Основы социологии

Основы социологии

52

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Алтайский Государственный Университет»

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии

Контрольная работа

Основы социологии

Выполнила студентка

заочного отделения

ЮФ АГУ

2 курса, 365 группы

Югова Е.Н.

Преподаватель, к. ист. н.,

профессор

Оболянский Г. В.

Барнаул 2009г.

Тема 1. Социология как наука. Объект и предмет

1. Дайте определение социологии как науки и обоснуйте ее научный статус.

Социология - наука об обществе, предметом которой, являются фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма. Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы - один из важнейших методов научной социологии.

Функции социологии указывают на ее место в системе общественных и гуманитарных наук. Общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют огромную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук. Социология также способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте. А так же дополняет данные других наук, вооружает их своими выводами и исследованиями.

2. Чем было вызвано появление социологии в первой половине XIXв.?

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, науки о развитии и функционировании его элементов - социальных институтов - окончательно сформировалась в середине XIX века. Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснен6ия социальных феноменов.

Быстро развиваются и другие, близкие социологии науки - экономика, история, статистика (особенно социальная), а так же естественные и точные науки, которые постоянно оказывают мощное воздействие на науки общественные.

3. Каковы представления О. Конта о роли социологии в жизни общества?

- рассматривает развитие общества как целостного социального организма;

- закономерный и прогрессивный характер развития общества;

- интеллектуальная революция человечества;

- объясняет согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества, с помощью науки, которая находит нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

4. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «позитивное» знание?

О.Конт ввел в научный оборот термин «позитивное» знание, который несет значение как учение об обществе. О.Конт называл социологию позитивной, в связи с тем, что знания эти базируются на данных науки, а не на догадках и догмах. Он вошел в историю как основоположник позитивизма - поныне одно из влиятельных направлений в области социологии. Таким образом, социологи вкладывают в понятие «позитивное», все то, что основывается в социологии на научных наблюдениях и доказательств.

5 .Почему наука об обществе первоначально была названа «социальной физикой»? Кто первый употребил этот термин?

А. Кетле в своем труде «Социальная физика» (1848г.) писал - «… поднявшись на самую высокую ступень лестницы, мы везде находим законы столь же прочные, столь же непреложные, как законы, управляющие небесными телами. Эти законы составляют в целом особую науку, которую приличнее назвать социальной физикой». Такой же термин употреблял О.Конт, для обозначения новой социальной науки, определяя, что познавательные методы физики есть эталон и для социальных исследований. Признавалось значение наблюдений, фактов как основы социальной теории, опираясь на которые, можно формулировать общественные закономерности.

6. Сформулируйте известные Вам аргументы в пользу или против следующих трактовок социологии как науки: а) социология исследует преимущественно типичные, повторяющиеся явления и процессы социальной жизни общества; б) социология исследует по преимуществу уникальные, неповторимые явления социальной жизни общества.

(а) Огюст Конт считал, что социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

Эмиль Дюркгейм, при изучении предлагал опираться на социальные факты, изучать их статистически. Был уверен, что эти факты и явления существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов.

Парк Роберт Эрза, американский социолог, основатель Чикагской школы, предлагал рассматривать социальные явления в динамике, выявляя типичные черты в развитии социальных явлений. Такой подход позволяет разработать идеальную типическую модель, помогающую исследовать историческое развитие.

(б) Бергер Питер Людвиг, американский социолог, представитель феноменологической социологии знаний, в своей работе «Введение в социологию» показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке», а так же конструирование человеком социальной реальности.

Макс Вебе ставил превыше всего индивида, только он обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Однако в тоже время М.Вебер рассматривал, что в схожих ситуациях большинство людей поступают одинаково, и человек выполняет многие действия автоматически, либо бессознательно, подчиняясь чувствам.

7. Установите характер соотношения понятий «общественное» и «социальное».

Общественное - отражающее отношение, положение людей в обществе, связанное с их деятельностью в материальной и духовной жизни общества.

Социальное - связанное с жизнью и отношениями людей в обществе.

Таким образом, практически - это синонимичные понятия. Например, социум - человеческая общность, как результат исторически сложившихся форм деятельности людей. Трактовку понятия «социум», можно применить к понятию «общество».

8. Что следует понимать под: а) общесоциологическими теориями; б) теориями среднего уровня в социологии; в) частными социологическими теориями?

а) это теории глубинных сущностных моментов развития общества и исторического процесса. Общество рассматривается как система отношений, во всех его многообразиях. Обычно к таким теориям обращаются при осмыслении с более широких позиций социальных явлений или событий;

б) данные теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный диапазон уже общесоциологических теорий. Изучают такие сферы общества как социально-экономические отношения, производственная деятельность людей, политическая и духовная сферы жизни общества;

в) эти теории направлены на изучение практической деятельности людей, неразделимы с практикой, ее объективной и субъективной стороной. Позволяют грамотно подойти к сбору и обработке фактов и материалов в повседневной жизни. Выделить все закономерное, и отбросить случайное.

Следует отметить, что вышеперечисленные теории не стоят особняком друг от друга, а взаимно дополняют и обобщают целостную структуру социологического знания.

9. Постройте из перечисленных в данном задании формулировок два ряда и укажите, какие из них следует отнести к объекту, а какие к предмету социологии: а) социальная сфера общества; б) социальная жизнь общества; в) закономерности функционирования социальной сферы общества; г) наиболее общие законы становления, функционирования и развития общества; д) общество как система отношений его членов, общностей и социальных институтов.

Объект - а, в. Предмет - б, г, д.

10. Соотнесите друг с другом понятия «социология», «макросоциология», «микросоциология».

Макросоциология - теории, описывающие крупные закономерности в развитии общества, взаимодействие основных элементов общественной системы, межгрупповые отношения и фундаментальные процессы.

Микросоциология - теории, описывающие влияние межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Социология - обобщенное понятие, объединяющее в себя как макросоциологию, так и микросоциологию в целом.

11. Сопоставьте подходы О. Конта и К. Маркса в понимании общественного прогресса. Почему социологические взгляды О. Конта рассматривают как реформистский путь изменения общества, и связывают с понятием «консенсус», а социальную философию К. Маркса - как революционный подход и называют автором теории социального конфликта?

О.Конт представлял общество как целостный социальный организм. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества. При этом общество развивается гармонично, все сферы его находятся во взаимодействии и согласии. Однако О.Конт указывал, что порядок есть неизменное условие социального прогресса, а прогресс является целью порядка. Таким образом, по О.Конту, путь реформирования общества - реформистский, и главное - стабилизация общества. Отдельно взятый индивид - ничто, абстракция. Общество есть высшая реальность. Под ним подразумевалось все человечество или какая-то часть его, связанная консенсусом - всеобщим согласием.

К.Маркс в отличие от О.Конта придавал аномалиям общества важное, абсолютное значение. К.Маркс выступал за революционный путь изменения общества, в связи с тем, что негативные стороны капитализма - эксплуатацию, обнищание, нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Поэтому конфликт между классами неизбежен, и поэтому К.Маркса считают автором теории социального конфликта. Суть исторического процесса - борьба за контроль над собственностью и богатством. Маркс выражал сущность конфликтологической теории как борьбу, как причину социальных перемен.

12. Решите следующую задачу. Дан факт: семья, состоящая из четырех человек (мужа, жены, 7-летнего сына и 12-летней дочери), собирается отдохнуть в загородном пансионате. Что в этом факте стало бы предметом исследования представителей различных наук: 1) психолога, 2) экономиста, 3) социолога?

1.) отношения между членами семьи и отношения членов семьи с обществом;

2.) бюджет семьи, сколько тратит семья на отдых в среднем, сколько времени семья проведет в пансионате, какие расходы, связанные с отдыхом предстоят;

3.) выбор места и времени отдыха, причина этого выбора, регулярность отдыха, в каком составе, кто принимает решение, связанное с выбором времени и места отдыха, учитывается ли мнение всех членов семьи.

Тема 2. Юридическая социология как отрасль социологической науки

1. Труды, каких ученых Запада можно рассматривать в качестве научных предпосылок возникновения юридической социологии?

Джона Локка - «Два трактата об управлении»,

Шарля Луи Монтескье - «О духе законов»,

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля - «Философия права»,

Эмиля Дюркгейма - «Метод социологии»,

Евгения Эрлиха - «Основы социологии права»,

Макса Вебера - «Хозяйство и общество».

2. Назовите российских ученых, занимавшихся проблемами правовой социологии.

Муромцев С.А., Ковалевский М.М., Коркунов Н.М., Чичерин Б.Н., Гредескул Н.А., Гернет М.Н., Кистяковский Б.А., Петражицкий Л.И., Сорокин П.А., Сергеевский Н.Д.

3. Социология права: юридическая или социологическая наука? Различаются ли в этом вопросе позиции правоведов и социологов? Или их взгляды совпадают?

С точки зрения социологов, социология права - это отрасль социологии по своему предмету и методу. Право в социологии рассматривается как многогранное социальное явление, как социальный институт. Право выражает объективную нормативную структуру общественной жизни, которая определяет его социальную обусловленность. Социологи стремятся, прежде всего, изучить социальные отношения, требующие законодательного закрепления, правовые ориентации и правовое поведение людей. Объект социологии права - изучение социального в праве и социального предназначения права, как составной части социума.

С.В. Боботов: социология права представляет собой науку о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе.

Э.В.Тадевосян: социологию права можно определить как науку об общих и специфических социальных закономерностях и механизмах взаимодействия права и общества как социальной системы.

Л. Мейхью: понять право как социальный процесс - значит понять функциональное значение правовых норм - как они проводятся в жизнь, как применяются, как толкуются. И, в конечном счете, как воплощаются в структуру общества.

М. Вебер: социальный «порядок» обеспечивается тем, что действия людей взаимоориентированы и существующие социальные установления - «порядок», обладает значимостью для них, как норм установленного общественного порядка.

В.Н. Кудрявцев: в сферу изучения социологии права входит изучение связи между правом, как социальным феноменом, и обществом.

Из представленных позиций видных научных деятелей, социология права - это одновременно и социологическая наука, и юридическая, и правильнее называть ее - юридической социологией.

4. Каково место юридической социологии в системе социально-гуманитарных и юридических наук? Чем эта дисциплина отличается от философии права? От теории права? От общей социологии?

Философия права - познает право во взаимосвязи со всей реальностью. Теория права - это обобщающая теоретическая юридическая наука, фактическую основу которой составляет общие данные юридических дисциплин. Общая социология - решает проблемы движущихся сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и общества. Она исходит из философских предпосылок и базируется на определенных мировоззрениях, основанных на определенных философских концепциях.

Юридическая социология - это отрасль социологии, изучающая социальные закономерности функционирования, изменения и механизмы взаимодействия общества и его социальной подсистемы - права, социальные действия индивидов в юридически значимых ситуациях.

Разные науки объединяет право как объект изучения, но при этом каждая наука является самостоятельной дисциплиной. Таким образом, юридическая социология - самодостаточная наука, имеющая свой предметный спектр социально-правовых исследований.

5. В чем основные отличия американской и европейской школ социологии права?

Основное отличие американской школы социологии права от европейской заключается в том, что происходит наделение судей правотворческими полномочиями, (так называемый судебный прецедент). В европейской же школе делается упор на разработку теоретических основ, которые являются противоположностью американскому суперэмпиризму. Хотя американский ярко выраженный социологический подход, опирающийся на эмпирические исследования, более близок к жизни общества. Такой подход позволяет в минимальное время заполнить существующие пробелы в законодательстве. Позволяет судьям в спорных и сомнительных ситуациях, принимать решения и действовать в рамках закона по аналогии своих коллег.

6. Укажите, какие из перечисленных здесь понятий относятся к объекту, а какие - к предмету юридической социологии: правовая реальность, социальные закономерности функционирования права, социальное в праве, механизмы взаимодействия права и общества, социальный институт права, социальные действия индивидов в юридически значимых ситуациях. Расположите их в два ряда.

Предмет юридической социологии - это знание о социальных закономерностях функционирования и изменения права, формы проявления и механизмы их действия в поведении и деятельности индивидов, социальных групп, организаций, общества в целом. К предмету относим социальные действия индивидов в юридически значимых ситуациях, механизмы взаимодействия права и общества, социальные закономерности функционирования права.

Под объектом юридической социологии понимается изучение социального в праве и социальное предназначение права как составной части социума. Таким образом, объект - это социальное в праве, социальный институт права, правовая реальность.

7. Что значит изучать «право в жизни», в его реализации?

Б. А. Кистяковский считал, что «писаное право состоит из общих, абстрактных, безличных и схематических постановлений». Право в жизни отличается единичностью, конкретностью, индивидуальностью, непрерывным движением. Расхождения с писаным правом неизбежны, так как социальная жизнь многообразна и богата. Изучать право в жизни, значит, изучать поведение людей, их поступки, когда они вступают в отношения, которые отклоняются от писаного права. Это может давать повод законодателям, издавать необходимые и нужные в определенный момент законы, воздействующие на жизнь общества в желаемом направлении.

8. В чем разница между фактическими и правовыми отношениями?

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты