Основные направления государственной молодежной политики в Березовском районе
p align="left">Именно молодежь - та часть жителей, которая не только воспроизводит население, но и является ретранслятором социального опыта и культуры в целом для младших поколений. Основные возрастные особенности - психологические (стремление к творчеству, решительность, эмоциональность, склонность к энтузиазму, быстрая обучаемость и др.), социально-экономические (социальная мобильность, готовность образовывать активно действующие группы, работоспособность, готовность к риску, открытость к новому и др.) делают ее основной силой прогресса в современном быстро изменяющемся обществе.

От молодежи во многом зависит стабильность состояния общества: она является основной социальной группой, обеспечивающей развитие российской культуры и укрепление межпоколенных и межнациональных отношений.

Однако существует реальная опасность того, что молодежь может стать социальной общностью, которая является источником нестабильного состояния российского общества. Недооценка проблем молодежи, ее социальной значимости, может иметь тяжелые последствия.

Для нашего региона, средний возраст жителей которого 32 года, проблемы молодежи чрезвычайно важны. Молодежь составляет 28,9% от всего населения округа, в том числе 14-17 лет - 8,0%, 18-22 г. - 7,9%, 23-29 лет - 13,0% (по данным переписи 2002 г.).

Социально-экономическое положение молодого поколения района определяется рядом объективных и субъективных факторов, среди которых уровень материальной обеспеченности, возможность осуществить свои притязания в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, реализовать свои гражданские права и социальные гарантии.

В контексте проблемы занятости молодёжи важное место занимает организация общественных работ. Значимость общественных работ существенно возрастает в связи с тем, что на конец 2005 года в Берёзовском районе по сведениям центра занятости насчитывалось 1050 безработных, из них 40% безработной молодёжи.

Опыт российских регионов показывает, что проблема социальной поддержки безработной молодёжи решается не только за счёт прямых выплат - пособий по безработице, но и с помощью организации общественных работ.

Решение данной проблемы, как показывает анализ практики, в определённой степени снижает социальное напряжение в обществе, обеспечивая часть молодых людей различными формами профессионально трудовой занятости.

У безработной молодёжи не всегда имеется желание участвовать в проведении общественных работ. Однако при проведении целенаправленной работы среди данной категории молодых людей можно ожидать увеличение числа желающих за счёт тех, кто пока не определился со своим отношением к данной форме трудовой занятости при отсутствии возможности трудоустройства на постоянную работу. Следует заметить, что между нетрудоустроенностью, экономической незащищённостью и ростом преступности среди молодёжи прослеживается прямая связь, что придаёт проблеме молодёжной трудозанятости особую остроту.

Проблема преступности среди молодого поколения имеет два аспекта:

первый - угроза личной безопасности (значительная часть молодёжи не чувствует себя защищённой на улицах);

второй - искажение правосознания, втягивание молодёжи в преступные сообщества, рост молодёжной преступности.

Особенно беспокоит преступность среди несовершеннолетних. На 31.12.2005 года в УВД района состояло на учёте с 18 до 30 лет 537 человек, с 14 до 18 лет 98 человек, всего 635.

Отношение к «криминалу» у подростков далеко неоднозначно. С одной стороны, очевидно, что для них это - важнейшая особенность современного общества, практически всех сфер жизни. С другой - данный феномен не столько оценивается по принципу «хорошо - плохо», сколько воспринимается как данность, в которой приходится существовать, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В этой возрастной группе представления о «престиже» криминального авторитета выше, чем о престиже работника МВД. С одной стороны, это явно перевёрнутые представления о ценностях и статусе, с другой - очевидная констатация реальности.

Растущая преступность в молодёжной среде не может не волновать общественное мнение. «Воспроизводство» преступности, по всей вероятности, будет расширяться в среде молодёжи через новые её каналы - экспансию наркомании, продолжение алкоголизации молодых людей. Сегодня их количество в возрасте до 30_ти лет, по официальным данным, составляет более 382 из них наркоманов 87 человек, 295 хронических алкоголиков.

Как показывает проведённый российский анализ, мотивы, которыми руководствуются молодые люди, употребляя наркотические вещества, по детски наивны - «от скуки» (40,4%), из любопытства (32,5%), подражание окружающим (40,4%). Данные опроса показывают, что абсолютное большинство молодых людей негативно относится к употреблению наркотиков, но при этом даже не уровне ответов респондентов прослеживается то, что наркотики воспринимаются частью молодёжи как нечто допустимое.

Употребление наркотиков всё чаще становится частью молодёжного общения и одним из средств проведения досуга.

Сегодня среди проблем одной из ведущих стоит проблема проведения свободного времени охват детей и молодёжи района различными формами досуга мала. Важно использовать свободное время для воспитания и саморазвития культурного и интеллектуального роста личности, но, к сожалению, так оно используется далеко не везде. Происходит сокращение возможностей молодёжи в сфере досуга в условиях его коммерциализации. Идёт переориентация на более доступные (и дешёвые) способы проведения свободного времени. Характерно, что чтение книг и журналов занимает всё меньше места в жизни молодых людей в целом, сто отрицательно сказывается на воспитании их культуры.

Таким образом, организация содержательного досуга для молодёжи района есть та насущная необходимость, которая поможет решить или смягчить перечисленные в данной программе и многие другие молодёжные проблемы. При этом следует учитывать, что инфраструктура проведения свободного времени молодых людей будет качественно отличаться в зависимости от их возраста. Активное привлечение самой молодёжи к этой работе позволит расширить её кругозор, повысить уровень потребностей, вывести молодых людей из состояния привыкания к дискомфортной ситуации. Поддержка молодёжных инициатив, которая на сегодня в районе не столь высока, использование общих её интересов помогут перейти от пассивных форм досуга к структурированным и активным формам. Важным ресурсом здесь, безусловно, явится создание в районе новых молодёжных организаций и в первую очередь досуговых по интересам (Центр дополнительного образования и занятости).

Одним из основных факторов беспокойства является жилищная проблема, особенно для молодых семей. В рейтинговой шкале проблем она стоит на первом месте.

Реализация молодежной политики в Берёзовском районе проводится с применением современных программно-целевых методов Окружной программой «Молодежь Югры» основным направлениям молодежной политики:

1) социально-гражданское развитие молодежи;

2) деловая и трудовая активность молодежи;

3) формирование условий и социальной среды, обеспечивающих полноценную самореализацию молодежи;

4) управление молодежной политикой.

Каждое из этих направлений реализуется через определенные способы действий и конкретные мероприятия.

3.1 Социально-гражданское развитие молодежи

Призвано обеспечить внедрение системы поддержки социальных инициатив молодежи, развитие моделей позитивных форм самоорганизации, самоуправления, участие молодежи в деятельности органов власти всех уровней, повышение роли молодежи в строительстве правового гражданского общества, укрепление патриотического самосознания молодых граждан. Оно направлено на формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к малой Родине, уважения к её истории, культуре, традициям, уважения к государственности России в целом на повышение уровня гражданско-патриотического сознания и поведения молодежи; противодействие экстремистским проявлениям в молодежной среде, формирование толерантности; развитие межкультурного и межнационального общения, дружбы, готовности молодежи к защите своего Отечества.

Это направление реализуется через:

· поддержку и развитие гражданско-патриотических клубов и центров;

· создание условий для проявления инициатив молодежи при формировании и осуществлении молодежной политики на территории района;

· содействие в приобщении наиболее активных и подготовленных молодых граждан к парламентской деятельности и формированию правовой и политической культуры молодежи;

· поддержку и развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, лидерского движения для формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения района;

· поддержку социальной конструктивности молодежных субкультур, неформальных движений, экстремальных и нетрадиционных видов досуговых занятий;

· проведение массовых мероприятий имиджевого, просветительского, пропагандистского характера, развитие новых форм информирования молодежи;

· формирование положительного имиджа молодежи и молодежной политики в районе, в округе и стране, обмен опытом в сфере реализации государственной молодежной политики, расширение межрегиональных связей, развитие международных обменов;

· популяризацию деятельности органов по делам молодежи, создание позитивного информационного поля для молодежи.

3.2 Деловая и трудовая активность молодежи

Направление «Профессионализм молодых» призвано обеспечить широкое вовлечение молодежи в деятельность субъектов рынка труда и занятости в качестве полноправного партнера, развитие системы информирования и профессиональной ориентации молодежи, ее профессионального самоопределения, развитие научно-технического творчества молодежи, поддержка социально значимых проектов, формирование кадрового резерва.

Это направление реализуется через:

· развитие системы временного и постоянного трудоустройства подростков и молодежи;

· развитие научно-технического творчества молодежи, поддержка социально-значимых проектов, повышение профессионального мастерства и конкурентоспособности молодежи на рынке труда, формирование кадрового резерва;

· содействие трудовой занятости подростков и молодёжи;

· поддержку профессиональной активности молодежи.

За 2007 год трудоустроен 399 подросток, в том числе 240 трудоустроено в составе Губернаторских отрядов, в составе отрядов Главы района 133 человека и 26 подростков через комитет по делам молодёжи.

3.3 Формирование условий и социальной среды для полноценной самореализации молодежи

Это направление призвано создать систему развития у молодежи навыков здорового образа жизни, ограничить влияние вредных для здоровья привычек, предполагает меры по содействию молодежному отдыху, оздоровлению и туризму, развитию и укреплению сети подростковых и молодежных клубов, развитие института семьи, повышение уровня компетентности молодых родителей в вопросах воспитания детей, предусматривает выявление талантливой молодежи, создание условий для реализации молодежных инициатив.

Это направление реализуется через:

· формирование у молодежи навыков правовой культуры поведения;

· развитие и популяризацию активного туризма в Берёзовском районе, поддержку развития самодеятельного туризма;

· совершенствование организации профильного летнего отдыха, оздоровления, занятости подростков и молодежи;

· создание системы организации и осуществления досуговой деятельности, поддержка массового детского и молодежного спорта, решение проблем оздоровления и эффективной организации свободного времени, увеличение числа детей и подростков, охваченных разными формами организованного отдыха, улучшение состояния их здоровья;

· обеспечение гарантий защиты социальных прав и законных интересов молодых людей на рынке образования и труда;

· организацию летнего отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодёжи;

· профилактику асоциального, девиантного и аддитивного поведения, защита прав молодёжи;

· вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум;

· укрепление института молодой семьи и решение жилищных проблем молодежи;

· популяризацию КВНовского движения в районе;

· содействие реализации творческих способностей.

Проводится работа по укреплению института молодой семьи и оказывалась помощь в решении жилищных проблем молодежи и молодых семей. В 2002 году в районе создана БРОО «МЖК - Сибирь».

Улучшили жилищные условия в 2007 году:

- признано нуждающимися 72 молодых семьи и специалиста;

- улучшили жилищные условия 51 семья и молодых специалиста;

- выделено 64 субсидий на сумму 20159 715 рубля;

- за время реализации подпрограммы 2 поставлено на учёт 249 молодых семей и специалистов.

Организация летней кампании является одним из приоритетных направлений молодежной политики в районе.

(Приложения 2).

Проведены конкурсы вариативных программ:

- конкурс проводился по девяти направлениям. Общее количество программ 40 шт. 25 программ получили гранты разных степеней на общую сумму 287 тысяч рублей;

- окружной конкурс вариативных программ по девяти номинациям. На округ было направленно 13 программ. Общая сумма грантов 740 тысяч рублей.

(Приложения 3-5).

3.4 Управление молодежной политикой

Осуществляется не директивными методами. Осуществление такого управления производится через косвенные воздействия на органы, учреждения, реализующие программу.

Важнейшими инструментами не директивного управления являются:

· информационное и кадровое обеспечение молодежной политики;

· грантовая поддержка проектов, в которых реализуются направления и мероприятия программы;

· научно-методическое обеспечение молодежной политики.

Проведение единой информационной политики в сфере работы с молодежью включает в себя следующие разделы и мероприятия:

· формирование взаимодействия со СМИ;

· формирование молодежных информационных центров и нормирование их деятельности (установление минимума базовой информации);

· обеспечение доступа всех категорий молодежи к информационным ресурсам;

· система общих информационных нормативов для всех субъектов молодежной политики;

· обеспечение взаимодействия, координации деятельности и совершенствования системы реализации молодежной политики в районе;

упорядочение механизмов гранатовой поддержки во всех направлениях программы;

· мониторинг реализации программы и освещение его результатов с периодичностью не реже чем 2 раза в год.

Проведение конкурсов вариативных программ в сфере информационного обеспечения молодежи.

Участие в выставках и презентациях.

Необходимо также совершенствование системы подготовки кадров в сфере молодежной политики.

Механизмами реализации государственной молодежной политики в районе в условиях не директивного управления становятся:

· формирование нормативно-правовой базы, системы управления и контроля, бюджетного и внебюджетного финансирования, межведомственной координации, оценки качества муниципальных услуг;

· разработка проектов и программ социального партнерства;

· интеграция и совершенствование взаимодействия государственных, муниципальных и негосударственных ресурсов для работы с молодежью, на развитие целенаправленной проектной организации работ.

Основным средством реализации молодежной политики является проектный подход. Проектный подход позволяет концентрировать усилия специалистов на конкретных направлениях, осуществлять системный мониторинг эффективности программы. При формировании проектов может осуществляться комплексная реализация задач и направлений молодежной политики в одном проекте, но в основном каждый проект должен следовать логике направлений, выделенных в программе. При формировании состава проектов и подпрограмм, реализуемых в них были осуществлены разумные компромиссы, позволяющие сосредоточивать те или иные действия в руках одних специалистов, дающие возможность организовать деятельность более системно, эффективнее организовывать и контролировать ее, осуществлять мониторинг.

Важнейшими ориентирами при реализации всех направлений молодежной политики являются:

1. Формирование инновационной атмосферы в среде молодежи, необходимой для роста конкурентоспособности;

2. Повышение уровня доступности услуг и информированности молодежи о возможности организации своей жизни и приложения навыков;

3. Интеграция в жизнь общества молодых людей в контексте персонифицированного подхода и реализации принципа адресности по категориям (сегментам) молодежи;

4. Вовлечение молодежи в активную социальную и политическую практику, предоставление условий для ее социальной самоорганизации (с учетом многонациональности);

5. Создание системы эффективного формирования и пропаганды духовных ценностей и этических норм, мотивации готовности молодежи помочь людям;

6. Развитие инфраструктуры (с учетом географических условий), создающей условия для формирования мировоззрения и мотивации здорового образа жизни.

В целом, необходимо обеспечить создание правовых, экономических, политических, социальных условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности, воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений, поддержки и стимулирования семей, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

Ожидаемые результаты выразятся в:

Повышении качества поддержки формирования духовных и гражданских ценностей, обеспечивающих социальную активность, самоопределение и полноценную самореализацию молодежи, увеличение участия молодежи в политической, культурной, социальной жизнедеятельности района, расширение возможностей социального самоопределения и общественной самореализации молодых людей;.

Повышении качества поддержки профессионального становления и роста, деловой активности молодежи, увеличивающей участие молодежи в предпринимательской, трудовой, расширение поля профессионального самоопределения и трудовой самореализации молодежи;

Создании условий для формирования благоприятной для социального и личностного развития молодежи социальной среды, стимулирующей увеличение участия молодежи в рекреативной, спортивной деятельности, расширение возможностей социокультурных самоопределения и самореализации молодых людей;

Повышении уровня управления молодежной политикой увеличении ее действенности.

Достижение указанных результатов принесет ощутимую пользу в улучшении положения молодежи в районе, и будет стимулировать оздоровление социально-психологического состояния общества, оживление экономики

Программа государственной молодёжной политики должна способствовать решению комплекса наиболее острых проблем молодёжи через систему конкретных мероприятий. Понимая, что программа будет осуществляться в непростых социально-экономических условиях, которые окажут своё влияние на механизм и качество её реализации, тем не менее, главная направленность Программы должна связываться с новым этапом жизнедеятельности молодёжи. Внимательное отношение к молодым людям со стороны органов местного самоуправления позволит ещё более эффективно использовать значительный созидательный потенциал молодёжи района, тем самым рассматривать её прежде всего, как субъект деятельности, а затем - как объект воздействия.

В этой связи Программа призвана помочь в корректировании принципов и подходов к решению конкретных задач, стоящих перед муниципальным образованием Берёзовского района, а также оценить конкретную эффективность предпринимаемых усилий по улучшению положения молодёжи. Именно на это должна быть направлена государственная молодёжная политика, составляющая основу для формирования и реализации политики в муниципальном образовании. Успех её осуществления будет во многом зависеть от глубокого понимания всеми субъектами местного самоуправления и общественности значимости работы с молодёжью для Берёзовского района.

Заключение

На основе изученных материалов, можно выделить следующий ряд проблем молодежной политики:

· ограниченность инфраструктуры учреждений органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы;

· недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения молодежной политики;

· ограниченный доступ к единому информационному банку данных о действующих сферах молодежной политики государственных органах управления, их учреждениях, профильных направлениях деятельности, технологиях работы с молодежью.

Исходя из этого, для повышения эффективности разработки и реализации молодежной политики необходимо выделить следующий ряд приоритетных направлений:

· Создание системы информационного обеспечения молодежи - создание структуры, которая обеспечит оперативную обработку, анализ информации о состоянии молодежной среды, интересах, ценностной ориентации молодежи, а также позволит удовлетворять информационные потребности самой молодежи.

· Создание условий для возникновения и функционирования молодежных организаций и объединений - оказание адресной помощи уже созданным и действующим молодежным организациям и объединениям, инициирование и поддержка вновь создаваемых.

· Занятость молодежи - создание условий для интеграции молодежи в рынок труда муниципального образования, социальная защита ее в сфере занятости.

· Развитие системы социальных служб для молодежи - удовлетворение реальных потребностей молодежи в социальных услугах, содействие ее адаптации к меняющимся условиям жизни, поддержка молодой семьи, оказание социальной помощи особо нуждающимся молодым семьям.

· Здоровье молодежи - обеспечение возможности реализовывать право молодежи на заботу о здоровье и его охрану, а также способствовать формированию положительных ориентиров в отношении к своему здоровью.

Совершенствование принципов и подходов к реализации молодежной политики на муниципальном уровне должно руководствоваться следующими аспектами:

1. На организационно-управленческом уровне поставлены задачи налаживания координации в сфере молодежной политики, повышения роли органов по делам молодежи в межотраслевом регулировании, укрепления структур по координации деятельности в сфере молодежной политики при главах администраций, при организационном обеспечении их деятельности органами по делам молодежи.

2. Необходимо продолжить линию на формирование органов по делам молодежи, не совмещающих свои специфические функции с другими функциями государственной деятельности. Целесообразно установление вертикали в управлении муниципальной молодежной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Первостепенной задачей является поддержка усилий местного самоуправления по созданию и стабилизации работы органов по делам молодежи.

3. Необходимо исключение остаточного принципа финансирования молодежной политики; утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере муниципальной молодежной политики. Введение отдельной строки в бюджетах всех уровней на поддержку молодежных и детских общественных объединений.

4. Одним из приоритетов молодежной политики в области занятости остается создание и развитие полноценных информационных и консультационных служб для молодежи, доступных для молодых людей.

5. Необходимо расширить сеть учреждений социального обслуживания молодежи и разработать нормативы их обеспечения. Ведущее значение имеет формирование системы минимальных социальных стандартов обеспечения молодежи в рамках муниципальной молодежной политики и, на основе их, социальных норм и нормативов, в том числе объемных и сетевых (норм и нормативов обеспечения учреждениями и другими институтами), стандартов деятельности и нормативов финансовых затрат.

Следует разработать модель уличной социальной работы в целях профилактики экстремизма, правонарушений в молодежной среде.

6. Для усиления эффективности молодежной политики необходимо мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. Задача заключается в создании условий для развития молодежной инициативы в регионе, стимулировании добровольчества.

Ожидаемые результаты:

· снижение вероятности неблагоприятной динамики развития демографической ситуации в Берёзовском районе;

· повышение уровня гражданского и патриотического воспитания молодежи;

· улучшение физического здоровья молодого поколения;

· повышение уровня доходов молодежи и молодых семей;

· улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодежи;

· снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований рынка трудовых ресурсов;

· увеличение числа учреждений по работе с молодежью;

· повышение деловой и социальной активности молодежи.

Список литературы

1. Алексин В.А., Плетнев Н.Я. Муниципальная молодежная политика и ее информационное обеспечение: Учеб. Пособие. - М.: Логос, 2003. - 184 с.

2. Аналитический обзор результатов исследования. Фонд «Общественное мнение» // http://classic.fom.ru/obzor/o1061_1.htm. Москва, 2003.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 21 - 22

4.
Генисаретский О.К., Глазычев В.Б. Становление местного самоуправления и гражданского общества в России.

http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/Um/9705/cont5-97.html

5. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. - С. 584.

6. Распоряжение правительство Российской Федерации Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №1760-р.

7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.

8. Смирнов А.С. Государственная молодежная политика в современных условиях // ЭКО. - 2002. №5. - С. 23-25.

9. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений // Российский экономический журнал. - 2004. - №2. - С. 9.

10. Широков Д.А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть. - 2002. - №12. - С. 27-37.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты