Межведомственное взаимодействие по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов на муниципальном уровне
ак, идея обращенности к доступной среде, к исправлению ее качеств впервые была выдвинута К. Линчем в работе "Образ города". Интерес представляет идея о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о людях, имеющих особые потребности к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Существующие в городском пространстве барьеры могут быть ослаблены только в том случае, если чувственные критерии, потребности инвалидов удастся представить предельно ясно, сделать их открытыми. Источником формирования представлений об организации городского пространства должны быть не только специалисты, профессионалы, но и жители города, имеющие нарушения развития, предъявляющие особые требования к организации городского пространства и его объектов. Доступная среда не может находиться в рамках одного государства, она должна быть без границ, с одинаковыми правилами. Обеспечение доступности создает предпосылки для реализации потенциала инвалидов и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

В Конвенции по правам инвалидов есть термин - универсальный дизайн. При строительстве зданий уже в проект закладываются нормы, которые сделают это здание удобным, приспособленным для инвалидов, и так далее. То есть, на стадии проектирования можно в максимальной степени учитывать потребности людей, в том числе инвалидов.

Существует три уровня соответствия требованиям создания доступной среды:

- первый уровень должен обеспечивать инвалидам и физически ослабленным лицам доступность любой квартиры в здании, что предполагает устройство доступных входов в здание и внеквартирных коммуникаций;

- второй уровень должен обеспечивать, наряду с выполнением требований первого уровня приспособления жилища, доступность помещений квартиры, что предполагает устройство доступных внутриквартирных коммуникаций;

- третий уровень предполагает полное приспособление жилой среды к требованиям физически ослабленных лиц и обеспечение в жилом здании необходимого уровня обслуживания.

Под доступностью понимается не только сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана сыграть и настройка работы социальных, информационных и прочих служб под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов по поиску работы. Обеспечение доступности в наиболее популярных учебных заведениях в местах приложения труда, способствует отчужденности лиц с ограниченными возможностями от общества, улучшению условий самореализации и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение, досуг. Доступной среда должна быть повсеместно, непрерывной на значительных по площади территориях. Например, в границах микрорайона, открытые пространства, объекты приближенного и повседневного обслуживания.

Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту. Это отражается и в основных направлениях организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, которые освящаются в следующем параграфе.

1.2 Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан имеющих инвалидность и их максимальная интеграция в общество.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды. Так в Канаде привлечение к этой проблеме было начато такими людьми на колясках, как Рик Хансен, который обогнул земной шар на коляске.

Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

Сейчас за рубежом проблеме адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов и маломобильного населения уделяется большое внимание. Практический опыт формирования доступной среды жизнедеятельности стран Западной Европы, Канады, США показывает, что инвалиды при ее наличии беспрепятственно передвигаются по улицам, ездят на городском транспорте, на метро, посещают театры, музеи, кафе, библиотеки.

В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны, им уделяется первоочередное внимание и забота. Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками. Например, помочь слепым призвано т.н. "осязаемое покрытие". Это система индикаторов, рассчитанных на слепых людей, представляющая собой текстурированное покрытие на пешеходных дорожках, переходах, на железнодорожных платформах и т.д. Ощущаемая слепыми или слабовидящими людьми, скажем, при помощи белой трости текстура служит своего рода предостережением.

В американском обществе государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. В каждом доме есть два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют практически все ведомства и государственные органы, общественные организации и благотворительные союзы. Национальный институт по исследованиям в области инвалидности и реабилитации при Министерстве образования США выдает штатам гранты и поощряет исследовательскую работу по улучшению подобных устройств. Однако, несмотря на созданную систему реабилитации, в силу различных причин (экономических, социальных, политических, правовых и др.) состояние социальной реабилитации инвалидов, по мнению специалистов и зарубежных экспертов, не идеально и требует дальнейших качественных и количественных изменений.

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и в большей степени была направлена на создание доступной среды жизнедеятельности в системе учреждений стационарного специализированного социального обслуживания. То есть, развивалась как единственная и традиционная форма, характеризующаяся созданием комфортных условий для инвалидов в домах-интернатах, детских домах, специальных жилых домах для инвалидов. Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Важным направлением в рамках социальной интеграции сегодня выступает создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Это направление стало предметом многих федеральных и региональных программ, целью которых выступает планирование мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользовании жилыми, общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. Для инвалидов с различными нарушениями, особое значение имеет организация среды жизнедеятельности. Это направление стало предметом многих федеральных и региональных программ, целью которых выступает планирование мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользовании жилыми, общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать адресные районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры. Решения вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на законодательном уровне отнесено к полномочиям федеральных органов власти РФ. Региональные органы исполнительной власти имеют право принимать адресные целевые программы по создания «доступной среды» в своих субъектах.

Важную роль в обеспечении доступной среды жизнедеятельности инвалидов играют общественные организации инвалидов. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов инфраструктур города и области для пользования инвалидами и обо всех мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные организации инвалидов подразделяются: всероссийские объединения, региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские), а также некоторое количество межрегиональных объединений. В основе взаимодействия общественного объединения с государственным управлением лежит сотрудничество (или оппозиция) с органом соответствующего уровня. Общественные объединения инвалидов, имеющие региональное поле деятельности воздействие на региональные правительства и структуры, с которыми они пытаются действовать на равных позициях. Большое количество общественных объединений работает в местном масштабе, так что объектами их влияния и партнерами в сотрудничестве оказываются районные администрации, органы местного самоуправления и т.д. Их основное назначение - донести главное до государственных структур. Также, общественные объединения и организации инвалидов, вправе выдвигать по одному кандидату от каждой организации, на основе заявительного принципа, для формирования из их числа общественного совета по обеспечению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, обращаться в органы исполнительной власти города, с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами. Общественные движения инвалидов и общественные объединения инвалидов способны максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с инвалидностью. Это означает, что общественные организации инвалидов должны быть связывающим звеном между законодателями и инвалидами. Однако в России они нуждаются в научно-методологической поддержке, при которой общественные объединения становятся инструментом согласования интересов инвалидов с интересами других граждан на всех уровнях системной организации общества.

Согласно распорядительным документам, учитывать потребности людей с ограниченными физическими возможностями обязаны не только федеральные и городские власти, но и коммерческие структуры. Так, например, арендатор обязан обеспечить доступность своего объекта. Нарушители, согласно российскому законодательству, должны нести административное наказание. Ответственность и необходимость сотрудничества по формированию доступной среды определены в законодательных актах: ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», «Градостроительного Кодекса РФ», «Кодекса РФ об административной ответственности». Несмотря на это, в России по-прежнему незначительное количество зданий, улиц и транспортных средств приспособлено для людей с инвалидностью.

Существует множество инфраструктурных, физических, правовых, коммуникационных и других барьеров, препятствующих полной реализации прав инвалидов. В России социальная среда в большинстве своем не приспособлена для инвалидов. Инвалиды-колясочники без посторонней помощи не могут выйти из собственного дома, преодолеть не оборудованный подъемником лестничный пролет, перейти через дорогу, зайти в магазин. То есть, несмотря на зафиксированные меры ряд из них не находит своего практического воплощения. Например, многие объекты социальной инфраструктуры не оснащены необходимыми техническими средствами, либо не приспособлены для беспрепятственного доступа в них данной категории граждан.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается проект Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Основные вопросы по созданию доступной среды предполагается переместить на регионы и муниципалитеты, то есть приблизить решение задачи к территориям, к людям. Вопросы, сформулированные в проекте программы, затрагивают практически все структуры и все нормативные правовые акты, которые связаны с жизнедеятельностью человека. В эту работу активно включаются и субъекты Российской Федерации. Так в некоторых российских городах реализуются основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, действуют программы по формированию доступной среды, разработаны планы мероприятий по реконструкции и дооборудованию объектов социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями доступности, многие объекты оборудуются специальными техническими устройствами.

В настоящее время разработаны и утверждены региональные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, начаты работы по выполнению мероприятий, направленных на приспособление к потребностям инвалидов городской среды, зданий и сооружений социальной инфраструктуры. Например, многоплановая и интересная работа в организации работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности проводится в г. Екатеринбурге, где мэр города возглавил координационный Совет по делам инвалидов, созданный при администрации города. В состав Совета входят руководители структурных подразделений администрации города, главы администраций городских районов и представители общественных объединений инвалидов. Решения, которые принимает Совет, все органы городского самоуправления обязаны исполнять неукоснительно.

В России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предприятий - производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим - «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла - коляски с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные модели тростей и костылей.

Государственная политика, будучи основным механизмом, вносит вклад в преодоление зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. Но всех этих мер явно недостаточно, для обеспечения доступной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации должны выполнять специфические функции. Однако, отсутствие региональных законов и целевой программы по доступности к объектам социальной инфраструктуры, транспорту и информации не позволяет людям с инвалидностью на уровне муниципалитетов реализовать права, предусмотренные российским законодательством и конвенцией ООН «О правах инвалидов». Суть основных направлений организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов лежит в создании для инвалидов таких условий, чтобы по возможности отсутствовала потребность в помощи здоровых людей, чтобы они не чувствовали себя выброшенными из жизни. В связи с этим, основным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры, то есть, доступная среда - это, прежде всего, решение вопросов в правовом и организационно-управленческом поле.

Сложности в реализации принятых направлений заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Разрабатываются модельные программы интегрированного образования и занятости инвалидов, однако реальным и главным барьером на пути участия инвалидов в этих программах выступает недоступность окружающей среды. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.

Транспорт, связь, образование, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса обустройства среды жизнедеятельности инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового, обеспечения. Вместе с тем, как отмечают эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, исследованы слабо. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Рассматривая межведомственное взаимодействие муниципальных субъектов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов, необходимо отметить, что ее формирование во многом зависит от обмена информацией и мнениями между различными ведомствами. Муниципальная социальная политика формируется в рамках социальной политики государства и во взаимодействии со всеми органами власти.

Таким образом, от того, в каком направлении пойдет дальнейшее обеспечение доступной среды жизнедеятельности инвалидов будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько различные ведомства готовы к взаимодействию на всех уровнях. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт и существующие проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Глава 2. ПРАКТИКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ В Г. АБАКАНЕ

2.1 Опыт и проблемы межведомственного взаимодействия по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты