Межличностные отношения в дисфункциональной семье

Межличностные отношения в дисфункциональной семье

41

Тема:

Межличностные отношения в дисфункциональной семье

План

Введение

Глава 1. Семья как социальный институт

1.1 Стадии жизненного цикла семьи

1.2 Задачи и проблемы семьи на разных стадиях

1.3 Эмоциональные отношения в семье

Глава 2. Основные аспекты отношений членов семьи между собой

2.1 Отношения между супругами - функциональная и дисфункциональная семья

2.2. Причины дисфункции в семье

2.3 Типы дисфункциональных семей

2.4 Методы исследования внутрисемейных отношений

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Семья - это сложный социальный феномен. Она является одной из древнейших естественных сообществ, связанных кровным родством. Вместе с тем это маленькая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой. В конце концов, семья - это особый социальный институт, который регулирует воспроизведение человека с помощью специальной системы ролей, норм и организационных форм.

Как правило, в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Например, американский социолог Н. Смелзер пишет: "Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общим бытом и взаимной ответственностью за воспитание детей" [4, с.72].

Известный советский исследователь семьи А. Харчев обращает внимание на связь семьи с потребностями общества. Он рассматривает семью "как исторически конкретную систему взаимоотношений между супружеством, как маленькую социальную группу, члены которой связаны брачными кровнородственными отношениями, общим бытом, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловленная потребностями общества в физическом и духовном воспроизведении населения"[11, с.53]. Семья, по мнению Н.А. Бердяева, является социальным институтом, который создан обществом для благоустройства, биологического и социального упорядочения жизни человеческого рода. Он предназначен удовлетворять потребности ее членов, и выполняет следующие функции:

а) воспитательную, которая состоит в удовлетворении потребности в отцовстве или материнстве, в общении и воспитании потомства и будущей самореализации в детях;

б) хозяйственную, которая состоит в удовлетворении материальных потребностей и содействии сохранению здоровья и восстановлению телесных сил;

в) эмоциональную, которая обнаруживается в удовлетворении потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и защите;

г) духовную, которая состоит в удовлетворении потребностей духовного роста и обогащения;

д) социального контроля, которая состоит в обеспечении выполнения общественных норм, в особенности теми ее членами, которым тяжело соотнести с ними свое поведение;

е) половую, которая обнаруживается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей.

Особенности личности членов семьи, взаимоотношений между ними или определенные условия жизни могут поднимать выполнение семьей этих функций и приводить к конфликтам, например по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Ведь семья, в сущности, представляет собой систему отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, основанную на браке и родстве, которая имеет исторически определенную организацию. Ее основными признаками являются:

а) брачные или кровнородственные связи между членами семьи;

б) общее проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Настоящее человеческое счастье дарит счастливая семья, взаимность в любви, дружба в семье. Но семейная жизнь - довольно нелегкое дело для двоих.

Современные условия, в которых находится украинская семья, характеризуются в первую очередь экономической нестабильностью, социальной незащищенностью и повышенной психологической впечатлительностью. В свою очередь это порождает ее дезорганизацию, внутренние деструктивные процессы, конфликты, и, в конце концов, ведет к распаду семьи.

Возросший интерес специалистов разных областей (социологов, психологов, педагогов) к проблеме семьи, особенно в конце XX - начале XXI века, можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в эпоху нестабильности современного общества, именно семье отводят стабилизирующую роль.

Являясь непрерывно действующим институтом, обладающим значительной инерцией во многих аспектах, имеющим тысячелетний опыт, семья оказалась наиболее устойчивой к произошедшим изменениям и экспериментам. Тем не менее, семья чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, путем изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость (С. Голод, 1997, Г. Крайг, 2000).

Необходимо изучение семьи как фактора, воздействующего на человека (Дружинин В.Н., 2000): семья может выступать как источником стресса, так и социальной поддержки. В связи с этим чрезвычайно актуальными и малоизученными являются проблемы взаимоотношений в семье и особенно в дисфункциональной семье.

Семейное неблагополучие могут вызывать как макро - так и микросредовые факторы: социальная политика и экономика общества, состав и структура семьи, уровень ее материального благополучия, а так же качество выполнения семейных функций, семейный психологический климат. Традиционно различают нормально функционирующие и дисфункциональные семьи (В. Сатир, 1992, Р. Хилл, 1948, А.Е. Личко, 1989, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999, Варга А.Я., В.В. Столин, 1986, О.А. Карабанова, 2004, Н.Н. Посысоев, И.А. Можаровская, 2004). Психологическая атмосфера дисфункциональной семьи оказывает деформирующее давление на всех ее членов.

Данная работа направлена на изучение дисфункциональной семьи, особенностей межличностных отношений в ней.

Основой исследования является отечественный подход к психологическому совладанию со стрессовыми трудными жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык, Т.Л. Крюкова, Н.Ф. Михайлова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский); теоретические основы социальной психологии и социальной психологии семьи (А.Я. Варга, В.Н. Дружинин. А.И. Захаров, С.А. Кулаков, О.А. Карабанова, В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов, Л.А. Регуш, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Д. Майерс)

Цель работы - изучение характерных особенностей межличностных отношений в дисфункциональной семье.

Предмет работы - дисфункциональная семья.

Объект - межличностные отношения в дисфункциональной семье.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

- показать значимость супружеских отношений,

- рассмотреть состояние проблемы супружеских отношений в современной научной и популярной литературе;

- дать определение функциональной и дисфункциональной семьи;

- выявить методики диагностики межличностных супружеских отношений;

- использовать один из методов психодиагностики супружеских отношений в практической деятельности.

В исследовании использовался, в основном, идеографический метод, а так же теоретический анализ социально-психологической, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы.

Работа состоит из трех разделов, каждый из которых разбит на несколько подразделов, выводов, списка использованной литературы. Общий объем работы - страниц.

Глава 1. Семья как социальный институт

1.1 Стадии жизненного цикла семьи

Каждые отношения уникальны и неповторимы в своем разнообразии, тем не менее, большинство семей, так или иначе, проходят в своем развитии определенные стадии, которые несут с собою новый опыт общения и взаимодействия. И хотя в большинстве своем эти стадии наследуют друг друга в почти хронологическом порядке (ухаживание, помолвка или общее проживание, брак, продуктивные года, которые включают рождения и воспитание детей, карьерный рост или начало собственного дела, средний возраст, пенсия и внуки), часто случаются исключение [5, с.32].

Любая стадия может начаться и закончиться внезапно или длиться долго, постепенно трансформируясь в следующую. Иногда стадии развития семьи могут смешиваться, и семья переживает их параллельно, тогда как в других случаях некоторых стадий может вообще не быть в жизненном цикле семьи. В особых ситуациях, если речь идет о втором браке, и у любого из партнеров есть дети от первого союза, стадии развития такой семьи немного другие. Тем не менее, каждая стадия приносит с собою определенную долю напряжения и тяжести, с которыми паре необходимо как-то обходиться.

Все это усложняется тем, что каждый из партнеров параллельно проживает индивидуальные жизненные стадии психологического и эмоционального развития. Индивидуальные стадии развития могут не совпадать с этапами развития семьи или отношений в паре.

Еще один нюанс состоит в том, что много важных аспектов этих процессов развития частично или полностью неосознанны, поэтому партнерам часто непросто определить и обсуждать их.

Начальный этап ухаживаний обычно имеет мало общего с реальной жизнью: люди находятся в приподнятом расположении духа, влюбленность способствует легкому взгляду на общее будущее, возможные проблемы кажутся мелкими и несущественными. Время, которое пара проводит вместе, проходит весело и беззаботно, поскольку общий круг обязанностей партнеров еще не определенный.

За ухаживаниями идет договоренность об общем проживании или браке, желание жить вместе. Пара рассматривает возможность продолжительных отношений. В этот период для любого из партнеров на первый план выходят вопросы личного и карьерного роста, размышления о том, готовы ли они иметь детей. Иногда партнеры сравнивают новые отношения с прошедшими, переосмысливают свои жизненные позиции. Пара может установить определенный баланс в отношениях, стабилизировав их согласно собственным потребностям [8, с.76].

Потом чаще наступает стадия рождения детей, что приносит с собою, с одной стороны, радость и счастье, а с другой - стрессы, частично физическое и эмоциональное напряжение.

Появление ребенка влияет на любого из партнеров по-своему, иногда абсолютно неожиданным образом. В задачи пары на этой стадии входит реорганизация общей жизни, и нужны значительные усилия, чтобы приспособиться к новому ритму жизни, найти свое место в семье, которая расширяется.

Пока ребенок растет, пара отдает ей значительно больше внимания, времени и заботы, иногда в ущерб своим отношениям. Кроме того, каждый из партнеров представляет себе модель воспитания ребенка, основанную на собственном опыте, желаниях и в соотношении со сценариями, принятыми в родительских семьях. Такая разница в мыслях по поводу воспитания детей может спровоцировать ссоры и расхождения между партнерами. Ведь до появления детей, как правило, партнеры не обсуждают в деталях процесс воспитания и часто не имеют представления о том, что думает по этому поводу каждый из них.

Другая ситуация наблюдается в бездетных семьях. Партнеры уделяют внимание друг другу и сталкиваются с рядом проблемных случаев, связанных именно с отсутствием детей. Важную роль в этом сыграет ощущение ними отличия своей модели семьи от других семей, которые имеют детей.

Так называемый период среднего возраста всегда сложный для любой семьи. На этой стадии люди обычно подводят итог всему, чего им удалось достичь за минувшие годы, и переоценивают свои жизненные цели.

Это сложный период, в особенности, если дети уже достигли подросткового возраста, поскольку паре приходится иметь дело не только со своими тревогами, но и с подростковой борьбой за независимость. А также страхами про уязвимость своего ребенка, опасностями употребления спиртного или наркотиков, рискованными сексуальными связями, а также проявлять заботу о том, чтобы подросток не попал в плохую компанию.

В современном мире подросток долгое время остается привязанным к семье, которая только увеличивает ощущение ответственности у его родителей [11, с.45].

Если дети достигают половой и социальной зрелости, они оставляют отчий дом, и родителям приходится снова перестраивать свою жизнь, фокусируясь на общении друг с другом. Часто этот период сопровождается ощущением потери, поскольку детей, о которых нужно было заботиться, уже нет рядом. Хотя для пар, которые успешно справляются с этой стадией, характерно обращение интересов на карьеру, личный рост, общение с друзьями и другие социальные инициативы.

И, в конце концов, наступает стадия, если на горизонте все чаще начинает возникать слово "пенсия". Некоторые пары с удовлетворением идут на пенсию, так как знают, что это предоставит им больше свободы, они с удовольствием занимаются внуками или любимым делом. Для других же этот период может быть депрессивным, трудным и символизировать мероприятие деятельности, полезной для общества.

Болезни и перспектива утратить партнера, который оставался рядом всю жизнь, страх смерти, - вот наиболее серьезные тревоги, которые могут одолевать пару в настоящее время. Некоторые пары с выходом на пенсию теряют смысл жизни, в особенности четко это ощущается, если выход на пенсию осуществляется не по личному желанию, а из принуждения.

Как бы там не было, на разных стадиях жизненного цикла семьи возникают свои вопросы и сложности, с которыми любая семьи старается справиться по-своему, призывая на помощь личный опыт и советы окружающих. И стадия пенсии, наверное, не более тяжелая, чем стадия воспитания ребенка, наполненная эмоциональными вспышками и повышенным уровнем напряжения в семьи.

Каждая стадия, при условии удачного развития, приносит партнерам опыт и мудрость, которыми они могут и должны поделиться, прежде всего, друг с другом, а со временем, - и со своими детьми и внуками.

1.2 Задачи и проблемы семьи на разных стадиях

В развития семьи, как и в развития человека, существует свой жизненный цикл. Ее зарождение длится от момента установления брака и до появления первого ребенка. В это время происходит психологическая адаптация мужчины и женщины к семейной жизни и друг к другу, складываются отношение между родственниками, происходит обзаведение первым имуществом и завершается приспособление к общей половой жизни.

Основными причинами семейных конфликтов в это время являются неподготовленность к общей жизни, неудовлетворенность бытом и вмешательство родственников во взаимоотношения молодого мужчины и женщины [7, с. 45].

Семья с маленькими детьми составляет центральную стадию развития. В ее состав входят несовершеннолетние дети, которые не начали самостоятельную трудовую деятельность. В это время в семье преобладает хозяйственная активность, могут возникать трудности в сочетании домашних и рабочих обязанностей. Становится актуальной необходимость сохранения эмоциональной и духовной общности. Важное место занимает воспитание детей, которые проходят через возрастные кризисы: каждый новый этап в жизни ребенка становится проверкой прочности семьи.

Семейные конфликты в этой стадии обусловлены снижением удовлетворенностью общей жизнью. К этому приводит физическая нагрузка мужчины и женщины, перенапряжение душевных сил, необходимость перестройки эмоциональных и духовных отношений. Недостаточное удовлетворение семейной жизнью обнаруживается в супружеских изменах, сексуальной дисгармонии, разочаровании в характере партнера или воспитательных неудачах.

Заключительная стадия семейной жизни начинается после того, как последний из детей начинает трудовую деятельность и создает свою семью.

В это время в семье происходят новые качественные изменения. Она утрачивает свою воспитательную функцию, попытки родителей ее продолжить наталкиваются на сопротивление детей, которые повзрослели.

Хозяйственная деятельность сводится скорее к сохранению нажитого, чем к новым накоплениям. Актуализируются проблемы здоровья, поэтому все большее значение приобретает отдых.

Типичным является необходимость принимать участие в домашней работе и уходе за младшим поколением. При этом нередко дети перекладывают заботы о воспитании уже своих детей на родителей и прародителей. Этим порождается много конфликтов. Позже это увеличивается выходом на пенсию, сужением круга возможностей самореализации, снижением самооценки.

В основе любого конфликта, возникающего на любом этапе жизни семьи, по мнению видного французского мыслителя Г. Маркузе, стоит вопрос о власти, о том, кто будет доминировать в браке, который и приводит к психической травме его участников [18, с.77].

Семья, как и внешние экстремальные ситуации, может быть источником травмы и вызывать у ее членов тяжелые психические переживания.

В структуре семейной травмы центральное место занимают тяжелые эмоциональные переживания, которые провоцируют служебные, трудовые или учебные взаимоотношения пострадавшего. При этом именно роль семейного конфликта является ведущей.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семейный конфликт порождает психические переживания, которые могут выражаться разными состояниями.

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности возникает в результате фрустрации из-за резкого расхождения ожиданий в отношении семьи и соответствующей действительности. Если эти несоответствия осознаются, то человек открыто признается, что семейные отношения его не устраивают и не выдерживают даже минимальных требований. Немедленно разойтись, как правило, мешают важные, психологически понятные обстоятельства.

Глобальная неудовлетворенность может провоцировать возникновение агрессивных действий. Но если фрустрация осознается недостаточно, то супруги могут говорить об относительной приемлемости семейной жизни, а неудовлетворенность проявлять косвенным образом:

а) в жалобах на монотонность, скуку, бесцветность жизни, отсутствие радости или ностальгических воспоминаний о холостой жизни,

б) в многочисленных нареканиях на разные частные стороны семейной жизни и

в) в особых феноменах жизни семьи, которые называются "каплей дегтя", если второстепенная проблема разрастается до несоответствующих размеров, что серьезно снижает удовлетворенность мужчины и женщины семейными отношениями; нарастает фрустрация, одного или обоих членов семьи, они утверждают, что стали "нервными" в силу каких-то частных повседневных обстоятельств, появляются эмоциональные взрывы, например, если неожиданно открывается возможность «начать все с начала» [7, с. 86].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты