Правовая социализация личности
p align="left">за поведением граждан, нарушающих или соблюдающих закон,

за применением и неприменением санкций,

за способами правового и иного социального контроля - как в реальной жизни обеспечивается выполнение социальных требований, закрепленных законом.

Менее разработанным представляется формирование отношения к знаемым нормам.

Формирование отношения граждан к действующим нормам является одним из важнейших элементов социально-правового механизма действия права.

С прагматической точки зрения в отношении к норме права выделяются действие и противодействие существующим нормам:

их принятие или отторжение,

выполнение,

игнорирование,

нарушение,

фактическое или формальное следование.

Подобная классификация достаточно функциональна, поскольку позволяет изучать реальное поведение, реализующее нормы права.

Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения.

Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.

Это важно при экстраполяции данных, полученных в ходе опросов, на возможное правовое поведение.

Можно выделить три вида правовой социализации:

социализацию посредством научения,

социализацию путем передачи опыта,

«символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.

Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.

Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.

Правовое воспитание - важная часть системы общей социализации индивида.

Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения.

От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности.

Для усвоения правовых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание.

Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспитании как непрерывном процессе накопления знаний о праве.

Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

Правовая культура, формирующаяся в процессе правовой социализации, ориентирована на развитие правового сознания граждан.

Она воздействует на человека сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, она способствует социализации индивида, формируя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует личность человека и приспосабливает его к жизни в обществе.

Во-вторых, правовая культура влияет на установление индивидом определенной системы ценностей.

В-третьих, она вырабатывает навыки, привычки и стереотипы правового поведения.

Правовая социализация - это не только формирование навыков социального поведения, соответствующих правовым нормам общества.

Это еще и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ориентирующей личность на их соблюдение.

Началом этого процесса становится усвоение в детстве

норм социального поведения,

норм общения и взаимодействия людей,

социальных и нравственных запретов и требований.

Позже правовая социализация принимает более отчетливые формы.

Это происходит тогда, когда уже взрослый человек становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью:

самостоятельно отстаивать свои права,

цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми,

выполнять свои обязанности перед обществом.

Т.е. в процессе правовой социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.

Однако в ходе социализации могут возникать и искажения, деформации.

Они приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударственного поведения.

Таким образом, под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения.

Правовая социализация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности.

Она имеет исторически обусловленный характер.

Правовая социализация заключается в усвоении индивидом правовых норм и правил социального существования в обществе.

4. Механизм принятия юридически значимого решения

Под механизмом реализации закона, понимают процесс воплощения норм (закона) в фактическом поведении субъекта. Субъектом, применяющим норму в конечном звене, может быть гражданин, организация, должностное лицо.

Социология правореализации, изучая практику применения норм, особое внимание уделяет принятию юридически значимого решения указанными субъектами.

Специфическими субъектами принятия юридически значимого решения являются должностные лица. Именно их поведение в большей мере изучается в социологии правореализации.

«В окончательном виде правовое регулирование получает выражение в том массиве конкретных решений, бремя ответственности за которые берут на себя должностные лица и органы, осуществляющие применение права». Совокупность этих решений и практическое воплощение их в жизнь поведением конкретных участников правоотношений - вот та форма, в которой юридическая действительность презентируется обычным гражданам. Именно поэтому в социологии правореализации особое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на принятие решения должностными лицами. В этом плане представляют интерес приводимые ниже данные опроса.

Таким образом, можно выделить три наиболее значимых фактора принятия должностного решения:

1. Решение организатора деятельности государственного органа.

2. Нормативные акты, регламентирующие деятельность данного органа.

3. Личная оценка ситуации.

В совокупности эти факторы свидетельствуют о том, что государственные служащие в большинстве идентифицируют свою позицию с позицией государственного органа, представителями которого являются.

Варианты ответов на вопрос: чем, по вашему мнению, преимущественно руководствуются государственные служащие вашей организации при выполнении своих должностных обязанностей?

Должностными инструкциями

53,6%

Указаниями непосредственного руководителя и частично должностными инструкциями

69,9%

Только указаниями непосредственного руководителя

17,8%

Личной ответственностью за порученное дело

61,2%

Собственными представлениями о том, какие должностные обязанности следует выполнять

15,7%

Интересами своей организации

28,0%

Интересами общества

13,0%

Иное

1,7%

Государственный орган принимает решение в соответствии с его компетенцией. Поскольку процесс принятия решения на уровне государственного органа, как правило, изучается теорией управления, мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Тем более, что процедура принятия решения, компетенция любого органа государственной власти достаточно подробно регламентированы в положениях и иных нормативных документах. Нас интересует только социологический аспект: отношение госслужащих к роли и влиянию государственного органа на объект управления и учет позиции населения в решениях, принимаемых государственными органами. Социологическое изучение позиции госслужащих тем более важно, что, как показывает практика, в настоящее время часто встречается ситуация, когда государственные служащие не используют предоставленные законом полномочия и не принимают решения в пределах своей компетенции. Это, естественно, приводит к тому, что необходимые, назревшие решения госорганом не принимаются.

Вот как, например, расценивается государственными служащими место государственного органа в системе государственного управления по ряду показателей. Обнаруживается интересная, хотя и не очень отчетливо выраженная тенденция: компетентность решений государственного органа оценивается выше, чем степень решения практических задач, что демонстрируют приводимые ниже данные.

Результаты опроса

Варианты ответов на вопрос: как вы оцениваете изменения в деятельности вашего органа власти по следующим показателям

Возросло

Не изменилось

Уменьшилось

Затрудняюсь ответить

Не ответили

Влияние вашего органа власти в системе государственного управления

60,4

18,9

8,3

12,0

0,4

Компетентность в решении государственных задач

65,5

19,4

4,2

10,6

0,3

Эффективность решения практических задач

61,8

20,5

7,3

9,9

0,5

Направленность работы на нужды населения

63,2

21,5

5,2

8,9

0,8

Изменения влиятельности в будущем

65,5

19,1

2,6

12,5

0,3

Что касается юридически значимых решений конкретных граждан, то их принятие связано как с общим отношением к праву, так и с оценкой конкретных законов и норм. В контексте общего отношения к праву как фактору принятия решения, прежде всего, следует остановиться на психологической структуре деятельности. Именно деятельность - это то, что непосредственным образом связывает индивида с действительностью. Анализ деятельности, ее составляющих - это прежде всего психологический анализ.

С точки зрения психологической структуры любое поведение, в том числе правовое, может быть представлено в виде деятельности, действий и операций. Одни и те же поведенческие акты могут занимать в системе человеческих деятельностных отношений разные места - деятельность, действия, операции.

Деятельность соотносится с предметом деятельности. Предмет деятельности направляет активность индивида и одновременно побуждает эту активность. Таким образом, в деятельности мотив и цель совпадают.

Второй уровень - это действия, из которых состоит деятельность. С точки зрения психологической структуры действие подчинено «представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть сознательной цели». В основе деятельности лежит мотив, в основе действия - цель. Таким образом, в действии функции побуждения и направленности (цель и мотив) оказываются разделенными.

Именно на стадии формирования действий происходит процесс целеобразования - сложный процесс выделения и осознания целей. Именно здесь значение права максимально.

Следующий уровень психологической структуры деятельности - это операции. Конкретизация выделенных целей всегда зависит от условий их достижения. Поэтому всякое действие «имеет свой операциональный аспект, который определяется не самой целью, а объективно предметными условиями ее достижения». Способ осуществления действий называется операцией.

При принятии решения, имеющего юридически значимые последствия, необходимо, чтобы индивид выделил фактор права. Важно, чтобы -индивид осознавал факт юридической урегулированности. При этом следование правовому предписанию может быть целью, мотивом, условием деятельности индивида. Самым прямым образом это сказывается на принятии индивидом решения о правомерном или противоправном поведении.

Помимо ориентации на право как социальную ценность, принятие решения о том или ином юридически значимом поведении предполагает знание:

- конкретной нормы, предоставляющей права и возлагающей обязанности;

- процедурных и процессуальных моментов реализации прав и обязанностей;

- полномочий и компетенции органов управления, от которых зависит реализация прав и обязанностей;

- правозащитных механизмов, позволяющих восстановить нарушенные права.

Принимая решение о юридически значимом поведении, индивид прежде всего ориентируется на социальную обусловленность этого поведения. При этом у него должны быть сформированы представления о:

- политике государства в конкретной сфере управления как целостной системе мероприятий;

- целях, на достижение которых направлены конкретные законы, обеспечивающие эту политику;

- социально-экономических условиях, в которых эти цели реализуются;

- массовом поведении граждан, реализующих или нет положения данных законов;

- общественном мнении, в котором отражено отношение к данным законам и реализующим их органам власти.

Заключение

Таким образом, один из важнейших механизмов социально-правового регулирования - правовая социализация, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование личности, для которой санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия.

Кроме того, индивиды в ходе социализации интериоризуют правовую систему как целостность, включающую: 1) систему норм, с той или иной полнотой регулирующих общественные отношения; 2) юридическую практику, формируя одновременно отношение к правовым институтам и учреждениям; 3) правовую идеологию, понимаемую как система правовых взглядов, понятий, теорий.

С другой стороны, социально-экономический порядок, составляющий ядро правовой системы, обусловливает формирование личности конкретного индивида и помимо правовых воздействий. Таким образом, происходит как бы двойное социальное обуславливание в ходе правовой и общей социализации.

Если личный опыт индивида не совпадает с тем, что закреплен в правовой системе, возникает правовой нигилизм, деформируется личность, снижаются регулятивные возможности права.

Список используемой литературы

1. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н /Д: Феникс, 2002.

2. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.

3. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

4. Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.

5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.

6. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

7. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.

8. Эффективность правовых норм. - М., 1980.

9. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.

10. Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. - 1973. № 8.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты