Положение современной семьи в Украине
p align="left"> Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй.

Прежде всего отметим разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. В семье не только нет явно выраженного главенства одного статуса перед другими, но меняется тип зависимости между носителями разных семейных ролей. Хотя брак и родительство по-прежнему являются не только личным, но и правовым и моральным отношением, призыв к учету индивидуальных интересов всех лиц лежит в основе современной правовой нормы и юридической практики. Приоритет, который отдается интересам детей при разводе или лишении родительских прав, оправдан социальной несамостоятельностью детей. Во всех же остальных случаях не только объективные социальные интересы каждого члена семьи независимо от пола и возраста, но и их личные желания являются основой внутрисемейного взаимодействия. Практически исключением являются лишь дети ясельного возраста, но как только ребенок становится в состоянии сформулировать свои желания или возражения, с ними приходится считаться. Уважение к личности признается неотделимым от формирования и необходимости сохранения самоуважения. Иметь желания и реализовать их считается нормальным путем обнаружения внутренних ресурсов и способностей личности и средством ее развития. Проявление индивидуальности считается нормальным и высокоценимым качеством, иногда даже вопреки конформности к норме (хотя, как правило, при условии отсутствия диссонанса с соответствующими нормами морали и опытом взаимодействия данной семьи как группы). Моральная аргументация «странного» поступка или регулярного действия, если она сопровождается убедительными ссылками на индивидуальные особенности, особые условия, а также не противоречит интересам других членов семьи и более широкой морали, не только обычно принимается, но и служит средством развития морального сознания укрепляет моральную автономию личности перед лицом других членов семьи и посторонних.

Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки -- это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.

Атмосфера в семье меняется: происходит сдвиг от системы наказаний и поощрений носителей соответствующих ролей, опирающейся на прочные и ясные традиции и на авторитет и власть главы семьи, к системе моральной оценки, морального спора, диалога и самообоснования, самооценки и оправдания, опирающейся на нравственную зрелость и убеждения всех членов семьи, на групповую и индивидуальную интерпретацию ситуации и относящихся к ней социальных требований и норм. Конечно, это обостряет атмосферу в семье, но в то же время делает напряженность в ней менее видимой для посторонних и даже для самих членов. Тем более важным становится взаимопонимание и доверие между супругами, родителями и детьми, а также откровенная коммуникация между ними как основное средство установления и поддержания взаимопонимания; Если эти условия не выполняются, растет отчуждение в семье, моральный диалог превращается в ссору, конфликт -- в насилие над личностью или стремление изолироваться от других в семье.

Индивидуализация охватывает не только сферу внешних функций членов семьи, разделение труда и моральные отношения в ней, но распространяется и на область досуга, свободного времени, проявляет себя в функциональной дифференциации жилого пространства в жилище. Каждому хочется иметь личное изолированное или условно изолированное пространство в жилище (в идеале -- комнату). Нормативный образ квартиры включает следующие элементы: каждому -- свою комнату, а кроме того -- общесемейную или гостевую комнату и места общего пользования6. Индивидуализация проявляется и в контроле или преимущественном использовании многих вещей долговременного пользования в доме -- от посуды до телевизора или радио, от спортинвентаря до книг и стульев. И, разумеется, она доминирует в одежде и в предметах личного обихода и гигиены. Индивидуализация одежды особенно акцентируется при наличии двух или более детей близкого возраста презрительное выражение «обноски» характеризует отношение к попыткам следовать утилитарным соображениям и пренебрегать нормативными, индивидуализированными. Случается, требование индивидуализации благ вступает в противоречие с элементарными традициями воспитания и нравственности.

Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители--дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).

Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.).

С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими -- безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.

Другая тенденция -- это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.

Итак, ясно, что досуг, как и вообще сфера быта, покоится как на совместной, интегрированной деятельности семьи в целом -- и это основная тенденция -- так и на индивидуализации ряда их сторон. Соотношение между этими тенденциями есть форма связи между индивидуальными и общесемейными интересами, т.е. социальная форма современной семьи, посредством которой и реализуются ее функции в обществе.

Одно из наиболее важных структурных проявлений совместного влияния нуклеаризации и индивидуализации на социальный строй современной семьи -- это ослабление роли родительских семей в формировании новых браков и превращение личных предпочтений, любви, в основу формирования брака. В традиционном семейном строе брак заключался в интересах двух больших семейных групп по их собственной инициативе или по желаниям глав семей. В брачном союзе доминировали социально-экономические интересы и собственнические соображения. Желания жениха и невесты были подчиненными и малозначимыми, статус новой семьи во многих группах общества определялся правилами наследования, положением невесты и жениха в родительских семьях относительно главы семьи и братьев или сестер -- старшинством детей. Социальный статус новой семьи существенно зависел от их начального экономического положения, которое определялось родительскими семьями. Уже при капитализме социальный статус семьи и ее экономическое положение изменяется по жизненному циклу, ставится в зависимость от профессиональных свойств и экономических успехов ее взрослых членов. Благосостояние семьи постепенно превращается в дело самой семьи, конечно, в той мере, в какой это позволяют господствующие социально-экономические условия.

Освобождение семьи от деформирующего влияния отношений собственности и наследования в полную меру осуществляется при социализме. Создавая условия для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, социализм делает их субъектами брачного выбора. Желания, стремления, личные предпочтения людей впервые могут стать основой формирования новой брачной пары. Самостоятельность молодых делает необходимым их более раннюю психологическую и моральную зрелость. Появляется особый период в жизни человека -- ухаживание и добрачная социализация, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни молодежи и которые разворачиваются в основном за пределами семьи и родительского контроля -- в местах учебы, работы, общественно организованного досуга и общения. Группы сверстников приобретают характер особого института социализации молодежи, дополняющего влияние семьи, школы и средств массовой коммуникации, формирующаяся до брака психологическая и моральная зрелость молодежи становится основой личностного взаимодействия в браке, индивидуализация ролей в добрачный период находит продолжение в других фазах самостоятельной семейной жизни, как в отношении супружеского взаимодействия, так и в воспитание собственных детей.

Конечно, перестройка механизма формирования брака не проходит гладко и требует целых десятилетий для своего нормативного переопределения и интеграции с другими аспектами социализации и. функционирования семейно-брачных отношений и системы воспроизводства населения. Гетерохронность процессов социализации (приобретение психологической и моральной зрелости, образования, квалификации, экономической и бытовой самостоятельности осуществляются в разное время) осложняет нормальное взаимодействие сексуальных отношений и морали я брачных отношений и брачной морали вплоть до нарушения нормативной последовательности этих событий в опыте брачной пары. Сексуальная сфера утрачивает свое подчиненное к детородным и брачным отношениям положение и утверждается как самостоятельная ценность, лишь зависящая от ценностей брака и родительства, но не определяемая ими целиком.

Поскольку брак в первую очередь покоится на индивидуальных предпочтениях и убеждениях и лишь регулируется и охраняется правом и общественным мнением и контролем, он может распасться, если не отвечает индивидуальным стремлениям или желаниям. Общественное и личное отношение к институту развода меняется в сторону признания его в определенных ситуациях нормальным механизмом регулирования семейного строя. Аналогичным образом подчиняются индивидуальным интересам и стремлениям регулирование зачатия и рождения детей в семье (контрацептивы, аборты, медицинская помощь).

Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными -- детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились -- идет ли речь о передаче детям профессионального .опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей -- внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.

Иначе выглядит ряд функций детей для родителей. Отмечая резкие различия современной городской семьи и традиционной (и в частности, сельской), многие авторы не находят другой полезности детей для современных родителей, кроме того факта, что дети продолжают оставаться объектом глубочайшей эмоциональной привязанности, жизненных переживаний, приоритетным объектом альтруистических устремлений.

Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.

Жизнь современного человека делится на два больших периода: вхождение в поток социальных и культурных изменений, стремительное и всеобъемлющее освоение традиционных и новейших культурных ценностей и социальных механизмов и последующее использование накопленного потенциала для нужд развития общества, культуры, собственной личности и воспроизводства новых поколений. Во второй фазе жизни приспособительная способность человека к потоку изменений ослабляется. Дети и молодежь становятся для взрослых во все большей мере тем каналом, посредством которого их личный жизненный мир может продолжать обогащаться непрерывным потоком социальных инноваций. Процесс трансляции культуры прежде строился на механизме ее движения от старших поколений к средним и младшим, а процесс накопления инноваций или замены культурных элементов проходил в несопоставимо более медленном историческом ритме. Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки, профессионализировавших функции воспитания, создания новшеств и их диффузии отношения между поколениями становятся симметричными. Уже молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя.

И в самом деле, идея перманентного образования сегодня касается лишь узкого спектра профессиональных, культурных и гражданских навыков и знаний. Все социальные изменения, которые пока еще не интегрированы в институты образования, происходят стихийно, должны тем не менее осваиваться людьми, адаптация к ним является хронической проблемой. Реакцией на нее и является развитие новых социальных функций детей и молодежи, которое поднимает их значение как для общества в целом, так и конкретно для собственных родителей.

В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях. Сегодня еще многие такие влияния детей на родителей воспринимаются как странность. Но, говорят специалисты, в моде давно уже господствует молодежный стиль, студенческий жаргон проникает в самые разные группы населения, пожилые люди садятся на скамью рядом со школьниками, осваивая новые методы ускоренного обучения. Развитие культурных функций детей и молодежи, вероятно, лишь начинается.

Итак, тенденция к симметрии моделей поведения и взаимоотношений устанавливается не только между мужчинами и женщинами в семье и вне семьи, знаменуя для них снятие социально-экономических и культурных ограничений в исполнении большинства социальных ролей и новое сознание специфики половцу групп в обществе. Тенденция к симметрии и взаимозависимости, нового типа устанавливается и в межпоколенных отношениях, делая их иерархию ситуативной, относительной, вовлекая в любую социальную связь между близкими людьми их индивидуальные качества, личные особенности, склонности, желания, а не только нормативные ролевые характеристики участников. Ролевой контекст социального взаимодействия не устраняется, просто как форма социальной связи он становится более гибким и чувствительным к личности. В семье и вне семьи между близкими людьми продолжают цениться привычные, традиционные, регулярные утилитарные формы поведения, как и ритуальные формы, имеющие символически и психологически многозначный сверх утилитарный смысл. Но, несомненно, особый акцент ныне ставится на всех внутренне мотивированных и вполне понятных и ценимых именно в этом своем значении прежде всего близким людям формах поведения и поступках -- идет ли речь о подарках, безвозмездных услугах, ежедневном обмене впечатлениями, интимной коммуникации между супругами или разборе с детьми школьного, рабочего дня, телепередачи или газетной новости. Без такого раскрытия перед близкими людьми собственного внутреннего мира невозможно и его адекватное формирование и функционирование. Все первичные группы и отношения выполняют эти функции в обществе, но семье в этом плане принадлежит устойчивая роль, которую она может выполнить сегодня только освободившись от «иерархической логики» социальных связей, признав самоценность каждого своего члена, независимо от возраста, пола, старшинства, социального положения, утверждая критерии личной компетентности, способности, здравого смысла, эмпатического сочувствия к радостям и заботам другого. На наших глазах новые императивы развития личности находят все более точную формулировку, кодификацию в требованиях к ежедневному поведению в семье мужчины, женщины, старика и ребенка, готовой упорхнуть из семьи молодой девушки или умудренного опытом основных жизненных испытаний человека средних лет. Итак, практически во всех аспектах семейного строя можно наблюдать как изменение институциональных форм действий и отношений, так и тенденцию интеграции нормативных механизмов с индивидуальными особенностями, стремлениями и желаниями.

Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.

Продолжительность существования нуклеарной семьи теперь меньше, чем продолжительность индивидуальной жизни, но это не отменяет ни общественной, ни индивидуальной ценности ее в современном мире.

Ценности семьи, брака, детей, дома лишь переопределяются в нормативном сознании и общественной психологии, они не отменяются, а приобретают исторически повое содержание, не вступают в конкуренцию с ценностями труда, благосостояния, общественной активности, индивидуального развития, а оказываются с ними в новых соотношениях.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты