Цель разработки - исследование этнических эмоциональных тенденций. В качестве эмпирических оснований изучения использовались три критерия, среди них подчинение индивидуальных целей групповым, выраженная идентификация со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы как продолжения самого себя.
Инструкция испытуемому. Ниже приводится ряд высказываний. Нас интересует Ваше мнение относительно этих суждений. Укажите, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет.
Бланк «Этническая аффилиация» Согласен Не согласен Не знаю (ТАБЛИЦА)1. Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа2. В своих поступках следует руководствоваться скорее личными интересами, чем какими-либо другими, в том числе и национальными3. Взаимопонимание в семье совершенно не зависит от того, к какой национальности принадлежат члены этой семьи4. Каждый человек несет в себе долю вины за ошибки, совершенные его народом5. Современному человеку его национальность должна быть безразлична6. В жизни необходимо придерживаться норм и правил, выработанных в культуре своего народа7. Народам, исповедующим одну и ту же религию, легче понять друг друга8. В жизни необходимо жить своим умом без опоры на нормы и правила поведения, принятые у того или иного народа9. Интересы народа должны быть важнее, чем проблемы и интересы отдельной личности10. Взаимопонимание между народами не зависит от того, какую религию они исповедуют11. Если в семье появляется человек другой национальности, то это скорее всего осложнит взаимопонимание12. Человеку необходимо ощущать себя частью какого-либо народа13. Никогда нельзя сказать, что отдельный человек несет в себе характерные черты своего народа14. Современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какого-то народа15. Человек всегда должен помнить о своей национальности16. Отдельный человек не может отвечать за дела своего народа17. Народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку18. За национальностью человека всегда можно увидеть его народИндикаторы, отражающие высокую потребность в этнической принадлежности: 1, 4, 6, 7, 9, II, 12, 15, 18. Индикаторы, отражающие низкую потребность в этнической принадлежности: 2, 3, 5, 8, 10, 13, 14, 16, 17 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 399-402..Цель методики - измерение в пределах психологической универсалии «индивидуализм--коллективизм» групповых ценностных ориентации в четырех сферах жизненной активности: ориентации на группу, ориентации на власть, ориентации друг на друга и ориентации на изменения.Шкала «ориентация на группу--ориентация на себя» рассматривается на основе таких параметров, как внутригрупповая поддержка (взаимовыручка--разобщенность), подчиненность группе (подчинение-- самостоятельность) и традиционность (верность традициям-- разрушение традиций). Ориентация на изменения рассматривается в диапазоне «открытость переменам--сопротивление переменам» по параметрам: открытости-- закрытости культуры (открытость--замкнутость), ориентации на перспективу (устремленность в будущее - устремленность в прошлое), степени риска (склонность к риску - осторожность). Ориентация друг на друга - в диапазоне «направленность на взаимодействие - отвержение взаимодействия» по параметрам: толерантности - интолерантности (миролюбие - агрессивность), эмоциональности (сердечность - холодность) и мотивации достижения (уступчивость - соперничество). Ориентация на власть - в диапазоне «сильный социальный контроль - слабый социальный контроль» по параметрам: подчинения запретительным и регулирующим стандартам общества (дисциплинированность - своеволие, законопослушность - анархия) и значимость авторитета (уважение власти - недоверие к власти).Инструкция испытуемому. Как Вы считаете, насколько характерны данные качества для Вашего народа (для другого народа)? Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 - данное качество отсутствует, 2 - качество выражено слабо, 3 - качество выражено средне, 4 - качество выражено в полной мере.Взаимовыручка 4321 1234 Разобщенность Замкнутость 4321 1234 Открытость Дисциплинированность 4321 1234 Своеволие Агрессивность 4321 1234 Миролюбие Верность традициям 4321 1234 Разрушение традиций Осторожность 4321 1234 Склонность к риску Уважение власти 4321 1234 Недоверие к властям Сердечность 4321 1234 Холодность Подчинение 4321 1234 Самостоятельность Устремленность в прошлое 4321 1234 Устремленность в будущее Законопослушность 4321 1234 Анархия Уступчивость 4321 1234 СоперничествоПомимо выявления ценностных ориентации в различных культурах, на основе данных ДТО и КЦД вычисляются также показатели адекватности, близости, отличительности и совпадения взаимных ожиданий. Они отражают степень совпадения содержания образов этнических групп (см. раздел 1, глава 4). Процедура математической обработки представляет следующую последовательность:1. Вычисление степени выраженности отдельного качества. Степень выраженности качества определяется через коэффициент выраженности, принимающий значение от 0 до 100. Выраженность качества, получаемая на основе опроса мнения и выражаемая четырьмя категориями, приводится к коэффициенту выраженности посредством следующей формулы:К= 1/6* [300 - 3*kl - k2+ k3+ 3*k4],где k:-- «качество не выражено», k2-- «качество выражено слабо», k3 - «качество выражено средне», Ы-- «качество выражено в полной мере». При этом очевидно, что (а) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 1-й категории ответа («качество не выражено»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0; (б) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 2-й категории («качество выражено слабо»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,33; (в) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 3-й категории («качество выражено средне»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 0,66; (г) при количестве опрошенных, отдавших предпочтение 4-й категории («качество выражено в полной мере»), равном 100%, значение коэффициента выраженности равно 100. При каком-либо распределении предпочтений опрошенных между этими четырьмя категориями значение коэффициента выраженности изменяется пропорционально предпочтениям.2. Определение коэффициента совпадения степеней выраженности качеств в различных группах.Функция зависимости коэффициента совпадения от величины ерs. имеет следующий вид: F(ерs):F(0)=1D10)=ОР=-0,1*ерs+ 1,где ерs - фактическая разница между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств.Данная функция является линейной зависимостью, то есть чем больше сходства между сравниваемыми величинами, тем больше коэффициент совпадения.Коэффициент совпадения определяется следующим образом. Предварительно сравнивается фактическая разница по каждому качеству между двумя сравниваемыми степенями выраженности качеств (т.е., например автостереотип татары - гетеростереотип русские в Татарстане). Для этого подставляется значение фактической разницы в Р(ерs). Для вычисления общего коэффициента по всем качествам необходимо просуммировать значения коэффициентов по отдельным качествам и полученную сумму разделить на количество качеств. Коэффициент совпадения изменяется в пределах от 0 до 1. Чем больше коэффициент, тем больше величина совпадения.В связи с тем, что вычисления производятся над переменными, имеющими погрешность - 106, погрешность вычислений можно считать незначимой по сравнению с погрешностью округления при получении целочисленного значения процентов. Указанная погрешность округления лежит в пределах 0-0,5% в соответствии с правилами округления.Как уже отмечалось, представленные методики направлены на измерение уровня межэтнической напряженности и изучение эмоционально-оценочных, когнитивных и поведенческих компонентов этнической идентичности Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 381-392. .Данная модель предложена руководителем сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов профессором Валерием Тишковым и обсуждена участниками сети на семинаре в октябре 1995 года (Лимассол, Кипр). В целях совместимости и глобальных сравнений модель использует интерактивную матрицу, разработанную Верховным комиссаром ООН по делам беженцев для предупреждения перемещений населения на уровне страны, но она имеет существенно иной набор индикаторов и может использоваться на уровне страны, региона (республики, края, области), района и отдельной общины.С 1996 года началась работа по исследовательскому проекту «Этничность, конфликт и согласие» в рамках программы ЮНЕСКО MOST (Management of Social Transformations). К ней были привлечены, прежде всего, те участники сети этнологического мониторинга, которые в ходе сложной и требующей значительных аналитических усилий апробации модели и интенсивного сбора дополнительных материалов продемонстрировали высокое качество результатов.Авторы проекта исходили из представления, что сравнительный анализ конфликтных ситуаций и развитие обеспечивающей его информационной сети являются важными элементами этнополитологической экспертизы, призванной обеспечить взвешенные и сбалансированные решения в области разрешения конфликтов.Интерактивная матрицаКатегория № Индикатор Оценка Среда и ресурсы1. Состояние воды (питьевая, ирригация, водные пути, промысел)2. Земельные ресурсы (качество и цена, размер на человека, доступ, лес и др. угодья)3. Недра (использование, доступ, пользователь, дивиденды)4. Техногенное воздействие (опасные производства, выбросы, отходы, изъятия, компенсации)5. Бедствия и катастрофы (стихийные, экологические, промышленные, спровоцированные)Демография и миграции 6. Расселение (динамика численности, этнические пропорции, степень и динамика урбанизации)7. Смешанные браки и степень разводов8. Естественное движение населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни)9. Механические движения населения (миграции, беженцы и переселенцы, временные жители)Власть, государство и политика 10. Государственно-административный статус 11. Доктрина и режим власти (федерализм, унитаризм, местное управление, партии и движения, выборы и смена власти, госпрограммы разного уровня)12. Этническое представительство (в органах власти, бизнесе, информационной и научно-образовательной сфере)13. Отношения «центр-периферия» (правовые основы, переговоры, контакты, выгоды и обязанности)14. | Права человека и коллективные права (правовая обеспеченность, нарушения, контроль, правозащитная деятельность) | |
15. | Общественный порядок и контроль за оружием, судебные разбирательства и исполнение). | |
16. | Компетенция и авторитет властей и лидеров. | |
17. | Официальная символика и календарь. | |
Экономика и 18. социальная сфера. | Производство и динамика цен. | |
19. | Уровень и расхождение доходов. | |
20. | Занятость и безработица. | |
21. | Разделение труда (этническое, региональное, отраслевое, на уровне обмен, обмен услугами, торговое посредничество, престиж занятия). | |
22. | Социально-профессиональная мобильность (продвижение этнических групп, изменение статуса в трудовой деятельности, наличие маргиналов и их состав). | |
23. | Участие в приватизации, купле-продаже земли. | |
24. | Состояние социальной защищенности. | |
25. | Преступность и бытовое насилие. | |
Культура, 26. образование, информация | Культурное доминирование. | |
27. | Религиозная жизнь (конфессиональный состав и изменения, наличие и доступность храмов, возможность отправлять обряды, наличие и состояние святынь, лидеры и прозелитская деятельность, роль в государстве, регионе, общение). | |
28. | Языковая ситуация (законы и инструкции, язык власти, бизнеса, образования, информации и межгрупповых контактов). | |
29. | Школьное образование (доступ, обеспеченность, гарантии, состав учителей, учебные материалы). | |
30. Высшее образование (условия поступления, состав студентов, содержание программ, студенческая жизнь). | ||
31. Средства массовой информации (структура, состав, контроль, характер программ, этнический состав журналистов и телеведущих). | ||
32. Традиционные праздники и обряды (условия, поддержка властей, политическая окраска, участие различных групп населения). | ||
33. Исторический дискурс. | ||
Контакты и 34. Групповые требования и жалобы. стереотипы | ||
35. Прошлые конфликты и коллективные травмы. | ||
36. Этнические стереотипы (положительные, отрицательные, распространенность и использование, обидные клички, официальные противоречия). | ||
37. Изменения в самосознании (отношение этнического и гражданского, местного и регионального, возрождение старых идентичностей и появление новых). | ||
38. Мифы, страхи и слухи. | ||
39. Наличие групповой идеи и идеологии. | ||
40. Уровень толерантности (межгрупповые ненависть, стычки, насилие). | ||
Внешние 41. Наличие и влияние диаспор (соседи, столичная, условия зарубежная). | ||
42. Стабильность / нестабильность соседних и пограничных регионов и стран. | ||
43. Влияние глобального соперничества. | ||
44. Территориальные претензии и проблема границ. | ||
45. Внешние связи и сотрудничество. | ||
46. Меняющийся внешний имидж (страны, региона, республики, народа, общины, режима в регионе, республике, стране, мире). | ||
Сумма оценок по модели в целом. |
На основе сравнения перечисленных показателей в различных ситуациях межэтнической напряженности были эмпирически выявлены критические точки ее перехода от одной фазы к другой, в том числе и в условиях смены фрустрационной фазы межэтнической напряженности конфликтной, при достижении которой между народами возможны проявления агрессии и насилия. В связи с этим были получены следующие эмпирические результаты, раскрывающие социально-психологическую основу перехода межэтнической напряженности в насильственные конфликты.
Теоретические и эмпирические результаты исследования определяют его прикладную значимость. Практические выводы могут быть суммированы следующим образом:
Должны быть разработанные программы и методы этнопсихологического исследования представляющие специализированный социально-психологический инструмент мониторинга уровня межэтнической напряженности и характера этномобилизационных процессов. На его основе возможна не только текущая диагностика состояния межэтнических отношений и выявление очагов межэтнической напряженности, но и прогнозирование темпов ее роста и распространения, а также прогнозирование этнических миграций.
Эмпирические и прикладные результаты исследования представляют психологический компонент комплексной работы по развитию интеграционных тенденций в обществе. Здесь главная задача этнопсихолога заключается в усилении взаимопонимания между народами, на основе которого возможно также изменение позиций конфликтующих сторон. Рассмотренные в работе механизмы межэтнического восприятия, особенности мотивационно-потребностной сферы, принципы психодиагностики этнических образов, выявленные взаимосвязи между установками и групповым поведением могут явиться эффективной научной основой по психокоррекционной работе в целях развития взаимопонимания между народами.
Теоретические и эмпирические результаты, раскрывающие глубинные психологические механизмы и закономерности трансформации межэтнических отношений в кризисные периоды развития общества, могут быть использованы в качестве основы «этнотерапии» как на высоком политическом уровне в процессе конструирования социальных отношений с целью предотвращения развития дезинтеграционных тенденций в обществе, так и в практической работе общественных деятелей, профессиональных политиков, социальных работников, психологов по урегулированию этнических конфликтов и поисках способов их разрешения, по реабилитации беженцев и вынужденных переселенцев. Что же может стать объединяющим начало для различных этносов? Существующиие общие семантические зоны - важнейшая база межкультурного понимания. Совпадающие характеристики в представлениях народов о самих себе позитивны, с точки зрения самодекларации этническими группами их позиций в сфере межгруппового взаимодействия. В такой форме кристаллизуются сегодня на семантическом уровне остатки традиционных представлений о советском человеке.
Психологические исследования показывают, что любые мероприятия в рамках такой деятельности должны основываться на понимании человеческих устремлений и особенностей как на уровне отдельной личности, так и целых групп. Главное внимание в процессе этнотерапевтической деятельности должно уделяться проблемам соотношения этносоциальных групповых статусов и оценкам взаимоотношений как справедливых или несправедливых; удовлетворению этносоциальных потребностей, основанных на стремлении к позитивной этнической идентичности; проблемам осознания и понимания интересов другой стороны; усилению психологического чувства межкультурной близости и расширению общих семантических межкультурных зон; формированию адекватных и позитивных образов друг друга; снятию глубинных страхов и укреплению взаимного доверия.
Заключение
XX век стал веком невероятного оживления национальных чувств и движений, а последние два десятилетия прошлого столетия преподнесли Европе такой многоцветный букет идей и программ этнического и национального суверенитета, такой всплеск межэтнических конфликтов, что побудило специалистов говорить об «этническом шоке». Можно обнаружить широкое многообразие интересов и форм их проявления, играющих важную детерминантную роль в возникновении этнонациональных конфликтных ситуаций; приводящих к тому, что чаще всего такие конфликты не выступают в чистом виде, а оказываются органически сопряжены с социально-политическими, экономическими, религиозными, территориальными и иными конфликтными взаимодействиями. Во многом это объясняет тот факт, что конфликтные ситуации не возникают неожиданно, а формируются, развиваются и могут существовать на протяжении длительного времени, проявляясь на определенных этапах и при определенных катализаторах в виде кризисных всплесков межэтнического конфликта.
Существует ряд факторов, определяющих возникновение этноконфликтов:
а) наличие различных этнических групп или конфессий с достаточно четким административным делением, основанным на принципе этнических территорий;
б) значительная региональная дифференциация при одновременно высоком уровне централизации страны;
в) действие этно-психологического фактора при появлении существенных социальных, политических и экономических изменений и новых политических или экономических элит;
г) слабость, неразвитость институтов и механизмов, призванных обеспечить предупреждение конфликтных ситуаций;
д) недостаточное развитие культуры согласия в обществе, то есть система ценностей и традиций, ориентированных на предупреждение этноконфликтов.
Распад целого ряда полиэтнических государств в Азии, Африке и Европе, высокий деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что этнический терроризм выходит за рамки не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более глобальный аспект и становится самой сложной проблемой современности.
В современном мире проблема терроризма, особенно этнического, занимает одно из важнейших мест. На рубеже тысячелетий националисты и сепаратисты перестали обращать внимание на такие средства борьбы как мирные переговоры, политический компромисс, отказ от завышенных требований. Возможно, в этом виновато само международное сообщество, не обращавшее достаточно внимания на проблемы национальных групп, бывших колоний, на их требования. По этому с их точки зрения громкие террористические акты с максимальным количеством жертв являются наилучшим способом обратить на себя внимание. Но даже достигнув определенных гарантий, террористы уже не в силах остановиться, срабатывает фанатизм, ущемленное национальное достоинство, которое «требует» отмщения и восстановления всех ранее утраченных прав, территорий.
Весь исторический опыт человечества свидетельствует о тесной взаимосвязи состояния межнациональных противоречий и уровня проявления терроризма. Национализм обладает исключительным потенциалом разрушения, способным нагнетать социальную напряженность в обществе, разжигать конфликты, а иногда, и уничтожать целые государства. Национализм -серьезная угроза для безопасности общества и государства, способен не только осложнять обстановку внутри страны и на международной арене, но и порождать масштабные социальные конфликты, чреватые человеческими жертвами. Он требует от органов власти очень внимательного, корректного, предупредительного отношения к решению вопросов, затрагивающих межнациональные отношения. Следует заранее просчитывать все возможные последствия принимаемых решений.
Будущее влияние терроризма может усилиться в связи с тем, что увеличивается потенциал их разрушительной деятельности. Речь идет как о появлении все большего числа групп и лиц, занимающихся террористической деятельностью или могущих быть вовлеченными в нее, так и о доступе к оружию, т.е. происходит расширение социальной базы терроризма, вовлечение в террористическую деятельность во многих странах мира значительного числа представителей различных кругов, в той или иной мере разделяющих политические устремления определенных террористических структур и оказывающих им ту или иную поддержку. В последние десятилетия возникло множество агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма и идеи конца света - от индуистских националистов в Индии до неофашистов в Европе, развивающихся странах и культа «Ветви Давидовой» в США Басецкий И.И., Легенченко Н.А. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы. Мн., 2001. С. 38..
Исследуя эволюцию терроризма, многие зарубежные террологи отмечают, что социальное развитие общества со многими его противоречиями и конфликтами идет в сторону увеличения различных видов социальных групп, могущих принять участие или участвующих в акциях терроризма. Социальные, экономические, политические и другие проблемы будут нарастать и поэтому с ними будет расширяться социальная база терроризма.
Расширение социальной базы терроризма, по крайней мере в регионах и отдельных странах с высоким уровнем политической нестабильности и распространением политического экстремизма, представляет собой в настоящий период не только объективный процесс эволюции данного общественно опасного явления, но и выступает как задача самих террористических организаций. Названная тенденция сопряжена с оптимизацией разнообразных по характеру террористических проявлений, в том числе в различных демонстративных, пропагандистских формах, со спекуляциями террористов вокруг вопросов некоей легитимности их деятельности с расширением политико-правовых, социальных и технических возможностей развертывания обширной инфраструктуры террористических организаций, с получением поддержки определенных групп. Наконец, расширение социальной базы терроризма связано также с обращением к деятельности террористического характера лиц, не относящихся к каким-либо устойчивым террористическим организациям, экстремистским движениям. По всей видимости эта тенденция будет нарастать и во главу угла станет проблема обеспечения международной безопасности. Некоторые обозреватели считают, что с терроризмом будет связано развязывание третьей мировой войны. Это мнение теряет свою футурологическую окраску, если вспомнить о формировании международного центра терроризма, написании Бен Ладеном «Энциклопедии терроризма» и беспрецедентном террористическом акте в США 11 сентября 2001 года.
Тем не менее, взрывы в Америке и принимаемые меры борьбы с террором не должны привести к расширению социальной базы терроризма.
Опыт свидетельствует, что необходимо менятъ правовую базу борьбы с терроризмом, так как она не оправдывает себя, а лишь способствует (косвенно) развитию и эскалации терроризма; находить новые подходы к решению национальных проблем таким образом, что бы у национальных групп не возникало желание решать трудности с помощью терроризма.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солдатова Г.У. Психология межэтнических конфликтов. М., 1998.
2. Модель этнологического мониторинга. Ставропольский край. М., 2001.
3. Басецкий И.И., Легенченко Н.А. Терроризм: генезис явления и международный опыт борьбы. Мн., 2001.
Страницы: 1, 2