Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края

Определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения

1.1. Социальная защита: понятие и сущность

1.2. Социальная защита трудящихся

1.3. Краткая история развития системы социального обеспечения в России

2. Анализ динамики системы социальной защиты населения Алтайского края

2.1. Отделы социальной защиты

2.2. Социальная политика Алтайского края

2.3. Программы социальной поддержки

Заключение

Список литературы

Введение

Чем тяжелее ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается объем производства, уменьшается создаваемый валовой национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи, с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новые социальные напряжения.

Чтобы исправить такое положение недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум продуктов потребления и услуг, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находится на спаде и неспособна удовлетворить потребности всего населения во благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое бедственное состояние, и кому именно надо помогать?

Следует, прежде всего, понять, что если снизить производство продукция услуг в стране и одновременно уменьшить помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.

Экономические и социальные преобразования в Российской Федерации и связанные с ними негативные тенденции в уровне жизни населения ярко проявляются в Алтайском крае. Специфика ситуации последних лет заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) в категорию малообеспеченных попадают новые большие группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные; военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др.

Несмотря на общий экономический рост, социально-экономическая ситуация Алтайского края остается напряженной, социальные проблемы не потеряли своей актуальности. Это обусловлено сохранением безработицы и бедности.

В этих условиях все большая часть населения Алтайского края, причем острее, чем когда-либо, нуждается в профессиональной помощи для своих основных социальных прав, для обеспечения элементарного выживания. Следовательно, потребность в социальной защите, как основном механизме оказания помощи малообеспеченным слоям населения в настоящее время значительно возрастает. Все это свидетельствует в пользу создания государственной системы социальной защиты населения, которая оказала бы помощь нуждающимся категориям граждан наиболее адресной и эффективной.

Объектом исследования данной работы является социально незащищенная часть населения Алтайского края.

Предмет исследования -- система социального обслуживания населения Алтайского края.

Главной целью настоящей работы является определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского края, в новых экономических условиях, на основе анализа ведущих тенденций в социальной работе.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решить следующий комплекс задач:

изучить цели и главные принципы социального обслуживания населения;

определить основные особенности состояния системы социального обслуживания Алтайского края на современном этапе;

1. Теоретические аспекты социального обслуживания населения

1.1 Социальная защита: понятие и сущность

Новое жизнеустройство общества, экономическая реформа, переход к многообразию форм собственности, общественная практика требуют теоретической разработки и обоснования такой категории как «социальная защита». Эта категория выполняет роль системообразующей функции социальной работы, показывает степень согласования социальных программ развития общества и человека.

Главным и определяющим среди глобальных ориентиров развития государства должен быть сам человек как индивидуум, гражданин, личность. Поэтому одной из актуальных задач является выработка адекватного глубине происходящих кризисных явлений и процессов видения механизмов их преодоления на основе гуманитарного понимания мира, роли в нем человека и его внутреннего мироустройства.

Гуманизм, гуманитарная идея и социальная защита личности неразрывно связаны и взаимообусловлены. Категория «гуманизм» понимается как идеология человеколюбия и человекоуважения, а «гуманитаризм» - практическое воплощение человеколюбия и человекоуважения. Одной из важных составляющих гуманизации общества является деятельность по гармонизации социальных интересов, то есть по наиболее полному и глубокому сочетанию интересов различных субъектов, социальной деятельности, их интересов с интересами общества. Социальная защита, оказание той или иной помощи отдельным людям или социальным группам, в конечном счете, направлена на гармонизацию отношений между ними и обществом.

Выделяя место «социального» в узком смысле в системе общественных процессов и отношений, ученые отмечают, что социальные отношения отражают определенный срез отношений в рамках общественного. «Социальные отношения - аспект базисных и надстроечных отношений, а именно отношений равенства и неравенства по положению в обществе», то есть отношения, определяемые положением групп и людей в социальной структуре общества. Если в экономике выражаются отношения людей к средствам производства, в политике - отношения в власти, то в социальном плане выражено отношение между социальными общностями людей в связи с их положением и ролью или по поводу их положения и роли в общественной жизни. Переход к рыночным механизмам повлек за собой активный процесс реформирования общественных и межличностных отношений, усилил разобщенность людей и целых поколений, утрату традиций. Обстановка нестабильности порождает новые проблемы личности и выдвигает в разряд первостепенных задачи социальной защиты.

Наиболее важным требованием, лежащим в основе социальной защиты является, требование социальной справедливости, которая сама во многом реализуется через социальную защиту. Проблема социальной справедливости не теряла своей актуальности во все времена. В настоящее время, когда общество переживает труднейший период, проблема справедливости должна быть в центре внимания. Социальная справедливость касается целостной жизнедеятельности общества и личности. Она предполагает осуществление реальных социальных интересов людей, удовлетворение их оптимальных в данный период и в конкретной ситуации потребностей. Критерием и принципом социальной справедливости являются количество и качество труда. Последовательное применение этого принципа, соизмерение того, что человек дает обществу, и того, что он получает от общества, является барьером против уравниловки, сдерживающей деятельность человека [4]. Степень социальной защиты личности во многом определяется социальным положением той социальной группы, к которой он относится, и его личным социальным положением.

Комплексными характеристиками понятия «Социальное положение» выступают социальный статус и престиж. Социальный статус - это интегральный показатель положения социальной группы и ее представителей в системе социальных связей и отношений общества. Наряду с категорией социального статуса в науке широко используется социально-экономический, социально-правовой и др. статус, призванный характеризовать положение социально-профессиональных групп и их членов в разных сферах жизнедеятельности общества.

Объективная социальная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, с необходимостью выдвигает на первый план еще один момент социальной справедливости, социальную защиту людей, находящихся за пределами действия рыночных отношений не имеющих возможности существования хотя бы на уровне минимальных стандартов жизни [5, с.87]. Новые социальные проблемы не только выявили незащищенность большинства людей, но и заставили государство и общество искать нетрадиционные выходы из этого положения. Это, безусловно, требует от государства проведения активной политики в области социальной защиты.

Процесс формирования системы социальной защиты личности в новы условиях жизнеустройства общества во многом зависит от соотношения объективного и субъективного, стихийного и сознательного, активного и пассивного. Поэтому наблюдается подход не только к определению понятия, но и к практике социальной защиты и социальной работы в целом.

Тишин Е.В. под социальной защитой личности понимает всеобъемлющую форму деятельности государства, обеспечивающая предоставление индивидууму максимально возможных условий материального обеспечения [7, с.34].

Архипьев А.Г. считает, что социальная защита личности - это целенаправленная деятельность государства в лице его институтов, направленную на всемерное обеспечение процесса формирования и развития личности, необходимость учета воздействия на личность негативных факторов и поиск путей их нейтрализации, предоставление возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни [4].

Юдин В.П. социальную защиту понимает как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение их важнейших социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни [10, с.54].

1.2 Социальная защита трудящихся

Особая значимость придается определению социальной защиты трудящихся. Под социальной защитой трудящихся понимается система законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, предоставляющих трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. Социальная защита населения может рассматриваться в широком и узком аспектах. В широком смысле под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. В данном значении социальная защита практически совпадает с системой социальных гарантий. Социальные гарантии являются сердцевиной социальной защиты. Под социальными гарантиями понимается обязательное обеспечение всем членам общества потребления определенных объемов материальных, социальных, духовных благ, без которых человек и современное общество не могут существовать. Социальные гарантии охватывают фундаментальные ценности, являющиеся экономической интерпретацией общечеловеческого права на жизнь. В состав таких гарантий должен войти, во-первых, определенных уровень материальной обеспеченности. Это достигается созданием комплекса условий для экономической деятельности, который дает возможность каждому члену общества содержать себя и свою семью. Во-вторых, гарантия обеспеченности жильем нуждающегося населения. В-третьих, гарантирование охраны здоровья. Таким образом, проблема социальных гарантий значительно актуализируется в настоящее время. В узком же аспекте социальная защита может рассматриваться в форме социальной политики государства, стремящейся административными мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы сносное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его. В мировой практике существует трехсторонний принцип ответственности за социальную защиту граждан и соответственно - за ее финансовое обеспечение. Сторонами, участвующими в этом процессе являются: во-первых, - сам человек, во-вторых, - работодатель, в-третьих, - государство.

У нас социальная защита расценивается как вид деятельности государства (его институтов) и социальная защищенность, отражающая, во-первых, реальное в каждый момент времени состояние дел по защите человека, во-вторых, субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности относительно данного вопроса (чувство социальной защищенности, потребность в социальной защите и т.д.) [8].

Таким образом, система социальной защиты складывается как механизм для регулирования социальных отношений между работающими, социальными группами населения и государством, проявляющихся в экономической, социальной, культурной и других областях общественной жизни. И под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

1.3 Краткая история развития системы социального обеспечения в России

Понятие «социальная защищенность человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако, такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. В связи с этим возникает проблема защиты стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств существования и создание условий для активного включения населения в социально полезную деятельность [5, с.123].

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.

Социальное обслуживание - одна из составных частей системы социальной защиты населения. Социальная защита населения включает в себя:

социальное обслуживание населения;

предоставление льгот;

выплату пособий и компенсаций;

санаторно-курортное лечение;

обеспечение средствами реабилитации;

протезно-ортопедическую помощь.

Законодательством определены основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Органы социальной защиты населения предоставляют следующие виды социальных услуг:

обслуживание в стационарных учреждениях;

предоставление временного приюта;

организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

социальное обслуживание на дому, в том числе специализированное социальное обслуживание;

консультативная помощь;

реабилитационные услуги;

предоставление социального жилья, в том числе в специальных домах для одиноких престарелых;

льготное торговое обслуживание.

Всю историю создания системы социального обслуживания можно разделить на два этапа:

1-й -- допрофессиональный - связан с традициями и формами благотворительности - проявления целенаправленного внимания к людям, которые не способны в силу объективных или субъективных причин, обеспечивать себя собственными силами - это основание всей системы социальной защиты населения;

2-й -- профессиональный этап, когда в начале 20-го века формируется новое, уже профессиональное движение работников, оказывающих социальные услуги населению, в Европе и Америке.

В российской истории можно выделить шесть основных этапов становления модели (системы) социальной деятельности, связанных с коренными изменениями в ее содержании, принципах и методах:

1 этап - с 1551 по 1725 гг. - этап формирования и реализации идеи государственного призрения;

2 этап - с 1725 по 1796 гг. - этап формирования системы (модели) общественного призрения при Петре I и Екатерине II;

3 этап - с 1796 по 1917 гг. - это этап совершенствования системы (модели) общественного призрения и частной благотворительности;

4 этап - с 1917 по 1918 гг.- этап возврата к модели государственного призрения;

5 этап - с 1918 по 1991 гг. - этап становления и реализации советской модели социальной деятельности;

6 этап - с 1991 г. по настоящее время - это формирования современной российской модели социальной деятельности.

Итак, история нашего государства богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур призрения и создание новых, наиболее соответствующих современным требованиям, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Эти традиции, обогащаемые международным опытом оказания социальных услуг населению, сегодня прочно вошли в нашу действительность: координирует и определяет пути развития Министерства труда и социального развития РФ, создана разветленная сеть региональных (областных, краевых) управлений социальной защиты населения и территориальных (муниципальных) органов социальной работы, функционируют профильные и комплексные учреждения социального обслуживания, создаются различные благотворительные общества и фонды социальной поддержки.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты