Проблема социализации сельской молодежи

Проблема социализации сельской молодежи

Введение

Аграрная реформа может добиться увеличения объемов и качества сельхозпроизводства, поддержания эффективности отечественного сельского хозяйства только при недопущении деградации сельского населения. Тема моей выпускной квалификационной работы нацелена на исследование установки молодых селян на проживание в городе и ли на селе как условия воспроизводства сельской социально-профессиональной структуры, которая в последние годы оказалась деформированной и не отвечает современным требованиям, что выражается в стагнации сельскохозяйственного производства, физической и нравственной деградации сельского населения [1], в неуклонном уменьшении доли квалифицированных кадров в возрасте от 22 до 40 лет, особенно с высшим образованием.

В настоящее время господствующей является установка большинства молодых селян на проживание в городе, это касается и тех, кто нацелен на получение высшего и средне-профессионального сельскохозяйственного образования. Поэтому важно выявить долю тех, кто останется на селе, каков их предположительно социально-профессиональный состав, выявить причины их «бегства» в город, а также условия возвращения в село после окончания учебы.

Целью настоящей работы явилось изучение проблемы процесса социализации сельской молодежи на современном этапе.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить влияние АПК (агропромышленного комплекса) на развитие социума молодых людей в современном мире

2. Выявить у молодых людей общее представление о надобности будущих специалистов в сфере АПК и использования профессиональных кадров

3. Выяснить основные медико-демографические аспекты воспроизводства трудовых ресурсов на селе

4. Изучить влияние внешних и внутренних условий на выбор будущих выпускников сельскохозяйственных ВУЗов и ССУЗов возвратиться обратно на село или осесть в городе.

5. Разработать программу социальных условий для профессиональной деятельности будущих специалистов желающих работать в агропромышленном комплексе.

Объект исследования: студенты сориентированные работать в агропромышленном комплексе.

Предмет исследования: проблема социализации сельской молодежи

Гипотеза: может ли современное образование создать предпосылки для организации социальности профессии.

Теоретическая часть

1. Государственная кадровая политика в агропромышленном

комплексе

Государственная кадровая политика в агропромышленном комплексе - явление, которое относится к области пересечения ряда направлений государственной политики, но не сводимо только к их общей области. Некоторые ее элементы принадлежат не всем областям, а только двум. Государственную кадровую политику в АПК следует рассматривать через пересечения (как парные, так и общую область) таких направлений, как политика государства по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, государственная экономическая политика в сфере агропромышленного комплекса; политика в области образования, направленная на профессионализацию сельской молодежи (см. рисунок 1).

Государственная кадровая политика в АПК отражает роль государства в создании условий, при которых любое предприятие АПК может реализовать собственную кадровую политику, одновременно с этим государство обеспечивает реализацию собственных интересов в кадровом обеспечении сельского хозяйства.

Таким образом, государственная кадровая политика в АПК - это разрабатываемая и утверждаемая государством стратегия, направленная на создание условий для подготовки кадров для сельского хозяйства и их последующего непрерывного профессионального развития, обеспечивающая возможность социальной и профессиональной реализации каждого работника, направленная на обеспечение достойного уровня жизни сельского населения. Эта стратегия разрабатывается на основе объективного анализа потребностей в персонале и его профессиональном развитии предприятий АПК с учетом интересов государства в устойчивом социально-экономическом развитии аграрного сектора экономики, являющегося необходимым условием обеспечения достойного уровня жизни населения.

Можно выделить два уровня государственной кадровой политики в АПК - уровень субъекта РФ и федеральный, но четко отграничить один от другого невозможно, так как полномочия государства в данной сфере в данном случае дублируются на федеральном уровне и уровне субъекта. Из исключительно федеральных полномочий можно выделить только лицензирование образовательных учреждений системы аграрного образования.

В качестве основных блоков (или направлений) государственной кадровой политики в АПК нам представляется возможным выделить следующие:

- обеспечение профессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства;

- обеспечение возможностей для профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий АПК;

- совершенствование социальных механизмов профессионализации кадров АПК.

Кадровый состав предприятий АПК России на современном этапе характеризуется рядом негативных тенденций.

С момента начала преобразований в экономике (примерно с 1990 года) численность работников в сфере АПК России (без учета фермерских хозяйств) сократилась с 9,7 до 6,4 млн. человек.

Качественный состав кадров АПК можно охарактеризовать по нескольким направлениям. Это - обеспеченность сельскохозяйственных предприятий кадрами (заполнение вакансий), уровень профессионального образования, возрастной состав. Также значимым показателем для характеристики кадрового состава является удельный вес специалистов определенных профессий в общей численности и половозрастной состав. В 2002-2004 годах сельскохозяйственные предприятия были обеспечены специалистами в среднем на 79%, из них с высшим образованием на 31% и со средним - на 53%. При этом в 38 субъектах Российской Федерации обеспеченность специалистами составила 71-80%, в 34 - 81-90%, в 4 - более 90%. В 7 субъектах Российской Федерации сельскохозяйственные предприятия обеспечены специалистами лишь на 70%

Сокращение числа специалистов идет одновременно с ростом общего числа сельскохозяйственных предприятий. Это ведет к резкому снижению насыщенности сельскохозяйственного производства кадрами с высшим и средним профессиональным образованием. Наиболее значительные потери понесла техническая служба хозяйств, где насыщенность специалистами (отношение общего количества специалистов данной специализации к количеству хозяйств) упала в 2,4 раза. За период с 1990 года насыщенность хозяйств специалистами с высшим профессиональным образованием уменьшилась в 1,7, а со средним - в 1,9 раза.

Продолжает уменьшаться удельный вес руководителей с высшим образованием за счет роста доли руководителей со средним образованием и без специального образования. Растет численность руководителей, достигших пенсионного возраста наряду с сокращением количества руководителей в возрасте до 30 лет. Общая тенденция для всех специалистов и для руководителей - рост удельного веса женщин в сельскохозяйственных предприятиях.

Уменьшение общего числа и удельного веса руководителей и специалистов с высшим образованием, «старение» кадров ведет к снижению общего профессионального уровня руководящих кадров и специалистов АПК. Все это усугубляется высокой сменяемостью руководителей (в последние годы она колеблется в пределах 10-15%, а в ряде субъектов в 2004 году достигла 25%) На настоящий момент более 40% руководителей хозяйств работает в данной должности менее трех лет. Из числа руководителей, не имеющих высшего либо среднего профессионального образования, только каждый пятый обучается в аграрных образовательных учреждениях по заочной форме обучения.

Отсутствие опыта руководящей работы, а также знаний руководителей в области управления современным предприятием и рыночной экономики существенно снижает эффективность деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Крайне отрицательное влияние на решение проблемы кадрового обеспечения АПК, восстановление эффективной системы работы с сельскохозяйственными кадрами оказывает и нынешнее социально-экономическое положение большинства подразделений АПК, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе.

Исследования показывают, что социальный климат на селе характеризуется в последние годы неуверенностью жителей в завтрашнем дне, в перспективах профессиональной деятельности. Привлекательность сельских профессий и имидж сельского труженика в настоящее время не сравнимы с теми, которые существовали 20-30 лет назад.

Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров на новые профессии и специальности, ни самообразованию.

Все это делает невозможным полноценную профессионализацию кадров АПК. Профессионализация - явление, предусматривающее соединение личностного (самореализация личности, карьера) и социально-экономического аспектов (приобретение человеком социально значимой профессии, трудоустройство по выбранной профессии, совершенствование профессионального мастерства, появление профессиональной культуры, социальное одобрение профессии, соответствующее материальное вознаграждение и социальная защищенность).

Применительно к сфере сельскохозяйственного производства России на современном этапе профессионализация подразумевает приобретение человеком профессии, востребованной в агарном секторе и престижной (уважаемой) в обществе, трудоустройство в соответствии с полученной профессией на сельскохозяйственное предприятие при достойном материальном вознаграждении, способном обеспечить достойный для данного этапа развития общества уровень жизни, совершенствование человека в выбранной профессии в соответствии с потребностями развития экономики и реформирования ее аграрного сектора, его карьерный рост, обеспечение реализации всех уровней потребностей человека на уровне комфортной социальной среды (при достижении целей устойчивого развития сельских территорий).

Таким образом, определение государственной кадровой политики в АПК тесно связано с понятием профессионализации кадров отрасли, а именно обеспечение профессионализации кадров АПК является одновременно целью государственной кадровой политики и основным ее направлением.

Для аграрного сектора экономики России наиболее характерной является индивидуальная профессионализация с однократным циклом профессиональной жизни. Индивидуальная профессионализация, профессиональное развитие сопряжены с должностным ростом человека. Формой должностного развития человека выступает должностная карьера. Таким образом, индивидуальная профессионализация существует в форме профессионального развития - профессиональной карьеры и в форме должностного развития - должностной карьеры. Единство этих двух форм составляет содержание карьеры человека.

Пополнение аграрного сектора экономики молодыми специалистами стало редким явлением. Поэтому важнейшее значение приобретает такая функция, как развитие персонала организации, то есть обеспечение профессионализма работников, уже занятых на предприятиях аграрного сектора.

Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Профессиональное развитие персонала - процесс подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, т.е. развитию новых компетенций.

Можно выделить три основных направления профессионального развития, которые могут быть реализованы в организации - управление профессиональным обучением, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.

Очевидно, что большинство предприятий АПК России в современных условиях не уделяют должного внимания кадровой политике - если профессиональное обучение (прежде всего внутриорганизационное) в той или иной мере присутствует, то планирование карьеры и работа с резервом руководителей как средства профессионального развития персонала, а также этап определения потребностей в профессиональном развитии кадров отсутствуют практически полностью. В таких условиях роль государства, наряду с методическим обеспечением кадровой политики предприятия, заключается в обеспечении возможности профессионализации каждого специалиста отрасли - через обеспечение возможностей получения образования, трудоустройства в соответствии с полученной специальностью, а в дальнейшем - через обеспечения доступа к профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

Вторая глава «Реализация государственной кадровой политики в

агропромышленном комплексе Российской Федерации»

Региональные программы кадрового обеспечения АПК реализуются прежде всего по трем направлениям: подготовка кадров, профессиональная переподготовка, государственная финансовая поддержка специалистов.

Анализ существующей государственной кадровой политики в АПК на уровне Российской Федерации и отдельных ее субъектов выявил ряд проблем в ее реализации, а именно:

- недостаточная обеспеченность сельскохозяйственного производства специалистами (наличие вакансий на предприятиях, которые не могут быть заполнены по причине отсутствия на открытом рынке труда специалистов необходимой квалификации, либо по причине низкого уровня оплаты труда и плохих социально-бытовых условий);

- низкий уровень профессионального образования кадров АПК - налицо тенденция к сокращению специалистов, имеющих профессиональное образование в области сельскохозяйственного производства, рост числа специалистов, имеющих только практический опыт и даже не имеющих такового;

- «старение» кадров, нежелание молодых специалистов работать на селе, что опять же приводит к низкому уровню профессиональной подготовки кадрового состава АПК;

- высокая сменяемость, и, следовательно, недостаточная опытность руководителей сельскохозяйственных предприятий, вызванная прежде всего отсутствием экономической стабильности в сельскохозяйственном производстве.

Кадровая политика в сфере профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов характеризуется следующими негативными факторами:

- несовершенство системы отбора студентов при приеме;

- меньше половины выпускников учебных заведений получают направления на работу, остальные вынуждены трудоустраиваться самостоятельно, что часто затруднено;

- развернутый анализ потребности предприятий АПК в специалистах не проводится регулярно, поэтому сегодняшние выпускники не всегда востребованы по полученным специальностям в тех районах, куда они отправились после обучения;

- во многих хозяйствах по-прежнему в упадке производство, нет вакансий, а на имеющихся слишком мала заработная плата;

- престижность работы в сельском хозяйстве очень низкая, это вызвано отсутствием социальной защищенности и плохими социально-бытовыми условиями для специалистов;

В области обеспечения профессионального развития персонала АПК также имеются проблемы:

- несовершенство существующих методов оценки потребностей в профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров АПК;

- отсутствие у предприятий достаточных финансовых ресурсов для организации подготовки и повышения квалификации кадров;

- отсутствие методических материалов для организации профессионального развития персонала на предприятиях сельского хозяйства;

- несовершенство (отрыв от реальных потребностей) программ профессиональной подготовки и повышения квалификации;

- отсутствие действенных механизмов контроля эффективности обучения.

Также остро стоят социальных проблемы российского села - это низкий уровень информационного обеспечения, социальная незащищенность, низкий уровень заработной платы, отсутствие достойного жилья, неразвитая социальная сфера и т.д.

К сожалению, для решения этих проблем за последние время на федеральном уровне не предпринято почти никаких действенных мер. Как исключение можно рассматривать только Федеральный закон о развитии сельского хозяйства, где одним из пунктов значится совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства. И приоритетный национальный проект "Развитие АПК". А именно одно из его направлений - «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе», основными мероприятием которого, будет предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федера-ции на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Основным механизмом является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности. На эти цели из федерального бюджета будет выделено в 2006 г. 2,0 млрд руб., в 2007 г. - 2,0 млрд руб. Это позволит в 2006 г. обеспечить ввод 713,4 тыс. м2 и обеспечить доступным жильем 16,2 тыс. молодых специалистов (или их семей), в 2007 г. - соответственно 679,5 тыс. м2 и 15,44 тыс. мо-лодых специалистов (или их семей).

Пути совершенствования механизмов профессионализации

кадров

Многими авторами выделяется ряд социальных механизмов, которые могут способствовать преодолению негативных факторов в профессионализации молодых специалистов.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на повышение престижности, привлекательности сельского труда. При этом можно выделить две составляющие престижности - социальная приемлемость (одобряемость) сельскохозяйственных профессий и наличие достойного материального вознаграждения. Социальная одобряемость сельского труда может быть достигнута только через формирование в общественном сознании положительного образа сельского труженика. Уровень материального вознаграждения молодых специалистов возможно поднять через механизмы государственной финансовой поддержки.

Вторым социальным механизмом профессионализации, тесно связанным с первым, следует считать повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных предприятий. На это должны быть направлены программы социального развития села и устойчивого развития сельских территорий.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты