Особенности трансформации российской культуры
p align="left"> Противоречия модернизации

Но было еще одно крупномасштабное противоречие, которое с нарастающей силой проявилось в последние два века существования Российской империи: между государственным единством этого огромного разнородного конгломерата и потребностью общества в развитии, которое не могло осуществиться без активизации деятельности всех сословий и групп и без преобразования присущих им ценностей и ориентаций. Потребности промыш-ленного и научного прогресса интенсивно требовали трансфор-мации российского общества и освоения достижений Запада, который уже в сильной степени переманил на свою сторону гос-подствующий класс, хотя и ценой сильного отрыва от народной культуры. Против такого отрыва Россия пыталась выставить свою самобытность, которая, как мы видели, была глубоко подорвана вековыми противоречиями. И уже оказалось невозможным про-должить это противостояние через мобилизацию православия - наподобие того, как десятилетия спустя в ответ на экспансию Запада проводили «ревайвал» своего религиозного достояния ис-ламские фундаменталисты или индусские коммуналисты. Про-исходивший почти повсеместно в XX в. разрыв, обусловленный модернизацией, принял особенно катастрофические формы в России в силу отмеченной выше разорванности цивилизации.

Конечно, культура всякого развитого общества имеет поли-морфный характер, она богата и разнообразна, выполняет одно-временно или по временным циклам существенно различные функции. Для «топора и иконы» русской культуры могут быть приведены аналоги из других культур: священная и смеховая куль-тура, монах и рыцарь, рыцарь и буржуа, дворец и церковь (и костер), хризантема и меч и т.д. Тем не менее рассмотрение вся-кой «нормальной», т. е. зрелой и устойчивой цивилизации убеж-дает нас в том, что при всей дифференцированности и внутрен-ней противоречивости их духовным системам был присущ либо некоторый духовный стержень и нормативный принцип - как в исламе, либо устойчивое структурное распределение ценностей по сферам бытия (и разным религиям) - как в Китае, или по иерархии социокультурных компонентов - каст - как в Индии. Цивилизация утверждает некоторую соразмерность, формирует нормативную сердцевину, а тем самым выполняет и влиятельную интегрирующую функцию, соединяя воедино различные этнические, социальные и политические единицы.

В Западной Европе, кик мы видели, в средние века такой еди-ный универсализирующий порядок обеспечивала католическая церковь. Переход к Новому времени сопровождался острыми про-тиворечиями, конфликтами и длительной враждой между разны-ми социальными сторонами, имевшими принципиально различ-ные духовные установки. Лишь постепенное утверждение буржу-азного строя с устойчивыми рыночными и правовыми механиз-мами регуляции отношений ослабило степень конфликта, хотя так и не устранило соперничества между нациями.

Не то было в России. Смешение, переплетение и наложение не только противоречивых, но и взаимоисключающих ориента-ции пронизывало всю культурную жизнь России, раздирая ее не только по сословиям и классам, но и субкультурам и по крайним ориентациям -- между нигилизмом и апокалипсисом, «двумя куль-турами», «белыми» и «красными» и т.д.

Государство в социокультурной структуре России

При исторически сложившемся положении именно самодер-жавие выступало как носитель наиболее универсального принци-па, объединяющего столь разноликий конгломерат социальных и культурных структур, к тому же большей частью ограниченный в своих смысловых ориентациях. Только оно могло выходить за локальные пределы, соединяя в себе Запад и Восток, Север и Юг на огромном пространстве от Варшавы до Калифорнии и затем Чукотки и Кушки, обеспечивая несомненное единство этого про-странства и населения в политическом, административном, а в определенном смысле и в хозяйственном планах. Империя была более универсальной, чем официальная религия и культура ее титульного народа.

Именно степенью универсальности Российская империя от-личалась от других подобных ей имперских образований того вре-мени, что делало ее в самом деле продолжением и подобием пер-вого и второго Римов, придавало ей такой огромный масштаб и длительную устойчивость, несмотря на то, что XIX в. все более обнаруживал ее хозяйственную и военную слабость. Государство показало себя достойным воплощением этой угодной ему, но роковой идеи «третьего Рима». Воспользовавшись потенциями православия, оно превзошло его территориальные и духовные рамки. Более того, оно превзошло то пространство, на которое могла претендовать «русская идея», конечно, в ее самобытно- русском виде, а не мессиански вселенском размахе. Уже в XVIII в. русская общественная мысль в основном преодолевает присущее православию прямое и упрощенное противостояние «неверным», «нехристям», «басурманам». Хотя замирение степных кочевников и кавказских горцев, передел территорий с восточными импе-риями завершились лишь к концу XIX в., около трех веков шла работа по постепенной нормализации административного управ-ления империей. Длительный опыт продвижения на Восток и на Запад научил русское правительство, начиная с Ивана Грозного, не опираться лишь на силу, а достигать компромисса с местными политическими структурами. Авторитарное правление допускало гибкий режим политической регуляции и ограниченную культур-ную и религиозную автономию включенных территорий. Триеди-ная идеологическая формула «православие, самодержавие, народ-ность» не только сковывала правоверие и не только привязывала патриотизм к самодержавию. Она нередко оказывалась обреме-нительной для имперского правительства, сталкивавшегося с многотрудной задачей стабилизации государства, населенного многочисленными иноверцами. Реальная политика была направ-лена нередко на преодоление антагонизма между православием и другими конфессиями, и продвижение православия в другие райо-ны империи было достаточно скромным, затрагивая в основном лишь пришлое русское население.

Имперское правительство довольно рано стало руководство-ваться принципами конфессиональной терпимости для налажива-ния эффективной системы управления. В западных землях со-храняют свою самостоятельность протестантские и католические церкви, а на Востоке -- мусульманские и буддийские. При Петре 1 православие было поставлено под контроль правительственного Святейшего Синода, а при Екатерине II эдикт «О терпимости всех вероисповеданий» (1773) отделил «иноверные исповедания» от вмешательства православия и перепоручил все религиозные дела светским властям. Российские генерал-губернаторы не отя-гощали себя распространением православия и нередко старались поддерживать в своих владениях сносные отношения с местной политической и духовной элитой.

Включение в Российскую империю все новых и новых терри-торий не сопровождалось установкой на ассимиляцию, измене-ние жизни, религии и языка подчиненных народов, Напротив, предметом показной идейной гордыни было «многообразие пле-мен, вер и языков». Бывшие соперники и противники постепен-но замиряются, их населению предоставляется значительная культурная и религиозная автономия, а элита привлекается на государственную службу.

Распространение русской культуры с одной стороны, несомненно было средством приобщения образованных инонацио-нальных слоев к достижениям передовой культуры Запада, ожив-ления духовной жизни, внедрения новых представлений о роли личности, характере социальных отношений и путях преобразо-вания общества. С другой стороны, это было чревато русифика-цией и отрывом просвещенной верхушки от своего народа, по-груженного в прежние формы труда и быта.

Реальная практика государственной власти далеко расходи-лась с ожиданиями различных слоев и отражала интересы дворянско-бюрократического сословия. Утверждаемые самодержав-ной монархией принципы правления, регуляции социальных от-ношений, контроля за деятельностью государственных и общест-венных структур и организаций были привязаны к корыстным и партикулярным запросам класса, имевшего монопольную собст-венность на землю (дворянство) и административные должности (бюрократия). Власть изымала из подданных и подчиненных слоев налоги - в денежной форме, трудовых и воинских повинностях.

Глухой и дикий протест народа подавлялся силой и загонялся вглубь. Однако уже к концу XVIII в. общественное сознание вы-разило это расхождение между интересами государства и общест-ва критикой социальных порядков (Радищев, Новиков), а в нача-ле XIX в. были выдвинуты оппозиционные проекты социального переустройства (декабристы). Ведущей темой русской культуры становится критика власти и социальных порядков. Со своей сто-роны, государство выступило с жестокими репрессиями по отно-шению не только к политическим контрдвижениям, но и к про-явлениям всякой оппозиционной мысли как в светской культуре, так и в религии.

Авторитарный политический строй царской России не допус-кал оформления отдельного, автономного от него или хотя бы дополняющего нормативного порядка. Жесткая подчиненность православной церкви правящему режиму дополнялась и жесто-ким контролем над светской культурой.

Поэтому характерной чертой духовной жизни России в XIX в. стало усиление оппозиционных течений. Создание тайных поли-тических обществ сопровождалось ростом духовного инакомыс-лия, принимавшего форму подполья как скрытого распростране-ния запретных мыслей, иносказании как метафорического изло-жении таких мыслей или же эмиграции и открытого обращении к обществу с «вольным» словом.

Именно литература (и особенно литературная критика) взяла на себя функции осмыслении жизни, нравственной или эстетической оценки, духовной критики и исканий. Литература в большой степени выполняла роли, которые обычно выполняет рели-гия: мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропа-гандистскую. Повышенная социальная значимость придавала лите-ратуре черты идеологичности и философичности.

Русская интеллигенция и культура

Именно духовная структура российского общества во многом определила характер деятельности русской интеллигенции. В тех длительных и многочисленных спорах о роли и судьбах русской интеллигенции, которые велись на протяжении десятилетий, мы найдем начальную общую социологическую схему, если выделим узкое и широкое понимание этого термина.

Из многих разнообразных определений русской интеллиген-ции в узком смысле мы выбираем, как наиболее точное, то, кото-рое дал в 1926 г. известный русский мыслитель Г.П.Федотов: «Го-воря простым русским языком, русская интеллигенция «идейна» и «беспочвенна». Это ее исчерпывающее определение». Идей-ность раскрывается как приверженность идеалу, практически за-меняющему религию, но возникшему не как «божественное от-кровение», а построенному в теоретическом мировоззрении. Идей-ность основана на этически окрашенном рационализме, изгоня-ющем иррациональные или мистические начала, и поэтому по большей части противопоставлена религии. Беспочвенность пред-стает как отрыв от национальной культуры, государства, религии и даже быта, от всех органически выросших социальных и духов-ных образований. Амплитуда идейных поисков и утверждений, присущих интеллигенции, может быть весьма широка: от всесто-ронне развитого мировоззрения, включающего обоснование спра-ведливого порядка, до нигилизма и безверия.

Очевидно, что такое определение интеллигенции не охваты-вает всех лиц умственного труда или тех мыслителей и деятелей культуры, которые так или иначе примыкали к существующим структурам или были «укоренены» в социальной жизни и народ-ном быте.

Однако в широком смысле мы определим интеллигентно как го духовное сословие русского общества, в которое входят люди, занятые умственной, духовной деятельностью, как в светской, так и в религиозной сфере, как работающие на ниве просвеще-ния, здравоохранения (огромная масса учителей и врачей), в су-дебных органах (адвокаты), технических профессий (связисты, агрономы, инженеры и т.д.). Хотя большая часть этой интелли-генции состояла на государственной службе (в том числе учите-ля), но ее деятельность так или иначе отвечала интересам всего общества, содействовала просвещению народа, подъему уровня образования, развитию новых видов производства. Это положе-ние способствовало принятию ее принципов умеренности, по-степенности и компромисса, т. е. либерального направления в общественной жизни. Таким образом, интеллигенция в широком смысле, ориентированная на просветительские, либеральные и прогрессистские ценности, играла важную конструктивную роль в преобразовании русской культуры. Ее деятельность способст-вовала постепенному сглаживанию социально-культурных и на-циональных антагонизмов, утверждению идеалов справедливос-ти, прогресса и терпимости, принятию и адаптации достижений западной цивилизации к национально-историческим условиям, расширению народного просвещения и правового порядка в стра-не, межнациональному взаимопониманию и т.д. Во второй поло-вине XIX и начале XX в. эта интеллигенция стала движущей си-лой в процессах модернизации и индустриализации страны на основе использования ее эндогенного потенциала - через собст-венное развитие техники и науки.

Однако возможности этой части интеллигенции были огра-ничены теми социальными и культурными противоречиями, ко-торые накапливались в России и раскалывали общество на верхи и низы, имущих и неимущих. Посредническая прослойка рус-ской культуры, воплощавшая ее либерально-прогрессистскую ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы создать общест-венную систему взаимодействия и взаимопонимания. Радикаль-ная критика клеймила эту часть интеллигенции как «соглашате-лей», «приспособленцев» и «героев оговорочки», резко осуждала позицию умеренности и постепенности в пользу радикальных преобразований.

Оппозиционность радикальной интеллигенции по отношению к самодержавию резко усиливали ее социальный критицизм, пре-небрежение к самоценным, автономным формам духовности и отрицательное (или атеистическое) отношение к религии, то и другое казалось ей ложными и излишними формами деятельности, не приносящими пользы «народному делу». Усиление такого критицизма и прагматизма, отказ от устойчивых нравственных ориентаций способствовали допущению, а затем и утверждению желательности насилия и террора как наиболее эффективного средства радикального переустройства общества. В поисках той социальной опоры, которая поддержит политику социальных пре-образований, радикальная интеллигенция обращалась первона-чально к крестьянству (народничество), затем к люмпен-проле-тариату, накапливавшемуся в России в процессах модернизации, и наконец - к зарождающемуся рабочему классу.

Именно марксизм стал для лево - радикальной интеллигенции тем идейным учением, которое сложилось во всеобъемлющее мировоззрение, обосновывающее программу радикального пере-устройства общества.

Социокультурное размежевание и революция

На рубеже веков в России происходит нарастание тех проти-воречий, которые накапливались на протяжении всей ее исто-рии. Подобно тому как в социальном плане усиливалось соци-альное расслоение, в культуре оформляется идейное размежева-ние, подрывается прежняя классическая парадигма культуры как носительницы просвещения, прогресса, гуманизма и народнос-ти. В общественной мысли формируется проблема противостоя-ния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, За-пада и Востока, государства и свободы, элиты и массы, консерва-тизма и прогрессизма. Падает престиж классической парадигмы как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и ра-дикалов, «западников» и «восточников». Эти тенденции протека-ют на фоне растущей плюрализации духовной жизни, сопровож-давшей развитие капитализма и ослабление авторитарного кон-троля со стороны самодержавия. Сама по себе такая плюрализа-ция содействовала обогащению духовной жизни, что привело к тому, что получило название «русский культурный ренессанс». Однако органической слабостью этого ренессанса стала утрата той социальной значимости, к которой тяготела радикальная часть российского общества, отход от проблем социальной справедли-вости и правды, ослабление элементов этического. Для предста-вителей «русского культурного ренессанса» были характерна сла-бость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики и социологии, от массовой психологии, уход в сферу «чистого искусства» обрек-ли духовную жизнь на поляризацию противостоящих и враждеб-ных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопреде-лил глубокий и непримиримый раскол, которому не могла про-тивостоять какая-либо устойчивая, умеренная или компромисс-ная концепция. В этих условиях марксизм выступил как естест-венное и логическое завершение той лево-радикальной тенден-ции в истории русской общественной мысли, которая постоянно воплощала в себе критическое неприятие существующего строя, поиск социальной справедливости и решения социальных про-блем. Но это решение обреталось отнюдь не в культуре, а в поли-тической революции, которая должна вырвать власть у самодер-жавия и передать ее в руки «трудящихся», а вернее, их «передово-го отряда» - коммунистической партии. Допускаемая культура должна стать «частью партийного дела», подчиненного партий-ному руководству.

Итак, Россия представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, примыкаю-щих к русско-православному региону как номинально основно-му. Но основа русского региона предстает глубоко противоречи-вой, разрываемой на противоположные начала сразу в несколь-ких направлениях. Все это было присуще российскому обществу еще в прологе к великим переменам. И они застали его в состоя-нии напряженного внутреннего разлада. Социальные катаклиз-мы, сопровождающие переход к новому обществу, происходили как до большевистского переворота в России (в Англии, Фран-ции, Германии, Японии), так и после него (в Турции, Испании, Египте, Иране). Но именно в России этот катаклизм принял наи-более радикальный и длительный характер, даже по сравнению с крайностями азиатских -- китайской и вьетнамской или кампу-чийской - революций. Одна из основных причин такой специ-фики состоит в том, что на этом огромном геокультурном про-странстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной ре-гуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

Конечно, в Российской империи, как и в других странах, были важны внешние причины, поставившие под сомнение сохране-ние внешнего порядка. Военные поражения, понесенные Рос-сией на Востоке и на Западе, были несомненными признаками эфемерности огромной империи. Как и повсюду, насущная потребность в модернизации вызвала острые социальные противоречия. Сочетание этих факторов уже было достаточно для революции. Но если в нормальных вариантах революции вскоре за-вершались поражением и «реакцией», то Россия стала не только первой и ведущей страной торжествующей революции. В ней она продержалась дольше, чем где бы то ни было.

Социокультурное формирование советского общества

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты