Методики прогнозирования межэтнических конфликтов

Методики прогнозирования межэтнических конфликтов

26

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«МЕТОДИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»

Известен тезис о том, что каждый метод есть всего лишь один из способов приближения к истине. Для достижения оптимального уровня этнопсихологического исследования необходимы не только отдельные методики, но и целостная программа - комбинация методов.

Среди основополагающих принципов конкретной методики эмпирической этнопсихологической программы можно выделить следующие:

1. Главной частью программы является блок психологических методик, адаптированных с учетом культурной специфики.

2. При подборе методик необходимо стремиться к сочетанию вербальных и невербальных техник, направленных на изучение одного и того же феномена или связи. И поэтому взаимно дополняющих друг друга.

3. Одним из главных антропологических принципов является требование проводить исследование «в поле». Следовательно, опросники должны быть доступны, наглядны и не утомительны.

Проведение эмпирических исследований в ситуациях межэтнической напряженности требует от исследователя особого отношения. Его важнейший долг - не спровоцировать дальнейший рост напряженности, не дать дополнительных поводов для роста взаимной неприязни между народами. Если исследование осуществляется на этапе конфликтной напряженности, необходимо ограничить вопросы и приемы наиболее нейтральными в эмоциональном отношении.

Этнопсихологические программы конструируются с целью изучения межэтнических отношений через отдельную личность. Данные методики дают возможность анализировать межэтнические отношения, определять уровень межэтнической напряженности и прогнозировать конфликты.

Главными элементами этнопсихологического анализа явились эмоционально-оценочные, когнитивные и поведенческие компоненты этнической идентичности.

Создание оригинальных методов исследования - очень сложный и длительный процесс. Поэтому в данной работе будут представлены только четыре оригинальные и завершенные методические разработки:

1. диагностический тест отношения;

2. методические разработки на выявление типов этнической идентичности и степени этнической толерантности;

3. методические разработки на выявление этноаффилиативных тенденций:

4. методические разработки на выявление ценностных ориентации Солдатова Г.У. Психология межэтнических конфликтов. М., 1998. С. 389. .

Кроме того представлена комплексная методика ЮНЕСКО.

Описанию перечисленных методик посвящена эта глава. Стимульный материал к трем последним разработкам подготавливался в 1989-1994 гг. группой сотрудников сектора социально-психологических проблем национальных отношений Института этнологии и антропологии РАН. Разработки прошли широкую апробацию в массовых этносоциологических исследованиях, дипломных и аспирантских работах психологического факультета МГУ.

ДТО разрабатывался для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа. Он широко используется психологами в исследовании межгрупповых и межличностных отношений. Это оригинальная модификация метода семантического дифференциала (СД). Создавая эту методику, авторы исходили из того, что особенность восприятия этнических групп по шкале «нравится - не нравится», как правило, состоит в том, что одни и те же качества, приписываемые и своей, и другой общности, могут интерпретироваться по-разному. В случае расположения этнических групп на противоположных полюсах данной шкалы, добродетель одной группы («мы - экономны, бережливы») рискует превратиться в порок другой («они - жадны, скупы»). То, что применительно к собственному народу определяется как настойчивость, твердость характера, применительно к «чужаку» может называться упрямством.

Это определило подбор шкал по следующему принципу. Из двух антонимов типа «щедрый - жадный» выбиралось только негативное качество «жадный», а в качестве противовеса - «золотая середина»: «экономный».

На основе такого принципа подбора мы как раз и получены шкалы, полюса которых различаются по эмоциональным параметрам, в то время как их смысловые значения могут расцениваться как достаточно близкие. Пары качеств выбирались из массива личностных характеристик, наиболее часто приписываемых представителям собственной и других этнических групп и рассматривались как стереотипные в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях. Учитывались их частотные характеристики (Частотный словарь русского языка, 1977), исключались метафоры, архаизмы, вульгаризмы, синонимы. Диаметральность характеристик в выделяемых парах качеств оценивали эксперты - профессиональные психологи. Для качеств каждой пары эксперты должны были найти определенную позицию на шкале «привлекательный-- непривлекательный». Данная ось оценки выступила в качестве фильтра, дифференцирующего пары признаков с наиболее расходящимися эмоциональными значениями.

Полный вариант ДТО представляет набор 20 пар качеств, размещенных на одной карточке. Второй сокращенный вариант, чаще применяемый исследователями, включает 12 пар качеств. На стандартном бланке ДТО обычно представлено 4 карточки.

Инструкция испытуемому. Оцените последовательно по предложенным характеристикам себя, «идеал», «типичного» представителя своей национальности и т.д. Оценку каждого качества вписывайте в соответствующую клетку. Качества оцениваются по 4-балльной шкале: 1 - данное качество отсутствует, 2 - качество выражено слабо, 3 - качество выражено средне, 4 - качество выражено в полной мере.

Бланк ДТО

дипломатичный

навязчивый

гордый

общительный

высокомерный

лицемерный

активный

бесхарактерный

остроумный

покладистый

ехидный

агрессивный

экономный

упрямый

находчивый

настойчивый

хитрый

жадный

темпераментный

педантичный

осторожный

аккуратный

трусливый

вспыльчивый

На карточке полюса шкал размещены по определенному принципу:

+ - + + - -

+ - + + - -

+ - + + - -

+ - + + - -

Здесь «-» соответствует негативному полюсу шкалы, а «+» - «золотой середине». В каждой строке пары качеств, например, «дипломатичный - лицемерный» соответственно представлены порядковыми номерами: 1-6; 2-4; 3-5.

ДТО позволяет измерить следующие параметры этнических стереотипов: амбивалентность, выраженность и направленность. Их количественные показатели рассматриваются как индикаторы эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа.

Амбивалентность характеризует степень эмоциональной определенности стереотипа. Высокая неопределенность и, следовательно, высокий коэффициент амбивалентности (А) будут зафиксированы в случае низкой поляризации оценок противоположных качеств каждой пары, когда респондент не отдает четкого предпочтения позитивному или негативному полюсу оценки.

Общий коэффициент амбивалентности определяется с учетом коэффициентов амбивалентности всех 20 пар как их среднее арифметическое. Знак эмоциональной определенности - «позитив» или «негатив» - можно установить на основе соответствующих коэффициентов выраженности и направленности.

Выраженность (интенсивность) стереотипа отражает силу стереотипного эффекта. Вычисление коэффициента выраженности 5" основано на подсчете числа четко поляризованных пар качеств. Коэффициент по одной паре качеств будет тем выше, чем больше расстояние между парами качеств. Подсчет коэффициента выраженности производится с учетом знака оценок. В результате этого выявляется не просто интенсивность стереотипа, но и его позитивная или негативная направленность.

Общий коэффициент выраженности данного стереотипа определяется с учетом коэффициентов выраженности всех пар качеств как их среднее арифметическое.

Направленность стереотипа характеризует знак и величину общей эмоциональной ориентации субъекта по отношению к данному объекту. Числовое значение диагностического коэффициента О близко числовому значению коэффициента выраженности, но «более чувствительно» к изменению знака стереотипа.

Подходы к интерпретации результатов, полученных на основе ДТО, могут быть дополнены вспомогательными показателями. Речь идет не об абсолютных значениях коэффициентов, а о соотносительных. Так, если требуется оценить уровень самооценки с помощью ДТО, обычно пользуются абсолютным показателем диагностического коэффициента образа «Я». Однако при одном и том же значении этого показателя у двух испытуемых уровень самооценки может быть проинтерпретирован в одном случае как высокий (в случае, если диагностический коэффициент образа «Я» равен или даже превышает аналогичный показатель для образа «Идеал»), а в другом - как очень низкий (если дистанция между диагностическими коэффициентами образов «Я» и «Идеал» будет значительной). Поэтому для анализа самооценки корректнее использовать показатель, в числовом выражении представляющий собой разность между диагностическими коэффициентами образа «Идеала» и образа «Я».

Аналогичный подход возможен и при выделении иных вспомогательных показателей, в частности, показателя этнических предпочтений. Удобной моделью системы этнических предпочтений может служить степень совпадения образов этнических групп с образом «Идеал». В числовом выражении данный показатель представлен разностью между диагностическими коэффициентами образа «Идеал» и образа типичного представителя какой-либо национальности. Проранжировав результаты сопоставления образа «Идеал» с типажами различных этнических групп, исследователь получит информацию об общей системе этнических предпочтений данного респондента.

Удобной моделью для анализа этнической идентификации и межэтнической дифференциации служит степень совпадения образа «Я» с образами различных этнических групп. В числовом выражении показатель этнической идентификации рассматривается как разность между диагностическими коэффициентами, с одной стороны, образа «Я» и, с другой, автостереотипами и гетеростереотипами. Очевидно, что чем ближе к нулю будет величина данного показателя, тем более схожи по направленности эмоционально-ценностные компоненты образа «Я» и групповых образов, а значит, тем выше уровень этнической идентификации (при сравнении с автостереотипом) и ниже уровень межэтнической дифференциации (при сравнении с гетеростереотипами). Чем более отличной от нуля будет величина данного показателя, тем более чуждой ощущает респондент ту или иную этническую группу. Важное значение, как и в других показателях, имеет его знак, то есть воспринимает ли он себя в качестве более (в случае положительного значения) или менее (при отрицательных значениях) достойного человека по сравнению с типичными представителями данной национальности. При сопоставлении образа «Я» с типажами различных этнических групп можно получить целый ряд показателей этнической идентификации, проранжировав и сопоставив которые, исследователь будет иметь информацию о том, с какой этнической группой испытуемый идентифицирует себя в наибольшей степени, а с какой - в наименьшей Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 360-368..

Главная задача методической разработки «Типы этнической идентичности» - определение тенденций трансформации этнического самосознания в условиях роста межэтнической напряженности. Одной из форм кризисных трансформаций этнической идентичности является рост этнической нетерпимости. Толерантность - нетолерантность, главная проблема межэтнических отношений в условиях роста межэтнической напряженности, явилась ключевой социально-психологической характеристикой при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности оценивалась на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении к собственной и другим этническим группам, уровня эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, степени выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности были выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, до национального фанатизма - апофеоза нетерпимости и высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам.

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений-индикаторов, интерпретирующих конец фразы: «Я такой человек, который...». Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического воздействия.

Инструкция испытуемому.

Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько ваше собственное мнение совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

БЛАНК «ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ». Я - ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ

Согласен

Скорее

согласен

В чем-то

согласен,

в чем-то нет

Скорее не

согласен

Не согласен

1. предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

2. считает, что межнациональные браки разрушают народ

3. часто ощущает превосходство людей другой национальности

4. считает, что права нации всегда выше прав человека

5. считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

6. предпочитает образ жизни только своего народа

7. обычно не скрывает своей национальности

8. считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

9. часто испытывает стыд за людей своей национальности

10. считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

11. не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

12. нередко чувствует превосходство своего народа над другими

13. любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

14. считает строго необходимым сохранять чистоту нации

15. трудно уживается с людьми своей национальности

16. считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

17. безразлично относится к своей национальной принадлежности

18. испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

19. готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

20. считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

21. часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

22. считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

23. считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

24. раздражается при близком общении с людьми других национальностей

25. всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

26. считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур

27. не уважает свой народ

28. считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

29. никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

30. считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты