Межличностные отношения в дисфункциональной семье
p align="left">Состояние семейной тревоги обычно плохо осознается и локализуется обоими супругами. Прежде всего, это состояние обнаруживается в сомнениях, страхах и опасениях, которые касаются здоровья членов семьи, их отлучек, поздних возвращений или конфликтов, которые возникают в семье.

В основе семейной тревоги лежит, например, неуверенность жены в определенном значимом для нее аспекте семейной жизни, в чувствах мужчины или в собственной обеспеченности. В состоянии "семейной тревоги" часто возникают ощущения не подконтрольности событий в семье, беспомощность и бессилие изменить ситуацию [7, с.62].

Беспомощность существенным образом влияет на самооценку, и человек перестает себя чувствовать значимым членом семьи. Непосильное психофизическое напряжение является одним из основных переживаний любой травмы, и в семье это формируется несколькими способами:

а) для одного из членов семьи создается безвыходное положение или чрезмерное психическое напряжение. Примером может служить ситуация жены алкоголика через принятую роль главного Попустителя, который рано или поздно оказывается непосильной;

б) возникают препятствия в виде значимых чувств или удовлетворении актуальных потребностей. Например, зятю чрезвычайно тяжело прятать отношение к теще, и он прилагает огромные усилия, чтобы сдерживать свои чувства. Чем более неблагоприятными становятся обстоятельства в семье, тем больше нужно сил на подавление эмоций. Кроме того, супруги могут столкнуться с осложнением в удовлетворении потребностей, непосредственно связанных с семьей, например, личностно-эмоциональных (необходимость во взаимопонимании и сочувствие) или сексуально-эротических (при дисгармонии интимных отношений);

в) конфликт в семье возникает из-за противоречивых требований. Например, мужчина обвиняет жену в нерадивости и неумении воспитывать детей, одновременно критикуя любые попытки ее воспитательного влияния.

Важным аспектом конфликтности семьи является и наличие у партнеров состояния вины.

Вина относительно других членов семьи может достигать большой интенсивности и быть важным фактором травмы. Человек чувствует себя препятствием для окружающих, соответствующей действительности или мысленным виновником неудач. Виноватому кажется, что семья из-за него терпит неудобства. Состояние вины оказывает содействие осуществлению поводов к эмоциональному перенапряжению "оправдательных" поступков против своей воли, или возникает мотивация отхода, то есть домогательство снижаются до минимума, поступки достигают апогея, а вина целиком принимается на себя. Дальнейшее увеличение чувства вины приводит к появлению чувства полной беззащитности.

Но только семья является источником конфликтов. Даже возникая вне ее, конфликт, так или иначе, преломляется через призму семейных отношений. Так, семья может повышать готовность личности к внешним конфликтам, поддерживать, углублять конфликтное влияние или, наоборот, формировать у человека определенные эффективные способы противодействия ему.

1.3 Эмоциональные отношения в семье

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Отношения между супругами выступают главными в системе внутрисемейных отношений. Они создают семью и определяют ее тип. Именно от характера и состояния супружеских взаимоотношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи и ее воспитательные возможности [9, с.38].

Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий.

1) Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.

2) На второй стадии наступает некоторое охлаждение: образ любимого все реже всплывает в его отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности.

3) На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Теперь уже в отсутствие партнера супруг испытывает своеобразный психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову. При одном только его появлении нежность, любовь не вспыхивает. Теперь для этого необходим стимул: надо, чтобы он делал что-то приятное, доказывающее его любовь, от него требуются теперь ласки, нежные слова, подарки, какие-нибудь услуги. Это стадия привыкания.

4) Если же на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается четвертый период, когда присутствие супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности - во внешности, поведении, привычках - воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок. Человек начинает попадать под влияние отрицательной установки ("преступник").

Каждое слово, жест или поступок супруга воспринимается теперь с недоброжелательных, враждебных позиций, невинная оплошность его рассматривается как умышленное злодеяние. Но как только он - "с глаз долой", равновесие восстанавливается.

5) На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Теперь забыты все приятные слова и поступки, зато явственно выступает и вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую, бесконечную цепочку все отрицательное, совместная жизнь "теряет всякий смысл". Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями.

Влияние семьи огромно. Интересные сравнительные исследования, проведенные в бывшем СССР, а также в США и Дании. Исследователями Д. Кенделем и Г. Лессером выявлено, что демократический тип семьи имеет воспитательное влияние, а также установлено, что, например, в семье с более высоким уровнем демократизации семейных отношений значительно выше успешность детей в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, самостоятельность, бескорыстие, скромность, самокритичность. Дети из таких семей имеют лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет более социальную ценность, чем у детей из семей с низким уровнем демократизации супружеских взаимоотношений [14, с.82].

Исследование Р.М. Капраловой и А.И. Ушатикова показали, что семейные отношения имеют значительное влияние на волевое развитие ребенка в подростковом возрасте. В условиях затяжных конфликтов в семье нравственно-волевая сфера ребенка травмируется. В таких семьях было выявлено всего 13% учеников с положительно направленной и относительно развитой волей. 97% респондентов имели отклонение в направленности и степени волевого развития, в том числе 30% из них имели отрицательно направленную сильную волю и 20% - отрицательно направленную слабую волю [5, с.78].

Исследование детей из благополучных семей показало, что большинство детей имеет положительную волевую направленность.

По результатам, полученным В.А. Горшковым, у 89,4% подростков в семьях с дезорганизованными отношениями зафиксировано чувство страха, отсутствие навыков культуры общения, наблюдается озлобленность, противоречия интересов, в 58,7% респондентов - стыд за родителей.

Анализируя мотивацию обучения, показатели успешности, следует отметить, что 57,6% подростков из этих семей систематически нарушают дисциплину в школе, 63% - второгодники, 91,7% - не проявляют стойкого интереса к обучению и к общественной деятельности [5, с.79].

По данным Л.М. Сазоновой, неблагополучная семья отрицательно влияет не только на познавательную деятельность, но и на языковое развитие ребенка. Установлена также закономерность, соответственно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными к супружеской жизни [5, с.81].

И.И. Друкаров указывает, что постоянные конфликты между родителями становятся причиной детской преступности, а согласно данных, до 70-75% малолетних преступников росли в конфликтных семьях.

По данным А.Ю. Тавита, конфликтные взаимоотношения между родителями создают условия для ранних сексуальных связей у детей. Таким образом, патология семейных отношений проектирует чрезвычайно широкий спектр аномалий.

Американский социолог Э.И. Глюк, например, считает, что там, где в семье здоровая обстановка, шансы на возникновение у ребенка антисоциальных наклонностей можно определить, как 3 к 100. В тех же случаях, где домашние условия неудовлетворительные, шансы поднимаются до 98 к 100 [5, с.82]. Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что семейные отношения - сильный специфический воспитательный фактор и, в то же время, сильное ранимое место в семье.

Глава 2. Основные аспекты отношений членов семьи между собой

2.1 Отношения между супругами - функциональная и дисфункциональная семья

В самом общем виде перед решением вопросов, связанных с общением в семье необходимо достаточно четко ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья и конфликтная (дисфункциональная) семья.

Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи - родителей и детей - свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи. Например, это семья с мужчиной-отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, между старшим, средним и младшим поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям [5, с.87].

В такой семье у членов семьи постоянно наблюдаются проблемы с алкоголем; особенно у женщин, часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут отмечаться «хронические, трудно излечимые заболевания», вина за которые перекладывается на «не болеющих» членов семьи, в том числе детей.

По мнению В.Н. Дружинина (2000), большинство психологических исследований посвящено реальной семье, но с точки зрения ее отклонения от нормы, т.е. изучают в основном реальную аномальную семью. Тем не менее, кажущаяся легкость и однозначность определения отклоняющегося поведения от нормального, аномальной (дисфункциональной) семьи от нормально функционирующей, является причиной многих заблуждений и, поспешных категоричных выводов, влияющих в последствии на выбор методов работы с такой семьей [12, с.56].

Мы изучаем семью дисфункциональную, подразумевая низкое качество выполнения ею семейных функций (дисфункциональность), и состояние психологического дискомфорта (неблагополучие, включая сюда же неудовлетворенность браком), неспособность к продуктивному решению трудных жизненных ситуаций (проблемность). Большее внимание уделяется неполной по структуре семье, а точнее материнской семье. Кроме того, мы делаем акцент на особенностях семьи, в которой один или несколько ее членов больны алкоголизмом (для краткости будем называть такую семью алкогольной). Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессовые события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может жить нормально (В.Д. Москаленко, 1990).

Как известно, семья, как любая система, реализует ряд важных функций: экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую; репродуктивную; функцию воспитания детей; сексуально-эротическую; функцию духовного общения; функцию эмоциональной поддержки и принятия; рекреативную (восстановительную); функцию социальной регуляции, контроля и опеки.

Дисфункциональная семья -- это семья, в которой в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи, специфические для каждой стадии жизненного цикла (О.А. Карабанова, 2004) [7, с.84].

Факторами дисфункциональности семьи могут быть:

1. Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.

2. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы, особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

3. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

4. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

5. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитирующий образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

По мнению С.А. Беличевой (2005), чем больше число факторов задействовано, тем выше степень дисфункциональности семьи наблюдается.

Приведем признаки дисфункциональной семьи по Дж. Брадславу (1988): закрытость системы; непроницаемость или размытость границ личностей; замороженные правила и роли; вакуум интимности; секрет семьи, поддерживаемый всеми членами семьи; конфликтные взаимоотношения; абсолютизирование воли, контроля; склонность к полярности чувств и суждений; отрицание проблем и поддержание иллюзий [9, с.121].

О.А. Карабанова (2004) говорит о возможности последовательного нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду. В этом случае говорят о негармоничной семье, деструктогенной, распадающейся и распавшейся.

Члены семей прекращают выполнять ролевые обязанности и функции. Часто единство семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака. В этом случае мы можем говорить о кризисе дисфункциональности, показателем которого является изъятие ребенка из семьи или его самовольный уход из дома.

Семья становится дисфункциональной не потому, что один из ее членов оказывает отрицательное влияние на остальных. Чаще всего причина кроется в унаследованных семьей правилах. Они-то и являются источником трагедий, которые случаются в каждом поколении этой семьи. И диагноз "дисфункциональность" довольно точно объясняет причины кризиса семьи мышлением, унаследованным от предков. А правильно поставленный диагноз дает надежду на выздоровление.

2.2 Причины дисфункции в семье

На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с разнообразными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами.

Речь идет о довольно широком спектре обстоятельств, особенностях социальной среды, условиях жизнедеятельности семьи, изменениях в личности одного из супругов, которые могут усложнить функционирование семьи. Все многочисленные проблемы, которые возникают перед семьей можно условно распределить по силе и продолжительности их влияния.

Особое значение имеют при этом две группы семейных проблем. Примером первых может служить смерть одного из супругов, известие о супружеской измене, внезапные изменения в жизни и социальном статусе (например, внезапное и серьезное заболевание) [16, с.72].

Ко второй группе проблем можно отнести чрезмерные физические и психические нагрузки в быту, на производстве, сложность с решением жилищной проблемы, продолжительный и стойкий конфликт между членами семьи.

Можно привести следующую классификацию проблем, с которыми встречается семья. Выделяют два их типа: проблемы, связанные с резким изменением образа жизни семьи (жизненного стереотипа) - например, заключение брака, начало семейной жизни, рождение ребенка. И проблемы, которые связаны с кумулятивной трудностью, то есть их наложением - например, необходимость принятия решений целого ряда проблем сразу после появления в семье ребенка, а именно окончание получения образования, усвоение специальности, решение жилищной проблемы, ухода за ребенком.

Семья, которая встретилась с трудностью, в определенной мере старается противостоять ей, предупредить отрицательные следствия. Исследования свидетельствуют, что существуют довольно четкие отличия в том, как разные семьи реагируют на трудности.

В одних случаях трудности осуществляют мобилизующее, интегрирующее влияние; в других - наоборот ослабляют семью, приводят к возрастанию в ней противоречий. Причем, второе - наиболее характерно именно для молодых семей, которые являются и слабо подготовленными и не испытательными в мире семейных неурядиц [17, с.59].

Конфликты в семье - это обострения разногласий между ее членами на основе расхождения идей, взглядов, интересов, потребностей, стремлений вследствие низкого уровня этико-психологической культуры, неумения преодолевать различные трудности. Тем не менее, чаще всего конфликты в семье не имеют важных на то причин и возникают из-за мелочей.

Вот так выглядит классификация конфликтов, которые рождены неудовлетворенными потребностями:

1. конфликты, которые возникают на почве неудовлетворенной потребности в ценности и значимости своего "Я", нарушения чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения. Обиды, беспричинная критика.

2. Конфликты, психическое напряжение на основе неудовлетворенных сексуальных потребностей одного или обоих партнеров. Они могут иметь разный фундамент для возникновения: сниженная сексуальность одного из партнеров; несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания; низкий уровень осведомленности и культуры партнеров по вопросам психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность; разные болезни; значительное хроническое физическое или нервное перенапряжение одного из партнеров.

3. Психические напряжения, депрессии, конфликты, ссоры, которые имеют своим источником неудовлетворенность потребности одного или обоих партнеров в положительных эмоциях; отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания. Психологическое отчуждение партнеров.

4. Конфликты, ссоры на почве влечения одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и других гипертрофированных потребностей, которые приводят к неэкономным и неэффективным затратам денежных средств семьи.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты