Основные понятия и термины социологии
p align="left">На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние опыт раннего детства, конфликты пережитые в этот период. На развитие личности влияет противоречие м/у скрытыми психологич. силами и факторами враждебной соц. среды. Типы взаимод.: 1)Солидарные и антагонистические; 2)Организованные и неорганизованные; 3)Сознательные и бессознательные; 4) Кратковременные и длительные.

16. Социальные процессы

Совокупность однонаправленных действий, которые можно выделить из множества других соц. действий называют социальным процессом. Виды соц. процессов:

1) Кооперация - это сотрудничество нескольких индивидов или групп ради достижения общей цели и решения общих задач. Она подразумевает разделение труда. Необходимые эл-ты поведения: согласованность, правила сотрудничества и взаимопонимание. Главный смысл - взаимная польза участников процесса.

2) Конкуренция-это борьба м/у индивидами, группами или обществами за обладание ценностями, которые ограничены и неравномерно распределены. Конкур может носить личный и безличный хар-тер. Плюсы конкуренции: - усиливает мотивацию усиления личности; - на ней основаны все достижения капитализма. Минус - формирование негативных установок.

3) Конфликт - это скрытое или откр. столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооп. и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты мешают друг другу в борьбе за обладание ограниченными ценностями и благами.

4) Приспособление-это принятие индивидом или соц. группой норм, ценностей, эталонов поведения новой или изменившейся соц. среды.

Этот процесс протекает непрерывно. Приспособление включает в себя: 1.подчинение-обязательно, может быть сознательным и безсознат.; 2.компромис-индивид или соц. группа соглашается с изменившимися соц условиями и частично или полностью принимает новые нормы, ценности, т.е. это временное соглашение. 3.Терпимость. Терпимость по отнош. к новой ситуации к новым образцам культуры к новым ценностям.

17. Массовые действия

Часто в обществе возникают процессы, связанные с коллективными действиями людей, их называют массовые соц. действия. Формы массовых соц. действий:

1) Массовая истерия-состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха.

2) Слухи - это совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Они рождаются а результате дефицита информации, а слушатели - явл. активными участниками. Разновидностью слухов явл. сплетни (касаются частной жизни человека).

3) Паника - при ней люди проявляют нескоординированные реакции на существующую опасность или угрозу. Её участники действуют независимо друг от друга.

4) Погром - это коллективный акт насилия, который предпринимается неконтролируемой эмоц. возбужденной толпой против собственности или личности; это спонтанный кратковременный всплеск насилия.

5) Бунт - это собирательное понятие, обозначает ряд стихийных форм коллективного протеста (мятеж, волнение, смута).

Причина - массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Эмоциональное состояние переходит сначала в стихийное действие, а потом может вылиться в организованное действие (погром, поджег, захват).

6)Протест - это активная форма защиты своих интересов от посягательств извне. Формы протеста: 1.открытый пассивный (невыполнение приказа); 2.скрытый пассивный(заговор); 3.открытый активный(митинг, забастовки); 4.скрытый активный(сопротивление, террор).

18. Социальные движения

Социальное движение - массовые коллективные действия

по реализации специфических интересов и целей: рабочее, крестьянское, национально-освободительное, экологическое, женское, молодежное и другие движения.

Социальное движение - в социологии - более или менее настойчивая и организованная попытка со стороны относительно большой массы людей ввести те или иные социальные изменения или, напротив, не допустить введения изменений. В нашем обществе, как и в других странах мира, существует множество социальных движений.

Социальные движения настолько многообразны, что их можно классифицировать самыми разными способами. Некоторые движения (например, культы) энергично борются за изменение поведения своих членов, в то время как другие (антивоенные движения) направляют свои усилия вовне и стремятся изменить окружающее общество. Кроме того, движения можно классифицировать в соответствии с кругом их интересов. Например, существуют религиозные, политические и расовые движения, а также движения за реформы в области образования. Другая распространенная система классификации делает упор на цели движения.

Например, классификация движений по соотношению между их целями и существующим положением вещей в обществе.

Некоторые группы (например, те, которые одобряют использование атомной энергии в мирных целях), желают жить в условиях статус-кво, другие (выступающие против любого использования атомной энергии) стремятся к переменам.

19. Социальные группы и общности

Социальная группа - это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.

Социальная общность: в широком смысле - синоним соц.группы вообще. В узком - соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем

Осн. признаки общностей: взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики: количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.

24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус - это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль - это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль - это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.

Осн. черты роли: способ поведения, формализация - одни - общение по формальным

правилам, др-по неформальным, масштаб связей - одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции - одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация - одна и та же роль может допускать множество мотиваций.

Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение - конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания - то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.

Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.

20. Классификация соц. Групп

1. Формальные и неформальные. В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие.

Малая группа - это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).

Большая группа - совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).

Средние группы - это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.

3. Реальные и социальные (номинальные-условные).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.

Реальные группы могут быть малые, средние и большие.

Номинальные группы - это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.

Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).

4. первичные и вторичные. Первичные - это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные - не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.

Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.

Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.

5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.

В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:

1. стратификационные (расы, классы, сословия),

2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),

3. территориальные (горожане, селяне, земляки).

21. Социальная организация

В повседневной практике понятие организация используется в разных значениях: 1. это некоторая деятельность по выработке новых норм, налаживанию связей, координации усилий отдельных членов соц. группы; 2. свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру; 3. искусственно созданная соц. группа институционального характера, ктр. выполняет опр. общественную функцию.

Все три понятия организации тесно связаны между собой. При этом можно выделить две специфические черты организации, отличающие ее от др. видов соц. групп: 1. ориентация на достижение взаимосвязанных специфических целей; 2. высокая степень формации.

Осн. элементы организации - цели, иерархия, формализация.

22. Типология организаций:

1. Деловые - это предприятия и учреждения, ктр. возникают для коммерческих целей непосредственно или создаются широкими организационными системами для решения отдельных задач. Основа внутр. регулирования - административный распорядок, принципы единоначалия. Коммерческая целесообразность и принцип назначения начальства руководством. 2. Общественные союзы - массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно на основе принятого устава. Членство в общественных союзах связано, прежде всего, с удовлетворением политических, социальных и др. потребностей. 3. ассоциации - семья, неформальная группа.

Существует некоторая автономия от среды, относительная свободность состава, иерархия, сравнительно устойчивое распределение участников по ролям, по престижу, принятие общих решений. Коллективные нормы и ценности в ассоциации складываются спонтанно и выполняют регулятивные функции.

Цели участников ассоциации - взаимное удовлетворение интересов, цель каждого участника - общая цель.

23. Статус. Статусный набор

Статус - это место индивида или соц. группы в соц.структуре общества. Каждый индивид имеет большое число статусов, т.к. принадлежит к большому количеству разных соц. групп.

Совокупность всех статусов, ктр. занимает один человек, называется статусный набор. (Р. Мертон). В статусный набор входят след.

Статусы:

1. Главный - наиболее характерный для данного человека статус, с ктр его идентифицируют др. люди или он сам. Он относителен. Главным является тот статус, ктр определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

2. Социальный - это положение человека в обществе, ктр. он занимает как представитель большой социальной группы. Соц. статус имеет две разновидности: а) приписываемый, или предписанный - это статус, в ктр. человек рожден, и ктр. позже обязательно признан обществом или группой. Получен не по своей воле, индивид не имеет над ним контроля; б) достигаемый, или достижимый - статус, ктр. приобретен в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем самого человека.

3. Личный - место индивида в малой группе, ктр. зависит от оценки индивида членами этой группы в соответствии с его личными качествами. Личный статус характеризует место индивида в системе межличностных, а не социальных отношений.

4. Смешенный обладает чертами приписываемого и достигаемого (безработный в результате экономического кризиса). Существуют и неосновные статусы - это временное состояние, ктр ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса. Несовпадение статусов - в общественном мнении со временем вырабатывается, поддерживается и устно передается иерархия статусов и соц.групп, называется рангом (высокий, средний, низкий).

Иерархия между группами в рамках одного общества - межгрупповая. Внутригрупповая - несовпадение статусов показывает противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии. Причины несовпадения статусов: индивид занимает в одной иерархии высокий ранг, а в др. низкий; права и обязанности одного статуса мешают выполнению прав и обязанностей др.

25. Ролевой конфликт

1. Индивид вынужден одновременно выполнять 2 разные роли. 2. Ожидания, ктр. исходят от др. соц. ролей, оказываются несовместимыми. 3. Представления индивида о выполняемой им роли не совпадают с представлениями, ктр .имеют др. о его роли.

Психоанализ, эдипов комплекс. 1. Женщина одновременно выполняет 2 роли: жена, мать. 2. Ожидания ребенка существенно отличаются от ожиданий мужа. В процессе развития общества набор ролей кардинально меняется: 1. Меняется содержания ролей; 2. увеличение числа ролей. Этот процесс имеет экономические причины.

29. Культура и общество. Нормативный уровень культуры

Культура - это система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению, значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, с пом. которых люди организуют свою жизнедеят. Ф-ии культуры в обществе:

1) Интегративная - благодаря культуре возможна интеграция физически изолированных людей в системы взаимодействия.

2) Регулятивная - благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д. Культура упорядочивает и направляет действия людей.

3) Ф-я социализации - приобщение к накопленному историч. наследию, воспроизводство определенных порядков. Понятие социальная норма включает в себя 3 основных признака: 1)определенный набор правил поведения в данной ситуации; 2) норма - типовой или эталонный образец действий, которые предписывает отдельному индивиду или группе что надо делать в данной ситуации; 3) основу механизма действия норм составляют экспектации (ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения человека). Индивид усваивают социальные нормы в процессе социальные взаимодействия с другими людьми, и это усвоение составляет необходимую часть, овладение индивидом различными социальными ролями, различными типами, видами социальных полезных действий.

26. Соц. институты

Соц. практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы соц. отношений, сделать их обязательными, добиться неукоснительного выполнения этих правил - эту задачу выполняют в обществе соц.институты:

1. Это определенная группа лиц, призванных к выполнению важных для совместной жизни дел;

2. Совокупность материальных учреждений;

3. Особо важные для общества соц.роли;

4. Совокупность средств деятельности, позволяющая уполномоченным индивидам выполнять общественные функции с целью удовлетворения потребностей данной группы общества или регулирование индивидуального поведения.

Соц. институт - это организованная система связей и соц. норм, ктр. объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие осн. потребностям общества. Общественные ценности - разделяемые большинством общества цели и идеи. Общественные процедуры - стандартизированные образцы поведения.

Система соц. связей - переплетение ролей, статусов.

Осн. черты соц.институтов: 1. Набор соц. норм и предписаний, ктр. определяют требуемые обществом типы поведения;

2. Институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов; 3. Соц. институт обладает необходимыми ресурсами, средствами, благодаря ктр нормы и предписания более или менее успешно выполняются.

Структура соц. институтов: 1. Более или менее четко сформулированная цель деятельности; 2. Набор соц. статусов и ролей; 3. Система санкций, при ктр. контролируется поведение индивидов; 4. конкретные частные функции.

Состояние соц. институтов: стабильное

1. Четкие, понятные функции институтов;

2. Преимущество реальных функций институтов;

3. Неизменность функций.

Нестабильное 1. амбивалентность (размытость) функций;

2. Преимущество формальных функций институтов;

3. изменение (перемена) функций. Современное российское общество испытывает системный кризис (т.е. изменяется структура и организация общества). В результате происходит изменение общественных потребностей. Это требует изменения структуры соц. институтов и наделение ранее существовавших соц. институтов новыми функциями.

27. Типология социальных институтов

Социальные институты - организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Типология социальных институтов:

1) институты экономики (направлен на обеспечение жизнедеятельности индивида, общества на процесс производства и распределения благ и услуг.

2) институты семьи и брака (удовлетворяют потребность в воспроизводстве).

3) политические институты (удовлетворяют потребность в безопасности, в социальном порядке, устанавливает согласие между индивидами, социальными группами и общества в целом)

4) культурные и религиозные институты.

28. Функции и дисфункции социальных институтов

Функции могут быть явные и латентные, т.е. скрытые.

Явные:

1. Создание возможностей членами общества удовлетворять разнообразные потребности;

2. Регулирование поведения членов общества в рамках принятых отношений;

3. Поддержание выполнения важных для общества функций; 4. Поддержка сплоченности общества, т.е. интеграция действий, отношений, стремлений.

Явные и латентные функции института образования: Цели:

1. распространение грамотности (Я: увеличение масштабов воспроизводства и потребления знаний; Л: возникает экономика образования и индустрия знаний)

2. приведение характера знаний в соответствии с требованиями сообщества в связи с изменением рынка труда, увеличение специализации(Я: переход к новым технологиям обучения, компьютеризация, развитие абстрактных навыков; Л: дифференциация жизненных шансов по стартовому потенциалу, т.е. по способностям и возможностям обучения).

3. Удовлетворение потребности общества в грамотной и дисциплинированной рабочей силе (Я: социальное нормирование; Л: социальный контроль, дисциплинирование и карание)

4.Достижение равенства возможностей (Я: предоставление равных возможностей детям из разных социальных классов; Л: проявление и воспроизводство социальное неравенство)

5. Достижение гендерного равенства (Я: предоставление равных возможностей обучения мальчикам и девочкам; Л: проявление и воспроизводство гендерного неравенства, гендерная стратификация)

Иногда, в результате изменений, ктр. происходят в обществе, соц. Институт перестает удовлетворять потребность, либо потребность, ктр. он удовлетворяет перестала быть актуальной для общества, тогда вместо пользы соц. Институт начинает приносить вред - это называется дисфункцией. Состояние институтов является индикатором соц.стабильности всей общественной системы.

30. Культурный релятивизм, этноцентризм

Этноцентризм - тенденция оценивать обычаи, ценности, нормы других культур с позиции восприятия своей собственной культуры как центральной. Этноцентризм выполняет в обществе двойственную роль. С одной стороны он выступает как фактор единения и стабильности групп в рамках собственной культуры, с другой стороны он является источником непонимания и межнациональных конфликтов. Этноцентризм может принять деструктивные формы: ксенофобия (страх и неприязнь к чужим обычаям, нравам); шовинизм (признание превосходства своей культуры, своего народа над другими культурами и народами); крайний этноцентризм (обязательно порождает враждебность, конфликты с другими народами из-за стремления

навязать свои «более передовые» нормы, ценности.

Культурный релятивизм. Социологи считают, чтобы понять культуру в целом, следует сдерживать свой этноцентризм, нужно стремиться рассматривать культуру, исходя из условий, которые ее породили, исходя из тех факторов, которые воздействовали на людей и на формирование культурных традиций получило название культурный релятивизм. Суть культурного релятивизма: любой элемент культуры должен быть соотнесен с конкретным временем, местом и социальным условиями.

31. Формы и разновидности культуры

Формы культуры:

1) элитарная. Она создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Включает в себя литературу, классическую музыку. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

2) народная. Она создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки, включают мифы, легенды, песни, танцы, эпос - фольклор. Фольклор локализован и демократичен.

3) массовая. Она не выражает изысканных вкусов элиты, духовных поисков народа. Появилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступны для всех социальных слоев. Для нее характерна очень маленькая художественная ценность, но очень мировая аудитория.

Разновидности культуры:

а) доминирующая культура (совокупность ценностей, верований, обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества.

б) субкультура (это часть общей культуры, которая присуща какой-либо социальной группе. Общество состоит из множества различных групп.

Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

в) контркультура - это такая субкультура, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, деседенты).

32. Стратификация общества

Социальная стратификация - структурированная система социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым обществе социальным статусом.

Объективные критерии стратификации - доход, образование, престиж, власть. Они имеют измерительные параметры (образование - количество лет, потраченных на образование; престиж - субъективный критерий, уважение статуса, сложившееся общественное мнение; власть - властные полномочия; доход - в денежном эквиваленте).

Различают 3 вида стратификации: экономическая - по доходу; политическая - по власти; профессиональная - по престижу.

33. Исторические типы стратификации

1. Рабство (экономическая, юридическая и социальная форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства).

2. Каста (страта, членом которой человек становиться от рождения, иерархически образованы).

3. Сословие - социальные группы или страты, каждая из которых отличается своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закреплены обычаем или юридическим законом и передаются по наследству.

4. Классы (это большая группа людей, которая обладает или не обладают средствами производства, занимают определенное место в системе общего разделения труда и характеризуются специфическим способом получения дохода).

34. Стратификация современного российского общества

В СССР существовала трехчленная формула социальной структуры: рабочий класс, колхозное производство, народная интеллигенция. В результате радикального преобразования российского общества в его стратификации происходят изменения. Наиболее характерные черты этих изменений:

1. тотальная маргинализация - процесс смены или утраты социально-экономического статуса, занятие пограничных социальных позиций, которые характеризуются, противоположными нормативными требованиями, стереотипами поведения, традиционными ценностями.

2. Блокирование процесса формирования среднего класса.

3. Социальная поляризация - имущественное расслоение, которое постоянно углубляется. Для определенной степени поляризации в мировой практике используется понятие децильный коэффициент (это соотношение дохода 10% самых высокодоходных к 10% самых низкодоходных).

35. Социальная мобильность

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает 4 видов:

1. Межпоколенная (межгенерационная. Она предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или спускаются на более низкую ступень чем их родители)

2. Внутрипоколенная(внутригенерационная. Один индивид может несколько раз менять свои социальные позиции)

3. Вертикальная - перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность, социальный подъем вверх, нисходящая мобильность - социальный спуск, падение вниз.

4. Горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую). Формы социальной мобильности: индивидуальное проникновение; коллективный переход, групповая мобильность.

36. Социализация личности

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

3 уровня человека:

1. биологически наследуемые компоненты, т.е. определенные психофизиологические задатки, которые позднее разовьются в интеллектуальные и руководящие свойства человеческой психики.

2. психологический. Включает мотивы, потребности, темперамент, характер.

3. комплекс социально-значимых черт личности: ценностные ориентации, определенная совокупность знаний, навыков, привычек, которые необходимы для выполнения многочисленных социальных ролей. Два основных значения:

1. личность - нормативный тип человек, соответствующий требованиям общества;

2. личность - член социальной группы.

37. Основные теории социализации

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, социальных норм, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Макросоциологические модели рассматривают социализацию.

В микросоциологических теориях социализация это освоение социологических ролей, личность рассматривается с точки зрения межличностного взаимодействия. В социологии выделяют несколько видов социализации: 1. первичная в детстве, в семье)

2. вторичная(последовательный процесс, вхождение индивида в новые социальные институты, группы)

3. повторная, ресоциализация (только у взрослых, происходят в случае значимых жизненных изменений). Агентами социализации являются ближайшие родственники, друзья.

Средствами социализации являются многочисленные соц. институты (семья, образования, СМИ, труд, решения).

38. Социальный контроль

Социальный контроль - система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которые обеспечивает соответствие индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Включает 2 элемента - нормы и санкции. Санкции - «охранники» норм. Это наказания и поощрения, способствует соблюдение социал. норм.

4 типа:

1. формальные, позитивные. Публичное одобрение со стороны официальны организаций.

2. неформальные позитивные. Публичное одобрение, но не исходит от официальных организаций.

3. формальные негативные. Наказания, предусмотренные юридическими законами.

4. неформальные негативные. Наказания, не предусмотренные юридическими законами.

Виды контроля:

1. внутренний контроль (самоконтроль)

2. внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, которые гарантируют соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Неформальных (основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения ближнего окружения) формальный (основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти).

39. Девиантное поведение

Соблюдение социальных норм общества определяет культурный уровень общества. Девиантное поведение - отклонение от общепринятых норм. Девиация - культурноодобряемая, культурноосуждаемая. Девиация поведения может выражаться в форме: поступка, деятельности, образа жизни.

Виды девиантного поведения: деструктивное (причиняет вред только самой личности); асоциальное (причиняет вред личности и социальным обществам); делинкветное( нарушение как моральных, так и правовых норм).

Двойственная роль девиации в обществе (представляет угрозу стабильности; поддерживание стабильности путем создания новых норм).

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты