Основные понятия социологии
p align="left">Верхний слой включает правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. Это элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.

Средний слой это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый слой - его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К нему относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства.

Нижний слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов.

Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.

32 Социальная мобильность. Маргинализация

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, зани маемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Виды: горизонтальная (территориальная, религиозная, семейная, политическая) и вертикальная (восходящая, нисходящая), коллективная и индивидуальная.

Маргинализация - процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. Риску маргинализации подвержены инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.

33 Общественное мнение как институт гражданского общества

Общественное мнение стали использовать в 18 в., а изучать в 19-20вв. Общественное мнение изучается социологией. В Росси есть организации, которые занимаются изучением общественного мнения - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОН), Левада - центр, РАМИР.

Общественное мнение - уровень состояния общественного сознания Материальные стороны жизни общество отражает в своем коллективном разуме. В общественное мнение выделяют: идеологию, науку, искусство, религию. Общественное мнение составляет общественное сознание, а так же оно влияет на поведение общества, на принятия политических решений.

Функции общественного мнения: информационная, оценочная, эмоционально-экспрессивную, интегративную, регулятивную. Субъектом общественного мнения - человек, отдельные группы. Объект - на что направленно внимание общества это проблема или чья-то деятельность.

Общественное мнение возникает тогда, когда проблема актуальна для большинства населения, то, что связанно с переменами. Оно может существовать виде слухов, доводов может высказываться виде жестких высказываний, в виде рекомендации, оценки. На общественное событие может повлиять само событие, эксперты, СМИ.

34 Социальные изменения. Реформы и революции

Социальные изменения - фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в культуре, структуре поведения и др. Роль социальных изменений прослеживается более ясно после событий оказавших влияние на общество (Октябрьская революция, вторая Мировая война, афганская война) и др. В социологии выделяются и исследуются два типа социальных изменений - эволюционные и революционные.

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений.

Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую неспособность управлять обществом, создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

35 Концепция социального прогресса

Социальный прогресс - направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (счастью, свободе, процветанию, знаниям).

Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия - противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен.

Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях: о необратимом времени; о направленном движении; о кумулятивном процессе; о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; об эндогенных причинах; о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса; об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс - ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).

36 Современные тенденции развития международных отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Тенденции развития:

1) рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры.

2) глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

3) нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

4) усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

5) политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

6) демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов.

37 Мировая система и процессы глобализации

В социологии идея международной системы, распространенная в исследованиях в области политики и международных отношений, сменилась на представление о глобальной системе. Это подразумевает существование определенных процессов глобализации, которые невозможно объяснить традиционной логикой развития отдельных стран из-за их независимости от политики наций-государств и национальных сообществ.

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, выявили два основных процесса глобализации, а их коллеги, изучающие “третий мир”, установили существование третьего.

1) Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно: характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) - главные действующие лица современной экономики.

2) Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры.

3) Социология глобальной системы. Что касается социальной сферы, некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах “третьего мира” групп (часто обозначаемых как “компрадорские”), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества.

38 Концепции глобализации и новый мировой порядок

Глобализация - всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. Концепция глобализации - теория, согласно которой эволюция финансовых рынков и учреждений приводит к такому состоянию, когда географические границы не могут ограничивать проведение сделок или другие действия.

В середине 90-х годов в США разработана новая концепция управления миром, в которой утверждалось, что лидирующее положение может быть сохранено только при глобализации всей планеты. Ключевым в новой стратегии доминирования является тезис: разобщенность представляет опасность; то есть, всякая самостоятельность, независимость стран и народов представляется опасной для системы управления миром. Глобализация должна насаждать новый мировой порядок - транзит демократии, унифицированные нормы, формы поведения, встраивающие страны в единый механизм, подконтрольный США. Эффективно манипулировать можно только теми странами, которые вполне воспримут глобализацию. Остальную часть человечества необходимо колонизировать, в том числе и с применением военной силы. Бедные страны, то есть большая часть человечества, представляет собой неинтегрированную брешь, озоновую дыру глобализации, через которую в цивилизованный мир прорывается зло и ненависть. Глобализация и должна служить сокращению или полному устранению Бреши для установления полного контроля США на планете.

39 Глобальные проблемы современности и пути их решения

К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных международных действий для их решения.

Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие: угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира; экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах; негативные последствия научно-технического прогресса; деморализация и криминализация общественной жизни.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.

40 Место России в мировом сообществе

За последние десятилетия в международном сообществе произошли существенные изменения: распалась система социалистического содружества; распался Советский Союз. Факторы, которые повлияли на геополитический статус России: перегруппировка сил; формирование новых союзов и коалиций; смена политических режимов; смена идеологических стереотипов.

По уровню экономического развития Россия относится к развивающимся странам. Она находится за пределами техносферы, определяемой мировыми стандартами. Россия реально утрачивает статус великой державы на мировой арене.

Альтернативные пути развития России: 1. Социал-демократический вариант или строительство социализма с «человеческим лицом». Переход к социальному обществу, построенному по шведской модели, заимствовавшему опыт американских коллективных предприятий. 2. Экономическо-либеральный вариант или культивирование капитализма и переход к рыночной экономике. Россия должна вернуться в прошлое и стать нормальным капиталистическим обществом. 3. Умеренно-западнический вариант или осуществление «догоняющей модернизации». 4. Технократический вариант или прорыв в постиндустриальное общество. Можно достичь высокого уровня научного прогресса со скромным достатком населения и мощными ракетами. 5. Имперский вариант или обустройство евразийской платформы. 6. Почвеннический вариант или построение Всеславянского Союза. Возрождение российского самосознания на базе особого культурно-исторического типа.

41 Культура как объект социального познания

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Существует ряд основных признаков культуры: 1) источник - сознание; 2) представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности; 3) становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей; 4) воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений; 5) объективируется, воплощается в различных продуктах.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д. Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

42 Основные элементы культуры

Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: язык; ценность; культурная норма.

Язык - понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

Ценность - любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные

- витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация);

- общественного признания (высокое социальное положение, трудолюбие);

- межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие);

- демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);

3) партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).

Культурная норма - это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.

43 Взаимодействие культуры и экономики

Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение: ценности и мораль (трудовая этика); научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное); нормы и нормативная регуляция поведения.

44 Социальные функции культуры

1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде - при родной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также - элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.

2. Социализация. Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом - способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.

3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.

4. Легитимация. Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.

5. Интеграция. На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.

6. Идентификация. Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" - идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью - на основе общей культуры.

7. Функция социального изменения. Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.

8. Регуляция поведения человека. Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

45 Социальные действия как первичный элемент социальной жизни

Социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Впервые это определение ввел и исследовал М. Вебер. Он пришел к выводу, что человек не только действует целенаправленно, но и ожидает от других людей ответной реакции.

С социального действия начинается социологический анализ любого явления, потому что оно первичный элемент социальной жизни. Из определения следуют две составляющие социального поведения: мотивация и ориентация на другого человека.

Деятельность человека должна быть ориентирована на других. Из этого следует, что не во всех сферах легко обозначить социальное действие (к примеру, при разработке новых технологий). Иногда действие только по внешним признакам социальное, но по характеру таковым не является.

Социальные действия системны, т.е. они имеют способность к возобновлению. Для этого требуется предсказуемость поведения сторон. Она осуществляется посредством принятых в обществе норм и культурных традиций. Таким образом, на первый план выходит способность культуры объединять людей, налаживать их взаимопонимание и интеграцию. Благодаря общепринятым стандартам поведение человека становится предсказуемым.

46 Социальные взаимодействия и социальные отношения

Социальное взаимодействие (интеракция) - это связь, которая носит систематический характер. В ней присутствуют достаточно регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную реакцию со стороны партнера. По видам действий взаимодействия бывают: физические; вербальные; жестовые.

Принято различать три основные формы взаимодействия: кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи; конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); конфликт - скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется, прежде всего, широким диапазоном целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (власть, дружба, престиж и т.д.).

Социальные отношения охватывают широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, национально-этническими, религиозными и др.

Социологи-марксисты из всего многообразия социальных отношений выделяют две основные группы: материальные - к ним относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; идеологические - это политические, правовые, религиозные и другие отношения.

47 Социальные общности и группы

Социальные общности - исторически сложившиеся объединения людей на базе объективных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей. Это общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. Важнейшие социальные общности - национально-этнические и демографические. С развитием общности появляются специфические общности, связанные с профессиональной деятельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры общества: социально-демографическая, национально-этническая, социально-профессиональная, поселенческая, социально-классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Социальные группы - относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества - племя, род, классы, профессиональные группы. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первичным относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт (семья, компания друзей, рабочие бригады). Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

48 Социально-территориальные общности

Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни). Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные и экономические связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей.

В общей совокупности территориальных образований исходной являются первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности. Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями имеются существенные различия: по уровню развития производительных сил, плотности населения, по характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

49 Социально-этнические общности

Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная группа - семья, объединение нескольких семей образовывало род, роды объединялись в кланы, несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это уже более высокая форма общественной организации; племена обладают собственным языком, территорией, определенной организацией, традициями.

Нации - наиболее многочисленные этнические образования, отличающиеся общностью самосознания, определенным национальным характером и психическим складом. Представители одной нации, помимо общего языка и культуры, обладают и общей ментальностью.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общей экономической и духовной культурой, особенностями психологического склада, этническим самосознанием.

Этническое, или национальное, самосознание - осознание представителями нации своего единства и отличия от других подобных образований, основывающееся на общности происхождения и исторического развития, закрепляемой и передаваемой в легендах, былинах, песнях, сказаниях. Этнос воспроизводится через систему внутренних браков или через социализацию. Складывание нации часто сопровождается формированием единого национально-территориального образования - государства.

50 Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика

Социальная группа - совокупность индивидов с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. Частные социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой; небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек). Для малой социальной группы характерны внутригрупповые взаимодействия.

Групповая динамика представляет собой взаимосвязи членов группы и их внутригрупповое взаимодействие. К ним относят вопросы лидерства, принятия общего решения, конфликты и др. В процессе взаимодействия участник малой группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями группы. Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение.

Внутри малой группы вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и традиции. У малой группы есть лидер. Лидер - тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Неформальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе.

Лидер не всегда бывает единственным. Может возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера.

51 Метод экспертной оценки в социологии

Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах. Данный метод сбора информации важен, на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования.

Экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность - предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. Разновидности экспертного опроса эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.

52 Метод социометрии

Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах: 1) Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования. 2) Разработка социометрических критериев. 3) Выбор типа процедуры социометрического исследования. 4) Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. 5) Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. 6) Непосредственно обработка и интерпретация результатов

53 Метод социальных установок

Социальная установка - общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность к нему определенным образом относительно данного объекта.

Социальные установки для их измерения (количественного измерения) должны быть как-то выражены. Для этого в социологии существуют шкалы измерения: 1) шакала самооценки - она может быть оформлена двояко: либо в форме вопросов, либо с помощью числовой оси с плюсовым и минусовыми отметками. 2) шкала ранжирования - ранжирование респондентами тех объектов, которые представляют интерес для исследователя. 3) метод парных сравнений - вначале на карточках обозначаются все изучаемые объекты (их названия). Затем их для оценки показывают респондентам парами поочередно, предлагая отдать свое предпочтение одному из пары, причем предлагаются различные сочетания этих пар. 4) шкала Богардаса - измерение национальных установок.

Кроме шкал для измерения социальных установок применимы также тесты. Они могут быть составлены, исходя из целей исследователя, им самим, или здесь используются общеизвестные пословицы и поговорки, точно характеризующие те или иные социальные типы личности.

54 Метод интервьюирования

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

Формализованное (стандартизированное) - детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Фокусированное (клиническое) - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа.

По способу организации можно отметить индивидуальные и групповые интервью. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.

Сравнительно недавно и главным образом в избирательных технологиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий и т.п.). Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться многократно.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты