Организация работы социальных центров с обращениями граждан

Организация работы социальных центров с обращениями граждан

Курсовая работа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Специальность: документоведение

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Определение понятия «обращения граждан» и их виды

1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь

1.2 Понятие «обращения граждан», и их классификация

Глава 2. Организация делопроизводства с обращениями граждан

2.1 Правила организации приема и первичной обработки, порядок рассмотрения и принятия решений по обращениям граждан

2.2 Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения»

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена органы государственной власти и управления особое внимание уделяли организации взаимоотношений с населением. Еще в древности государственная власть и ее исполнительно-распорядительные органы стремились заручиться поддержкой жителей находившихся в их управлении территорий и административно-территориальных образований.

Право граждан на обращение в государственные органы гарантирует статья 40 Конституции Республики Беларусь. Кроме того, обращения являются одной из важнейших форм реализации гражданами своего права на участие в управлении делами государства, закрепленного в статье 37 Конституции Республики Беларусь.

Каждое письмо и устное обращение является показателем нужд, запросов и настроений народа. Обращения граждан представляют собой один из главных источников выражения общественного мнения; это своеобразный диалог между гражданином и государством.

Обращения, как реализация конституционного права граждан, будут всегда актуальны, так как они являются важным источником информации, полезной для решения государственных вопросов, содержат сведения о процессах, происходящих в обществе, об отношении граждан к органам государственной власти.

Цель работы - выявить особенности организации работы с обращениями граждан

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· выявить этапы становления института обращений граждан в Республике Беларусь;

· дать определение понятие «обращения граждан» и их виды;

· определить процесс организации делопроизводства по обращениям граждан;

· определить порядок ведения делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка» Объединить в одну задачу и добавить недостатки и пути их решения.

Теоретическую базу исследования составили:

· нормативная правовая база Республики Беларусь по обращениям граждан;

· периодические издания;

· исследования в области организации работы с обращениями граждан

Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» закрепляет определения понятий «обращение» и виды обращений [1].

В Положении о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан, в значительной степени учтен положительный опыт ведения делопроизводства по обращениям граждан, накопленный в предыдущие годы [2].

Периодика представлена статьями А.Е. Рыбакова, Э.Н. Давыдовой, Д.Г. Нилова, в которых освещены общие требования к ведению делопроизводства по обращениям граждан, порядок рассмотрения обращений граждан, вопросы регистрации, назначения ответственных лиц за ведение делопроизводства по обращениям граждан, и порядка хранения обращений. Раскрываются вопросы, связанные с проблемами классификации обращений граждан в государственные органы, историей развития и современным состоянием правового регулирования права граждан на обращения. В частности, рассматривается история становления указанного права в Республике Беларусь, начиная с нормативных актов ХV века и до нашего времени [14].

Работа с обращениями граждан в 20-е годы ХХ века подробно описана в учебном пособии Т.С. Оскерко «Разрешите обратиться? Работа с обращениями граждан» [12].

Кроме того, для анализа делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка», использовались действующие организационные документы учреждения, такие как устав и инструкция об организации работы с обращениями граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, обращениями граждан, рассматриваемых по принципу работы «одно окно», книгой замечаний и предложений.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящена истории становления обращений, раскрывается их классификация.

Во второй главе описывается порядок работы с обращениями граждан, а именно их прием, первичная обработка, порядок рассмотрения и принятие решений. В третьей главе проводиться анализ делопроизводства на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения г. Полоцка».

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБРАЩЕНИЯ ГРЖАДАН» И ИХ ВИДЫ

1.1 История становления института обращений граждан в Республике Беларусь

В качестве одной из гарантий защиты прав и свобод граждан и участия их в решении государственных дел Конституция Республики Беларусь называет институт права граждан на обращение в государственные органы. Согласно статье 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. [7, с. 8]

Становление института обращения граждан в государственные органы имеет в Республике Беларусь многовековую историю. Условно можно выделить три этапа:

досоветский -- с первых упоминаний права граждан на обращение в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 г;

советский -- период с момента победы Октябрьской революции до распада СССР;

постсоветский (современный) -- период с момента распада СССР по настоящее время.

Наиболее раннее упоминание о праве граждан на обращение в государственные органы закреплено в Судебнике Казимира 1468 года. Так, статья 21 Судебника дает право жаловаться самому великому князю, если кому-то «сталася кривда» в результате «порубов» или «наездов». [7, с. 8]

Дальнейшее развитие право граждан на обращение получило в общеземском привилее великого князя Жигимонта Казимировича 1506 года, в статье 8 которого закреплялось право всех подданных направлять свои «законные петиции» великому князю. В качестве одного из оснований их принятия в привилеях Бельском 1564 года и Виленском 1565 года указывались «челобитные».

Важную роль в закреплении права граждан на обращение сыграли статуты Великое княжество литовское (далее - BКJI.) [7, с. 8] Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Статута BКJI 1529 года говорится, что воеводы и старосты, маршалки и державцы дошкны «судить наших подданных» по законам, «которые мы дали всем подданным нашего Великого княжества». Если же какой-либо из тяжущихся сторон показалось бы, что ее судили не по этим законам, то она имела право жаловаться на такого «врадника» самому великому князю или панам радным .

В Статуте BКJI 1566 года также закрепляется право жалобы. Однако если ранее жалобы носили административный характер, то теперь они могли рассматриваться как в административном, так и в судебном порядке. Связано это с тем, что Статут ВКЛ 1566 года наметил первые шаги по отграничению судебной власти от исполнительной. В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 года образовывались независимые от администрации поветовые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.

Статут BКJI 1588 года развил и уточнил положения Статута 1566 года относительно права на обращение. В документе 19 раз употребляются термины «жалобщик» и «жалоба».

Рассматривая Статуты BКJI 1529, 1566 и 1588 годов, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначное понятие. Под «жалобой» понималось обращение в суд или в иной государственный орган лица с заявлением, иском, жалобой по причине причинения вреда, совершения преступления, а также подачи апелляции на решение нижестоящего суда. [7, с. 8]

Наиболее древними из известных документов по обращениям граждан являлись челобитные (происходит от словосочетания «бить челом» низко кланяться).

В XV-XVЙЙЙ вв. в ВКЛ, основу которого составляли белорусские земли, челобитными назывались прошения, подаваемые в вышестоящею инстанцию низшими сословиями, так называемым тягловым населением. Однако «били челом» королю и великому князю и представители привилегированных сословий (шляхта, бояре, дворяне) и даже высшая знать - паны-рада, входившие в состав правительства. Принимаемые на основании челобитных решения фиксировались в великокняжеских привилеях (привилегиях). Сохранившиеся в архивах документы того времени дают немало примеров, когда на основании челобитных феодалам жаловались земельные владения вместе с проживавшим в них населением.

Однако не только челобитные ограничивался состав документации по обращениям граждан того времени. На вальных сеймах королю и великому князю по различным вопросам подавались от имени всего Великого княжества Литовского, отдельных земель, воеводств, поветов, должностных и частных лиц. Они излагались письменно и составляли рейстр или цедулу. Решения по просьбам депутатов великий князь формировал в отказах (ответах). Просьбы и отказы включались в сеймовые ухвалы и во многих случаях, таким образом, приобретали статус законов. [4, с. 42]

Законодательство XV-XVЙЙЙ вв. уделяло внимание не только порядку подачи обращений в вышестоящие инстанции, но и ведению делопроизводства по ним. Закон требовал, чтобы при написании дела писари вносили в специальные книги только самое главное и добавляли все, что желали стороны, заявившие письменное ходатайство. Выписки по делу также должны были быть конкретными, чтобы «обширностью писания исполнение людям не затруднялось» (Статут ВКЛ 1588 г. / Разд. ЙV, арт. 4, 103. Мн., 1989). [4, с. 43]

После вхождения белорусских земель в состав Российской империи на них распространилось российское законодательство, в том числе и об обращениях граждан. [7, с. 9]

В период Российской империи обращения составляли отдельную группу документации, получившей название «просительской». По указу Екатерины ЙЙ с 80-х гг. XVЙЙЙ в. было предписано «вместо челобитен подавать жалобницы или прошения».

Вся просительская документация была представлена четырьмя видами документов: прошениями, жалобами, доносами, отзывами. Наиболее распространенным видом были прошения, которых насчитывалось 12 разновидностей (тяжебные, исковые, встречные, мировые). Прошения, подаваемые в присутственные места, адресовались на имя императора. Ошибка в написании императорского титула делала документ недействительным, вследствие чего прошения часто писались на бумаге с заранее отпечатанным в типографии титулом.

Жалобами назывались прошения, подаваемые в высшие учреждения по поводу несправедливых решений или действий низших учреждений. Доносы представляли информацию о преступлениях, злоупотреблениях или проступках. Отзыва использовались в судопроизводстве и имели значение апелляционных документов.

Тексты прошений и жалоб излагались по пунктам, в первом из которых указывалась причина написания документа, в последующих - «само дело», в конце документа приводилась «просьба». [4, с. 44]

Манифестом от 1 января 1810 года Александр 1 учредил Государственный совет, в состав которого входила комиссия прошений, которая рассматривала три вида обращений: жалобы, прошения наград и милостей, проекты. Указом от 21 марта 1890 года Комиссия по принятию прошений была преобразована в Канцелярию Его Императорского Величества по принятию прошений на Высочайшее Имя приносимых. [7, с. 9]

В середине XIX века право ходатайствовать «о прекращении местных злоупотреблений» или об «устранении неудобств, замеченных в местном управлении» непосредственно перед его Императорским Величеством имело только дворянство. Другие группы населения таких прав не имели. Поэтому возникала необходимость в структурах, занимающихся исключительно рассмотрением просьб, жалоб и прошений.

В итоге были учреждены Отдел прошений, Комиссия прошений, Канцелярия Его Императорского Величества по принятию прошений, а в качестве исполнительного органа при военном министре - общая Канцелярия. В задачу последней входило представление на решение военного министра «силою законов все затруднения, проистекающие не от недостатка или неясности закона или постановления, но собственно от недоразумения местных исполнителей военно-сухопутного управления».

В 1869 году в Своде Военных Постановлений было особо оговорено, что «делопроизводство по частным просьбам», поступающим на имя военного министра, поручается лицам из числа состоящих в распоряжении самого министра. Круг обязанностей этих лиц явился своего рода основой для образования Особой комиссии, позже выросшей в Особую канцелярию для приема посетителей и разбора просьб, подаваемых военному министру.

Комиссия занималась в основном жалобами на неправильное назначение дополнительно выделяемых от ведомств или предприятий эмеритальных пенсий или неправильный отказ в назначении таких пенсий, а также вопросами, касающимися гербового сбора, назначения единовременных пособий, наград и милостей [10].

До 1905 года прошения подавались строго по сословному признаку. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 года право подачи прошений было предоставлено всем гражданам России [5, с.85-87]. Вместе с тем, в отличие от других политических прав и свобод подданных Российской империи, право на обращение еще не стало их конституционным правом, поскольку в тексте Основных государственных законов, утвержденных императором 22 апреля 1906 года оно не было закреплено. [7, с. 9]

Октябрьская революция 1917 года повлекла за собой значительные изменения в системе работы с обращениями граждан. В частности, была отменена такая разновидность документа, как прошение. В практику документирования вошли новые виды документов, отражавшие специфику революционных преобразований, например «заявление», выражающие право «заявлять», а не «покорнейше просить». [4, с. 44]

После Октябрьской революции все ранее действовавшие правила по работе с прошениями были отменены. [7, с. 9]

В послереволюционный период институт обращений по инстанциям реализовывался в различных формах. К примеру, его выражением стали «ходоки к Ленину», обеспечивавшие в свое время высшему руководству обратную связь с населением [10].

Работа с обращениями граждан в 20-е годы XX века велась следующим образом. Поступающие обращении должны были вскрывать проявления бюрократизма и привлекать к борьбе с ними органы партийно-государственного контроля. Большинство жалоб не относились к указанным вопросам об устранении неполадок в работе госаппарата, как рассчитывали инициаторы данного органа. Поэтому несмотря на отдельные достижения в работе Бюро жалоб оставалось много нерешенных вопросов, перед Бюро ставились новые задачи. Процесс их становления и перестройки растянулся на несколько лет. В 1924 г. даже вставал вопрос ликвидации Бюро жалоб при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР (далее НК РКИ).

Порядок работы местных бюро жалоб в каждой республики определялся особо. В 1921 г. были подготовлены циркулярные письма Президиума Верховного Центрального исполнительного комитета о порядке подачи жалоб и заявлений, в которых более точно и конкретно определяются права и обязанности Бюро жалоб, в том числе и местных. В сентябре 1921 г. на имя заведующего Бюро жалоб при НК РКИ БССР поступила докладная записка заведующего Бюро жалоб НК РКИ СССР с проектом Положения о Центральном и Местных Бюро жалоб РКИ Белоруссии. На его основании в 1922 г. было разработано Положение о Бюро жалоб при НК РКИ Белоруссии, а также Положение о Местных Бюро жалоб. В 1929 г. эти положением были переработаны.

Согласно этим документам Бюро жалоб являлось самостоятельным структурным подразделением в составе НК РКИ БССР. Жалобы должны были приниматься от всех без исключения граждан в присутственные дни. Жалобы и заявления подавались в Бюро лично и по почте, в письменном или словесной форме, все они регистрировались в журнале.

В журнале регистрации жалоб фамилии и инициалы жалобщиков размещались в алфавитном порядке. Каждой жалобе присваивался регистрационный номер, который являлся порядковым номером поступившей жалобы. Этот номер проставлялся вслед за фамилией. После него указывался номер дела, в котором хранились исполненные жалоба или заявление, а также ее порядковый номер в деле.

Устные жалобы также заносились в журнал в присутствии заявителя, зачитывались ему и им подписывались, если он был грамотен.

Жалобы и заявления должны были содержать точные сведения о заявителе (его фамилию, имя, отчество, адрес) и о лице или учреждении, на действие которого приносится жалоба, изложение обстоятельств дела, перечень свидетелей и доказательств, подтверждавших жалобу, если такие были. К жалобам или заявлениям могли быть приложены необходимые документы в подлинниках или заверенных копиях, которые после рассмотрения жалобы возвращались заявителю.

Большинство жалоб оформлялось от руки на бумаге различного формата, а также на черновиках. Это объяснялось дефицитом бумаги. Подача жалобы или заявления осуществлялась без всякой оплаты гербовым, канцелярским или простым почтовым сбором.

Рассмотрению подлежали жалобы, в которых сообщалось о нарушениях или неисполнении декретов, распоряжений центральной власти, злоупотреблением должностных лиц, канцелярской волоките, грубом обращении с гражданами, арестах, обысках, конфискациях ревизиях имущества граждан. Жалобы на действия частных лиц рассмотрению Бюро не подлежали.

Жалобы могли подаваться не только лично потерпевшим, но также лицами и учреждениями, оказавшимися свидетелями незаконных действий. Жалобщики ни в коем случае не подвергались административным репрессия (лишь в исключительных случаях).

Все жалобы и заявления, поступающие в Бюро, должны были быть рассмотрены в 3-7-дневный срок, если по ним не требовалось справок и материалов из других городов. Все постановления и решения Бюро жалоб утверждались, затем сообщались заявителям и подлежали обязательному исполнению в сроки, устанавливаемые Бюро. Виновные в неисполнении решений несли ответственность в соответствии с Уголовным кодексом. Вынесенные постановления и распоряжения по жалобам могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции в 2-недельный срок с того дня, когда они стали известны жалобщику.[11, с. 14-15]

В настоящее время право граждан на обращение в государственные органы в Республике Беларусь закреплено конституционно и является важным средством осуществления и охраны прав личности и участия граждан в управлении делами государства и общества. Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется широким кругом нормативных актов, основным из которых является Закон от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» (в ред. от 1 ноября 2004 г.) (далее - Закон).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты