Система управления профессиональным развитием кадров АПК - важная составная часть процесса профессионализации. Это комплекс мер, разрабатываемых государством, которые направлены на обеспечение возможности получения необходимых знаний, умений и навыков руководителями и специалистами предприятий (через создание и обеспечение функционирования сети аграрных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, проведение семинаров-совещаний специалистами органов управления АПК и т.д.) и соответствие этих знаний реальным потребностям профессионального развития персонала (через формирование учебных и иных образовательных программ на основе анализа реальных потребностей в обучении).
Исходной позицией анализа потребностей в обучении руководителей и специалистов АПК является изучение сферы их компетенции через выяснение наиболее существенных проблем и вопросов, которые они не в состоянии на должном уровне решить самостоятельно. Дополнением к этому выступает изучение мнения самих потенциальных обучающихся через их анкетирование до и после процесса обучения.
В ходе исследования сформирована и частично опробована комплексная методика, включающая в себя трехстороннюю оценку потребностей в обучении - со стороны обучающих органов, со стороны органов государственного управления АПК, со стороны обучающихся.
Результатом применения разработанной методики стало выделение актуальных областей знаний с указанием формы обучения (см. таблицу 1).
Таблица 1
Знания, необходимые руководителям АПК, и формы обучения
№ | Область знаний | Вопросы и проблемы | Формы обучения | |
1. | Экономические дисциплины (финансы, экономика, маркетинг) | Государственное регулирование АПК края | Повышение квалификациями | |
Кредитование, его виды. Требования к получателям кредитов. Льготное кредитование. | Повышение квалификации или семинар-совещание | |||
Планирование и прогнозирование в экономике. Планирование затрат. Формирование стратегии развития хозяйства. | Повышение квалификациями | |||
Реформирование экономики предприятий. Экономическая интеграция. | Повышение квалификациями | |||
Маркетинговые знания: продвижение продукции на рынок, ценообразование, планирование закупок и сбыта. Маркетинговая стратегия предприятия. Бизнес-план | Повышение квалификациями | |||
Методы стимулирования. Экономика труда и организация заработной платы. | Повышение квалификациями, семинар-совещание | |||
Налоги и налогообложение. Единый сельхозналог. | Повышение квалификациями | |||
Некоторые вопросы бухгалтерского учета | Повышение квалификациями | |||
2. | Право | Управление собственностью, выделение имущественных паев. Защита интересов собственника. | Повышение квалификации или семинар-совещание | |
Гражданское право: правила составления договоров и заключения сделок. Права и ответственность сторон. Действия в случаях нарушения сторонами условий договора. Решение спорных вопросов в суде. исполнение и оспаривание судебных решений. Служба судебных приставов: функции, права, обязанности. | Повышение квалификациями | |||
Административное право. Органы государственной власти, их компетенция, взаимоотношения с органами муниципальной власти и хозяйствующими субъектами различных форм собственности | Повышение квалификациями | |||
Конституция РФ. Государственная символика РФ. | Повышение квалификациями | |||
Новое в законодательстве о земле и землепользовании | Повышение квалификациями | |||
Трудовое право: Трудовой кодекс РФ; должностные инструкции; трудовой договор. Основные документы кадрового делопроизводства - что должен знать руководитель. | Повышение квалификациями | |||
3. | Сельскохозяйственное производство | Техническое и технологическое перевооружение АПК | Повышение квалификациями | |
Энергоресурсосберегающие технологии в АПК | Повышение квалификациями, семинар в базовом хозяйстве | |||
4. | Менеджмент | Управление предприятием в кризисных ситуациях | Повышение квалификациями | |
Работа с персоналом: поиск, подбор, закрепление кадров; профессиональное развитие кадров. | Повышение квалификациями | |||
Планирование рабочего времени руководителя | Повышение квалификациями | |||
Информационные технологии в управлении: основы информационной культуры, техническая база информационных технологий, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение | Повышение квалификациями | |||
Психология управления | Повышение квалификациями |
В действующих программах повышения квалификации очень большой раздел отведен базовым знаниям по экономике, инвестициям, финансам и т.д. На наш взгляд, давать базовые знания по указанным направлениям должно высшее образование либо годичная профессиональная переподготовка. Курсы повышения квалификации призваны обновить существующие знания путем передачи той новой информации, которую наука и практика наработали за последние годы. Важно также давать изменения в законодательстве, особенно касающиеся деятельности сельхозпредприятий.
В свете всего сказанного предлагается перераспределить средства фонда поддержки, которые ежегодно направляются на подготовку кадров, на оплату обучения руководителей и специалистов АПК на курсах повышения квалификации, на их переподготовку и профессиональную переподготовку.
Адаптация на рынке труда молодых специалистов
На рынке труда сложилась непростая ситуация - одновременное существование и безработицы и дефицита кадров. Дисбаланс проявляется в том, что с одной стороны соискатели рабочих мест не обладают качеством необходимыми работодателю, а с другой стороны предложения работодателей не всегда соответствуют ожиданиям потенциальных работников. Наиболее дискомфортно в этой ситуации чувствует себя молодежь.
Существует несколько путей решения проблемы: снижение налогов на работодателей, расширение квотирования рабочих мест для молодежи, использование временной занятости, организация сезонных работ. Большую роль в уменьшении моло-дежной безработицы могло бы сыграть развитие самозанятости - молодежного предпринимательства. Основное противоречие, характерное для современного мо-лодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между пожеланиями молодых и возможностями их удовлетворения. Так как молодежь не имеет практического опы-та (либо он недостаточен), ее высокие требования к оплате труда делают проблема-тичным поиск подходящей работы.
Нельзя не учитывать и психологию нынешней молодежи. Если в 70-80-е го-ды основным мотивом выпускников было получение профессии, то в настоящее время -- образование и обязательно высшее. Хотя потребность в специалистах с высшим образованием в областном банке вакансий составляет лишь 15%. Большую часть банка - 85% составляют рабочие профессии. А молодежь, к сожалению, счи-тает эти профессии не престижными. Принимая меры по возрождению отечествен-ной промышленности, следует подумать над тем, как поднять престиж рабочих профессий.
Современный выпускник школы, ПТУ, техникума, ВУЗа далеко не всегда име-ет представление о рынке труда и не в состоянии оценить соответствие своих запро-сов возможностям их удовлетворения. Наличие жесткой конкуренции на рынке тру-да является неожиданным для них, что приводи к разочарованию, неуверенности в себе, и может негативно повлиять на профессиональную судьбу. Несмотря на по-всеместное уменьшение безработицы, проблема занятости молодежи не теряет ост-роты. Более 21% состоящих на учете в центре занятости молодых не имеют работы по разным причинам: либо не имеют профессии, либо имеют ее, но не имеют опыта работы. Работодатели предъявляют все более высокие требования к качеству квали-фицированных кадров. Только профессионал может рассчитывать на интерес со стороны работодателя и соответствующую зарплату.
Молодежь уже имеющая образование - это категория трудоспособного населе-ния, находящаяся в самом невыгодном положении. Она неконкурентоспособна на рынке труда. Способная, образованная но, «неопытная» молодежь вынуждена су-ществовать на пособие по безработице. А кадры предприятий постепенно стареют. Работодателям следовало бы изменить позицию по этому вопросу. Если сегодня мо-лодежь останется не удел, кто будет работать завтра, когда опытные сотрудники уй-дут на пенсию?
Подготовка по профессиям не всегда пользующимися спросом на рынке труда без учета спроса на эти профессии, а так же обучение по «модным» специальностям (менеджер, юрист) привело к тому, что в 2005 году 293 человека из числа выпуск-ников учебных заведений, обратившихся в центр занятости, остались невостребо-ванными. Из них 117 человек - выпускники ВУЗов, 158 человек - колледжей и 18 -выпускники училищ.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, специалисты центра занятости предпри-нимают меры по оказанию помощи молодым людям в их занятости.
Для молодежи проводятся занятия клубов «Диплом есть, что дальше», создают-ся квотируемые рабочие места, ученические рабочие места в рамках программы «Молодежная практика», традиционно проводятся ярмарки рабочих мест. Занимаясь в «Клубе ищущих работу», молодежь учиться подавать себя работодателю в выгод-ном свете, повышая шансы трудоустроиться. Молодые люди могут овладеть допол-нительными знаниями, повышая свою ценность. Можно получить опыт, участвуя в летней занятости и общественных работах.
Служба занятости способствует трудоустройству молодежи по программам: «Содействие самозанятости» и «Содействие занятости граждан, особо нуждающих-ся в социальной защите». Первая предполагает обучение молодежи основам пред-принимательской деятельности с последующим тестированием их способностей. При положительном результате тестов служба занятости может производить час-тичное покрытие расходов на открытие дела и помогать в оформлении документов. В рамках второй программы предполагается стимулирование работодателей прини-мать на работу молодежь.
Для трудоустройства лиц, не имеющих опыта работы, предусмотрена програм-ма «Обучение в форме стажировки». Стажировка организуется и проводится в орга-низациях, куда могут быть направлены выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, а так же безработные граждане, же-лающие восстановить свою квалификацию. Период стажировки составляет 2-6 ме-сяцев. По истечении срока стажировки работодатель принимает решение о трудо-устройстве гражданина.
Все эти попытки не решают проблемы занятости молодежи. Решить ее можно только усилиями администрации, службы занятости, комитета по образованию, ко-митета по делам молодежи и, конечно же, предприятий. Своевременная профориен-тация молодежи, развитии системы подготовки на предприятиях, наличие долго-срочных реальных прогнозов в потребности рабочей силы, а так же сохранение сис-темы подготовки кадров через службу занятости - это реальные пути удовлетворе-ния потребности в высококвалифицированных кадрах, а наемных работников - в труде.
Работодателю необходимо понять, что иметь дело с молодежью выгодно. Нель-зя видеть в молодости только отсутствие опыта. Плюсов больше. К их числу отно-сятся гибкость, мобильность, восприимчивость и легкость в обучении. Вчерашние студенты обладают образованием, которое соответствует реалиям новой экономиче-ской действительности. Они мыслят новыми категориями, хотят проявить себя и го-товы трудиться, а, значит, способны принести пользу обществу.
Заключение
Одним из способов преодоления системного кризиса российского села является формирование и реализация государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе России как самостоятельного направления государственной политики. Она должна формироваться по трем основным направлениям - обеспечение подготовки кадров для АПК, обеспечение возможности профессионального развития персонала (профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий АПК); совершенствование социальных механизмов профессионализации кадров АПК.
Выявленные проблемы в кадровом обеспечении АПК России отражают системный кризис села с точки зрения как отдельного предприятия, так и государства в целом. С другой стороны, на селе налицо безработица и моральная деградация населения. Эти явления показывают невозможность полноценной профессионализации сельских жителей.
Основными способами формирования и реализации государственной кадровой политики в АПК, которая призвана преодолеть системный кризис села, на современном этапе должны являться:
- нормативное обеспечение (разработка нормативной базы аграрного образования всех уровней, подготовка концепций кадровой политики отрасли, законов и программ (федеральных и региональных), определяющих основные направления государственной кадровой политики);
- методическое обеспечение (разработка учебных программ для аграрных образовательных учреждений, методов и форм внутриорганизационного обучения, оценки его эффективности, планирования карьеры, работы с резервом, оценки персонала, методик определения потребностей в профессиональном развитии и т.д.);
- финансовые обеспечение (определение основных направлений государственной поддержки и распределение финансовых средств).
При разработке политики на федеральном и региональном уровнях необходимо откорректировать основные направления государственной поддержки через перераспределение финансовых потоков на обеспечение профессионального развития персонала и меры социальной поддержки (переподготовку специалистов, уже работающих на селе, проведение выездных семинаров, методическое обеспечение, обеспечение жильем, доплаты к заработной плате, пенсионное обеспечение и т.д.). В настоящее время наиболее значительный объем финансовых ресурсов направлен на целевую подготовку молодых специалистов, что не дает результатов - закрепляемость выпускников на селе чрезвычайно низкая. В рамках единой государственной политики существуют и должны использоваться способы, позволяющие улучшить эту ситуацию: государственная финансовая поддержка молодых специалистов, механизмы стимулирования их труда, формирование положительного имиджа сельского труженика и т.д.
В области организации повышения квалификации кадров АПК предлагается большее место в программах обучения уделять не базовым знаниям (их должно давать высшее образование или годичная профессиональная переподготовка), а инновационным технологиям, новым научным достижениям, а также изменениям в законодательстве. Организация выездных краткосрочных семинаров и курсов эффективнее, чем обучение с отрывом от производства, так как позволяет при тех же финансовых затратах охватить больший круг обучаемых. В качестве способа совершенствования определения потребностей в обучении персонала предприятий АПК предложена комплексная методика, которая представляет собой сочетание метода экспертных оценок, анкетирования и иных методов.
Практическая часть
Взрослая жизнь начинается неожиданно. Однажды студент получает диплом: беззаботное время учебы закончилось, и вопрос заработка становится очень акту-альным. Куда приложить свои силы? Как сочетать карьерный рост и материальное благополучие? Ведь известно, что молодым специалистам зачастую недоплачивают. Объектом анализа данной работы являются не все учебные заведения города Омска, а только те, которые выпускают будущих работников АПК по экономиче-ским специальностям. Именно в этой отрасли наблюдается много проблем. Ни для кого не секрет, что поступить на экономический факультет лет 5-6 назад было очень престижно. А сейчас наблюдается печальная тенденция: выпускникам «престиж-ной» профессии нет возможности устроиться на работу по выбранной 5 лет назад специальности. Причины этого явления мы попытаемся раскрыть в своей работе.
Желание хорошо трудоустроиться подталкивает выпускников - специалистов обращаться ко многим источникам информации и, конечно, не последнюю роль здесь играют средства массовой информации, а именно периодическая печать. Но не всегда объявления в газетах дают точную и надежную информацию. Очень часто публикуются постоянно повторяющиеся объявления. В этом мы убедились, про-смотрев газеты «Работа для вас» и «Работа в Омске» за период с января по октябрь 2004 года.
Еще одним способом найти подходящую работу может быть содействие учеб-ного заведения, которое закончил специалист. В ОмГАУ есть такая организация, ко-торая носит название «Отдел содействия занятости и трудоустройству студентов и выпускников ОмГАУ», который расположен на территории студгородка. Отдел в ОмГАУ тесно сотрудничает с Областным центром занятости и с самими работода-телями. Т.к. ВУЗ аграрный, то много заявок приходит от сельских работодателей. Но проблемой является то, что этих заявок недостаточно на всех выпускников. Ведь выпускается по 70-90 человек одной специальности, в частности по специальности «Экономика и управление», а заявок на вакансии экономистов всего 17--24.
Еще здесь имеет место и другая проблема - нежелание выпускников - эконо-мистов после окончания ВУЗа ехать работать в село. Непривлекательность для них состоит в следующем:
В ходе нашего исследования мы побывали в Областном центре занятости насе-ления и, проконсультировавшись со специалистами информационного отдела, мы узнали, что из всех предложенных вакансий экономисты требуются на Завод пласт-масс, в Лабораторию систем 321, в Областной наркологический диспансер и многие другие предприятия города, не относящиеся к АПК. Лишь только группа предпри-ятий «ОША» предлагает вакансию экономиста.
За первое полугодие 2005 года было подано 6 заявлений от сельскохозяйствен-ных работодателей с предложением вакансии экономиста. Но ведь этого не доста-точно, чтобы трудоустроить претендующих специалистов. На эти 6 рабочих мест в том же временном периоде было подано заявлений от 16 человек, из которых 9 -выпускники ВУЗов.
Молодые специалисты являются самой уязвимой группой, вступающей на ры-нок труда, т.к. не имеют достаточного профессионального и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособна.
Эффективность трудоустройства выпускников учебных заведений профес-сионального образования, поставленных на учет в центрах занятости г. Омска в 2005 году представлена ниже в таблице. Подводя итоги следует сказать о том, что при наличии в городе Государственной службы занятости, которая занимается во-просами трудоустройства граждан, ситуация на рынке труда с каждым годом ухуд-шается. Становятся мало востребованными ведущие специалисты сферы АПК, в том числе и экономические специальности.
Также мы решили провести социологический опрос студентов 5 курса ИЭиФ. Для этого была разработана анкета, состоящая из 22 вопросов, касающихся темы ис-следования.
В анкетировании принимали участие 122 студента 5 курса ИЭиФ, обучающихся по всем трем специальностям: Экономика и управление на предприятиях АПК, Бух-галтерский учет, анализ и аудит, Финансы и кредит. Из 122 человек 24,6% относятся к мужскому полу, а 75,4% - к женскому; 47,6% опрошенных проживают в городе, 22,1% относятся к жителям районных центров, а 30,3% - сельчане.
Результаты опроса оформлены в виде таблиц, где представлена информация в целом по выпускникам ИЭиФ и в разрезе специальностей.
Из таблицы 2 видно, что большинство студентов (50,8%) ИЭФ поступило в ОмГАУ по собственному желанию, 49,2% опрошенных - по совету родителей и знакомых. Также были и такие варианты ответов, как «так получилось», «отсрочка от армии» (у мужской половины).
Практически все студенты считают наш ВУЗ и свою специальность престиж-ными и довольны выбранной профессией.
Работать по своим выбранным специальностям планируют 50% респондентов, из них 57,5 - бухгалтера, 68,6% - финансисты. Экономисты, к сожалению, надеются найти другую работу (63,8%) или вообще отказываются работать по данной специ-альности. Лишь 29,8% экономистов надеются и согласны работать по своей специ-альности.
Из всех опрошенных студентов 94,3% планируют работать в городе, а 5,7% -ехать в сельскую местность. Бухгалтера и финансисты вообще стопроцентно жела-ют работать в городе. А вот экономисты отличились: 8,5% из них все-таки плани-руют работать на селе. Здесь наблюдается взаимосвязь с вопросом № 17 - «Вы со-гласны работать в сельской местности?». При наличии определенных условий, та-ких, как предоставление жилья и высокого уровня заработной платы, выпускники все-таки согласны уехать из города и трудоустроиться в сельской местности (42,6%).
Положительно следует отметить тот факт, что 71,3% опрошенных уже сейчас заинтересованы в поиске работы (посещают ярмарки вакансий, различные собеседования), 81,9% выпускников согласны трудоустроиться уже сейчас, при соответст-вующем графике работы, без отрыва от учебы; некоторые студенты уже имеют по-стоянное место работы.
Выпускники ИЭиФ хотели бы видеть себя специалистами в различных сферах деятельности: бухгалтера и финансисты в большинстве своем выбирали банковскую сферу (Омскпромстройбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Инвестсбербанк и др.); Экономисты же отдают предпочтение сфере услуг, торговле и опять же банкам, от-личает их лишь тот положительный момент, что хотя бы 4.3% выпускников специ-альности 060800 выразили желание связать свою работу с сельским хозяйством.
Лидером среди предприятий, где хотели бы трудоустроиться наши выпускники, стало ОАО «Омский бекон». Также в этот список вошли такие предприятия нашего города и области, как «Манрос-М», «Омсквинпром», «Сибнефть», «Газпром», «Ом-скэнерго», «Транссибнефть», МВД г. Омка, ФСБ и другие учреждения. Как видно предприятий сельскохозяйственного направления единицы.
Интересным на наш взгляд является вопрос о желаемом уровне заработной платы. Здесь можно проследить различия между специальностями. Наиболее вы-соко оценили свой будущий труд выпускники специальности «Финансы и кре-дит», уровень оплаты труда у них колеблется от 5000 руб. до 3000 у.е. Средняя цифра - 20-25 тыс. руб.
У бухгалтеров уровень желаемого дохода колеблется от 5000 руб. до 30000 руб. Среднее значение составляет 10--12 тыс. руб.
Экономисты оказались не столь требовательными к заработной плате. Большин-ство указали цифру 5-10 тыс. руб., лишь единичными ответами были: 20 тыс. руб., 25 тыс. руб., 30 тыс. руб.
Несмотря на то, что большинство студентов считают выбранную 5 лет назад специальность престижной, многие из них не планируют, а то и вообще отказыва-ются работать по полученной профессии, а тем более в сельской местности. Лишь малый процент участников опроса согласны уехать за черты города и найти свое ме-сто работы в районах Омской области. Эти студенты относятся к выпускникам спе-циальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях АПК».
Таким образом, проблема трудоустройства в настоящее время является очень актуальной. Следует принять все необходимые меры по ее преодолению не только самими выпускниками, но и местными органами власти, а также государством.
Библиографический список
1. Аблажей А.М. Молодые специалисты на промышленном предприятии //ЭКО. - 2002. - №10. - с.120-132.
2. Бабушкина Т., Гарсия-Исер М. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // Человек и труд. -2004. - №6. с.40-43.
3. Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная //Человек и труд. -2003. - №12. с.45-46.
4. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997.
5. Богдан Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза //Управление персоналом. - 2004. - №13. - с.18-21.
6. Верда А. Рынок труда в России: положение на нем не так плохо //Независимая газ.. - 1997. - 21 окт.. - с.6.
7. Гарнык Б.В, Проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации // Научные труды аспирантов и докторантов. - М.: Изд-во МосГУ, 2004*1(24). С. 38-43. (0,3 п.л.).
8. Гарнык Б.В. Государственная кадровая политика как одно из направлений реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» // Вестник университета (Государственный университет управления). 2006, вып. № 10 (26). С. 189-193.
9. Гарнык Б.В. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края на современном этапе // Научные труды аспирантов и докторантов - М.: Изд-во МосГУ, 2005*12 (49). С. 58-67.
10. Гарнык Б.В. Основные направления государственной кадровой политики в Алтайском крае // Научные труды Московского гуманитарного университета - М.: Изд-во МосГУ, 2005. Вып. 51. С. 50-58.
11. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001.
12. Гимпельсон В. Страсти вокруг занятости: политическая экономия реформы трудовых отношений / Какой рынок труда нужен российской экономике? Сб.ст: ОГИ 2003. С.80
13. Добрякова М.С. Переход от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г . Воркуты в 1950-60-е гг. Экономическая социология Т.1, №2, 2000. С.54-73.
14. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Распространение и институционализация неправовых практик в сфере труда и занятости // Россия, которую мы обретаем/ отв. ред. Т.И.Заславская, Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. С.165-192.
15. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. М.: Наука, 1999. С. 205-206
16. Зорина Е.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа на основе деятельностного подхода // Российское образование в ХХI веке: проблемы и перспективы: Сб. науч. трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2005. - С. 79-81.
17. Зорина Е.А. Особенности профессионального образования взрослого населения // Аксиологические аспекты профессионального образования молодежи и взрослого населения региона: Сб. науч. трудов Х Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2005. - С.50-52.
18. Зорина Е.А. Профессиональная подготовка педагогических кадров для села в условиях колледжа: Учебно-методическое пособие. - М.: ИСПС РАО, 2006. - 104 с.
19. Зорина Е.А. Профессиональная подготовка учителя сельской школы // Педагогические науки. - 2005. - № 1. - С. 74-76.
20. Зорина Е.А. Профессионально-педагогическое сообщество как системная форма педагогического влияния на сельский социум // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 8. - С. 2-3.
21. Зорина Е.А. Развитие навыков исследовательской работы студентов на уроках иностранного языка // Внедрение и реализация государственных образовательных стандартов как необходимое условие сохранения качества подготовки специалистов в педагогическом колледже: Сб. материалы совещания работников учреждений профессионального педагогического образования Ставропольского края. - Светлоград, ГУП «Петровская типография», 1999. - С. 27-29.
22. Зорина Е.А. Современные технологии социально-педагогической работы сельского учителя // Проблемы совершенствования качества подготовки студентов среднего профессионального образования: Сб. материалов V научно-практической конференции. - Ставрополь: СГУ, 2005. - С. 31-35.
23. Зорина Е.А. Социально-педагогическая деятельность учителя в сельском социуме // Социальная педагогика в развитии. - М.: ИСПС РАО, 2005. - Вып. 4. - С. 42-46.
24. Зорина Е.А. Социально-педагогическое проектирование в процессе профессиональной подготовки сельских педагогов в условиях колледжа // Наука и образование: Сб. статей VI Международной научной конференции. - Белово, 2006. - С. 242-246.
25. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.
26. Как устроиться на работу: Молодежь на рынке труда //Аргументы и факты. - 2000. - №37. - с.16.
27. Капелюшников Р.И. Российская модель рынка труда: мы не как все // Какой рынок труда нужен российской экономике? Сб.ст: ОГИ 2003. С.11-35.
28. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ВШЭ, 2001.
29. Колосницына М.Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
30. Корель Л.В., Корель И.И. Напряжённость на рынке труда в России: динамика и региональные неравенства //Россия, которую мы обретаем/ отв. ред. Т.И.Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. С.270-289.
31. Котляр А. О понятии рынок труда //Вопросы экономики. - 1998. - №1. - с.33-41.
32. Меркулов В. «Белые воротнички» ценны опытом и связями: Требования к кандидатам на трудоустройство становятся жестче и изощреннее //Свободный курс. - 2000. - №39. - с.11.
33. Мировая экономика: Учебник /Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001.
34. Мишин А. Молодежь нужна производству //Алт. Правда. - 2000. - 15 нояб. - с.2.
35. Огарков В. Инвестиционная политика и воспроизводство основных фондов// АПК: экономика, управление. 1998. № 11. С. 4.
36. Региональная экономика: Учебник для вузов /Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
37. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда //Социс. - 2002. - №5. - с.101-107.
38. Саймон К. Российский рынок труда / пер. с англ. М.С. Добрякова// Экономическая социология 2001,Т.2. №3. С.90 -104.
39. Селиванова О. Занятость молодежи - стратегическая проблема // Человек и труд. -2003. - №3. с.29-32.
40. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодные доклады по итогам мониторинга 1999-2003 гг. М.: ВНИИЭСХ, 2000-2003.
41. Социально-трудовая адаптация молодежи за рубежом //Социальная работа. - 2004. - №3. - с.34-45.
42. Таюрская Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи // Человек и труд. -2004. - №4. с.55-56.
43. Трофимова Н. Кому везет в карьере?: О трудоустройстве выпускников вузов в Алт. Крае //Свободный курс. - 2001. - №24. - с. 6
44. Фадеева О.П. Неформальная занятость в российском селе. Экономическая социология, 2001 Т.2.№2. С.61-93.
45. Якубович В. Институты, социальные сети и рыночный обмен: подбор работников и рабочих мест в России /пер с англ. Р.А. Громова // Экономическая социология: новые подходы к институциональному и сетевому анализу. Под ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2002. С.210-
Страницы: 1, 2