Основные понятия социологии

Основные понятия социологии

1 Понятие и сущность социологии

Социология в общем виде - наука об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией самостоятельную науку, построенную по образцу естественных наук.

Появление этого термина ознаменовало новый период в развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали проводится социологические исследования по мере развития методов сбора социологических исследований и количественной обработки. Соц. исследования стали охватывать новые области общественной жизни - политику, культуру, право и т.д. постепенно социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

Социология - это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и развития социальных систем, также изучает более частные законы отдельных соц. сфер. Социология изучает закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает соц. поведения.

2 Возникновение социологии как науки

Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии: 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.

Основа социологической теории М. Вебера - это концепция социального действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.

3 Развитие социологии в России

Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

Географическое направление было представлено Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. Михайловский доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами.

Психологическое направление - Петражицкий, социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера.

Плеханова развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Сорокин представитель неопозитивистского направления в социологии, вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики.

4 Объект, предмет и методы исследования социологии

Объект науки - избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество, традиционное (национальное) общество, микросообщество (социальная группа, семья), отдельная личность.

Предмет науки - логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии - познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Методы социологии - правила социального познания, технологические принципы изучения объекта или его предметных областей. Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся системы. Методы, которые используют социологи: субъективный, объективный, статический анализ, нормативный, сравнительный, исторический, метод научного анализа и верификации.

5 Основные функции социологии

1. Познавательная - прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная - социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3.Контролирующая - политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4.Прогностическая - разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5.Идеологическая - результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая - проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования - управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.

6 Место социологии в системе общественных наук

Социология как наука граничит со многими науками:

Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни.

Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения.

Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе.

Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком.

7 Виды социологических исследований

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Виды исследований:

1) разведывательное (пилотажное) - предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;

2) описательное - более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;

3) аналитическое - самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.

8 Методика социологических исследований

Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае - это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических - изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных - определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.

4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.

5. Формулирование рабочей гипотезы - научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.

6. Выработка инструментария - совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.

7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.

9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если - нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.

9 Программа социологического исследования

Программа СИ включает две части: методологическую и методическую.

1. а) формулировка и обоснование проблемы, б) указание цели, в) определение объекта и предмета СИ, г) логистический анализ основных понятий, входящих в предмет исследования, д) формулировка гипотез исследования.

2. а) определение обследуемой совокупности, б) характеристика исследуемых методов сбора первичной социологической информации, в) логическая структура инструментариев для сбора информации, г) схемы обработки материала СИ на ЭВМ.

10 Рабочий план социологического исследования

Рабочий план исследования - органическая часть программы. В плане должны отражаться этапы осуществления СИ. В этой связи научно-исследовательские и организационно-технические моменты могут быть сгруппированы в плане в отдельные блоки:

1. Наметить организационные меры по подготовке СИ: а) определить порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования, б) сформировать и подготовить группу по сбору первичной информации, в) провести пробное исследование и внести корректировку программы и инструментарий с учетом его результатов, г) размножить инструментарий в нужной количестве, д) подсчитать финансовые расходы путем составления смет и расчета материальных затрат на исследовательскую работу.

2. Определить срок начала исследования, выбор соответствующего места опроса, информирование респондентов о целях, задачах и практической значимости результатов СИ, порядок комплектации материалов исследования после проведения тех или иных процедур.

3. Предусмотреть порядок подготовки первичной информации к обработке, включая использование при возможности ЭВМ.

4. Предусмотреть работу по анализу результатов обработки полученных данных, подготовка текстов предварительного и окончательного ответов, выработка практических рекомендаций.

11 Виды и типы опроса

Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Виды опроса:

а) Степень охвата генеральной совокупности (индивидуальные, выборочные, сплошные),

б) Способ коммуникации между респондентом и социологом (анкетные, интервью, почтовые, телефонные, прессовые),

в) Степень формализации (свободные, формализованные),

г) Содержание социологической информации (о фактах, событиях, о поведении людей, о внутреннем мире людей, опросы индивидуумов ),

д) Тип респондентов (групповые (социометрические), экспертные).

12 Анкетирование

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов: открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме; закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены; полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

13 Классификация вопросов анкеты

Основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования.

Контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений.

Закрытые вопросы - в анкете приводится несколько возможных вариантов ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа).

Полузакрытые вопросы - если максимально не предусмотреть возможные варианты ответов. В конце списка ответов следует написать: "Что еще?" или "Другое…". , оставив для записи ответов место, две или три строки.

Открытые вопросы не содержат подсказок, дают более богатую по содержанию информацию, так как опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями.

Вопросы типа «Да - Нет» - этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях.

Альтернативные вопросы - ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%.

Поливариантные вопросы - это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.

Ранговые вопросы - иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него.

Шкальные вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

14 Структура анкеты

Анкета состоит из трех частей:

1. Вводная часть (обращение; данные организации (учреждения), проводящей опрос; цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач; значимость роли респондента для решения этих задач; гарантию анонимности; указание о технике заполнения анкеты; выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому).

2. Основная часть (вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы). Вначале анкеты располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений работы памяти, размещаются в середине анкеты. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе

3. Паспортичка (вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты).

4. Завершающая часть, благодарность за работу

15 Логический контроль анкеты

Это контроль на соответствие научным критериям качества. Контролируются два основных параметра социологической анкеты - правильность формулировки вопросов и правильность компоновки всей анкеты, ее композиция. Необходимо проанализировать качество каждого вопроса: о чём спросить, почему именно об этом, в какой форме.

Контроль отдельных вопросов:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: "не знаю", "затрудняюсь ответить", "не помню", "не думал об этом" и т.п., дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию "другие ответы" со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов.

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности? (В последнем случае добавляют вопрос-фильтр).

4. Не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки? и т.д.

Контроль композиции анкеты:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым в конце? 2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие? 3. Отделены ли смысловые блоки вопросов "переключателями внимания", обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока? 4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями переходами для разных групп респондентов? и т.д.

16 Наблюдение, его виды, методика проведения

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты