Молодёжная политика с анализом безработицы в Ростовской области (2010 год)
сугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации [63, с.59].

Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:

содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества [63, с.59].

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;

приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;

преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

1.2 Основные направления государственной молодежной политики в области занятости

Проблема перехода от учебы к профессиональному обучению и к труду является ключевой, определяющей для молодежи как социальной группы. Получение профессиональной квалификации и рабочего места наряду с созданием своей семьи являются важнейшими социальными функциями, реализуемыми в молодом возрасте; с решением этих задач человек может действительно считаться взрослым и зрелым членом общества.

С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.

В Указе Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте.

В "Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 года, которые официально действуют до настоящего времени обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно.

Оно включает в себя обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых людей на труд. В качестве основных направлений в области государственной молодежной политики в данном документе указаны:

учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий в предоставлении услуг по трудоустройству и приеме на работу молодежи, профессиональном обучении, повышении квалификации и переподготовке молодых работников;

установлении квот для приема на работу молодежи из числа социально незащищенных категорий и закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по квотированию;

осуществление мер, облегчающих переход от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, организации общественных работ [33, с.66].

Аналогичные и дополнительные меры указаны также в Законе Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга" от 17.03.1998 г., № 28-6, в котором гарантиям занятости молодежи посвящена четвертая статья.

Механизмы реализации этих положений состоят в разработке и реализации целевых программ на основе докладов о положении молодежи, в которых должен содержаться анализ состояния жизненных условий и социальных проблем молодежи, ценностных ориентаций, интересов и потребностей, а также анализ эффективности молодежной политики, предложения по необходимым изменениям социальных стандартов и нормативов.

Сейчас действуют федеральная целевая программа "Молодежь России (2008-2010 годы)", утверждённая постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2006 г. №1015 и свыше 50 подобных региональных молодежных программ.

Программа выполняется в 2008-2010 годах поэтапно.

На первом этапе (2008-2009 годы) проводилось нормативно-методическое обеспечение органов государственной власти, разработка современных технологий работы социальных служб органов по делам молодежи, поддержка различных форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития подростков и молодежи, воспитание у молодежи гражданско-патриотической позиции, подготовка молодежи к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении; создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях.

На втором этапе (2009-2010 годы) реализуются следующие мероприятия:

внедрение новых технологий в работу социальных служб, клубов для молодежи и подростков;

разработка в субъектах Российской Федерации механизма решения жилищных проблем молодых семей;

создание условий для развития системы занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;

создание рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; повышение деловой активности молодежи.

Задачи Программы:

1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Реализация федеральной целевой программы "Молодежь России" на среднесрочную перспективу должна осуществляться по двум взаимодополняющим направлениям.

Первое должно определить: что получит молодежь - каждый конкретный молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет - за годы реализации государственных мер.

И второе: что получит государство и общество в целом.

1. Возможность для каждого молодого человека быть успешным, то есть включенным в активную социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, интеграцию в международные программы (объект программы - молодежь).

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы России в молодом гражданине-патриоте, труженике-профессионале, творце, здоровом физически и духовно молодом человеке (объект программы - интересы общества).

Первая цель определяет ряд задач новой программы:

создание и развитие правовых и организационных условий для обеспечения равных прав молодых людей на образование, получение профессии и работы, творческое развитие и занятия по интересам;

поддержка и развитие сети учреждений сферы государственной молодежной политики, ресурсных центров по работе с молодежью, молодежных общественных объединений;

адресная поддержка различных групп молодежи;

развитие системы государственной поддержки, становления и укрепления молодых семей в решении нравственных и социальных проблем для улучшения демографической ситуации в России;

поддержка общественных институтов молодежной политики (органов ученического и студенческого самоуправления, молодежных парламентов и общественных молодежных палат);

создание условий для интеграции российской молодежи в международную жизнь.

Вторая цель предусматривает реализацию следующего блока задач:

развитие мер по реализации государственной молодежной политики, направленной на успешную социализацию молодежи, достижение консолидации общества, патриотическое и гражданское воспитание, формирование толерантности у молодежи;

осуществление системного государственного влияния на поддержку различных категорий молодежи (учащейся, работающей, сельской, творческой, безработной, инвалидов, молодых ученых, молодые ветераны-участники локальных боевых действий, молодых семей и т.д.);

повышение роли и ответственности средств массовой информации в воспитании молодежи, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному и физическому здоровью подрастающего поколения;

создание общероссийской системы молодежных медиа-информационных ресурсов позитивного действия (направленных на молодежь и при участии молодежи);

содействие социальной адаптации молодежи;

формирование культуры безопасности и навыков здорового образа жизни, первичной профилактики вредных привычек;

создание системы подготовки и переподготовки кадров, а также научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;

создание на федеральном и региональном уровнях консолидированной системы управления государственной молодежной политикой, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;

усиление роли негосударственной составляющей в реализации государственной молодежной политики, активизация институтов гражданского общества;

развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи;

профилактика асоциального поведения и экстремизма;

социальная защита молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Социально-экономическими итогами реализации ГМП должны стать: улучшение демографической ситуации, создание достоверных каналов информации для молодежи, возвращение доверия к ценностям российского общества, уменьшение криминогенности и потребления наркотиков, алкоголя в молодежной среде, рост общественной активности молодежи; улучшение качества жизни молодых семей, сокращение безработицы среди молодежи [21].

II. Анализ опыта реализации основ государственной молодежной политики в Ростовской области

2.1 Анализ безработицы среди молодежи в Ростовской области

2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы [16, с.4].

Экономический кризис затронул экономики всех стран мира.

Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала.

При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы.

По данным Минэкономразвития, в 2008 году количество безработных в России повысилось до 5 млн. человек, достигнув 6,6% экономически активного населения. За год число не имеющих работы граждан увеличилось более чем на 750 тысяч человек [16, с.4]. Однако сведения властей нельзя назвать точными, считает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.

"Многие предприятия сокращают штаты без положенного уведомления чиновников за два месяца до начала увольнений", - подчеркивает он. При этом часто людей вынуждают уходить по "собственному желанию" [Цит. по: 19, с.4].

"Большое количество граждан, потеряв работу, не обращается в службы занятости, поскольку проживает далеко от регионов прописки", - отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов [Цит. по: 19, с.4].

Не учитывает официальная статистика и иммигрантов, многие из которых являются нелегальными.

Эксперты обращают внимание, что на протяжении десяти последних лет спрос на рабочую силу в России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический рост остановился. Открылось лавинообразное падение на фондовом рынке, где потери составили 76% [16, с.4].

Осенью 2008 года начались массовые увольнения.

Сокращения быстро перешли из финансовой, торговой и управленческой сфер в сектор реального производства. Наиболее ощутимые потери во второй части 2008 года понесла строительная отрасль. Пострадала добывающая, обрабатывающая и автомобильная промышленность. Согласно оценке ЦЭИ ИГСО в ноябре-декабре количество безработных увеличивалось на 3-5% еженедельно [16, с.4].

Безработных в стране становится все больше. По данным Министерства здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) по состоянию на 25 марта 2009 года, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 2 млн. 164,7 тысяч человек. При этом всего за неделю с 19 по 25 марта 2009 года, рост численности безработных составил 1,5% [16, с.4].

Министерство получило информацию о высвобождении работников 29 тыс.350 организаций из всех субъектах РФ.

В течение девяти месяцев 2008 года ситуация на рынке труда Ростовской области оставалась стабильной. Численность занятого населения с начала года увеличилась на 13,1 тыс. человек и составила на 1 октября 2008 года 1924,6 тыс. человек.

На 1 октября 2008 года на учете состояло 22,9 тыс. безработных граждан - на 15,8 процента меньше, чем на начало 2008 года, уровень регистрируемой безработицы составлял 1,0 процента от численности ЭАН (1,2 процента) (в среднем по Российской Федерации - 1,7 процента).

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило к началу октября 48,4 тыс. единиц. Напряженность рынка труда, характеризующаяся числом зарегистрированных незанятых граждан в расчете на 1 вакансию, составляла 0,5 человека.

Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, в среднем за год снизился с 7,5 до 6,6 процента от численности ЭАН.

Начиная с IV квартала 2008 года в экономике Ростовской области наметился ряд негативных факторов, замедляющих темпы социально-экономического развития. В октябре по сравнению с июлем 2008 года темпы роста объемов промышленного производства замедлились с 112,1 до 110,8 процента, объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - с 117,0 до 110,6 процента, производства продукции сельского хозяйства - с 157,0 до 143,0 процента.

В ноябре 2008 года произошло дальнейшее замедление темпов роста производства в основных отраслях промышленности. Впервые за последние годы динамика промышленного производства в области сократилась на 14,1 процента по сравнению с ноябрем 2007 года, в том числе в металлургическом производстве спад составил 21,1 процента.

По итогам года наблюдалось замедление темпов роста розничного товарооборота, на конец года прекратили деятельность 339 предприятий розничной торговли.

Индекс потребительских цен вырос в декабре 2008 года по сравнению с ноябрем на 0,3 процентных пункта и составил 114,4 процента.

По состоянию на 1 января 2009 года задолженность по заработной плате выросла по сравнению с октябрем 2008 года с 20,5 млн. рублей до 55,0 млн. рублей.

За январь - октябрь численность работающих на предприятиях энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности сократилась на 2935 человек.

Усилились процессы высвобождения рабочей силы, сократилась потребность в работниках организаций и предприятий области, что связано не только с сезонным снижением спроса на рабочую силу, но и с приостановкой приема работников на ряде крупных предприятий области, таких как: Агропромышленная группа компаний "Юг Руси", ОАО "Десятый подшипниковый завод", ОАО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ООО "ТагАЗ", ОАО "Российские железные дороги" - филиал "Ростовский электровозоремонтный завод им. В.И. Ленина", ОАО "Моряк" и других ведущих предприятиях.

На 1 января 2009 года в областном банке вакансий имелось 20,9 тыс. заявок, что на 12,1 тыс. меньше, чем на 1 января 2008 года. Из них 14,8 тыс., или 70,8 процента, - по рабочим профессиям (2007 год - 77,7 процента). Наибольшее снижение потребности отмечалось в видах деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, оптовая и розничная торговля, образование, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, гостиницы и рестораны.

Под влиянием кризисных явлений в экономике области претерпела определенные изменения ситуация на рынке труда. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в декабре 2008 года увеличилась по сравнению с ноябрем на 1,4 тыс. человек и составила 135,9 тыс. человек.

Снижение потребности в кадрах, высвобождение работников, внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части определения размеров пособия для граждан, уволенных по собственному желанию, обусловили рост численности зарегистрированных безработных - с 22,9 тыс. человек на начало октября 2008 года до 28,4 тыс. человек на начало января 2009 года. Уровень регистрируемой безработицы вырос соответственно с 1,0 до 1,3 процента от численности ЭАН. Кроме того, на рост безработицы повлияло повышение максимального размера пособия по безработице с 1 января 2009 года до 4900 рублей в месяц и увеличение числа обращений в службу занятости граждан, длительно (свыше 1 года) не работавших. В общей численности зарегистрированных безработных за период октябрь 2008 года - февраль 2009 года их доля достигала 29,0 процента.

Напряженность регистрируемого рынка труда увеличилась к концу 2008 года до 1,4 человека на 1 вакансию (на 1 января 2008 года - 0,9 человека).

В 2009 году ситуация на рынке туда оставалась сложной . На 1 июля 2009 года численность зарегистрированных безработных составила 37,7 тыс. человек, что на 32,7 процента выше, чем на начало года. Количество заявленных вакансий составила 24,5 тыс. единиц. Напряженность на рынке труда выросла по сравнению с началом года с 1,4 до 1,7 человека на 1 вакансию.

Администрацией Ростовской Области от 06.07. 2009 № 322 была принята ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год».

Основная цель - сохранение стабильной ситуации на рынке труда.

Основные задачи - содействие в реализации прав граждан на достойный труд.

Программы -обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики;

содействие развитию кадрового потенциала;

повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан;

обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы.

Всего в 2010 году на реализацию Программы было заложено - 1493357,3 тыс. рублей из средств областного бюджета, поступивших в виде субвенции бюджету Ростовской области из федерального бюджета.

Программно-целевой метод представляется наиболее целесообразным и эффективным способом осуществления данных мер для последующей стабилизации рынка труда области.

Кроме того, необходимость реализации указанных мер на основе программно-целевого метода определяется статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 и положениями Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 1193-р.

В 2010 году в развитии Ростовской области, по прогнозу , будут преобладать положительные тенденции: рост валового регионального продукта составит по отношению к 2009 году 101,0 процента, совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами по полному кругу предприятий, - 100,7 процента, производство продукции сельского хозяйства - 101,3 процента, оборот розничной торговли - 103,3 процента. Прогнозируется рост численности граждан, занятых в экономике, на 2,2 тыс. человек в среднем за год, уровень регистрируемой безработицы к концу 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизится с 1,8 до 1,6 процента от численности ЭАН.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты