Проблема женской занятости (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
p align="left">Перерывы для кормления ребенка предоставляются матери (отцу, воспитывающего ребенка до полуторалетнего возраста) независимо на грудном или искусственном вскармливании находится ребенок до полутора лет. Указанные перерывы по существу сокращают на час рабочий день матери, сохраняя оплату как за полный рабочий день, поскольку эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.

По желанию женщины перерывы для кормления ребенка соединяются (а их два за 7-8 часовой рабочий день) и они могут быть перенесены на начало рабочего дня, т.е. женщина начинает работу на час позже, чем другие, или на конец рабочего дня, тогда она оканчивает работу на час раньше, или присоединены к обеденному перерыву, что удобно тем, кто живет недалеко от производства.

Иногда в зависимости от состояния здоровья ребенка врач предписывает кормить ребенка чаще, чем каждые три часа, тогда по указанному заключению врача должны предоставляться дополнительные перерывы.

Средний заработок для оплаты перерывов для кормления ребенка исчисляется за последние три месяца работы.

Если по условиям работы женщина не может фактически пользоваться перерывами для кормления ребенка (проводник на железной дороге, бортпроводница в аэрофлоте и т.д.), то она должна быть переведена на другую более легкую работу с сохранением на время перевода оплаты не ниже прежнего среднего заработка. Поэтому к вахтовому методу организации работ запрещено привлекать таких женщин, так же, как и беременных.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка инвалида до шестнадцати лет), администрация обязана сообщать ей причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу указанных женщин может быть обжалован в народный суд. Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта) (30,69).

Нарушение администрацией части второй ст. 170 КЗоТ, если она при увольнении женщины знала, что она беременна или имеет ребенка до трех лет (или до 14 лет одинокая), является увольнением с явным нарушением закона, когда к виновному должностному лицу применяется ст. 214 КЗоТ о его материальной ответственности (ст. 214 КЗоТ и комментарии к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 16 от 22 декабря 1992 г.).

Женщина, уволенная с нарушением части второй ст. 170 КЗоТ, во всех случаях подлежит восстановлению на работе (ст. 213 КЗоТ и комментарии к ней).

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Администрация предприятий, организаций по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации в случае необходимости может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь (17, 82).

На предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин.

Гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные действующим законодательством), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери (в случаях ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а так же на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (в редакции. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992).

Ст. 172 1 КЗоТ признала право отца, воспитывающего детей без матери (при ее длительной болезни, смерти и в других случаях), а также опекуна (попечителя) несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, на трудовые льготы по рабочему времени, его режиму, дополнительные отпуска по уходу за ребенком и другие гарантии и льготы, предоставляемые законодательством женщине в связи с материнством. Поэтому мы вправе теперь говорить и о трудовых льготах в связи с отцовством (опекунством) по воспитанию детей.

Как видно из настоящего обзора КЗоТ в части, касающейся труда женщин, труд этой категории населения достаточно жестко регламентирован: запрещено использование женского труда на тяжелых работах, предусмотрены отпуска, пособия на ребенка, оплата путевок и т.д.

Однако не все льготы используются в полном объеме, нередки случаи, когда трудовые отношения идут в обход КЗоТ. Несмотря на запрещение этого гражданским кодексом и КЗоТ, трудовые договоры ухудшают условия работы женщин. Из этого следует, что одними гражданско-правовыми актами нельзя добиться полностью необходимых условий труда для этой категории трудящихся, для этого необходимо также воспитание в работодателях культуры трудовых взаимоотношений. Нелишне было бы также, если бы каждый работодатель, подписывая регламент работы, в котором затрагивается женский труд, применял бы его мысленно к своим близким - матери, дочери, жене -тогда, вероятно, мы бы соблюдали нормы труда женщин, которые так ясно и верно описаны в КЗоТ.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ В КБР.

2.1. Специфика женской занятости в КБР.

Министерство труда и социального развития КБР в последние годы подготовило и представило в Правительство РФ и КБР следующие законопроекты: «О положении женщин в Кабардино-Балкарской Республике», «О республиканском плане действий по улучшению положения женщин в КБР, повышению их роли в обществе до 2006 г.», принята республиканская целевая программа «Безопасное материнство» на 2002-2006 годы.

Органы службы занятости республики проводят значительную работу по специальной интеграции и поддержке граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, и, в первую очередь, женщин.. Для них реализуются специальные программы трудоустройства, в частности: гибкие и нестандартные формы занятости (надомничество, совместительство, работы на условиях раздельного, неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, работа в период отпусков, по временным контрактам, сезонные работы и т.д.), стимулирование создания и сохранения рабочих мест, различные программы для отдельных категорий населения (44,34).

С середины 90-х гг. в республике наблюдается стабильная тенденция сокращения численности работающих женщин. Так, с 1992 г. по 1998 г. численность занятых женщин уменьшилась более чем на 30 тыс. человек (в 1998 г. она составляла 118 тыс. или на 14% меньше показателя 1995 г.). С 1999 г. по 2006 г. численность работающих женщин несколько возросла.

Если рассматривать численность занятых женщин по возрастным группам, то выясняется любопытная картина. В период с 1995 г по 2006 гг. численность работающих женщин в возрасте до 19 лет уменьшилась в 2 раза (с 2,7% в 1995 г. до 1,3% в 2006 г.). Численность занятых женщин в возрасте 20-24 лет после некоторого снижения (в 1995 г. - 13,5%, в 1999 г. - 8,9%) стабильно увеличивается (в 2002 г. - 9,8%, в 2006 - 11,1%).

В возрастной группе 25-29 лет в период с 1995 г. по 1997 г. наблюдается некоторое снижение работающих женщин (с 11,3% до 11%), однако впоследствии данный показатель имеет устойчивую тенденцию к повышению (в 1998 г. - 12,9%, в 1999 г. - 14,1%). В возрастной группе 30-49 лет значительное повышение показателя занятых женщин после значительного увеличения (в 1995 г. - 54,6%, в 1997 г. - 62%) имеет тенденцию к понижению (в 1999 г. - 56%).

Если в возрастной группе 50-54 года численность занятых женщин несколько увеличилась (с 7,6% в 1995 г. до 8,5% в 2006г.), то в группе 55-59 лет наблюдается некоторая стабилизация данного показателя (в 1995 г. - 7%, в 2006 г. - 6,5%).

Значительные показателя численности работающих женщин в анализируемый период зарегистрированы в возрастной группе 60-72 года. Так, в 1995 г. он составил 3,3% и снизился до 1,6% в 2002 г., однако в дальнейшем наблюдается некоторое повышение данного показателя (в 2005 г. - 1,8%, в 2006 г. - 2,4%).

Средняя продолжительность женской безработицы в КБР в период с 1995 по 2006 гг. увеличилась до 7,1 месяца. Доля зарегистрированных женщин в органах службы занятости безработных женщин в общей численности зарегистрированных безработных составила в 1992 г. в целом по республике 83,9% (в некоторых городах и районах данный показатель был даже выше среднереспубликанского: в Майском районе - 92,8%, в г.Нальчике - 90,1%, в Черекском районе - 88,7%, в г.Прохладном - 88,5%, в Терском районе - 87,6%, в Баксанском районе - 85,3%) и к 1995 г. она снизилась до 74,1%.

В период с 1991 по 2006 гг. в органы службы занятости республики обратились за содействием свыше 170 тыс. человек, из которых более 130 тыс., т.е. 76,5% составляли женщины. 90 тыс. женщин, из числа обратившихся были поставлены на учет, более 40 тыс. получили профконсультации по вопросам трудоустройства.

Анализ показывает, что в период с 1991 г. по 2006 г. доля женщин среди общего числа трудоустроенных составила 60% или 19,6 тыс. человек.

Значительные масштабы женской безработицы в КБР связаны, в первую очередь, со значительным высвобождением работников в тех отраслях, где преимущественно использовался женский труд (легкая и пищевая промышленность, сфера обслуживания). 79 вакансий, предназначенных для женщин, составляют вакансии по рабочим профессиям, в то время как среди подавляющего большинства женщин, обратившихся в службу занятости, зарегистрирован относительно высокий уровень образования (44,47).

Органы службы занятости республики, решая проблему трудоустройства женщин, имеющих, как правило, узкопрофильную подготовку и слабые профессиональные навыки, стремятся создать необходимые условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, с целью адаптации безработных женщин к новым экономическим условиям, используют следующие формы: временная занятость, общественные работы, профессиональное обучение, профессиональная ориентация.

В период с 1991 по 2006 гг. временной занятостью и общественными работами были охвачены более 7 тыс. женщин, 57 тыс. - получили услуги по профессиональной ориентации, более 3 тыс. удалось трудоустроить.

Решение проблем женской занятости возможно только при условии проведения всеми заинтересованными сторонами (органами занятости образования, социальной защиты, профсоюзные и женские организации) согласованной политики содействия занятости.

На наш взгляд, местным органам власти необходимо принять действенные нормативно-правовые документы, поощряющие женскую самозанятость, а также обеспечить налоговые льготы для предприятий, создающих рабочие места для женщин.

Социально-экономические и политические перемены в российском обществе по-разному повлияли на положение женщин и мужчин в сфере занятости, в значительной мере усугубив их неравное положение на рынке труда. Это делает проблему положения женщин на рынке труда, в частности проблему женской безработицы, особенно актуальной, требующей более широкого и комплексного рассмотрения (15,56).

Для того, чтобы найти оптимальные пути, методы и средства решения, жизненно важных для женщин, а, следовательно, и для всего общества, проблем, необходима их дальнейшая разработка применительно к сегодняшним реалиям, поскольку решения и практические рекомендации по любой проблеме во многом зависят от ее точной постановки и учета фоновых условий.

По содержанию женский труд - совокупность качественно определенных трудовых функций, которые может выполнять женщина в соответствии с биосоциальными особенностями. В современном производстве, при современном развитии техники все чаще ориентация на разделение труда по половому признаку зависит не столько от психофизиологических признаков, сколько от общественных стереотипов, существующих как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального сознания самих женщин.

Одним из главных оснований разделения труда по признаку пола до сих пор выступает архаическое основание - биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по этому признаку. И, тем не менее, традиционная патриархальная идеология и традиционные роли сохраняются: от женщин требуется концентрация на частной сфере, а от мужчин - преуспевание в сфере общественной. Более того, традиционная сегрегация переносится и в сферу общественного производства: женские профессии и женские рабочие места часто формируются простым перенесением на социальный микроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Но при этом то, что считается "женским", социально не престижно и ниже оплачивается, то, что социально более престижно - прерогатива мужчин. Экономически женщины и мужчины - как будто две касты. Исследования, проведенные ООН в год женщины, показали, что на женщин падает две трети всего рабочего времени, при этом лишь одна десятая часть совокупного дохода и только сотая часть имущественного состояния (48,20).

В нашей стране в периоды экономического подъема или войны, при нехватке рабочих рук, женщины активно вовлекались в общественное производство, но в периоды кризиса и вызванной им безработицы женщины первыми вытеснялись из сферы производства в сферу неоплачиваемого домашнего труда.

Перестройка социально-экономических отношений внесла принципиально новые акценты в постановку проблем занятости. В массовом сознании все большую силу стали набирать настроения, вновь приписывающие женщине исключительно социальные роли жены, матери и домашней хозяйки. Именно поэтому стремительный рост женской безработицы не был воспринят обществом как серьезная проблема, требующая безотлагательного решения. Современная ситуация вновь "возвращает" женщину в семью, оправдывая этим насильственное вытеснение ее из общественного производства (24,63).

Скрытые, неявные формы дискриминации женщин, такие как отраслевая и профессиональная сегрегация женщин на низкооплачиваемых не престижных работах, существование неформальных барьеров на пути проникновения женщин на высокие должностные уровни принятия решений, "дополнились явными формами дискриминации женщин при увольнении и приеме на работу.

В нынешний переходный период к рыночным отношениям социальные проблемы женской занятости обостряются. Явной дискриминацией является различие в уровне оплаты труда, при этом если в "доперестроечный" период разрыв в оплате труда составлял около 30%, то в последнее время он увеличился до 60%.

Наиболее ярким проявлением асимметричного воздействия социально-экономической трансформации является значительное превышение численности безработных женщин над численностью безработных мужчин. По данным Федеральной службы занятости России, число женщин от общего числа зарегистрированных безработных колеблется в различных регионах от 70 до 90%.

Особенность проявления дискриминации по признаку пола в сфере занятости состоит в том, что она не является юридически закрепленной, а носит скорее фактический характер и имеет экономическую основу. В результате женщины, испытывающие на себе последствия этой дискриминации, не имеют юридических оснований отстоять свои права.

Следует отметить, что политика равных возможностей, провозглашенная ООН и МОТ, опирается в настоящее время на разработанную международно-правовую основу. Важнейшие принципы этой политики сформулирована в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, а также ряд Конвенций и Рекомендаций МОТ. Все эти международные документы ратифицированы нашей страной в разные годы. Так как Россия является правопреемницей СССР эти документы являются не только действительными, но и обязательными, поскольку о выполнении этих Конвенций Россия периодически отчитывается перед ООН и МОТ.

Обратим внимание лишь на один из этих документов. Конвенция МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, принятая в 1981 году. В ст.30.1 говорится о том, что семейные обязанности являются основанием для определения категории "подходящей работы", т.е. отказ от предложенной работы по основаниям, связанным с выполнением семейных обязанностей, не должен приводить к утрате права на пособие. Но, к сожалению, эти документы не носят нормативного характера, и использование их в практической деятельности служб занятости вряд ли окажет влияние на решение проблемы конкретной женщины.

Созданная государством система льгот, призванных защищать женщин, имеющих детей, с одной стороны, не настолько совершенна, чтобы труд по воспитанию детей был столь же высокооплачиваем и социально одобряем, как труд в общественном производстве, с другой стороны, это имеет и отрицательные стороны, так как эти льгота делают женщину "социальным инвалидом", обесценивают ее как работника в глазах администрации, поэтому, чем больше льгот она имеет право получить, тем менее желанным работником является. Государство, связывая заботу о детях не с семьей в целом, а с женщиной, как бы нормативно закрепляет половую дискриминацию женщины. В большинстве развитых западных стран система льгот направлена на поддержку родительства, а не материнства, уравнивая, таким образом, родителей в их обязанностях по уходу и воспитании детей. По данным социологических исследований, одним из самых отрицательных факторов, влияющих на сокращение женщин и препятствующих трудоустройству, является наличие в семье детей дошкольного возраста. Этот факт отметили 72,7% работников служб занятости (43,67).

Негативное воздействие на положение женщин оказывает и кризис социальной инфраструктуры. Сокращение объема бытовых услуг, закрытие или повышение стоимости детских дошкольных учреждений увеличивает долю неоплачиваемого домашнего труда по обслуживанию семьи. С другой стороны, рост цен и снижение жизненного уровня повышает потребность женщин в оплачиваемом труде вне дома. Объективно же происходит ее вытеснение из сферы общественного производства, в результате чего доля оплачиваемого общественного труда сокращается.

К этим объективным противоречиям и факторам присоединяются и субъективные трудности адаптации в новых условиях: существование стереотипов и синдрома "выученной беспомощности", выражающиеся в делегировании ответственности за решение проблем индивидуальной занятости государству, и, как следствие этого, пассивность, неумение изменить ситуацию самостоятельно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты