Подростковая занятость в России

Подростковая занятость в России

Введение

В последнее время наблюдаются но-вые тенденции в экономическом поло-жении детей и подростков в России. Чрезвычайно актуальной становится проблема их занятости. Речь идет о больших объемах вторичной занятос-ти в течение учебного года, когда на-ряду с основным видом деятельности - получением образования подростки выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работаю-щих подростков происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения ко-личества детей, которые оставили учебу.

При исследовании занятости подро-стков в первую очередь встает вопрос о её реальных объемах. Официальная статистическая отчетность, как изве-стно, учитывает лишь незначительную часть работающих детей. Поэтому, определяя масштабы занятости под-ростков в возрасте 14-17 лет, прихо-дится полагаться на социологические обследования, проводя оценочные расчеты. Проведенные исследования дают основание оценить уровень под-ростковой занятости приблизительно в 25% от их общей численности, что говорит о масштабности явления для современной России. При этом боль-шая часть детей занимается мелким бизнесом, уличной торговлей, оказы-вает услуги по строительству, ремон-ту, уборке, участвуют в сельскохозяй-ственных работах.

На первое место среди мотивов по-иска подростками работы выхо-дит "необходимость оказания помощи родителям из-за тяжелого материаль-ного положения семьи". За последнее время доля занятости подростков по этой причине увеличилась почти в 3 раза и достигла 50%. В то же время существенно снизилась роль таких причин занятости подростков, как "ра-бота для удовлетворения личных пот-ребностей" (желания "иметь карман-ные деньги и покупать дорогие вещи") с 55,6% до 38,4%; "стремление само-утвердиться" с 19,5% до 11,6%.

Получило распространение в пос-ледние годы и использование труда детей младше 14 лет. Сегодня около 10% учащихся 6-7 классов подрабаты-вают.

Страна обрела проблемы, с которыми мировое сооб-щество ведет борьбу в течение многих лет и победить их непросто, что и говорит об актуальности данной темы.

Цель курсовой работы - рассмотреть подростков - как объект социальной работы.

В работе решаются следующие задачи:

- раскрыть работу социального педагога с подростками, их особенности, различные отклонения в поведении;

-рассмотреть методы перевоспитания трудных подростков;

-охарактеризовать подростковую занятость в России и организацию подростковой занятости.

Предметом исследования является организация социальной помощи подросткам.

Объектом исследования являются подростки, нуждающиеся в оказании социальной помощи.

Гипотеза-Россия, где права детей на протяжении долгих лет были надежно защищены, столкнулась с ранее незнакомой ситуацией, когда труд ребенка из фактора социальной адаптации зачастую превращается в свою противоположность.

В данной курсовой работе была использованы книги таких авторов как; Вайзман Н., Захаров И.А., Кондращенко М.А., Хрипкова А.Г и др., в которых рассматривается работа с подростками, социальная помощь семье и детям, педагогические условия ,.проблемы, методика и опыт социальной реабилитации,

Данная работа состоит из введения ,двух глав, четырех параграфов, заключения и литературы.

Глава I. Подростки как объект социальной работы.

1.1. Подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

Юношей и девушек в 11--12-- 15--16 лет мы называем подро-стками; это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но это не только физическое и половое созревание, но и формирование личности.

Физическое развитие характеризуется быстрым ростом, увели-чением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, по-вышением кровяного давления, быстрым утомлением, головок-ружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению.

В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.

Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток срав-нивает себя с окружающими сверстниками.

Трудные подростки -- это педагогически запущенные дети, они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.

Они не любят трудиться, не могут заставить себя что-то де-лать, не могут заниматься систематически, делают только то, что интересно. Трудные подростки нарушают в школе дисциплину и порядок, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверст-никами, с родителями, бросают школу, считают себя неудачни-ками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нару-шают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме. Пропаганда секса -- к подростковой беременности, так как часто очень рано они вступают в половые связи. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.

В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения (приватизация, аренда, кооперация) привели к незащищенности подростков на производстве. Многие подростки, получив при старой системе образование, не хотят переучиваться или просто учиться дальше, обновлять свои знания.

В условиях демократических свобод (многопартийность, само-управление, свобода слова) подростки не могут сделать правиль-ный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.

Практика отчисления их из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.

Количество преступлений, за которые подростки привлечены к уголовной ответственности, превысило 100 тыс. Из них на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Раз-бой, грабеж, повторение преступлений, изнасилование -- число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет.

В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались бла-гополучными (школы, техникумы, вузы).

Отклонения в поведении подростка -- это результат педагогической запущенности и неблагоприятной окружающей среды. И как результат -- реакции протеста, неповиновение, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрес-сивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным экс-цессам, употреблению алкоголя.

Интересны результаты исследования Н.Вайзмана Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.-М., 1996. с.140-141. об особен-ностях поведения трудных подростов. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по, физическому и половому развитию отставали от сверстников». Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхност-ны. «В школе такие учащиеся паясничали, демонстративно не под-чинялись, прогуливали занятия».

Ко второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбуди-мостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление нарко-тиков». Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.

Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подрост-ки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых являет-ся результатом аномалии развития организма.

Обратимся снова к исследованию Н.Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена ра-ботоспособность, неустойчивое внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5--7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не мо-гут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать се-мью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в технику-мах.

Исследования групп подростков-учащихся, охваченных преступ-ностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплинарные, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.

У учащихся ПТУ -- противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать и учить-ся, спекуляция, бродяжничество.

У воспитанников детских домов и приютов -- агрессивность, драки, те же нарушения, что и у учащихся ПТУ Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994. с. 47..

Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в пове-дении подростка. Отклонения, опасные для жизни, выплескива-ются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не за-думываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья; опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в по-ведении.

В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового самоубийства явля-ется психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, они по-кушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающи-ми. Они становятся объектом осуждения, угроз, что также приво-дит к попытке самоубийства1.

Среди беглецов зафиксировано больше всего подростков. Ос-новная причина -- плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60--70%), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными: тяжелым эко-номическим положением семьи, безработицей, неполным соста-вом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей и т.п. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.

Подростки-беглецы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никог-да не возвращаются.

Часть подростков-беглецов уходит из семьи под влиянием стрем-ления к свободе, независимости.

Психологами разработаны типы детей с различными отклоне-ниями, которые требуют самого разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку требуется вмешатель-ство социального педагога, чтобы помочь ему обрести самостоя-тельность и стойкость; другого нужно занять общественной рабо-той, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе.

Некоторые подростки не любят захваливания, некоторых не-обходимо увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмо-ционально-холодных нужно развивать культуру общения.

В работе социального педагога встречаются подростки с быст-рой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.

Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе.

На особенности психического развития ребенка, которые сле-дует знать социальному педагогу, обращал внимание в своих пси-хологических исследованиях психолог Л.С.Выготский. Л.С.Выготский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13, 14--17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» в 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, физические и психологические изменения в организ-ме, которые проявляются в реакции на внешние воздействия. Ре-акция на события в этом возрасте отличается от реакции взрос-лых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.

В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми. Социальный педагог должен помнить, что перестройка поведения подростка связана с половым созре-ванием.

1.2. Методы перевоспитания трудных подростков.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический про-цесс перевоспитания. Что такое перевоспита-ние? Это процесс предупреждения или преодоление различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Перевоспитание -- это трудный процесс и для воспитанника, и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться пер-спективой нового пути. Воспитатель должен поверить в человека, проанализировать прошлое, настоящее и представить будущее воспитанника, не упрекая его прошлым.

Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Перед социальным педагогом стоит воп-рос: как изменить отношение ребенка к труду и спорту? Что мо-жет стимулировать его на положительную деятельность, как от-вернуть его от нравственно постыдных поступков? Как подвести подростка к процессу самовоспитания и самообразования?

Все эти вопросы встают перед социальным педагогом в работе с каждым воспитанником. К этому процессу педагог готовится. Изучив воспитанника, следует сосредоточить его внимание на психологической готовности к изменению своего поведения. Это второй этап перевоспитания. Третий этап -- это процесс накопле-ния нравственно положительных качеств, поступков воспитанни-ка. Важно, чтобы этот процесс воспитатель контролировал и при небольших подвижках поощрял ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения.

Цель социального педагога в работе с трудными под-ростками состоит в том, чтобы помочь им «перешагнуть» через возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

Важно, чтобы в этом процессе, точнее, на этом этапе воспи-танник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Это подход к четвертому этапу перевоспитания -- процессу самовоспитания, когда воспитанник должен выйти из кризиса. На всех этих этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Следует также учитывать, что в этот процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в кото-рый попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли ко-ординатора, направляя коллектив на перевоспитание своего то-варища. Социальный педагог, работающий с подростками в реабилитационном центре, прибегает к одному из методов, по-ставив перед воспитанником цель, быть похожим на кумира, на идеал. Этот нравственный идеал помогает в формировании поло-жительного поведения подростка.

Далее в новой обстановке реабилитационного центра его поступки и решения направляются социальным педагогом.

Здесь важно знать способности воспитанника, определив которые, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реаль-ности изменения своей жизни.

Учитывая, что в реабилитационном центре социальный педа-гог работает с группой, важно незамедлительное ее изучение. Не-обходимо знать все нюансы отношений всех воспитанников в груп-пе, степень влияния группы на каждого подростка. Какие дела больше всего интересуют группу? Как она строит свои отношения со средой?

Следует помнить, что у трудных подростков это могут быть враждебность, агрессивность, замкнутость. Отсюда, начиная с малой группы, следует оздоровить обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков,

И еще один путь перевоспитания трудных подростков -- это включение в группу воспитанных подростков, что значительно сложнее других методов Социальная помощь детям. М., 1994. с. 86..

В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы-ту А.С.Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри-тической ситуации, подросток понимает свою безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потреб-ность быть лучше. Но воспитанник достигнет успеха, если сможет изменить свои привычки и поступки.

Трудный подросток требует особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окруже-нием, точнее, должен быть установлен контакт, что в практике работы социального педагога достигается не сразу и не просто.

Здесь важно социальному педагогу еще до встречи познако-миться с личными делам подростка и в школе, и в комиссии по делам несовершеннолетних. Важно выяснить причину педагоги-ческой запущенности, а в дальнейшем стараться объединить пе-дагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания. Социальному педагогу важно овладеть приемом направления под-ростка к деятельности самосовершенствования.

Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж-дого воспитанника составляет психологическую карту. В этом осо-бенность работы социального педагога -- работа с личностью.

Учитывая, что трудные подростки чаще всего особенно возбу-димы, социальному педагогу важно выбрать для ребенка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача педагога состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Для воспитания этих качеств следует помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими.

Работая в реабилитационном центре с подростками, соци-альный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха.

Первое -- установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать. Познание ребенка -- это второе, о чем должен помнить педагог. Знать его мысли, стремления, реак-ции, планы на будущее. Третье -- установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации1.

Подробная технология достичь контакта социального педагога с подростком разработана психологом Л.Б.Филоновым. Он выде-ляет несколько стадий в разговоре социального педагога с подро-стком. Это накопление согласий во взглядах, вызов согласий со стороны подростка, поиск его увлечений, понятие особенностей его увлечений и поведения, определение отрицательных качеств его личности, его реакция на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М., 1994. с. 124..

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты