Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края
p align="left">Формирование системы социального обеспечения (прародительницы системы социального обслуживания) на территории Сибири началось в 20-х годах XX века, когда в структуре Сибревкома был создан отдел труда и социального обеспечения.

С 1934 г. начинает формироваться система учреждений социального обслуживания: учебно-производственные мастерские для инвалидов, дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Началом формирования новой профессиональной российской модели социальной работы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, стал 1991 год-год перехода от системы социального обеспечения к более широкому понятию -- социальная защита.

2. Анализ динамики системы социальной защиты населения Алтайского края

2.1 Отделы социальной защиты

Во исполнение федеральных и областных законов, других нормативно-правовых актов, принятых в сфере социальной защиты населения, в целях реализации основных направлений и приоритетов социальной политики в Алтайском крае создана развитая инфраструктура системы социальной защиты населения, включающая как органы исполнительной власти, так и учреждения социального обслуживания населения.

Во всех районах Алтайского края и в г. Барнауле были сформированы отделы (комитеты, управления) социальной защиты населения, начата работа по созданию учреждений социального обслуживания на краевом и территориальном уровнях, основной функцией которых является организация социального обслуживания различных категорий нуждающихся, разработка и внедрение передовых социальных технологий в области социальной защиты различных категорий населения, оказание социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти самостоятельно.

Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, называются социальными службами.

Учреждения социального обслуживания населения можно разделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых территориальных административных единиц. Как правило, это набор социальных отделений, которые находятся максимально близко к месту жительства людей и оказывают первичную социальную помощь всем нуждающимся. Такими учреждениями являются комплексные территориальные центры социального обслуживания населения, которые сейчас создаются во всех районах Алтайского края.

К числу специализированных (профильных) учреждений социального обслуживания относятся организации, предоставляющие услуги определенным группам населения: гражданам пожилого возраста (геронтологические центры), семьям с детьми (центр социальной помощи семье и детям), инвалидам (центр социальной реабилитации инвалидов, центр социокультурной реабилитации инвалидов, центр помощи детям с ограниченными возможностями), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (реабилитационные центры для детей и подростков, приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

2.2 Социальная политика Алтайского края

Алтайский край является регионом экологического неблагополучия (РЭН) в связи с воздействием Семипалатинского ядерного полигона. Радиационное воздействие на отдельные районы Алтайского края оказывались малыми дозами в течение длительного временного периода (1949 - 1963) преимущественно воздушным путем.

Исследования, проведенные учеными Алтайского края показали, что под влиянием радиационных воздействий значительно трансформируется жизненное пространство человека, жизненные возможности, а также сложившаяся ранее региональная социальная структура. Это непосредственно влияет на функционирование социальных институтов, развитие социальных процессов, изменение деятельности учреждений социальной сферы и управления. У населения, длительное время проживающего в условиях негативных последствий радиационного воздействия Семипалатинского полигона, сформировалась особая чувствительность на любые изменения окружающей среды, социальной политики в этой и других областях.

Социальная политика в Алтайском крае, как одном из РЭН имеет свои концептуально-содержательные, организационно-процессуальные и структурно-технологические особенности, которые определяют выбор моделей, технологий и техник ее реализации.

Главной особенностью социальной политики в Алтайском крае является дополнительная организация и расширение социальных услуг населению, в первую очередь психологических (консультирование и терапия, коррекция, диагностика, профилактика, просвещение), социологических (социолого-консультативная, социально-реабилитационная, конфликтологическая), социально-педагогических, социально-защитных.

Социальная защита населения является структурно-образующим элементом социальной политики. В основе формирования системы социальной защиты населения в Алтайском крае, как РЭН лежат следующие принципы:

приоритетность диагностической и реабилитационной работы медико-социального характера;

всеобщность и гарантированность социальной помощи населению;

дифференциация уровня социальной защиты и социальной реабилитации различных социальных групп;

адресность социальной помощи;

комплексное использование социальных нормативов при определении форм содержания и размеров социальной помощи;

относительная самостоятельность и сочетание общегосударственных, региональных и местных фондов и средств, направленных на реабилитацию;

разграничение компетенций общегосударственных, региональных и местных органов в организации социальной помощи;

комплексность и целостность деятельности системы социальных служб в регионе.

На каждом этапе развития общества в социальной политике государства существуют определенные приоритеты. В настоящее время в российском обществе к ним относят: регулирование доходов, занятость населения, поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса, социальная защита безработных, улучшение условий труда и др. Эти приоритеты социальной политики, в свою очередь являются основой для формирования важнейших направлений социальной защиты и социальной работы с учетом особенностей регионов. Очевидно, что одним из важнейших направлений социальной работы должна быть поддержка и помощь наиболее «слабым» слоям населения и, прежде всего, в получении ими тех социальных гарантий, которые определяются нормативными документами для населения, проживающего в РЭН. Для повышения эффективности реализации приоритетов государственной социальной политики в сфере социальной защиты и социальной работы важным является подготовка профессиональных кадров - специалистов социологов, психологов, социальных работников.

В 2006 и 2007 годах приоритетными направлениями в деятельности комитета по охране здоровья и социальной защите населения Алтайского краевого Совета народных депутатов и Главного управления Алтайского края по социальной защите населения, были подготовка и принятие среднесрочных программ, совершенствование краевого законодательства, контроль за соблюдением и исполнением законов по предметам ведения комитета [2].

В дополнение к действующим социальным программам в 2006 году подготовлены и приняты краевым Советом народных депутатов краевые целевые программы: «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007-2010 годы», «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2006-2010 годы» и «Краевые целевые программы в области здравоохранения на 2007-2011 годы».

В 2006 году Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения были выделены ряд практических целей деятельности:

1. Содействие повышению благосостояния населения и снижению бедности.

2. Повышение качества и доступности социального обслуживания, особенно для малоимущих групп населения, пожилых людей и инвалидов.

3. Содействие улучшению положения семей с детьми, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Интегрированным показателем цели «повышение благосостояния населения, снижение бедности по денежным доходам населения» является: удельный вес населения в крае с доходами ниже прожиточного минимума. Наблюдается сокращение значений данного показателя по статическим данным на 01.10.2006 г. на 3,7%, по состоящим на учете в органах социальной защиты населения на 01.01.2007 г. на 1% ( с 43,5%до 42,5%). Сокращению малоимущих слоев населения способствовало повышение вклада социальных программ.

2.3 Программы социальной поддержки

Краевая целевая программа «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007 - 2010 годы» подготовлена в целях социальной поддержки нуждающихся граждан, поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, и во исполнение Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Необходимость разработки программы была обусловлена тем, что, несмотря на разнообразие форм социальной поддержки населения, вопрос об оказании гражданам адресной социальной поддержки остается для Алтайского края чрезвычайно актуальным. На учете в органах социальной защиты населения края в настоящее время состоит более одного миллиона граждан, или 43,5 процента жителей Алтайского края. Это пенсионеры и инвалиды, дети из малоимущих семей, другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Система программных мероприятий предусматривает различные виды социальной поддержки малоимущих жителей Алтайского края и их учет, осуществляемый с использованием средств автоматизации, адресное предоставление пособий, субсидий и других социальных выплат, а также проведение соответствующих организационных мероприятий. Ожидается, что реализация программы снизит социальную напряженность среди малоимущих слоев населения, позволит за счет индивидуального подхода экономически выгодно распределять денежные средства краевого бюджета и обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан.

Расходные обязательства по оказанию социальной поддержки малоимущим гражданам отнесены федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако учитывая то обстоятельство, что органы местного самоуправления, в силу своей максимальной приближенности к населению, могут осуществлять социальную поддержку малоимущих граждан более оперативно и целенаправленно, с наименьшими затратами, одновременно с краевой целевой программой подготовлен и принят закон Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми». В соответствии с законом органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки в денежной или натуральной форме малоимущим гражданам и малоимущим семьям с детьми в рамках реализации названной краевой целевой программы.

Принятие закона Алтайского края «Об утверждении краевых целевых программ в области здравоохранения на 2007-2011 годы» направлено на усиление поддержки приоритетных направлений развития здравоохранения, таких как:

снижение смертности и инвалидизации населения;

улучшение обеспечения населения своевременной высококачественной медицинской помощью в экстренных случаях;

стабилизации эпидемиологической ситуации;

профилактика заболеваний социального характера и борьба с ними;

совершенствование развития первичной медико-санитарной помощи, оказываемой населению, в том числе открытие общих врачебных практик;

увеличение объема и улучшение качества специализированной медицинской помощи, в том числе кардиохирургической, травматологической и ортопедической;

организация сервисного обслуживания и приобретение дорогостоящей медицинской техники;

совершенствование системы подготовки медицинских кадров.

В краевой целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы» сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Алтайском крае.

Принятие краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае на 2006-2010 годы» позволит укрепить материально-спортивную базу, организовать физкультурно-спортивную работу среди различных социально-демографических групп, обеспечить более качественный учебно-тренировочный процесс спортивного резерва и команд мастеров Алтайского края.

Одной из самых социально не защищенных категорий граждан являются многодетные семьи. Из проживающих в Алтайском крае 11600 многодетных семей около 86 процентов состоит на учете в органах социальной защиты Алтайского края как малообеспеченные. В 2005 году по предложению комитета в закон Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка» было внесено изменение, в соответствии с которым размер пособия на детей из многодетных семей увеличен на триста процентов. Ряд мер социальной поддержки предоставляется этой категории граждан на основании других нормативных актов. Однако в целом проблему принимаемые меры пока не решают. Учитывая это, комитетом подготовлен и в декабре прошлого года принят Алтайским краевым Советом народных депутатов закон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае». Финансирование его исполнения предусмотрено отдельной строкой в краевом бюджете на очередной год.

С 1 января 2008 года размер ежемесячного пособия на ребенка в крае был увеличен до 85 рублей [1].

На январской сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов принято решение о повышении ежемесячного пособия на ребенка до 100 рублей с 1 января. Всем получателям пособия будет произведена доплата.

Законом Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка» установлено, что для отдельных категорий семей размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается.

Например, на детей из многодетных семей размер пособия увеличивается на 300 %, значит с 1 января текущего года на каждого ребенка, проживающего в многодетной семье, будет ежемесячно выплачиваться по 400 рублей. В общей сумме это даст ощутимую прибавку к семейному бюджету.

На 200 % увеличивается размер ежемесячного пособия на ребенка одинокой матери, его сумма составит 300 рублей; на 100 % - на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву (200 рублей); на 50 % - на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов (150 рублей).

Оформим графически:

В целях повышения социальной защиты инвалидов принят закон Алтайского края «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов». Законом предусмотрено установление организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, квоты приема на работу инвалидов в размере не менее 4 процентов к среднесписочной численности работников. Применение квоты в таком размере позволит организовать в Алтайском крае около 20 тысяч рабочих мест для инвалидов.

Одной из наиболее существенных мер социальной поддержки малоимущих граждан является предоставление им субсидий на оплату коммунальных услуг и приобретение топлива. В 2006 году из краевого бюджета выделено на эти цели более 1,3 миллиарда руб. В связи с изменением федерального законодательства закон Алтайского края «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Алтайском крае» в сентябре прошлого года был признан утратившим силу. Одновременно подготовлены и приняты законы Алтайского края «О предоставлении органам местного самоуправления субвенций из краевого бюджета для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по распределению бюджетам поселений субвенций для выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

В целях расширения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, приведения законов Алтайского края в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством в ряд законов социальной направленности в отчетном году внесены изменения.

Необходимость рассмотрения вопроса «О ходе выполнения закона Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае» была вызвана непростой обстановкой, сложившейся в Алтайском крае. Несмотря на предпринимаемые органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения меры, уровень основных эпидемиологических показателей свидетельствует о том, что туберкулез в Алтайском крае остается чрезвычайно серьезной проблемой. Показатель смертности на 100 тыс. населения в Алтайском крае в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Пик смертности все больше перемещается на более молодые группы населения: 72 процента умерших - лица трудоспособного возраста. В 2005 году значительно увеличилось число заболевших детей из очагов туберкулезной инфекции. Ежегодно от туберкулеза в крае умирает более 1000 человек. Рассмотрению вопроса на сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов предшествовало проведение депутатских слушаний на тему: «Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Алтайском крае. Состояние и проблемы противотуберкулезной службы края». По итогам слушаний приняты рекомендации, а также План неотложных противоэпидемических мероприятий, направленные на выполнение закона Алтайского края «О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае», решение имеющихся проблем, дальнейшее совершенствование санитарно-просветительной работы по туберкулезу среди населения.

На заседании комитета по охране здоровья и социальной защите населения рассмотрен вопрос «О выполнении закона Алтайского края «О региональной молодежной политике в Алтайском крае» в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления детей и подростков в 2006 году». Комитет поддержал при этом предложения представленные управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи по организации летней оздоровительной кампании в 2007 году.

Приоритетным направлением в системе социальной защиты является социальное обслуживание населения. В условиях полной централизации полномочий по социальному обслуживанию в крае осуществляется предусмотренный законодательством трехуровневый механизм предоставления социальных услуг: в нестационарных, полустационарных и стационарных учреждениях.

В прошедшем году произошло увеличение более чем в 2 раза количества социальных услуг, предоставляемых гражданам, 59-тью территориальными центрами социальной помощи семье и детям. 237 тысячам граждан края было оказано более 2 млн. социально-экономических, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических и других услуг. Большую часть из них составляют социально-бытовые услуги. Комплекс социально-медицинских услуг в полустационарных условиях получили 30 тысяч пожилых людей и инвалидов.

Одной из ведущей и динамично развивающейся формой системы социального обслуживания является стационарное социальное обслуживание. В настоящее время в домах-интернатах насчитывается 5647 мест. При этом очередность на размещение составляет около пятисот человек, более 50% из них - в психоневрологические интернаты. Количество мест планируется увеличить за счет ввода в эксплуатацию домов-интернатов в Поспелихинском, Егорьевском, Ребрихинском районах, спального корпуса в Бобровском психоневрологическом интернате до 6095 и позволит довести к 2009 году обеспеченность краевой системы стационарного социального обслуживания до 79% от нормативной [3].

Отрасль социального обслуживания нуждается в дальнейшей структурной перестройке, направленной на увеличение объема услуг одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам и другим группам населения, нуждающимся в особой заботе государства, в реализации комплекса мер по обеспечению доступности, повышению качества и эффективности предоставляемых услуг.

Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг потребует новых моделей управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса. Для решения данной задачи будут определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам, по уходу на дому. Предусмотрено проводить работу по формированию рынка социальных услуг с равными возможностями для их поставщиков, представляющих государственные и негосударственные социальные службы, созданию новых организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств будет осуществлен переход от сметного финансирования государственных социальных служб к оплате предоставленных социальных услуг на основе государственного заказа, а также их полной или частичной оплаты гражданами, имеющими достаточный уровень дохода. Это потребует как уточнения краевых стандартов оказания услуг, так и определения фактических трудозатрат на каждую социальную услугу.

Основой в решении задач повышения качества социального обслуживания является укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы учреждений. В истекшем году проведены организационные мероприятия по реализации пяти федеральных программ, в результате которых получено из федерального бюджета 180,4 млн.руб(в 2005г.- 148,6 млн.руб.) В 2006 году были проведены работы по реконструкции, строительству, капитальному ремонту 78 объектов социальной сферы. Наиболее значимым объектом для жителей Алтайского края является комплекс краевой клинической больницы на 1180 коек в г.Барнауле. Всего в 2006 году на реализацию федеральных целевых программ и национального проекта, краевой адресной инвестиционной программы, мероприятий за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации было направлено 266 млн. руб. бюджетных ассигнований (в 2005 году -215,4 млн. руб.), в том числе на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - 59 млн.рублей. Предварительный лимит бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2007 год составляет 197 млн. рублей, в том числе на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России -124 млн. рублей. Остаются пока не решенными проблемы:

по проведению реконструкции и капитальных ремонтов зданий, не имеющих остаточной стоимости, которые требуют значительного вложения средств;

необходимы средства на укрепление материальной базы по вновь принятым учреждениям и всей сети в целом - приобретение мебели и оборудования;

недостаточно средств на оплату услуг связи по вновь принятым учреждениям - переданная собственность не телефонизирована (установка телефона, оплата услуг связи);

вследствие территориальной отдаленности, а также для обеспечения деятельности проблемным остается вопрос недостаточности средств на приобретение транспорта.

В системе социальной защиты населения трудятся около 11 тысяч человек. Реструктуризация системы управления и учреждений отрасли осуществляется по модели поэтапного реформирования отрасли, предусматривающего делегирование части полномочий муниципальным образованиям. Особенностью сложившейся системы управления отраслью является централизация управления учреждениями социального обслуживания, децентрализация - территориальными органами социальной защиты. В настоящее время подписаны соглашения о взаимодействии по вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан практически со всеми муниципальными образованиями. Главное управление заинтересовано в положительном решении вопросов финансового обеспечения муниципальных органов социальной защиты. Предложения по улучшению их материально-технической базы, нормативов штатной численности вносятся в установленном порядке. Администрация края в лице Главного управления оказывает существенную помощь муниципальным органам социальной защиты по оснащению оргтехникой. В прошедшем году передано 200 комплектов компьютерной техники, 83 копировальных устройства.

Решая задачу реализации единой кадровой политики, предполагающей формирование кадрового резерва, повышение профессионального уровня кадров, проведен ряд организационных мероприятий. Для участия в конкурсе на замещение должностей гражданской службы представлено 175 заявлений от работников системы. Второй, очный этап конкурса предполагает определение знаний, умений и навыков работы с нормативными правовыми актами, деловой документацией, информационными системами.

Сложилась определенная система повышения профессионального уровня специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения. Используются различные возможности: Учебно-консультационного Центра краевого Совета народных депутатов, общественных некоммерческих организаций, Алтайского Государственного университета, а также проводим обучение своими силами- специалистами профильных отделов.

В прошедшем году по результатам работы отмечен наградами 351 работник системы, в том числе 5 сотрудников награждены почетными грамотами Минздравсоцразвития России. Реализация единой кадровойполитики, предполагающей повышение эффективности деятельности кадров, способных решать поставленные задачи в условиях реформирования системы социальной защиты населения остается на среднесрочную перспективу.

Сложилась положительная практика сотрудничества с общественными организациями.

Используются различные формы взаимодействия с общественными организациями инвалидов, которых в крае более 300. В целях эффективной координации действий в достижении единых целей, участвуем в работе межведомственных координационных Советов по делам инвалидов, по делам ветеранов боевых действий, комитета «Победа». В 34 (в 2005г.- 27) районах края действуют координационные Советы по делам ветеранов боевых действий. Работают ведомственные формирования - Советы председателей органов социальной защиты населения и директоров учреждений, Консультативный совет в области социальной помощи и поддержки семьи и детей в Алтайском крае. Взаимодействие с общественными организациями и формированиями увеличивает социальный эффект и результативность организуемых мероприятий. В 2007 году продолжим активизировать эту работу, как на уровне Главного управления, так и в городах и районах края.

Заключение

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Усиление тенденции общего материального неблагополучия населения области требует дальнейшего развития и укрепления системы его социальной защищенности и поддержки.

Активно развивается сеть социозащитных учреждений помощи семье и детям, особенно приютов. Управление социальной защиты населения и руководители районов большое значение придают профилактике детской безнадзорности.

Содержание стационарных учреждений социального обслуживания не отвечает современным требованиям, управление социальной защиты при поддержке губернатора много сил и средств вложено в их развитие, укрепление материально-технической базы, совершенствование структуры.

Во исполнение статьи 59 Конституции Российской Федерации, совместно с Управлением Алтайского края по труду участвуем в обеспечении реализации права граждан на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Так, в истекшем году в наших домах-интернатах проходили службу 6 человек.

Продолжает развиваться Государственная служба медико-социальной экспертизы и служба реабилитации. Ежегодно количество освидетельствований граждан увеличивается.

В целях комплексного подхода к вопросам реабилитации инвалидов в крае создана и работает областная служба реабилитации инвалидов.

Увеличился ряд показателей по предоставлению мер социальной поддержки в натуральной форме отдельным категориям ветеранов, жертвам политических репрессий. Правом приобретения единого социального проездного билета в Алтайском крае воспользовались около полутора миллионов человек.

Список литературы

1. Закон Алтайского края «О ежемесячном пособии на ребенка» от 1 января 2008 года

2. Отчет постоянного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по охране здоровья и социальной защите населения о работе за 2006 год

3. Отчет Аппарат администрации Алтайского края «Основные показатели деятельности системы социальной защиты населения в 2006 году и основные направления деятельности на 2007 и среднесрочную перспективу до 2009 года»

4. Архипьев А.Г. Проблемы социальной защиты населения при переходе к рынку // Социальная защита. - 1991.- №12.

5. Загорьянс В.И. Социальные гарантии и социальная защищенность при переходе к рыночной экономике // Проблемы перестройки и стабилизации советской экономики. - М.: Наука, 2004. - 198 с.

6. Материалы сайта admin@altairegion22.ru

7. Тишин Е.В. Социальная защита населения при переходе к рыночной реформе, - М.: Логос, 2004. - 179 с.

8. Тонких Л. Социальная защита: региональные проблемы // Социальная защита - 1997, №3.

9. Роик В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 169 с.

10. Юдин В.П. Социальная защита: понятия, сущность, границы. - М.: Дело, 2004. - 204 с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты