Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи

Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи

23

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ имени П. А. СТОЛЫПИНА»

Курсовой проект

по дисциплине «Исследование социально-экономических процессов»

на тему: «Гражданское и патриотическое воспитанное молодежи».

Саратов 2008

Содержание

1. Проблематизация

2. Операционализация

3. Методы исследования

3.1 Анкетирование

3.2 Экспертное интервью

3.3 Наблюдение

Выводы

Приложение 1 «Фокус-группа»

1. Проблематизация

Проблематизация - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин проблема употребляется как минимум в трех смысловых значениях:

1) как препятствие в деятельности, непреодолимое наличными и известными деятелю средствами и методами. Собственно проблема в этом смысле характеризует не само препятствие, а отношение деятеля к препятствию (она есть субъективное отношение к препятствиям при достижении целей). В такой субъективной трактовке проблема может восприниматься как вызов, требующий ответа, усилия, подвига или изобретения.

2) как "ученое незнание" или знание о незнании.

3) как столкновение двух внутренне непротиворечивых знаний об одном и том же.

В настоящее время для нашей страны насущной проблемой становится воспитание молодежи. Так как молодежь - это будущее страны, гарант ее экономической, политической, социальной стабильности. Молодежь - это настоящие и будущие успехи страны в промышленности и сельском хозяйстве, в культуре, науке, технике, спорте. Молодежь составляет треть всех жителей России и 48% экономически активного населения. Гражданская ответственность и патриотизм молодежи - одно из важнейших условий экономического, социального и политического развития России, ее продвижения по пути демократии и строительства гражданского общества.

Формирование гражданского и патриотического сознания молодежи - многогранный, динамический процесс, который определяется многими факторами общественной жизни и в котором участвуют все общественные институты: семья, школа, вуз, средства массовой информации и другие.

Основной целью государства является формирование у молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

В последние годы государство стало уделять немало внимания воспитанию молодежи: была разработана и утверждена федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. Все это, безусловно, оказывает большое влияние на молодежь и способствует формированию ее гражданских и патриотических позиций. Но многие молодые люди не имеют ясного представления о федеральной целевой программе.

Таким образом, становится ясно, что гражданское и патриотическое воспитание молодежи зачастую осуществляется только на словах. Сами же молодые люди не совсем видят и понимают роль государства в этом процессе. В чем причина этого? И как можно решить эту проблему?

Объектом исследования являются молодые люди от 16 до 30 лет.

Предметом исследования являются:

1) факторы, влияющие на формирование гражданского и патриотического воспитания молодежи;

2) оценка молодыми людьми места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания (анкетирование);

3) целевая федеральная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Цель: определить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»; роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств молодежи.

Задачи:

1) выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (анкетирование);

2) выявить понимание молодыми людьми понятий «гражданственность», «патриотизм» (анкетирование);

3) выяснить отношения молодежи к действиям властей по решению данной проблемы (анкетирование);

4) выяснить роль государства в формировании гражданских и патриотических чувств (экспертное интервью, наблюдение).

Гипотезы:

1) возможности молодежи в участии программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» ограничены из-за недостаточной информированности;

2) незнание понятий «гражданственность», «патриотизм» отрицательно сказывается на гражданском и патриотическом воспитании;

3) не понимание молодежью роли властей в формировании гражданских и патриотических чувств происходит из-за недостаточного обсуждения общественностью этой проблемы.

2. Операционализация

Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.

Интерпретации подлежат следующие понятия:

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

Гражданское воспитание - воспитание в духе нравственности.

Гражданственность - чувство неразрывной связи с народом.

Молодежь - молодые люди: юноши, девушки; социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и обусловленных этим, а также характером и свойственных данному обществу закономерностей социализации социально - психологических свойств. Современные возрастные границы от 16 до 30 лет.

Патриот - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Патриотизм - любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Патриотическое воспитание - воспитание любви к своей Родине.

1. Определение недостаточной информированности молодежи

Высокая люди знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ.

Низкая люди не знают о существовании программ по гражданскому и патриотическому воспитанию, не осведомлены о мероприятиях, которые проводятся в рамках реализации этих программ .

2. Участие общественности в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания.

Достаточное проблема обсуждается во многих телевизионных и радио программах, о ней пишут в различных информационных изданиях.

Недостаточное проблема не обсуждается в телевизионных и радио программах, о ней не пишут в различных информационных изданиях

3. Методы исследования

3.1 Анкетирование

Анкета, используемая в нашем исследовании, представляет собой разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе. Представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

Задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ.

Цель анкетирования - выявить отношение молодежи к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», выявить понимание молодежью таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм», их отношение к действиям властей по решению данной проблемы.

Объект анкетирования - молодые люди п.Расково Саратовского района Саратовской области от 16-30 лет.

Опрошено 40 человек. На основе собранного материала необходимо проанализировать полученную информацию для достижения цели анкетирования.

Ответы респондентов на вопросы анкеты помогут нам выяснить следующее:

1) Вопросы № 2, 3 помогут определить отношение населения к программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

2) Вопросы № 5, 6 помогут выявить понимание молодыми людьми таких понятий, как «гражданственность» и «патриотизм».

3) Вопросы № 4, 7, 8 помогут выяснить отношение населения к действиям властей по решению данной проблемы.

Анкета

Уважаемый респондент!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвящённом проблеме гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Заполнение анкеты простое: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. В некоторых случаях на свободных строках Вам даётся возможность изложить собственное мнение по данному вопросу. Опрос - анонимный, фамилию и имя указывать не нужно. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1. Как вы относитесь к государственной молодежной политике:

- поддерживаю

- все равно

- не поддерживаю

- не имею информации

Поддерживаю

Все равно

Не поддерживаю

Не имею информации

30%

14%

6%

50%

2. Какие направления государственной молодежной политики Вам известны:

-«Здоровое поколение»

-«Гражданин России»

-«Молодая семья»

-«Профессионализм молодых»

-«Молодежь в трудных жизненных ситуациях»

-«Молодежь в интеграционном пространстве»

- не имею информации

Здоровое поколение

Гражданин России

Молодая семья

Профессионализм молодых

Молодежь в трудных жизненных ситуациях

Молодежь в интеграционном пространстве

Не имею информации

36%

28%

68%

23%

2%

2%

42%

3. Как Вы относитесь к государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.»:

- поддерживаю;

- не поддерживаю;

- не имею информации

Поддерживаю

Не поддерживаю

Не имею информации

23%

0%

77%

4. Кто, по вашему мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения (укажите несколько вариантов)?

-семья, родители

-школа

-вуз

-молодежные организации

-СМИ

-другое (укажите)

Семья

Школа

Вуз

Молодежные организации

СМИ

48%

26%

24%

2%

0%

5. Как Вы понимаете гражданственность?

Гражданственность - это_____________________________________

Большинство опрошенных ответили на этот вопрос выполнение своих гражданских обязанностей по отношению к своей стране (72%); активная социальная позиция в обществе (12%); взаимоотношение между государством и обществом (6%); ощущение себя гражданином в обществе в целом (6%) и только 4% не могут дать определение.

6. Как Вы понимаете патриотизм?

Патриотизм - это____________________________________________

Все опрошенные ответили любовь и уважение к Родине во всех ее проявлениях.

7. На Ваш взгляд, какова роль государства в формировании гражданского и патриотического воспитания молодежи?

- государство занимается гражданским и патриотическим воспитанием

- государство должно заниматься гражданским и патриотическим воспитанием

- государство этим не занимается

Государство занимается

Государство должно заниматься

Государство этим не занимается

2%

52%

46%

8. Участвует ли общественность в обсуждении проблемы гражданского и патриотического воспитания?

- участвует

- недостаточно участвует

- не участвует

Участвует

Недостаточно участвует

Не участвует

18%

39%

43%

9. Ваш пол:

-мужской

-женский

Мужской

Женский

36%

64%

10. Ваш возраст:

-16-17 лет

-18-20 лет

-21-22 лет

-23-25 лет

-26-30 лет

16-17 лет

18-20 лет

21-22 лет

23-25 лет

26-30 лет

17%

13%

12%

10%

48%

Благодарим за участие! Желаем Вам здоровья, творческих успехов, счастья и благополучия!

3.2 Экспертное интервью

Данное интервью проводилось с секретарем Саратовского районного отделения партии «Единая Россия» Тудаковым Дмитрием Александровичем. На основе ответов на вопросы интервью и представленной им информации можно будет судить о действительном положении дел в области гражданского и патриотического воспитания молодежи.

Интервью:

И: Ваше отношение к государственной молодежной политике?

Тудаков Д.А.: Государственная молодежная политика нужна и важна для нашей страны. Она направлена на будущее России. Благодаря ней мы вырастим достойное поколение молодых людей. Конечно же, в ее осуществлении много «подводных камней», но государство пока очень хорошо с ними справляется. Огромная проблема в осуществлении государственной молодежной политики это нехватка средств и недостаточная информированность молодежи о ее направлениях. Считаю, что в крупных городах государственная молодежная политика очень даже эффективна, но вот в дальних районах и деревнях она пока не достигала всех своих высот. Поэтому мы будем вместе с главами администраций деревень и поселков решать эту проблему.

И: Какие направления в государственной молодежной политике Вы считаете приоритетными?

Тудаков Д.А.: Все направления очень важны, но самым главным считаю это направление гражданского и патриотического воспитания молодежи. Если мы сможем воспитать патриотов нашей страны, то мы и сможем сделать из них и профессионалов в различных областях и научим справляться со всеми трудностями в жизни и следить за своим здоровьем.

И: Причины низкого уровня патриотического воспитания нынешней молодежи?

Тудаков Д.А.: Уже в течение 18 лет, это около 2 поколений, молодые люди воспитывается без какой-либо идеологии и ценностных ориентаций. Сейчас самое главное доказать им что Россия великая держава и ею можно гордится. Сделать все возможное для того, чтобы им было комфортно жить в стране, в ней развиваться и трудиться во благо нее.

И: Какие Вы видите пути совершенствования патриотического воспитания?

Тудаков Д.А.: Надо начинать патриотическое воспитание с самого низа, то есть с детского сада, со школы. Нужно создавать детские организации, деятельность которых была бы направлена на воспитание у подростков этических ценностей. Нужно с самого начала учить детей уважать и любить ту страну, в которой они родились; уважать и знать ее законы; а также знать ее историю.

И: Вы говорите о создании детских и молодежных организациях. Как Вы считаете «Молодая гвардия» является той начальной ступенью к патриотическому воспитанию молодежи?

Тудаков Д.А.: Конечно же, является, именно такие молодежные организации и помогут нам в воспитании патриотов нашей страны. «Молодая гвардия» это именно та ступень для нынешней молодежи, которая поможет в формировании их мировоззрения и политически активной позиции в жизни. Благодаря такой молодежной организации как «Молодая гвардия» молодые люди стали понимать, что многое в стране зависит от них. И что все в их руках.

По итогам интервью можно сделать следующие выводы:

· В Саратовской области существует проблема гражданского и патриотического воспитания и с каждым годом она приобретает всё большую актуальность и необходимость разрешения;

· Органы власти решают данную проблему, но не эффективно.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты