Основы социологии
p align="left">Фактические отношения - более широкое понятие, чем правовые отношения. Потому как, фактические отношения не всегда являются правовыми. Но не всегда фактические отношения будут являться не законными, то есть могут существовать такие отношения, которые представлены следующим выражением - не запрещено, значит разрешено. Это так называемые пробелы в законодательном пространстве.

9.Почему функции права рассматриваются в единой системе социального управления и в неразрывной связи с экономическими, социальными и идеологическими и другими факторами общественного развития?

Право выражает нормативную структуру общественной жизни. Право понимается как часть социального целого, оно порождено социальными потребностями, выполняет ряд нужных обществу функций и обеспечивает общественную стабильность во взаимодействии со многими другими общественными институтами. При этом правовые нормы не могут действовать сами по себе, автоматически. Они формируются и функционируют неразрывно со многими факторами общества, в том числе и экономическими, политическими и идеологическими.

Тема 3. Методы социологического исследования и применение их в ходе изучения сферы правовых отношений

1. Укажите на различия в понятиях «социальное исследование» и «социологическое исследование».

Социологическое исследование - это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. А так же сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Цель социологического исследования - получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Социальное исследование - более узкое понятие по сравнению с социологическим исследованием, и, как правило, оно является его частью. Включает в себя только эмпирический уровень знаний.

2. Сформулируйте своё определение программы социологического исследования.

Программа социологического исследования - это предварительно составленная схема действий проведения логически последовательных операций, для всестороннего изучения какого-либо социального противоречия в обществе.

3. Составьте схематический план программы социологического (социального) исследования. Выделите в нём методологический и методический разделы и элементы программы исследования (объект, цели, задачи и т.д.)

Существенной частью программы любого исследования является, прежде всего, глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.

Социальная проблема - есть социальное противоречие, сознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментов для ее сбора, логическую программу (алгоритм) обработки собранных данных на компьютере.

В методологический раздел программы входят:

- формулировка и обоснование проблемной ситуации;

- определение объекта и предмета социологического исследования;

- определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методологический раздел:

1) проблемная ситуация - курение в молодежной среде;

2) объект - молодежь и подростки в возрасте от 12 до 20лет;

3) предмет исследования - как думают сами представители молодежи и подростки, для чего начинают курить;

4)задачи исследования:

- искоренение этого зла в государственном масштабе (издание законов, актов);

- действия, выражающиеся в общественном контроле и всеобщем порицании.

В методическом разделе проводим:

- логическое упорядочивание основных категорий, которые будут применяться в исследовании;

- определение соотношения элементов и свойств исследуемого явления;

- обработка данных на компьютере, с помощью специально разработанной программы (в ней можно предусмотреть разбивку мнений в зависимости от возрастной категории, предложения по решению проблемы, высказанные участниками исследования, какой процент опрашиваемых пробовал или сейчас курит и т. д.).

4. Составьте перечень вопросов (закрытых и открытых) для социологической анкеты по какой-либо конкретной проблеме (уголовная преступность, общественное мнение о работе правоохранительных органов, алкоголизм и наркомания и т.п.)

Проблема: курение в молодежной и подростковой среде.

Анкета-опрос лиц в возрасте от 12 до 20лет.

План вопросов:

-вопросы, содержащие объективные сведения о респонденте;

- содержательные вопросы, ответы на которые отражают суть проблемы;

-контроль достоверности данных.

Ответы на первую часть вопросов представляют собой сведения о возрасте, образовании, трудовой деятельности опрашиваемого. Вопросы простые, но без ответов на них, при обработке на компьютере, анкета может исключиться из обработки.

Вторая часть самая важная и сосредотачивает в себе вопросы по главной проблеме:

- Как Вы считаете, почему молодежь начинает курить?

- Как Вы относитесь к этой насущной проблеме современности?

- Пробовали ли Вы когда-нибудь курить? (закрытый вопрос)

- Возникает ли у Вас желание попробовать?

- В каком возрасте пробовали курить? (закрытый вопрос)

- В каком начали курить постоянно? (закрытый вопрос)

- Курите ли Вы в настоящее время? Если да, то что? (закрытый вопрос)

- В каком возрасте выкурили первую сигарету?

- Где берете сигареты?

- Продают ли Вам сигареты в магазинах?

- Где Вы берете деньги для покупки сигарет?

- Хотите освободиться от табачной зависимости?

- Пробовали освободиться от этой проблемы?

- Ваши друзья, родители, знакомые или соседи курят?

- Кто-нибудь из Вашего окружения дает Вам сигареты?

- Считаете ли Вы, что курение оказывает пагубное влияние на Ваше здоровье?

- Что необходимо сделать, чтобы уменьшить распространение курения в молодежной среде?

- Стоит ли ужесточить наказание за нарушение правил торговли табачными изделиями, за курение в общественных местах?

В контрольной части анкеты можно сосредоточить психологические вопросы, которые могут послужить индикатором - правдив ли был анкетируемый.

5. Что такое статистическая группировка?

Статистическая группировка - это множество респондентов, выбранных в качестве объекта исследования, при социологическом анкетировании, которых опрашивают стандартным образом.

6. Допустим ли социально-правовой эксперимент?

Социально-правовой эксперимент допустим. Эксперимент бывает натурный и мысленный. Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко, являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Такой вид характеризуется двумя группами - с формализованными и неформализованными параметрами. Формализованные параметры представляются системой языка машины, а неформализованные - ценностными ориентациями человека. В таком понятии, можно запрограммировать социально-правовые параметры какой-либо ситуации, при возможности нескольких исходов. Таким образом, мысленный социологический социально-правовой эксперимент с неформализованными параметрами, возможен. Проведение натурного социально-правового эксперимента - дело не простое и требует от исследователя соблюдения моральных и юридических принципов и норм. Возможно для изучения поведения, особенностей деятельности работников внутренних дел (милиционеров), а именно - правильно ли проводится задержание, работа с задержанными. Допустим, социолог, сознательно совершает небольшой проступок, и задержан патрульной службой. Он может реальным образом изучить поведение работников милиции, так сказать, в естественной среде их обитания. Но такие ситуации возможны лишь, видимо, в единичных случаях, при каких-либо научных изысканиях.

7. Допустимо ли «включенное наблюдение» при исследовании в сфере права?

Включенное наблюдение возможно при условии что наблюдатель (социолог), непосредственно участвует в его проведении.

Положительный момент такого наблюдения - возможность узнать все тонкости событий, их подоплеку, движущие моменты главных действующих лиц. Где социолог может участвовать непосредственно в правовой сфере? Допустим, в неформальных объединениях подростков и молодежи, ведь часто их поступки носят девиантный характер, а действия - неправомерный. В настоящее время это было бы очень актуальное исследование.

8. Ответьте на вопросы контрольного текста:

1)опрос-разновидность анкетирования? (да);

2)анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом? (да);

3) в социологической анкете необходимо указывать фамилию, имя и отчество? (нет); в стандартизированном интервью почти все вопросы открытые, что напоминает журналистский опрос? (нет)

4) самый распространенный в социологии метод-наблюдение? (нет);

5) анализ документов бывает включённым и невключённым? (нет);

6) контент - анализ - разновидность социологического опроса? (нет);

7) перепись населения - разновидность сплошного опроса? (да)

8) выборочная совокупность всегда больше генеральной? (нет).

Тема 4. Европейская классическая социология права и социологический подход к праву в России в XIX - начале XX вв.

1. Какое значение для развития правоведения, по мнению М.М. Ковалевского, имеет социологическое толкование права?

По мнению Ковалевского, социология дает общие принципы подхода к социальным явлениям в целом, в том числе и к праву. Она подходит к праву с точки зрения методов социальной статики и социальной динамики. За нормами права и юридическими институтами нужно видеть социальные отношения, которые вызвали эти нормы к жизни. Таким образом, правоведение не может развиваться самопроизвольно, само из себя, без заимствования правовых и социальных норм из развивающихся социальных отношений.

2. Почему юридические правила, с точки зрения Э. Дюркгейма, служат индикатором общественного развития?

Э.Дюркгейм исходит из того, что общественная жизнь всегда стремится организовываться, принять определенную форму. Право является наиболее устойчивой и точной формой организации социальной жизни. Отношения, связи людей облекаются в юридические правила. Поэтому право отражает все значимые виды социальной солидарности, помогает изучить и понять их.

3.Что означает в понимании М. Вебера аллегория: «Образ короля рушится раньше, чем его трон»? В каких условиях, по Веберу, нормативный порядок перестает существовать эмпирически, несмотря на то, что его никто де-юре не отменял?

М.Вебер рассматривал обязательность законов и установлений, при этом люди повинуются не в силу традиций или по воле лидера, а подчиняются правовому порядку. В обществе складывается особый «легитимный» порядок. При этом юридический нормативный порядок значим безотносительно к субъективным смыслам индивидов. В социологии обычно порядок рассматривается с эмпирического значения, и он на самом деле существует, когда:

- ориентация на установленный порядок может быть даже в том случае, когда индивид сознательно его нарушает;

- индивид признает нормы права и ориентируется на них;

- индивиды ориентируются на широкий круг значимых для них положений;

- формирование у индивидов целенаправленного поведения в сфере правовых отношений.

Таким образом, если отсутствует признание реальной действительности установленного нормативного порядка, то эмпирически он перестает существовать, не смотря на то, что официально его никто не отменял.

4. На каком основании Э. Дюркгейм приходит к выводу, что преступление нормальное социальное явление?

Существование преступности нормально для любого общества. Преступление не только нормально, но и неизбежно, оно есть фактор общественного здоровья, составная часть всякого здорового общества. Преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно не возможно, так как преступление коренится в различиях людей: наследственных, нравственных, социальных. А если есть различия от коллективного типа, то некоторые из них будут носить преступный характер. Действие становится преступным через оценку коллективным сознанием - один и тот же поступок в различных обществах оценивается по-разному. В одних - норма, в других - отклонение, патология.

5. Разъясните мысль С. А. Муромцева о том, что неплодотворно изучать право «из самого себя».

Он предложил рассматривать право как социальное явление, так как право составляет группу явлений общественной жизни. Оно должно в тесной связи с другими сторонами общественной жизни. Право изучаться есть не совокупность юридических норм, а совокупность юридических отношений, отражающих определенные социальные явления. Необходимо изучать законы определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право.

6. Австрийский ученый-правовед Е. Эрлих применял в своих работах термин «живое право», а российские исследователи С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский и др. говорили о соотношении писаного права и правоприменения. Созвучны ли данные понятия? Или в каждом случае в них вкладывается различный смысл?

Е. Эрлих представлял право в двойном порядке - один порядок содержит нормы, которые вырабатываются при решении споров в суде, другой - нормы, по которым осуществляется повседневная человеческая деятельность. Фактически целое право общества - те нормы, которые содержат оба этих порядка. Первые - нормы-решения, вторые - нормы организационные. При взаимодействии их возникает «живое право», которое господствует в реальной общественной жизни. Оно выкристаллизовывается в общественной жизни и становится настоящим правовым регулятором общественных отношений.

С.А. Муромцев предложил рассматривать право как социальное явление, а не изучать его «само из себя». Право составляет группу явлений общественной жизни, и представляет собой совокупность юридических отношений, а не юридических норм. Правоведение должно изучать законы определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право.

Б.А. Кистяковский отмечал, что право как социальное явление не может сводиться к совокупности норм, значение которых можно было бы рассматривать безотносительно к их влиянию на жизнь. Писаное право состоит из общих, абстрактных, безличных и схематичных постановлений, а правовая жизнь отличается единичностью, конкретностью, индивидуальностью, непрерывным движением.

Взгляды Е. Эрлиха, С.А. Муромцева, Б.А. Кистяковского в общем сведены к одному положению - что право необходимо рассматривать в тесной связи общественной жизни общества.

7. О каких грехах законодателей говорил Г. Спенсер?

В своей работе «Грехи законодателей», (1884г.), Г. Спенсер указывал, что главная причина принятия некачественных законов состоит в том, что законодатели представляют общество «куском теста», из которого можно лепить все что угодно по своему усмотрению, преследуя, как им кажется, благие для него цели и используя в качестве инструмента законы. Появление неправильных законов, их бездейственность, разрушительно влияет на общественный организм. Г. Спенсер ставил вопрос о профессиональной подготовке законодателей, которым нужны навыки и знания по социальным наукам, социологии, а так же знания о закономерностях общества, которые сформулированы и накоплены наукой.

8. Выделите юридико-социологические положения в работах Дж. С. Милля.

Дж. С. Милль выделил три важных фактора, необходимых для установления правопорядка в обществе:

1) система воспитания, которая, воспитывает в человеке способность подчинять свои личные побуждения;

2) существование в обществе основных принципов, которые не затрагиваются, не смотря ни на что, какие бы перемены не происходили кругом. Такой фундамент воспитывает в человеке чувство верности к существующему социальному объединению или государству;

3) принцип связи между членами общества - как взаимная солидарность между теми, кто живет в одних и тех же естественных или исторических границах, под одним и тем же управлением.

9. Какой смысл вкладывал П.А. Сорокин в выражение: «Дрессирующая роль права»?

П. А. Сорокин полагал, что социальная роль права заключается в «дрессировке» индивидов, приучении их к выполнению должных и рекомендованных моделей поведения. Награды и наказания - разновидность желательных и нежелательных последствий совершаемых человеком действий. Индивид всегда представляет возможные последствия своих поступков, это заставляет его совершать действия или воздерживаться от них. При неоднократном повторении воздержания, оно само станет привычкой и не нужно будет ни какого закона и кары, чтобы это воздержание продолжало существовать, рекомендуемое поведение станет привычной нормой.

Тема 5. Общество, личность и право

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты