров учреж-дений социального обслуживания семьи и детей.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ОСОБО ТРУДНЫХ УСЛОВИЯХ.

2.1. Основные направления социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшиеся без попечения родителей.

По состоянию на 1 января 2005 года в республике было зареги-стрировано 3935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2004 г. - 4077). Из них определены под опеку или попечительство - 1788 детей (2003 год - 1856 детей), усынов-лены - 1810 детей (2003 год - 1876 детей), направлены в учрежде-ния для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 337 детей данной категории.

В 2004 году было выявлено 470 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003 год - 510). Из них определены под опеку - 273 (2003 год - 347), усыновлено - 83 (2003 год - 56), на-правлено в государственные учреждения - 75 (2003 год - 85), воз-вращены родителям - 14 (2003 год - 8).

Принимаются меры по исполнению законодательства в сфере централизованного учета детей-сирот и детей, оставшихся без по-печения родителей, в государственном банке данных о детях, ос-тавшихся без попечения родителей. В настоящее время в нем со-держатся сведения о 430 детях.

С целью определения в семьи граждан детей данной категории в средствах массовой информации ведется рубрика «Вы меня ищи-те?». Имеется банк данных о гражданах КБР и иностранных граж-данах, желающих принять детей на воспитание в семью. С 2000 го-да в семьи иностранных граждан был усыновлен 31 ребенок.[3;31]

В соответствии с Законом КБР от 19 мая 2000 г. № 21-РЗ «Об органах опеки и попечительства» органы опеки и попечительства, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних проводят работу по защите законных прав и интересов де-тей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения.

Опекуны и попечители, в соответствии с действующим законо-дательством РФ и КБР, несут ответственность за охрану прав и иных интересов опекаемых детей. В соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение оде-жды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) им назначаются и выплачиваются денежные средства на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попече-ния. Сумма выплат опекунам и попечителям составляет от 1500 до 2400 руб. в зависимости от возраста ребенка. В 2004 году органами местного самоуправления республики выплачено семьям, воспиты-вающим опекаемых детей, 35991 тыс. руб. (2003 год - 26 639 тыс. руб.)

По-прежнему в республике важное место в устройстве детей за-нимают государственные учреждения интернатного типа.

При определении детей в интернаты для сирот, являясь закон-ными представителями несовершеннолетних, администрации этих учреждений совместно с органами опеки и попечительства уделяют пристальное внимание наличию документов, определяющих их со-циальный статус и личность, защищающих жилищные и имущест-венные интересы детей, следят за сохранностью закрепленного жи-лья и оставшегося имущества, проводят работу по закреплению жи-лой площади за воспитанниками.[5;31]

В 2004 году в системе Министерства здравоохранения КБР продолжал функционировать Республиканский Дом ребенка, рас-считанный на 80 койко-мест, в котором содержалось 74 ребенка до 3-х лет, из которых 53 - круглые сироты. Большая часть детей из Дома ребенка передается на усыновление, остальные, чаще боль-ные дети, переводятся в дома - интернаты.

В системе Министерства труда и социального развития КБР на-ходятся 2 детских дома-интерната для детей с отклонениями в ум-ственном и физическом развитии: Нальчикский дом-интернат на 120 мест и Прохладненский дом-интернат на 105 мест.

На начало 2005 года в них находилось 165 детей-инвалидов, в т.ч. - 67 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей.

По достижении совершеннолетия, дети-сироты Прохладненского и Нальчикского детских домов переводятся, в соответствии с медицинскими показаниями, в Дом-интернат для престарелых и инва-лидов в г. Нальчике, либо Чегемский психоневрологический интер-нат.[3;35]

В системе Министерства образования и науки КБР функциони-руют три школы-интерната для детей данной категории, в которых содержалось 337 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2003 год - 345).

Основная задача образовательных учреждений для сирот - вос-питание полноценных граждан, физически и психически здоровых, адаптированных к самостоятельной жизни.

В установленном законом РФ «О государственных пенсиях РФ» порядке, всем воспитанникам домов-интернатов назначается пен-сия, которая перечисляется на их личные счета в Сбербанке.

На каждого новорожденного открывается именной накопитель-ный вклад в соответствии с Законом КБР «Об охране семьи, мате-ринства, отцовства и детства».

Пристальное внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья воспитанников школ-интернатов. Все дети проходят уг-лубленный медицинский осмотр, по результатам которого прово-дятся медицинские мероприятия, направленные на коррекцию здо-ровья, осуществляется противорецидивное лечение хронических за-болеваний, нуждающиеся направляются на оперативное лечение. Осуществляются необходимые обследования, реабилитационные мероприятия.

Обеспечение детей медикаментами и питанием достаточное и соответствует установленным нормативам.

Для безопасности обучающихся в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей школы-интернаты КБР включены в ведомственную программу на получение противопо-жарного оборудования и охранной сигнализации, позволяющую полностью закрыть проблему пожарной безопасности обучающихся (на сумму 7,7 млн руб.).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты