Правовая социализация личности

Правовая социализация личности

24

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

дисциплина: социология права

РЕФЕРАТ

по теме: «Правовая социализация личности»

Подготовил:

доцент кафедры Г и СЭД

подполковник милиции

И.С. Городовой

Белгород - 2008

План реферата

Страницы

Вступительная часть

4

1. Процессы правовой социализации

5

2. Факторы правового поведения

8

3. Правовая социализация личности

10

4. Механизм принятия юридически значимого решения

19

Заключительная часть (подведение итогов)

24

Литература:

I. Основная

Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.

Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.

II. Дополнительная

Лелеков В.А., Тямкин А.В. Защищенность личности от преступных посягательств // Социологические исследования. - 2005. - № 6.

Подгурецкий А. Очерк социологии права. - М., 1974.

Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. - Казань, 1977.

Эффективность правовых норм. - М., 1980.

Явич С.Л. Об исследовании механизма действия права // Советское государство и право. - 1973. № 8.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Введение

Один из важнейших механизмов социально-правового регулирования - правовая социализация, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование личности, для которой санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия.

Правовая социализация - это часть единого процесса включения индивида в общественные отношения данного конкретного общества.

Она заключается:

в усвоении правой культуры данного общества,

в деятельностном освоении правовой действительности,

в поэтапном формировании правового сознания индивида.

Именно опосредование внутриличностными структурами особенностей правовой действительности позволяет обеспечить устойчивое правовое поведение.

В ходе социализации у граждан может сформироваться как позитивное, так и негативное отношение к явлениям правовой действительности:

- законам,

- органам власти,

- способам правового регулирования и т.д.

Позитивное отношение формируется только в том случае, если в законах адекватно отражаются как общие, так и групповые и частные интересы.

1. Процессы правовой социализации

Существуют различные точки зрения на то, как на основе интересов различных социальных слоев, групп и отдельных граждан должен выявляться общий интерес.

На наш взгляд, именно государству должна принадлежать ведущая роль в определении общего интереса, поскольку общий интерес должен конкретизироваться в целях правового регулирования.

Определение целей правового регулирования, как правило, лежит за пределами права.

Исходным моментом является определение (разработка) государственной политики в той или иной сфере регулирования.

Здесь следует согласиться с положением, признанным как в праве, так и в социологии: «Политика есть учет и представление многочисленных интересов, которые имеют место в обществе. По мере того, как массы осознают свои классовые, национальные, групповые и прочие интересы, они начинают действовать в соответствии с ними, а власть, как центральный момент политики, нужна для проведения тех или иных интересов в жизнь».

На основе определения приоритетов деятельности государства, его функций в конкретной сфере регулирования определяются цели правового регулирования.

При формулировании целей правового регулирования:

- в объекте социального управления выделяются те стороны, которые превращают этот объект в предмет правового регулирования,

- устанавливаются пределы государственного вмешательства,

- выбираются методы правового воздействия,

- определяются отрасли права и необходимые для принятия законы в соответствии с целями политики в данной сфере управления.

Государству принадлежит и должен принадлежать приоритет при выявлении общего интереса.

Именно на основе представлений об общем интересе государство вырабатывает политику в той или иной сфере регулирования.

Если исследовать понятийный аппарат граждан, то для большинства государственный и общий интерес являются синонимами.

Право, являясь регулятором общественных отношений, выражает интересы различных социальных групп и общностей.

Эти интересы весьма многообразны, и право призвано их выразить в нормативно-концентрированной форме.

Борьба в сфере принятия законов является отражением борьбы интересов различных социальных слоев и групп.

Не определив по существу различий в интересах и не встав открыто на ту или иную позицию, законодатель не может создать непротиворечивую, эффективно действующую систему законодательства.

Правовая система может ориентироваться на различные схемы взаимоотношения «индивид-общество», т.е. на разные способы соотношения частного и общего интересов.

В развитых странах в основе вычленения общего интереса лежит процесс конкуренции частных интересов.

Задача государства - при помощи правовых средств гарантировать определенные правила конкуренции этих частных (групповых) интересов.

В России правовая система была построена так, что до возведения в закон общего интереса проходил длительный период, когда определялось, в чем же этот общий интерес заключается.

Способы определения общего интереса были не правовыми, но социально обусловленными.

Были и волюнтаризм, и ошибки, и субъективизм в определении общего интереса, но отсутствовала возможность осознанного возведения в закон интересов определенной группы в ущерб интересам иных групп.

В настоящее время лоббирование стало вполне одобряемой общественным мнением процедурой.

Социальная обусловленность закона значительно снижается, поскольку вместо общего интереса законодательно закрепляется групповой.

Данное обстоятельство существенно меняет общее отношение граждан к законам, государству, органам власти, государственным институтам, значительно затрудняет правовое регулирование.

В связи с этим одной из актуальных задач социологии права является разработка процедур определения общего интереса на основе выявления интересов различных групп, слоев, иных социальных общностей.

Выявлению этих интересов, учету и правильному отражению способствуют обобщение материалов социологических исследований, объективный анализ общественного мнения.

2. Факторы правового поведения

Процесс реализации права следует понимать как достижение социальных целей в ходе действия правовой нормы. В этом процессе можно выделить два наиболее существенных социально-психологических механизма:

- механизм правовой социализации;

- механизм принятия юридически значимого решения.

Эти два механизма представляются наиболее значимыми для оценки возможностей реализации применяемых правовых актов.

I. Для того, чтобы норма могла быть реализована, она должна быть:

- усвоена участниками правоотношений,

- переведена во внутренний план,

- закреплена в мотивах, потребностях, целях индивида.

При этом не только норма, но и основные элементы правовой системы должны найти отражение во внутрипсихологических особенностях личности.

Отсюда ясно, что механизмы правовой социализации создают как бы основы правового поведения гражданина.

Социализация - это основа правомерного поведения. Она заменяет внешние санкции внутренним контролем. Это долговременный аспект.

II. Перед принятием решения граждане соотносят наличную ситуацию с нормой. Решение принимается на основе:

- всего комплекса правовых знаний,

- сформированного отношения к основным элементам правовой системы,

- своей позиции,

- интересов,

- потребностей,

- знания конкретного закона.

В значительной степени характер этого решения уже предопределен степенью и характером социализации индивида. Это ситуативный аспект.

В единстве эти два социально-психологических механизма - механизм социализации и механизм принятия юридически значимого решения - предопределяют правовое поведение индивида.

Предметом правового регулирования на уровне индивида является правовое поведение.

Индивид интересует право только в аспекте его поведения, деятельности.

Однако в системе действующих норм права важно учитывать:

- ценностные ориентации,

- установки,

- мотивы,

- иные внутрипсихологические механизмы индивидуального поведения.

Правовое поведение - это не всякое социально значимое поведение, а лишь поведение, которому свойственны следующие признаки:

1) четкая регламентированность законом или иными правовыми актами. Правовое поведение должно быть предусмотрено нормами права - предписывающими, разрешающими или запрещающими;

2) подконтрольность государству в виде его правоприменительных или правоохранительных органов;

3) способность повлечь юридически значимые последствия.

Различают правомерное и противоправное поведение. Механизм реализации права различен для правомерного и противоправного поведения. В первом случае речь идет о действии разрешающих и обязывающих норм. Во втором - в случае противоправного поведения - о действии запрещающих норм.

Таким образом, правовое поведение индивида предопределяется правовой социализацией и принятием юридически значимого решения.

3. Правовая социализация личности

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе».

Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.

Результатом этого включения является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных общественных отношениях.

Правовая социализация - это замена правомерного поведения по принуждению правомерным поведением, обусловленным личностными особенностями.

Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества.

Они должны желать делать то, что необходимо для общества.

Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.

Оптимизируют процессы социализации:

- факт правовой урегулированности общественных отношений,

- способ правового воздействия на них,

- определение должного и дозволяемого поведения,

- разнообразные запреты.

Правовая социализация - это процесс включения индивида в систему правоотношений данного общества на основе усвоения всей правовой культуры данного общества.

Можно говорить о правовой культуре как элементе культуры всего общества и правовой культуре индивида.

Структурные элементы правовой культуры - это компоненты юридической действительности в ракурсе эталонов поведения:

- право,

- правосознание,

- правовые отношения,

- законность и правопорядок,

- правомерная деятельность субъектов.

Можно и по иному рассмотреть правовую культуру и выделить следующие элементы:

- право, т.е. систему норм, выражающих государственные веления;

- правоотношения как систему общественных отношений, урегулированных правом;

- правовые учреждения, т.е. систему государственных органов, обеспечивающих правоприменение и правореализацию;

- правосознание;

- правовое поведение, т.е. систему практической деятельности по исполнению и применению права.

Показателем высокого уровня развития индивида является его правовая культура. Она проявляется:

- в его подготовленности к восприятию правовых идей и законов,

- в умениях и навыках пользования правом,

- в оценке собственных знаний права.

Различают три уровня правовой культуры:

- обыденный,

- профессиональный,

- теоретический или научный.

Результатом усвоения правовой культуры на уровне индивида может быть формирование научного, профессионального или обыденного сознания индивида.

Следует учитывать, что в индивидуальном сознании присутствуют элементы научного, профессионального и обыденного в специфическом для данного индивида сочетании.

Только преобладание тех или иных элементов позволяет условно различать эти формы.

Когда речь идет об обыденном правосознании, то обычно имеют в виду сознание массовое.

Т.е. обыденное правосознание - сознание граждан, чьи правовые представления в несистематизированном виде включены в их повседневную практику.

В основе профессионального правосознания лежит усвоение:

1) общих принципов права, правовых норм, связанных с профессиональной деятельностью;

2) профессиональных стереотипов, устоявшихся форм и приемов деятельности;

3) групповых профессиональных оценок, социальных предпочтений.

В основе научного правосознания лежат более объемные представления о действии всей правовой системы.

Правовая действительность осваивается в ее сущностных характеристиках.

Правовые факторы соотносятся с социальными.

Близко к понятию правовой культуры стоит понятие правовой системы.

Если правовая культура берет явления правовой действительности в статике, то правовая система оценивает эти явления в динамике - как некоторую действующую целостность.

Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:

писаное право как система норм,

юридическая практика,

правовая идеология».

При этом юридическая практика включает в себя элементы правовой культуры:

правоотношения,

правовые учреждения,

правовое поведение.

В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.

Таким образом, основу правовой социализации составляют:

- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;

- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;

- усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.

а) Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:

- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,

- к конкретным законам, комплексам законов, регулирующих однородные общественные отношения.

б) Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.

в) Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.

Еще предстоит исследовать:

субъективную освоенность правовых понятий,

зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,

соотношения значения и смысла правовых понятий.

При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.

Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:

знает эти нормы;

формирует отношение к ним;

следует той или иной модели поведения.

Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:

осведомленность граждан о тех или иных нормах,

способы получения информации,

степень доверия к источникам информирования и т.д.

Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.

Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения.

При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки.

Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме.

Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.

Таким образом, источником формирования знаний о праве и правовых нормах зачастую служит непосредственное наблюдение:

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты