Методы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы
p align="left">4. ГУВД РО (Белозеров А.М.) обеспечить охрану общественного порядка и безопасности в местах проведения областной акции (зональные акции и финальная в г. Шахты). [22:12].

5. Министерству здравоохранения (Быковская Т.Ю.) обеспечить мероприятия областной акции дежурными машинами скорой помощи (зональные акции и финальная в г. Шахты).

6. Министерству общего и профессионального образования (Ковалев Л.Ф.) обеспечить участие школьной и студенческой молодежи в зональных и областной итоговой акции. [ 22;13]

7.Комитету по молодежной политике Администрации Ростовской области (Резванов А.А.) активизировать работу постоянно-действующего телефона «Молодежная горячая линия «Останови наркотики», используя возможности средств массовой информации и наружной рекламы.

8. Главному управлению по информационной политике (Потрапелюк В.С.) обеспечить информационную поддержку зональных и областной акций в СМИ.

9.Мэрии г. Шахты (Пономаренко С.А.), министерству спорта, физический культуры и туризма (Кабаргин Б.А.), министерству культуры (Васильева С.И.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.) организовать и провести областную итоговую акцию «Молодежь против наркотиков» в г. Шахты (оформление творческих площадок и центральной сцены; выступление творческих коллективов г. Шахты, показательные выступления спортсменов г. Шахты).

10.Главам (г. Новошахтинска, г. Батайска, Верхнедонского района, Морозовского района, Матвеево-Курганского района, Семикаракорского района, Азовского района, Ремонтненского района, Сальского района) обеспечить проведение зональных акций «Молодежь против наркотиков».

11.Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика.[22;16].

2. Об исполнении Министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области решения ОМВК от 18.08.04 г в части организации спортивно-массовых мероприятий для детей и молодежи в 2005 году.

С информацией по вопросу выступил: Кабаргин Борис Алексеевич - министр по физической культуре, спорту и туризму области Заслушав и обсудив информацию Кабаргина Б.А. областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: В соответствии с п. 2 вопроса 2 решения ОМВК от 18.08.04 г. Министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области разработан и реализуется на территории Ростовской области комплекс длительных спортивно-массовых мероприятий с вовлечением в них широкого круга детей, подростков и молодежи, сформированных в команды по месту жительства, в том числе: [22;16] спартакиада детско-подростковых клубов по месту жительства, которая проводится по наиболее распространенным и доступным видам спорта, таким как мини-футбол, уличный баскетбол, настольный теннис, шахматы, шашки. В течение почти всего года команды клубов по месту жительства задействованы в спортивно-массовых мероприятиях; фестиваль «Детской дворовой лиги» по футболу. Команды, сформированные по территориальному признаку, в течение весны, лета и осени проводят одно-двухдневные турниры.

Длительные спортивно-массовые мероприятия на территории области проводятся не только с командами, сформированными по месту жительства, но и командами, представляющими учебные единицы, в том числе: спартакиада допризывной и призывной молодежи, которая проводится по 3 видам спорта. На предварительном этапе в январе - феврале эти соревнования проведены в общеобразовательных школах, колледжах, профессиональных училищах. Областной финал с участием победителей зональных соревнований (проводимых в апреле-мае) пройдет в сентябре этого года и по его итогам победитель соревнований примет участие во Всероссийской Спартакиаде в Южном Федеральном округе;[29;3]

спартакиада учащихся ССУЗов Ростовской области, проводимая по 6 видам спорта, где на первом этапе, в течение января - марта, учебные группы ССУЗов соревновались между собой с целью выявления лучшей учебной группы ССУЗа.

Наиболее эффективно проведение городской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по месту жительства организовано в г. Азове.

Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту решила:

1. Принять информацию Министра по физической культуре, спорту и туризму области Б.А.Кабаргина к сведению. [29; 3]

2. Министерству по физической культуре, спорту и туризму (Кабаргин Б.А.):

обобщить опыт работы комитета по физической культуре, спорту и туризму г. Азова по проведению городской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по месту жительства, информацию направить в органы управления физической культурой, спортом и туризмом муниципальных образований области; создать рабочую группу с привлечением специалистов министерства образования и в срок до 01.10.2005 г. провести выборочную проверку использования и функционирования спортивных сооружений на территориях муниципальных образований области; по итогам работы рабочей группы подготовить вопрос на рассмотрение ОМВК с приглашением глав администраций муниципальных образований.

3. Рекомендовать средствам массовой информации уделять больше внимания освещению в СМИ проведения детско-юношеских физкультурно-спортивных мероприятий, как профилактике наркомании в молодежной среде.

4. Рекомендовать руководителям муниципальных образований области:

продолжить работу по дальнейшему совершенствованию работы с детьми и подростками по месту жительства;

расширению сети детско-подростковых клубов, обеспечению их квалифицированными кадрами и спортивным инвентарем;

выделять средства из местных бюджетов на ремонт и реконструкцию спортивных площадок по месту жительства.

5. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика. [12;34]

3. Об исполнении Министерством общего и профессионального образования Ростовской области решения ОМВК от 03.12.04 г. по развитию системы профилактики злоупотреблений психоактивными веществами в образовательной среде.

С информацией по вопросу выступил: Бережной Виктор Алексеевич - заместитель министра общего и профессионального образования области

Заслушав и обсудив информацию Бережного В.А. областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: Во исполнение Решения ОМВК от 03.12.04 г. Министерством общего и профессионального образования проведены следующие мероприятия. [29;5]

Разработан и утвержден план мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2005-2007 годы. Проект плана был согласован с Управлением ФСКН России по Ростовской области и ГУВД Ростовской области.

Разработан проект единой адаптированной профилактической образовательной программы ЗПАВ для учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.

В целях осуществления единого подхода к профилактической работе в образовательной среде, министерство приступило к введению единых программ, учитывающих возрастные и психофизические особенности несовершеннолетних, в том числе проектов ХОУП «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Здоровая школа» по соглашению, заключенному с Европейской ассоциацией здравоохранения и международной программы ТАСИС, «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». [29;6]

Проводится курсовая подготовка педагогических работников по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на базе ИПКиПРО и Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами по ЮФО при РГПУ.

Министерство продолжит реализацию мероприятий, направленных на обучение педагогических работников новым методам профилактической работы, в том числе, по апробированным на территории области здоровьесберегающим технологиям. Институту повышения квалификации и переподготовки работников образования поручено в 2005-2006 учебном году продолжить работу по организации курсовой подготовки педагогических работников, занятых в сфере профилактики наркомании среди несовершеннолетних. По заявкам муниципальных органов управления образованием курсовая переподготовка специалистов на базе Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами по Южному Федеральному округу будет продолжена.

Проводятся по отдельному графику внутриведомственные проверки деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по внедрению и реализации профилактических образовательных программ, использованию методической базы по профилактике наркомании, а также профилактических мер, принимаемых органами образования.

Соответствие с Планом работы министерства на 2005 год совместно с Управлением ФСКН России по Ростовской области проведены межведомственные проверка организации профилактической деятельности образовательных учреждений в г.г. Сальске, Пролетарске, п. Целина и соответствующих районах.[29;7]

Осенью проверки будут проводиться по отдельному графику в городах Таганроге, а также в Зерноградском, Красносулинском и Усть-Донецком районах.

Министерством разработаны и направлены в муниципальные органы управления образованием и подведомственные образовательные учреждения листовки с указанием телефонов и адресов органов и служб системы профилактики наркомании для размещения в учебных заведениях области.

Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту решила:

1. Принять информацию Министра общего и профессионального образования области Л.Ф.Ковалева [29;7].

2. Министерству образования области (Ковалев Л.Ф.) принять меры по максимальному использованию учащимися спортивных сооружений школ во внеклассное время.

3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Ростовской области (Бабич Н.Л.) в срок до 15.07.2005 г. подготовить предложения по финансированию местных, городских и областных средств массовой информации в целях осуществления ими информационно-пропагандистской работы, направленной на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни.

4. Рекомендовать Главам администраций муниципальных образований области:

спланировать в 2005-2007 годах тиражирование программ «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор» за счет средств муниципального бюджета и иных привлеченных средств, исходя из фактической потребности обеспечения профилактическими программами подведомственных образовательных учреждений. [29;8]

организовать в территориях работу молодежных «телефонов доверия».

5. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика.

Социальную политику в России проводят по предотвращению употреблению подростками, молодежи наркотических, психотропных веществ. С каждым годом происходят изменения в программах, законах принятых государством. Для работы привлекают не только среди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстремальных случаях.

1.3 Методы и технология профилактики наркомании и токсикомании

В мире существует отработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[ 6;32].

Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

- объективные условия жизни ( экономическое состояние семьи, жилищные условия);

- здоровье членов семьи ( наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

- уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

Как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях, социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почему происходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химической зависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения за помощью.

Социальный педагог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов ( инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[ 18;109].

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков( при необходимости социальный педагог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации ( включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия - развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая - развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая - разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ[17;193].

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований[ 23;66].

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.

5 Программы развития социально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов).

Профилактика зависимости от наркомании и токсикомании - одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной модели профилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являются превентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной[18;195].

К технологиям первичной профилактики относят. Социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне[ 15;150].

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения[ 12;36].

Медико - психологическая технология - цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико - биологическая технология - цель нормализация физического и психического развития, био - химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты